Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы физического воспитания





Лекция 3

 

Физическая культура и спорт. Основные понятия дисциплины.

 

1. Методические принципы и методы физического воспитания. Средства физической культуры и спорта.

2. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическими упражнениями.

3. Распределение учащихся на медицинские группы для занятий по предмету «Физическая культура».

4. Дозирование физических нагрузок.

5. Схема записи конспекта подготовительной части занятия

 

1.

Методические принципы физического воспитания

1. Принцип сознательности и активности требует от занимающегося осмысленного отношения к физическим упражнениям (ФУ), осознания необходимости занятий. Для этого необходимо выработать мотивацию к занятиям ФК – осознанную причину активности человека, направленную на достижение поставленной цели.

2. Принцип систематичности заключается в непрерывном процессе физического воспитания и оптимальном чередовании нагрузок с отдыхом.

3. Принцип постепенности наращивания нагрузок.

4. Принцип доступности и индивидуализации выражает необходимость организации занятий физическим воспитанием в соответствии с возрастом, полом, уровня здоровья и предварительной подготовленности. Этот принцип способствует оздоровительному эффекту физического воспитания.



5. Принцип наглядности.

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

· сознательность и активность;

· наглядность;

· доступность;

· систематичность;

· динамичность;

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности.

Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развивался устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.



Принцип наглядности.

Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное – создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает в себя и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.



Принцип доступности.

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе – не пассивный объект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающихся и означает оптимальную меру доступности.

Таким образом, принцип доступности в практике физического восприятия студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности задания связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводятся в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

 

Методы физического воспитания

Наибольшее распространение в настоящее время получили следующие 6 методов:

1. Равномерный метод (кросс, лыжный спорт, велогонка, спортивная ходьба и др.).

2. Интервальный метод с оптимальным соотношением работы и отдыха (атлетическая гимнастика).

3. Повторный метод (прыжок в высоту, бег по одной дистанции с постоянной или разной скоростью).

4. Соревновательный метод – представляет специально организованную соревновательную деятельность. Позволяет стимулировать интерес занимающегося.

5. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон, волейбол и др.).

6. Методы психорегуляции – комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Выделяют:

· гетерорегуляцию (при бодрствовании: беседа, убеждение, приказ, рациональное внушение; во сне: частичный гипноз – процесс внушения разбивается на части с периодическим пробуждением спортсмена, гипносуггестия – специалист, ведущий сеанс, начинает репортаж о поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом).

· ауторегуляцию. Она впервые была предложена австрийским врачом И. Шультцем. Определяется последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца. Всё это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Используются вербальные методы самоубеждения, самоприказов, приёмов психической защиты, а также невербальные методы – дыхательные и мимические упражнения, идеомоторная тренировка (мысленное представление определённых движений и своего поведения в тех или иных обстоятельствах).

Основным средством физической культуры и спорта - являются физические упражнения. Различают физические упражнения скоростного, скоростно-силового и собственно силового характера, а также упражнения развивающие гибкость, выносливость и ловкость. Кроме того, выделяют циклические (бег, ходьба), ациклические (прыжки в длину в высоту, борьба) и смешанные физические упражнения (спортивные игры).

К дополнительным средствам ФКиС относятся естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (режим тренировочных занятий, режим питания, режим труда и отдыха, личной и общественной гигиены и др.).

2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.