Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистика русского языка и культура речи





Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками.

Признаки, объединяющие все языки мира. Предмет языкознания. Общее и частное языкознание. Разделы языкознания. Уровни языка и соответствующие им языковые единицы.

Сущность языка

Язык как социальное явление. Коммуникационная, контактоустанавливающая, апеллятивная, конативная, волюнтативная, эпистемическая, когнитивная, эмоционально-экспрессивная функции языка. Связь языка и общества. Язык и мышление. Язык и речь.

3. Формы взаимодействия языков. Родство языков и языковые союзы.

Основные формы взаимодействия языков (дифференциация и интеграция). Родство языков и языковые союзы. Языковая семья. Языковая группа. Языковой союз. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата. Языки народности и национальные языки. Литературный язык.

Язык как знаковая система

Структура языка. Язык как система. Знаковые свойства языковых единиц. Язык как система. Качественное различие элементов структуры языка. Основные функции языковых знаков.

Фонетика. Акустическая характеристика языка в речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляционная классификация звуков речи.



Фонетика и фонология, их предмет и объект. Артикуляционная и акустическая фонетика. Акустические характеристики звука. Понятие фонемы. Звуки и просодии. Устройство речевого аппарата. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков речи. Понятие дифтонгов, монофтонгов. Слог. Его артикуляционная характеристика. Паразитические звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

Взаимодействие звуков в речевом потоке.

Комбинаторные изменения звуков: аккомодация, ассимиляция, сингармонизм, диссимиляция, гаплология. Прогрессивные и регрессивные, контактные и дистактные комбинаторные изменения. Позиционные изменения. Количественная и качественная редукция. Понятие чередования. Позиционные, непозиционные чередования. Фонема как единица языка. Конститутивные и дифференцирующие признаки фонемы. Способы выделения фонемы. Позиция фонемы. Сильные и слабые позиции. Понятие аллофона. Варианты и вариации. Функции фонемы: Дистинктивная, перцептивная, сигнификативная, делимитативная. Московская и Петербургская фонологические школы. Фонологическая система языка. Понятие оппозиции.



7. Лексикология как наука

Предмет лексикологии. Общая и частная, историческая, сопоставительная и прикладная лексикология. Ономасиология и семасиология.

Слово как предмет лексикологии

Соотношение слова и других единиц языка. Номинативная функция слова. Отношение слова и понятия. Знаменательные и служебные слова. Понятие лексемы, семемы и семы. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения. Различные подходы к определению слова.

Лексическое значение слова и понятия.

Значение слова как отображения представления о предмете. Соотношение значения и понятия. Семантический треугольник - графическая модель значения. Понятийность служебных слов.

Слово и предмет

Общая и частная предметная отнесенность. Предметная отнесенность имен собственных, нарицательных, заместительных слов. Мотивированность слова.

11. Семантическая структура слова

Многоплановость семантической структуры грамматического значения слова. Словообразовательное значение. Лексическое значение слова. Типы лексического значения слова (основное и производное значение, свободное и связанное значение). Структура лексического значения слова (денотативное, сигнификативное, эмотивное, структурное значение слова). Многозначность и омонимия. Фразеологические единицы языка.

12. Письмо, графика и орфография

Возникновение письма. Письмо в широком и узком смысле. Пиктография и идеография. Силлабическое письмо. Понятие графики. Приемы современного письменного общения. Понятие силлабограммы. Явление полифонии. Орфография и ее разделы. Принципы русской орфографии (фонематический, фонетический, исторический, дифференцирующий, принцип морфологических аналогий).



Грамматика

Соотношение лексической и грамматической абстракции. Словоизменение и словообразование. Связь грамматического строя языка с лексическим. Словообразование, морфология, синтаксис как разделы грамматики. Их предмет и объект. Основные единицы грамматического строя языка (морфема, слово, словосочетание, предложение). Их основные свойства и функции. Соотношение грамматического и лексического значения. Синтаксические и референциальные значения. Диктальные и модальные значения. Словообразовательные значения.

