Сделай Сам Свою Работу на 5

Лабораторная работа №3. Формальная организация простого предложения





Л.В. Попова

 

Лабораторные работы по синтаксису русского языка

(словосочетание и простое предложение)

 

Учебно-методические рекомендации

 

Архангельск

Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова


Печатается по решению

редакционно-издательского

совета Поморского

государственного университета

им. М.В. Ломоносова

 

Автор: Л.В. Попова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка

 

Рецензенты: О.И. Воробьева, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка;

А.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии

 

В учебно-методических рекомендациях представлены разработки лабораторных занятий и контрольной работы по синтаксису словосочетания и простого предложения, а также схемы разбора словосочетания и предложения.

Рекомендации предназначены студентам филологического факультета для аудиторной и самостоятельной работы.

 

 

© Поморский государственный университет

имени М.В. Ломоносова, 2001


Оглавление

 

Лабораторная работа 1. Словосочетание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3



Лабораторная работа 2. Простое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Лабораторная работа 3. Формальная организация простого предложения. . .8

Лабораторная работа 4. Односоставные глагольные предложения. . . . . . . . 11

Лабораторная работа 5. Номинативные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Контрольная работа по теме “Словосочетание и простое предложение”. . . 21

Приложение I. План характеристики словосочетания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Приложение II. План характеристики простого предложения. . . . . . . . . . .. . 23

Приложение III. Примерный образец характеристики простого

предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Приложение IV. Примерный образец характеристики словосочетания . . . . .26

 


 

 

Лабораторная работа №1. Словосочетание

 

Цель: выяснить структурно-семантические свойства словосочетания /СС/; научиться отличать СС от других сочетаний слов.

 

Теоретический минимум

1. Понятие СС. Основные признаки СС.



2. Классификация СС по главному слову.

3. Грамматическая форма и грамматическое значение СС.

4. Способы и средства связи слов в СС.

5. Отличие цельных СС от свободных и фразеологических.

6. Соотношение простых и сложных СС.

7. Сочетание слов, не являющихся СС в терминологическом значении слова.

 

Список литературы

1. Современный русский язык. В 3-х т. Синтаксис. Пунктуация / В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. М., 1981, т.3, с. 38-60.

2. Современный русский язык / Под. ред. В.А.Белошапковой. М., 1981, с. 402-406.

3. Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. М., 1966, с. 64-72.

4. Русская грамматика. В 2-х т. М., 1982, т. II, §§ 1881-1889.

 

Задания

А. 1. Обозначьте графически связь слов в каждом СС. На основании каких свойств одно из слов является главным?

2. По характеру главного слова определите лексико-грамматический тип СС.

3. Определите структурно-грамматическую модель СС (например, "прил. + сущ.", "гл. + сущ. в В.п." и т.д.).

4. Что обозначает и какую роль играет зависимый компонент СС по отношению к главному компоненту?

5. Установите частное грамматическое значение СС, т.е. его семантическую модель (например, "действие и его цель", "предмет и его признак").

6. Установите общее грамматическое значение каждого СС, т.е. смысловые отношения между его компонентами (объектные, атрибутивные и т.д.).

Б. 1. Из данного предложения выделите все СС, сложные СС разложите на простые. Обозначьте графически связь в каждом.

2. Определите тип комбинации в сложных СС (соподчинение, последовательное подчинение).

3. Определите начальную форму простых СС. Противопоставьте ей другие формы данного СС (в его возможностях).



4. Что Вы понимаете под "парадигмой СС"?

5. Проанализируйте, соответствует ли порядок компонентов в СС, взятом из предложения, обычному порядку вне предложения.

6. Установите, как и с помощью чего связаны слова в каждом СС, есть ли вариативные связи.

7. Определите синтаксическую роль каждого компонента СС в составе предложения. Отметьте несвободные (цельные) СС, если они есть. Почему они являются синтаксически несвободными?

В. 1. Найдите в данном предложении сочетания слов, не являющиеся СС, и определите их статус.

 

Вариант 1

 

А. Шарф из мохера, удивительно легко, засыпанный песком, кое-что новое, вопреки неудачам, испугался за сына, заинтересованный фактом, буду стараться, два товарища, почти рядом, позвонить в редакцию, готовый помочь, просторы Волги.

Б. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами... (М.Горький).

 

Вариант 2

 

А. Первый снег, румяный от мороза, румяные щечки, три дороги, вблизи озера, возможность уехать, решение найдено, кто-то из нас, убитый горем, начинает ходить, петь громко, жить в деревне, кормить ребенка, улица в Москве.