Морфема как значимая единица языка

Понятие морфемы. Типы морфем (нулевая, корневая, аффиксальная). Способы словообразования. Понятие формы слова. Понятие парадигмы. Тип парадигмы. Синтетические и аналитические формы слова.

Понятие формы слова. Форма слова и грамматическое значение. Грамматическая категория

Способы выражения грамматических значений. Грамматическая категория как система однородных грамматических значений, выраженных системой противопоставленных друг другу грамматических форм. Морфологические и синтаксические грамматические категории. Словоизменительные и классификационные грамматические категории. Отличие грамматических категорий от лексико-грамматических категорий. Различия в грамматических системах языков мира.

Части речи

Принципы и основания выделения частей речи. Общая характеристика частей речи.

17. Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы

Предмет синтаксиса. Сочинение и подчинение как виды синтаксической связи. Основные функции словосочетания, его место в языковой системе. Предложение как единица языка. Логический, структурный, семантический и коммуникативный аспекты изучения предложения. Понятие актуального членения. Диктум и модус в предложении. Структурная схема предложения. Модальность и предикативность как основные синтаксические категории. Предикация и предикативность.

 

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Языкознание как наука. Сущность языка.

1. Что такое языкознание?

2. Каково место языкознания в системе гуманитарных и естественных наук? Что изучает общее и частное языкознание?

3. Что такое языковой уровень? Какие языковые уровни вы знаете?

4. Как развивалось частное языкознание? Какие древние грамматики вы
знаете? Что такое лексикографическое направление? Какие самые древние словари вы знаете?

5. Как развивалось общее языкознание? Что такое философское направление в языкознании? Что такое логический подход к языку? Какая грамматика является самой яркой иллюстрацией рационалистической концепции языка?

6. Что такое сравнительно-историческое языкознание? Каковы его основ­ные принципы?

7. Что такое психологическое направление в языкознании?

8. Что такое младограмматизм?

9. В чем сущность лингвистического структурализма?

10. Какие существуют современные лингвистические направления?

11. Какие существуют точки зрения на язык и его сущность?

12. Какие важнейшие функции языка вы знаете?

13. Существует ли связь языка с обществом? В чем проявляется влияние
общества на язык и языка на общество? Что такое языковая политика?

14. Что такое социальная дифференциация языка?

15. Как соотносятся такие понятия, как язык и речь?

16. Теории происхождения языка.

 

Семинар 2. Сущность языка. Формы взаимодействия языков. Родство языков и языковые союзы. Язык народности, национальный язык и литературный язык.

 

1. Какие существуют точки зрения на язык и его сущность?

2. Какие важнейшие функции языка вам известны?

3. В чем проявляется влияние общества на язык и языка на общество?

4. Что такое языковая политика?

5. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

6. Что такое интеграция и дифференциация языков?

7. Что такое родство языков? На какой основе оно устанавливается?

8. Что такое языковая семья и языковой союз?

9. Что такое субстрат, суперстрат и адстрат?

10. Каковы этапы формирования национального языка? В чем отличие национального языка и языка народности?

11. Что такое литературный язык? Назовите его основные признаки.

12. Как соотносятся понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»?

13. Что такое императивная и диспозитивная норма?

 

Семинар 3. Язык как знаковая система. Система и структура.

 

1. В чем сущность знаковой ситуации?

2. Какие вам известны признаки знака?

3. Присутствуют ли эти признаки в слове? Докажите.

4. Каковы основные признаки языкового знака?

5. Кем были сформулированы основные положения теории знака?

6. Как происходит речевое общение?

7. Что такое языковая структура?

8. Каков характер различий элементов структуры языка? Чем они определяются?

9. Каковы основные функции элементов структуры языка?

10. Что такое система языка?

 

Семинар 4. Фонетика как раздел лингвистики. Артикуляционная и акустическая фонетика. Артикуляционная классификация звуков речи.

 

1. В чем заключается правило сцепления уровней языка? Почему фонетику А.А. Реформатский назвал слугой морфологии?

2. Что такое фонетика? Что является предметом фонетики?

3. На какой основе разграничиваются артикуляционная и акустическая фонетика?

4. В чем специфика методов изучения звукового строя языка с точки зрения акустической и артикуляционной фонетики? Какие методы приводят к более объективным результатам?

5. Какие характеристики звука лежат в основе акустического анализа? В каких единицах они измеряются?

6. Что является предметом фонологии и ее центральным понятием?

7. В чем различие инвариантных и вариативных единиц? Каково место фонемы в этой дихотомии?

8. Какие единицы называют сегментными и суперсегментными? Перечислите основные суперсегментные единицы.

9. Расскажите об устройстве речевого аппарата.

10. На какой основе разграничиваются согласные и гласные звуки, глухие, звонкие и сонорные согласные?

11. Какие характеристики используются для классификации гласных? Что такое дифтонги, монофтонги и дифтонгоиды?

12. На какие типы делятся согласные по способу образования?

13. Как характеризуются согласные по месту образования?

14. Что такое палатализация?

 

Практическая часть

Задание 1. В данном высказывании классифицируйте согласные по способу образования шумообразующей преграды.

 

«Усвоение одного знака, запятой, требует координированной поддержки выразительного чтения и грамматики» (Пешк.).

 

Задание 2. В данном тексте классифицируйте согласные по действующему органу.

 

«Июль был на Псковщине жарким и душным, а август – и того больше – совсем пекло. Вся тварь изнывала. Кругом горели леса и травы» (Гейч.).

 

Задание 3. В данном фрагменте текста классифицируйте согласные по участию голоса и соотношению шума и тона.

 

«Я вспоминаю теперь большой ольховый лес, седой от инея. Тишина в нем царит гробовая. От леса до горизонта тянется белое поле…» (Ч.)

 

Задание 4. В данном фрагменте текста классифицируйте гласные по ряду.

 

«Луна, полная и солидная, как генеральская экономка, плыла по небу и заливала своим хорошим светом небо, двор с бесконечными постройками, сад, темневший по обе стороны дома» (Ч.).

 

Задание 5. В данном тексте классифицируйте гласные по подъему.

 

«На земле и на деревьях не было ни одного зеленого листа, сад глядел черно и сурово, но во всем чувствовался конец марта, начало весны» (Ч.).

 

Семинар 5. Теория слога. Паразитические звуки. Ударение.

 

1. Какие существуют теории слога?

2. Как представляется структура слога? Назовите основные структурные типы слога.

3. Что такое прикрытые и неприкрытые слоги?

4. Какая существовала тенденция в строении слога в древнерусском языке?

5. Что такое фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза?

6. Что такое паразитические звуки? В каком случае они появляются в слове?

7. Как называются случаи появления дополнительного звука в слове в разных его частях?

8. Что такое ударение?

9. Какие типы ударений существуют в языках мира?

10. Охарактеризуйте русское ударение.

11. Какие существуют структурные типы ударений? Охарактеризуйте подвижное и неподвижное ударение.

12. Что такое энклитики и проклитики?

 

Практическая часть

Задание 1. В данном тексте разделите все слова на слоги. Охарактеризуйте каждый слог с точки зрения состава и структуры.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит (Тютч.)

 

Семинар 6. Взаимодействие звуков в потоке речи. Фонема – основная единица языка.

 

1. Каким модификациям подвергаются звуки в потоке речи?

2. Что такое комбинаторные изменения? В чем их причина?

3. В чем сущность аккомодации?

4. Что такое ассимиляция. Приведите примеры.

5. Объясните понятие сингармонизма.

6. Что такое диссимиляция? Охарактеризуйте гаплологию и метатезу как виды диссимиляции.

7. Какие существуют виды комбинаторных изменений в зависимости от расстояния между звуками и в зависимости от направления влияния звуков друг на друга?

8. Чем обусловлены позиционные изменения звуков?

9. Что такое редукция? Охарактеризуйте количественную и качественную редукцию.

10. Что такое синкопа и апокопа?

11. Чем вызваны позиционные чередования?

12. Как по-другому называются непозиционные чередования? Почему?

13. Что такое фонема? Как она выделяется? Продемонстрируйте на примерах.

14. Почему фонему называют единицей языка? Что ей соответствует в речи?

15. Охарактеризуйте понятие дифференциальных признаков фонемы.