Б. Нам уже недолго слушать хруст снегов и вьюги вой (Л.Татьяничева).

 

Вариант 3

 

А. Певец с запада, писать письмо, выразительно читать, рассказ Чехова, одни неприятности, кое-кто из приглашенных, нагибаясь на ходу, созданный мною, дом в два этажа, журнал, а не газета, заинтересованный в успехе, бледный лицом, сел обедать.

Б. Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца (Л.Толстой).

 

Вариант 4

 

А. Телеграмма от понедельника, ковер из шерсти, прелестный ребенок, прикрытый плащом, побледневший от гнева, менее удачливый, в области культуры, обменяться сувенирами, горько плачущий, расстроенный из-за неудачи, письмо отправлено, цвета хаки, шум Парижа.

Б. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы... (М.Горький).

 

Вариант 5

 

А. Всегда приветливая, дощатый забор, слепой от ревности, через реку, читая книгу, девушка моей мечты, названный нами, три года, смеяться вопреки настроению, самый близкий, продолжает говорить, вырезать по дереву, носки из шерсти.

Б. В иных местах даже в полдень было пасмурно от старых ив (К.Паустовский).

 

Вариант 6

 

А. Туфли с пряжкой, очень рискованно, лишь сегодня, увитая плющом, смутились из-за намека, сад был за домом, просто знакомый, прождать час, с двумя друзьями, березовая роща, на другом берегу, сестра постарше, край города, склонный фантазировать.

Б. В дыму стоял Степка и большой зазубренной ложкой мешал в котле (А.Чехов).

 

Лабораторная работа №2. Простое предложение

 

Цель: выявить основные признаки предложения; научиться выделять грамматическую основу предложения; научиться определять общее и частное грамматическое значение предложения.

 

Теоретический минимум

1. Простое предложение /ПП/ как синтаксическая единица.

2. Основные признаки ПП.

3. Грамматическое значение ПП (общее и частное).

4. Предикативность, средства ее выражения.

 

Список литературы

1. Русская грамматика. В 2-х т. М., 1982, т. II, §§ 1892-1896.

2. Современный русский язык / Под. ред. В.А.Белошапковой. М., 1981, с. 448-452, 462-465, 454-470.

 

Задания

А. 1. В каждом ПП выделите сочетание слов (слово), выражающее факт действительности, утверждаемый или отрицаемый; связанный с протеканием во времени или возможный, желательный, долженствующий быть, необходимый относительно какого-либо лица, предмета, другого действия или состояния.

2. Выделите грамматическую основу, опираясь на вышеуказанные семантические признаки, а также учитывая грамматические признаки ее компонентов. Что это за грамматические признаки?

3. Установите частное грамматическое значение каждого ПП (например, "деятель и действие", "предмет и его предикативный признак" и т.п.).

Б. 1. Установите общее грамматическое значение каждого ПП, т.е. его предикативность (модальность, темпоральность, персональность).

2. Определите показатели реальной или ирреальной модальности.

3. Определите синтаксическое время в каждом предложении. С помощью каких средств оно выражается? Всегда ли оно связано с морфологическим временем глагола?

4. Определите синтаксическое лицо в каждом ПП. С помощью каких средств оно выражается?

В. 1. Определите тип каждого ПП по способу выражения предикативности (двусоставное, односоставное).

2. Как выражается предикативность в предложении, в котором нет слов в форме наклонения?

 

Вариант 1

 

1. И будет январь и луна и окна с двойным позументом ...(С.Есенин). 2. Чужую беду руками разведу, а своей ладу не дам (Посл.). 3. Пахнет березовым дымом (К.Паустовский). 4. Пойдемте же, Иван Никифорович! (Н.Гоголь) 5. Пусть он его отправит в какой-нибудь детский дом (В.Катаев). 6. Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла! (А.Блок). 7. Логики в нашей жизни нет, вот что! (А.Чехов). 8. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына полка считаюсь (В.Катаев). 9. Развела тебе в стакане горстку жженых волос. Чтоб не елось, не пелось, не пилось, не спалось (М.Цветаева). 10. - Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, <...> - сказала Маргарита (М.Булгаков). 11. На стволе корявой ели муравьиное шоссе (А.Ахматова). 12. [Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят без умолку и не утомляются.] Они без конца бы ходили по белому свету (А.Чехов).