16. Что такое позиция фонемы? Какие различают позиции фонем?

17. Назовите сильные и слабые позиции гласных.

18. Назовите сильные и слабые позиции согласных.

19. Как называется реализация фонемы?

20. Что такое вариации и варианты?

21. Как установить принадлежность варианта фонеме? Продемонстрируйте на примере гласных и согласных фонем.

22. Что такое гиперфонема?

Практическая часть

Задание 1. Напишите данный текст в транскрипции.

Задание 2. В словах данного ниже текста найдите фонемы в сильных и слабых позициях.

Задание 2. В данном тексте найдите слова, которые содержат непозиционные чередования.

Задание 3. Пометьте цифрами (1231) степень редукции гласных.

Задание 4. найдите слова, которые содержат гиперфонемы.

 

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено:

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!..

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом с новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен…

Шумят они по-новому,

По новому, весеннему… (Н.Некрасов)

 

Семинар №7. Письмо. Графика. Орфография

 

1. Что возникло позже – письмо или язык? Каковы предпосылки возникновения письма? Когда возникло письмо?

2. Какие были первые средства письменного общения?

3. Что означает письмо в широком и узком смысле слова?

4. Что является означаемым и означающим в пиктографическом письме?

5. С чем связан переход от пиктографии к идеографии? В чем отличие означаемых в пиктографии и идеографии?

6. Что такое иероглифы?

7. Охарактеризуйте силлабическое письмо.

8. В чем состоит принцип фонографической системы письма? Чье письмо является родоначальником всех видов фонографического письма?

9. В чем заслуга греков в процессе совершенствования письма?

10. Каково происхождение восточнославянского письма?

11. Что такое графика?

12. Какие приемы письма присутствуют в современном письменном общении?

13. Почему русский алфавит более удобен в применении по сравнению с другими алфавитами?

14. Какой принцип лежит в основе русской графики?

15. Что такое силлабограммы в русском языке?

16. Что такое полифония? Как это явление выражено в русском языке?

17. Что такое орфография? Из каких разделов она состоит?

18. В чем заключается фонематический принцип русской орфографии? Как он работает?

19. В чем сущность фонетического принципа русской орфографии? Почему он называется фонематическим? В каких орфографических правилах реализуется этот принцип?

20. Как реализуется исторический принцип? С каким фонологическим явлением он связан?

21. В каких орфографических явлениях выражается принцип морфолого-графических аналогий?

22. Для чего используется дифференцирующий принцип?

 

Семинар 8. Лексикология как наука. Сущность слова. Слово и понятие. Содержательная структура слова. Многозначность и омонимия.

 

1. Что такое лексикология? Что является ее предметом?

2. Что является критерием деления слов на знаменательные и служебные?

3. Как соотносятся слово и морфема, слово и предложение?

4. Что такое лексема, семема, сема?

5. Почему слово – центральная единица языка? Дайте определение слову.

6. Что такое понятие? Охарактеризуйте понятие как внутренний стержень слова.

7. Как соотносятся понятие и значение? Чем может быть выражено понятие?

8. Как соотносятся слово и понятие?

9. Охарактеризуйте понятие мотивированности слова. Что такое внутренняя форма слова? Какие слова имеют внутреннюю форму?

10. Что такое многозначность?

11. Как разграничиваются значения: а) инвариантное и вариантное, б) главное и частное?

12. Что такое омонимия? На основе каких критериев многозначность отграничивается от омонимии?

Практическая часть

Примечание. Выполнение заданий предусматривает обязательное использование толкового словаря.

 

Задание 1. Какие значения слова дом представлены в данных предложениях? Уточните по толковому словарю. Выпишите значения в тетрадь.

 

1) Дом был поместителен, с комнатами для приезжих. 2)…Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом (Кр.). 3) Книги выдавать на дом запрещено. 4) Об обеде совещались целым домом (Гонч.). 5) Всем домом правила одна Параша (П.). 6) Носились слухи, что он роднится с каким-то знатным домом. 7) Вечером мы давали концерт в доме отдыха. 8) Огромные склады и лабазы торгового дома Башмаковых и К°… помещались в одном из домов Замоскворечья (Зл.)

Задание 2. Какие из значений слова темный представлены в данных предложениях?

 

1)Андрей едва двигался в темном и узком земляном коридоре. 2)Темные очки носят в яркий, солнечный день. 3) С каждым шагом тёмный бор становился непроходимее. 4) Одетая в тёмное, покрытая платком, круглая и небольшая, она напоминала монахиню (М.Г.). 5) Вся фигура Ивана Семеныча выражала тёмную грусть (Пом.). 6) Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой (Л.-К.). 7) О спорте имел я довольно тёмное понятие. 8) Тёмное предчувствие говорило ему, что ждёт его что-то недоброе. 9) – Слыхал-слыхал, - отвечал Степаныч, да мы люди тёмные, грамоте не знаем (Л.Т.). 10) Надели рабу божьему на ноги колодки, посадили в тёмную да на другой день к допросу (С.-Щ.).

 

Задание 3. Какие значения слова лететь представлены в данных предложениях?

 

1)Самолет летел на большой высоте. 2) Я видел, кА ты летел с табуретки. 3) «Москвич» летел с огромной скоростью. 4))С полок летели кастрюли. 5) Орёл летел, не взмахивая крыльями. 6) Тройка летит по накатанной дороге.

 

Задание 4. Как соотносятся слово и понятие в следующих предложениях?

 

А) 1)Быки медленно тащили тяжелые фуры с хлебом. 2) При выезде из реки в озеро в кустах вдруг рявкнул водяной бык: это птица выпь, ревущая, как животное. 3) Мост мы построили на восьми гранитных быках.

 

Б) 1)На дисплее вы видите результаты обработки данных.. 2) Сколько стоит монитор?

 

Задание 5. Укажите основное и производные значения. Определите инвариантное и вариантное значения слов.

 

А) 1) Дай мне острый нож. 2) У ромба два острых угла. 3) Он обладал острым умом. 4) Дятел громко стучал своим острым клювом. 5) Показались острые крыши домов. 6) Откуда-то доносился острый запах водорослей. 7) Острая игла легко прошивала ткань.

 

Б) 1) Лишь мы, работники всемирной великой армии труда, владеть землей имеем право («Интернационал»). 2) Плотник хорошо владеет топором. 3) Студент хорошо владеет немецким языком. 4) Вот та, которая владеет моим сердцем (Фонв.). 5) Неловкий… он не умеет владеть ни своим голосом, ни своей фигурою (П.). 6) Батюшка, Владимир Андреевич… слыхано ли дело, - подьячие задумали нами владеть (П.). 7) Она уже третий год тяжело больна, не владеет ногами. 8) [Тетка Ольги] тотчас заметила, что Обломов не совсем свободно владеет французским языком (Гонч.). 9) Иван Иванович не мог более владеть собой (Г.).

 

Задание 6. Многозначность или омонимию представляет слово в данных предложениях?

 

А) 1) Петя занял у товарища немного денег. 2) Эта работа займет много времени. 3) Он занят только собой. 4) Нужно было чем-то занять пришедших 5) Рота заняла новую позицию. 6) Пришлось занять у соседей несколько охапок дров. 7) Книги заняла всю полку. 8) Займи детей какой-нибудь игрой. 9) Мысль о новой повести заняла его. 10) Гости заняли комнату брата.

 

Б) 1) Он сдал экзамен досрочно. 2) После длительных боёв город был сдан. 3) Ему оставалось сдать еще два зачета. 4) Мотор сдал, пришлось остановиться. 5) Иван Иванович сильно сдал за последнее время. 6) Маша не успела закончить все дела, и билет пришлось сдать.

 

В) 1) На карте России изображены уменьшенная в миллионы раз территория нашей страны. 2) Я обошел все берега залива и нанес их на карту. 3) Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом (П.). 4) Хозяин усадьбы вышел в гостиную, где карты продолжались. 5) По-видимому, этот план был той последней картой, от которой всё зависело. 6) Жизнь товарища, стоявшая на карте, заставила Мересьева идти на риск (Пол.). 7) Он быстро подал винную карту. 8) В поликлинике ему выдали санаторную карту.