 

Вариант 2

 

1. И должен ни единой долькой не отступаться от лица... (Б.Пастернак). 2. Говорят, что завтра я стану знаменитый русский поэт (С.Есенин). 3. Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта (С.Есенин). 4. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... (М.Лермонтов). 5. Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче - гранитные плиты (В.Высоцкий). 6. Было грустно и в весеннем воздухе, и на потемневшем небе, и в вагоне (А.Чехов). 7. Где нам столковаться! Вы - другой народ! Мне - в апреле двадцать, вам - тридцатый год (Э.Багрицкий). 8. Тебе бы писателем быть... [Фантазия у тебя богатая] (М.Булгаков). 9. Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед (М.Булгаков). 10. Чтоб дружочку не жилось без меня... (М.Цветаева). 11. Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает! (А.Ахматова). 12. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва (В.Маяковский).

 

Вариант 3

 

1. Ноябрь, сырая полночь (И.Бунин). 2. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, и Русь все также будет жить, плясать и плакать под забором (С.Есенин). 3. Без философии можно обойтись в жизни. Но без юмора живут только глупые (М.Пришвин) 4. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать (С.Есенин). 5. Заболей он, упади, умри - никто даже не оглянется (Н.Г.Гарин-Михайловский). 6. Пусть наше сердце не замрет, не задрожит рука (М.Исаковский). 7. Из дома выходить для нее было наказанием (И.Гончаров). 8. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев). 9. Ни с кем сравнить тебя нельзя: сама ты по себе (И.Северянин). 10. Без тебя бы мы никак не догадались об этом (М.Булгаков). 11. Хватит болтать и прикидываться! (М.Шолохов). 12. А самое лучшее лекарство - посечь бы (Ф.Сологуб).

 

Вариант 4

 

1. Как бы ты не простудилась тут... (А.Чехов) 2. Раз он ему и скажи... (М.Лермонтов). 3. На чужой роток не накинешь платок (Посл.). 4. Месяц задумчивый, полночь глубокая (И.Бунин). 5. Изучайте азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины (И.Павлов). 6. На забитых станционных путях один за другим заревели паровозы (К.Симонов). 7. У нас любят и охраняют птиц (И.Сурков). 8. Пестрые звери за крепкой решеткой будут рычать и пугаться бича (Н.Гумилев). 9. Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости (А.Чехов). 10. Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу (С.Есенин). 11. Их заглушало глухое и грозное "ура" (К.Паустовский). 12. Вот бы тяпнуть за пролетарскую мозолистую ногу (М.Булгаков).

 

Вариант 5

 

1. Звени, золотая, шуми, золотая, моя золотая тайга! (А.Прокофьев). 2. Кругом степь, да степь (И.Бунин). 3. Саша и Маша не представляли собой ничего особенного (А.Чехов). 4. Хоть бы совесть мучала, и того нет (Н.Помяловский). 5. Хорошо с любимой в поле затеряться (С.Есенин). 6. Не вынуть этой пули (М.Цветаева). 7. Я вам всегда буду котелки чистить, воду носить... (В.Катаев). 8. Ты бы лучше чего в дорогу мне собрала, чем так-то (М.Замятин). 9. Не было ни одного облачка (А.Чехов). 10. Небо этого дня ясное (В.Высоцкий). 11. Я бы строить дом пошел - пусть меня научат (В.Маяковский). 12. Маргарите уже было знакомо ощущение полета (М.Булгаков).

 

Вариант 6

 

1. Полно, степь моя, спать беспробудно! (И.Никитин). 2. Склоны гор, сады и минарет (И.Бунин). 3. Хвалы приманчивы - как их не пожелать (И.Крылов). 4. За окном стояла глубокая ночь (В.Тендряков). 5. И песням нет числа! (А.Блок). 6. Полечился бы ты, Тимоша, ей богу... (Е.Замятин). 7. Твой взгляд - да будет тверд и ясен (А.Блок). 8. Преодолеть смущение Давыдову оказалось нелегко (М.Шолохов). 9. Разлюбили. Забыли. Так однажды забыли, будто двери забили и окна забили (Ю.Левитанский). 10. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться (И.Тургенев). 11. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (В.Маяковский). 12. А ты скитайся, разъезжай, сам при себе, один (А.Твардовский). 13. "Завтра в город еду. Лекцию читать" (Е.Воробьев).

 

 

Лабораторная работа №3. Формальная организация простого предложения

 

Цель: уяснить роль грамматической основы предложения; научиться определять минимальную и расширенную структурную схему предложения; научиться различать грамматические формы предложения, а также его регулярные реализации.

 

Теоретический минимум

1. Грамматическая основа как структурно-семантический минимум предложения.

2. Сравните содержание терминов "грамматическая основа" и "структурная схема". Что общего в этих терминах?

3. В чем различие между минимальной и расширенной структурной схемой?