 

Задание 7. Об омонимии или многозначности слова язык можно говорить, сопоставляя производные прилагательные языковой и языковый (ср. языковая политика, языковая колбаса)?

 

Задание 8. Привлекая какие производные прилагательные можно доказать омонимичность слов вид 1,2 (ср. вид глагола, вид из окна)?

 

Задание 9. Привлекая какие производные прилагательные можно доказать омонимичность слов мир1,2 (ср. борьба за мир, объездить весь мир)?

 

Задание 10. Какими языковыми фактами доказывается омонимичность слов цвет1,2 (ср. красный цвет солнца при закате, во время цвета яблони)?

 

Задание 11. Каким языковыми фактами доказывается омонимичность слова болтать1,2 (ср. Бабы кумыс болтают и сыр делают (Л.Т.); Стали мы болтать о том, о сём (Л.)?

 

Задание 12. В чём заключается формальное различие между омонимами типа [zastavit’] ‘занять все помещения чем-либо’ и [zastavit’] ‘принудить делать что-либо’, с одной стороны, и омонимами типа [v’est’`i] ‘перемещать с помощью средств передвижения’ и [v’est’i] ‘помогать идти’, с другой?

 

Задание 13. В чем заключается формальное различие между омонимами типа [b’el`ok] ‘прозрачная часть птичьего яйца’ и [b’el`ok] ‘выпуклая непрозрачная белая часть глаза’, с одной стороны, и омонимами типа [vin`a] ‘Род. Падеж от вино’ и [vin`a] ‘проступок’ , с другой?

 

Задание 14. Наличие каких сем в слове стоять выявляется из его противопоставления словам бежать, двигаться, ехать, идти, лежать, падать, сидеть?

 

Задание 15. Из каких противопоставлений выявляются семы глагола идти : ‘перемещаться с места на место’, ‘передвигаться при помощи ног’, ‘передвигаться не слишком быстро’?

 

Задание 16. Из каких противопоставлений выявляются семы глагола говорить: ‘сообщать что-либо при помощи голоса не очень громко’, ’сообщать что-либо, не издавая голосом музыкальных звуков ’?

 

Задание 17. Какие семы содержатся в словах колоть, пилить, резать?

 

Задание 18. Какие семы различают значения слов плакать, реветь, рыдать?

 

Задание 20.Какую сему включает глагол в словосочетаниях он играет на скрипке, она говорит по-французски, он хорошо рисует?

 

21. Какой тип переноса наименования представлен в слове бумага во втором предложении: 1) Дай, няня, мне перо, бумагу (П.). 2) Пошлите за чиновником и велите написать бумагу (Гонч.).

Семинар 9. Семантическая структура слова. Типы лексических значений слова. Фразеологизмы. Понятие лексико-семантической системы языка.

 

1. Что такое грамматическое значение слова?

2. Что такое словообразовательное значение слова?

3. Почему грамматическое и словообразовательное значения являются формально выраженными? Почему это абстрагированные значения?

4. Что такое лексическое значение слова? В чем его отличие от словообразовательного и грамматического значения?

5. Что такое лексико-семантический вариант? Какие лексико-семантические варианты вам известны?

6. Приведите примеры, доказывающие различный характер связи слова с другими словами. Назовите

– слова с относительно автономным значением;

– слова с соотносительным значением;

– слова со значением, детерминированным стилистической или эмоциональной окраской.

7. В какие типы отношений вступает слово?

8. Охарактеризуйте

а) денотативное значение;

б) сигнификативное значение;

в) эмотивное значение;

г) структурное значение.

9. Какие типы значений слова выделяются в зависимости от контекстной обусловленности/необусловленности?

10.Что такое фразеологический оборот? Чем отличается фразеологический оборот от свободного сочетания слов?

11. На основе какого признака выделяются три группы фразеологизмов? Охарактеризуйте их.

12. Что такое синтагматические отношения и парадигматические отношения лексических единиц?

13. Что включают в лексико-семантическую парадигму?

14. Что такое позиция и оппозиция?

15. Какие четыре типа оппозиций и дистрибуций выделяются в лингвистике?

16. Что такое лексико-семантическая группа, тематическая группа и семантическое поле?

Практическая часть

Задание 1. Омонимию или полисемию представляет сочетание заговаривать зубы в данных предложениях:

 

1) Он нарочито заговаривал нам зубы своими Агабеками. А второй воровал в это время (Сол.). 2) Ты ему зубы не заговаривай. Он видит тебя насквозь.

 

Задание 2 Омонимию или полисемию представляет сочетание под каблуком в данных предложениях:

 

1)Знали матросы, что «капитанша» держит под каблуком молодящегося капитана (С.-М.). 2) Нравы народа находятся под каблуком Наполеона, имя которого синоним угнетения и тирании (Пис.).

Задание 3. Омонимию или полисемию представляет сочетание на ногах в данных предложениях:

 

1) - Это верно, - согласился Звягинцев, я опять не могу уснуть на ногах (Ш.). 2) Солнце еще не всходило, и только рыбаки и охотники были на ногах. 3) От утра до ночи всё на ногах, покоя не знаю (Ч.). 4) Молодой организм, раз победив болезнь, быстро справлялся с её остатками. Недели через две Петр был уже на ногах (Кор.).

 

Задание 4. Что позволяет относить к одному типу фразеологизмы:

 

брать на буксир, держать язык за зубами, прикусить язык, развязать руки, рвать на части, строить замок на песке, увидеть свет.

 

Задание 5. Сгруппируйте по типам устойчивые словосочетания.

гулять по лесу, держать в черном теле, железная дорога, кладезь премудрости, любимый поэт, море людей, перегнуть палку, хорошая погода, широкая лестница, шлепать по руке.

 

Задание 6. Чем различаются фразеологизмы первой и второй группы:

1) воздать сторицей, задать стрекача, закадычный друг, кока с мокой, ничтоже сумняшеся,

2) волчий аппетит, капля в море, маменькина дочка, насупить брови, сгорать от стыда, собачий холод?

 

Задание 7. Распределите по семантическим полям слова: дверь, диван, дом, кресло, крыша, окно, стена, стол, стул.

 

Задание 8. Распределите по семантическим полям слова

 

густой, добрый, жёсткий, жидкий, ласковый, мрачный, мягкий, семейный, сердитый, твердый, флегматичный, хмурый, хрупкий, чёрствый, шершавый, эластичный.

 

Задание 9. Распределите по семантическим полям слова:

буря, ветер, гололедица, град, дождь, жара, засуха, изморозь, мороз, роса, смог, снег, стужа, туман, ураган, холод, штиль.

 

Задание 10. В каком отношении находятся значения слов:

 

амфитеатр, балкон, вестибюль, вокзал, галерея, дом, зал, здание, комната, купол, окно, стена, театр, этаж, ярус?

 

Задание 11. Какие глаголы имеют обязательную правую валентность:

брать, делать, думать, играть, класть, мыть, описывать, писать, прятать, считать, храпеть?

Семинар №10. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. Классификация морфем

 

1. Что такое морфема? Какие типы значений она передает?

2. Что такое нулевые морфемы?

3. Что представляет собой корневая морфема?

4. В чем состоят основные функции аффиксов? Назовите отличия аффиксальных морфем от корневых. Какова роль формально-структурных и формально-классифицирующих аффиксов?

5. Чем отличаются свободные и связанные корни? Что такое радиксоиды?

6. Как выявляются значения морфем?

7. Что такое а) морф;

б) алломорф;

в) варианты;

г) субморф?

8. На каком основании разграничиваются производные и непроизводные основы? Назовите свойства основ.

9. Что может быть производящей базой? Приведите примеры. На какие группы делятся производные слова? Назовите типы производности.

10. Что такое префиксы, суффиксы, инфиксы, интерфиксы, конфиксы, флексии, постфиксы? Назовите их основные функции.

11. Каковы основания для деления аффиксов на словообразующие и формообразующие? Приведите примеры.

12. Что такое унификсы?

13. С чем связано понятие продуктивности/непродуктивности аффиксов?