4. Парадигма предложения как система его грамматических форм.

5. Понятие регулярной реализации структурной схемы предложения как конситуативно не обусловленных формальных видоизменений предложения.

 

Список литературы

1. Русская грамматика. В 2-х т. М., 1982, т. II, §§ 1908-1914, 1917-1951, 1952-1959.

2. Современный русский язык / Под. ред. В.А.Белошапковой. М., 1981, с. 448-452, 462-465, 454-470.

 

Задания

А. 1. Выделите грамматическую основу предложений. Аргументируйте ответ.

2. Определите минимальные и расширенные структурные схемы предложений. Проследите, на каком уровне - минимальной или расширенной схемы - реализуется предикативный и номинативный минимум предложения.

3. Выделите расширители структурной схемы предложения и определите их тип (субъектные, объектные, адвербиальные). Чем вызвано расширение структурной схемы (требованием заполняющей ее лексики или является обязательным условием образования данного типа предложений)?

Б. 1. Составьте парадигмы предложений. Чем объясняется неполнота парадигмы (структурной схемой или особенностями лексического наполнения предложения)?

В. 1. Образуйте все возможные регулярные реализации следующих предложений.

 

Вариант 1

 

А. 1. Казалось, их лица ожидали конца мира и чьего-то прихода (В.Хлебников). 2. Да, вообще с этой весной вам повезло (А.Солженицын). 3. Давыдов лежал на животе и жевал соломинку (А.Чехов). 4. Минуло больше двадцати лет, а меня душит запахом больницы, в особенности хлороформом (В.Астафьев). 5. В Москве меня не прописывали (Ю.Левитанский). 6. Там удушливо пахнет смоляной гарью (А.Куприн). 7. Нет конца лесным тропинкам (А.Блок). 8. Еще нам плакать и смеяться, но не смиряться, не смиряться (Б.Окуджава). 9. Теперь улыбки кроткой не видеть зеркалам (А.Ахматова). 10. По ночам он выходил на опушку рощи и глядел на дорогу (Э.Казакевич).

Б. 1. Не разжать без боли рук и не двинуть рукой (В.Распутин). 2. Вот опять окно, где опять не спят... (М.Цветаева). 3. Да будет так же жизнь свежа! (Б.Пастернак). 4. Большое озеро как блюдо (Б.Пастернак).

В. 1. Политехнический - моя Россия (А.Вознесенский). 2. Стали звезды и круглее и добрее (Б.Окуджава). 3. Друзья мои в радостной панике (А.Вознесенский).

 

Вариант 2

 

А. 1. Но занятому делом Леонтьеву было сейчас тяжелее всех (Г.Бакланов) 2. Август стоял жаркий и безветренный (К.Паустовский). 3. Топлива с собой не взяли, рассчитывая на плавник где-нибудь на берегу (В.Обручев). 4. Мне не надо ожиданий у постылого окна... (А.Ахматова). 5. Турбину шел двадцать четвертый год (И.Бунин). 6. Как вам не стыдно верить нелепости?! (В.Маяковский). 7. Волнующе пахнет жасмином плетневый его палисад (С.Есенин). 8. Вдали, вдали звенело, гасло, уходило и отделялось от земли (А.Блок). 9. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... (М.Лермонтов). 10. Далеко позади остались и море, и матово синевшие горы (В.Песков).

Б. 1. Вон - павловцы, вон - гренадеры (А.Блок). 2. Пронзан солнцем лес насквозь (Б.Пастернак). 3. ... И я опять иди к этим светлостям? Ну нет (М.Булгаков). 4. Судьбы в землю не заямить (Б.Пастернак).

В. 1. Он лежал посреди страны (А.Вознесенский). 2. Время - вещь необычайно длинная (В.Маяковский). 3. Курить - здоровью вредить (Посл.).

 

Вариант 3

 

А. 1. Осень <...> была очень плохой - дождливой, холодной, гриппозной (Ю.Домбровский). 2. Пете уже разрешали гулять возле дома (В.Катаев). 3. Нет правды на земле, но правды нет и выше (А.Пушкин). 4. Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным страхом (А.Куприн). 5. Снега покрыли гладкие равнины (М.Кузьмин). 6. Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С.Есенин). 7. В морозном воздухе нежно пахнет лесом (Ю.Казаков). 8. Сколько помню себя - помню очереди. Всей семьей стояли, по очереди (Ю.Левитанский). 9. Кругом стояла кромешная темнота (Э.Казакевич). 10. Прикрыть людей огнем! (Г.Бакланов).