14. Что такое унивалентность и мультивалентность морфем?

15. Охарактеризуйте ограничения на сочетаемость морфем:

а) семантические;

б) словообразовательные;

в) морфологические;

г) фонетические;

д) стилистические;

е) лексические.

16. Что такое аффиксоиды?

17. Что такое словообразование? В чем его отличие от формообразования?

18. Охарактеризуйте морфологические способы образования новых слов:

а) аффиксацию;

б) безаффиксный способ;

в) сложение;

г) сложно-суффиксальный.

19. Охарактеризуйте семантический способ словообразования.

20. Охарактеризуйте конверсию.

21. Охарактеризуйте лексико-синтаксический способ словообразования.

 

Семинар 11. Грамматика как раздел языкознания.

 

Что включается в предмет грамматики?

Каковы основные единицы грамматического строя языка?

Что такое грамматическое значение? Каково соотношение грамматического и лексического значений, синтаксических и несинтаксических значений, диктальных и модальных значений?

Что такое форма слова? Какие существуют способы выражения грамматических значений при отсутствии словоизменения?

Что такое словоформа? Компоненты словоформы? Что представляет собой морфологическая структура словоформы?

Какие вам известны виды формообразующих аффиксов? Как соотносятся словообразование и формообразование?

Что такое синтетические и аналитические формы слов?

Что такое парадигма? Каковаструктура и объем парадигмы? Чем они определяются? Какие существуют типы парадигм?

Что такое грамматическая категория. Охарактеризуйте взаимодействие грамматических категорий.

Что представляют собой морфологические и синтаксические грамматические категории? Грамматические категории и лексико-грамматические разряды?

Каковы принципы классификации частей речи (дискуссии о частях речи)?

Охарактеризуйте основные частей речи.

 

Семинар 12. Синтаксис как раздел науки о языке.

 

1) Что входит в предмет синтаксиса?

2) Какие основные синтаксические разделы вам известны?

3) Какие существуют виды синтаксической связи?

4) Что представляет собой словосочетание как синтаксическая единица языка? Охарактеризуйте виды связи в словосочетании.

5) Какие выделяют грамматические типы словосочетаний?

6) Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? В какой вид связи вступают подлежащее и сказуемое?

7) Что представляет собой предложение как единица языка?

8) Что такое предикативность? Какие существуют средства выражения предикативности?

9) Как соотносятся предикативность и предикация?

10) Что такое модальность? в каких грамматических категориях выражается модальность?

11) Какие члены предложения вам известны? На какой основе осуществляется деления членов предложения на главные и второстепенные?

12) Как соотносятся части речи и члены предложения? Какими частями речи могут быть выражены члены предложения?

13) Что представляет собой грамматическая основа односоставных предложений?

 

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Введение в языкознание»

1. Языкознание как наука. Предмет и объект языкознания. Общее и частное языкознание. Уровни языка. Связь языкознания с другими науками.

2. Морфема как единица языка. Функции морфем. Типы морфем. Способы определения значения морфем. Унивалентность и мультивалентность.

3. Сущность языка. Функции языка. Язык как социальное явление. Социальная дифференциация языка. Языковая политика.

4. Значение слова. Графическая модель значения слова. Значение и понятие. Понятие как внутренний стержень слова. Соотношение между понятием и значением. Способы выражения понятий.

5. Язык и речь в понимании Ф. де Соссюра и Л.В. Щербы. Сравнительная характеристика языка и речи.

6. Структурный аспект предложения. Понятие структурной схемы предложения.

7. Лексема. Семема. Сема. Архисема и дифференциальные семы.

8. Дифференциация и интеграция как формы взаимодействия языков. Родство языков и языковая семья. Способы установления языкового родства. Ареальная общность языков и языковые союзы. Культурное сходство и культурно-языковой союз.

9. Предмет синтаксиса. Основные синтаксические разделы. Виды синтаксической связи. Словосочетание как синтаксическая единица языка.

10. Интеграция языков. Субстрат. Суперстрат. Адстрат. Язык в процессе исторического развития: родовой язык, племенной язык, язык народности и национальный язык. Литературный язык как высшая форма существования языка.<

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.