Б. 1. По пескам антилоп никак не догнать (Ч.Айтматов). 2. Вот мраморная, изрытая временем львиная голова, точащая из пасти в плоскую чашу тонкую серебряную нить воды (А.Куприн). 3. [Он больше без меня не мог:] пускай позор, пускай острог... (А.Ахматова). 4. Доктора говорят, что баня для здоровья нехорошо (А.Чехов).

В. 1. Мело, мело по всей земле, во все пределы (Б.Пастернак). 2. Самоубийство - бороться с дрянью. Самоубийство - мириться с ними (А.Вознесенский). 3. Я помню, любимая, помню, сиянье твоих волос (С.Есенин).

 

Вариант 4

 

А. 1. В саду ночью ветром посбивало все яблоки (А.Чехов). 2. Рассеивается пыль, в воздухе крики и стоны (Ю.Тынянов). 3. Ружья нельзя кидать, беспорядок будет (И.Бунин). 4. Лагуна отделена от моря двухъярусным валом (В.Арсеньев). 5. И море, и Гомер - все движется любовью (О.Мандельштам). 6. Расшалившись в спальне, Наташа мазнула кремом Николая Ивановича и сама оторопела от удивления (М.Булгаков). 7. Помню раннее, свежее, тихое утро (И.Бунин). 8. Скоро перестало быть слышно барабаны (Л.Толстой). 9. Пусть доживут свой век прилично... (А.Блок). 10. Возврата нет страстям и думам (А.Блок).

Б. 1. Вот она, рукопись! Вот она! (М.Булгаков). 2. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить (А.Блок). 3. Так здесь похоронили командора? (А.Пушкин). 4. Дон - река капризная (К.Паустовский).

В. 1. Я вижу сквозь его пролеты всю будущую жизнь насквозь (Б.Пастернак). 2. С вами не скучно (И.Гончаров). 3. Быть женщиной - великий шаг, сводить с ума - геройство (Б.Пастернак).

 

Вариант 5

 

А. 1. Мне вдруг стало жаль лампы, так жаль (А.Чехов). 2. Трясло меня, как в лихорадке, бросало то в холод, то в жар (С.Есенин). 3. И в какой иной обители мне влачится суждено, если сердце хочет гибели, тихо просится на дно? (А.Блок). 4. Но имя тонкое твое твердить мне дивно, больно, сладко... (А.Блок). 5. Луга мутило жаром лиловатым (К.Паустовский). 6. Он опять начинает рубить сучья (Вс.Иванов). 7. Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине - нелепость (А.Ахматова). 8. ... Но заиграли Баха (Б.Окуджава). 9. В толпе пели, кричали, грызли семечки, дожидаясь пуска трамвая (И.Ильф, Е.Петров). 10. Ты не знаешь старинных преданий? (К.Бальмонт).

Б. 1. Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить! (С.Есенин). 2. ... Вот опять трактир знакомый, стол без скатерти, прибор (И.Бунин). 3. Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б.Пастернак). 4. Его дело в жизни было - сводить, а не разводить (М.Цветаева).

В. 1. В горах этой ночью прохладно (К.Симонов). 2. Слезы - как разведчик будущей разлуки... (П.Шубин). 3. Я наш батальон как свои пять пальцев знаю (Ю.Тынянов).

 

Вариант 6

 

А. 1. Я люблю эти темные ночи, эти звуки, и клены и пруд (И.Бунин). 2. И было дыханья не слышно у искусанных темных губ (А.Ахматова). 3. Тебя прощают. Не будут больше подавать платок (М.Булгаков). 4. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? (М.Булгаков). 5. Ты был когда-нибудь унижен болезнью, голодом, нуждой? (А.Блок). 6. Откройте мне только вашу тайну (А.Пушкин). 7. Апрель. Возмужалостью тянет из парка (Б.Пастернак). 8. Народу понаехало! (Ю.Казаков) 9. Небу под снег хотелось (Б.Пастернак). 10. "Кадите мне. Цветы рассыпьте..." (А.Блок).

Б. 1. [К морю иду - все песок да кусты, сосенник сине-зеленый.] Вот и скамья и соломенный зонт (И.Бунин). 2. За дальним лесом находится Внуковский аэродром... (Ю.Нагибин). 3. Не взойти над степью солнышку с заката... (И.Бунин). 4. Только мне не плачется... (С.Есенин).

В. 1. [Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо.] Цель моя - победить эту многоголовую гидру (А.Чехов). 2. И на сердце у него было по-новому тепло и счастливо (В.Белов). 3. Сам Куприн называл себя писателем-бытовиком (И.Г.Соколов-Микитов).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.