Сделай Сам Свою Работу на 5

По практическим видам занятий





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

Кафедра теории и практики английского языка

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ Н.А. Мамаев

«___» ______________ 2008 г.

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

(английский язык)

Рабочая учебная программа дисциплины

 

 

Согласовано

Декан факультета лингвистики и перевода

_______________________ Л.А. Нефедова

«__» __________________________ 2008 г.

 

Челябинск 2008

 

 

Утверждена на заседании кафедры теории и практики английского языка

Протокол № 3 от 5.11. 2008 г.

 

Заведующий кафедрой _________________ Г. Р. Власян

 

 

Специальность: 031202 – «Перевод и переводоведение»

031203 «Теория и практика межкультурной коммуникации»

 

 

Составитель: Г.Р. Власян, канд. филол. наук, доцент

 

Общее количество часов 150

В том числе:

лекции 32

практические занятия 16

самостоятельная работа 102

Отчетность

экзамен 6 семестр

 

Контрольные мероприятия (количество): 14

контрольные работы 4

подготовленные доклады студентов 4



тестирование 6

 

 
 


1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Лексикология» включена в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 031202 «Перевод и переводоведение» и 031203 «Теория и практика межкультурной коммуникации»

Цельюданной дисциплины является ознакомление студентов с современными представлениями об основных особенностях структурных единиц английского языка, закономерностями их функционирования в английском дискурсе и лингвистическими методами их исследования.

Конкретные задачи курса сводятся к следующему:

1. Освоение студентами метаязыка.

2. Знание основных положений теории лексикологии английского языка, а также специфических особенностей организации и функционирования англоязычного дискурса.

3. Развитие у студентов умения пользоваться соответствующими методиками анализа основных структурных единиц, применять полученные теоретические знания на практике в процессе межкультурной коммуникации.



4. Формирование у студентов умения работать с научной литературой, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения, на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения

Материал курса дает студентам возможность овладеть фундаментальными теоретическими знаниями для успешного написания рефератов, курсовых и дипломных работ по актуальным направлениям лингвистики.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

После изучения курса лексикологии студент должен:

 

иметь представление:

- об основных положениях теории лексикологии английского языка, составляющих основу теоретической и профессиональной практической подготовки специалистов указанной квалификации;

- о лингвистических особенностях лексической системы английского языка, закономерностях и основных тенденциях ее развития;

- последних публикациях по актуальным проблемам лексикологии английского языка;

знать:

- различные методы и приемы лингвистического исследования в области лексикологии;

- этимологические основы лексикона;

- семантические изменения смысловой структуры слова;

- синтагматические и парадигматические отношения в лексике языка;

- фразеологию английского языка;

уметь:

- применять теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации и в переводческой практике

- работать с научной лингвистической литературой, осмысливать и обобщать прочитанное;

- приобретать новые знания, используя словари и современные информационные образовательные технологии;



- делать самостоятельные обобщения и выводы из анализа фактического языкового материала;

- сопоставлять факты английского языка с родным языком, что, с одной стороны, облегчает усвоение материала, а с другой стороны, предупреждает межъязыковую интерференцию.

 

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля   Экзамен

 

 

Содержание курса

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ пп Разделы дисциплины Количество часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная (внеаудиторная) работа
1. Лексика английского языка как система
2. Слово как основная единица лексической системы. Этимологические основы лексикона
3. Семасиология. Семантика лексических единиц. Значение слова в функциональном аспекте -
4. Семантические изменения смысловой структуры слова
5. Омонимия и ее место в лексической системе английского языка
6. Полисемия. Семантическая неоднозначность и ее типы
7. Семантические связи слов в лексической системе английского языка
8. Синонимия и синонимические ряды, типы и свойства синонимов
9. Антонимия и антонимические пары и группы. Виды антонимов
10. Структура слова и словообразование в английском языке
11. Фразеологические единицы. Классификация фразеологических единиц
12. Социальная и территориальная дифференциация английского языка -
  Всего часов: 116

Содержание разделов курса

Тема 1. Лексика английского языка как система. Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с разделами языкознания.

Тема 2. Слово как основная единица лексической системы. Основные признаки слова. Слово и морфема. Слово и форма слова. Основные способы номинации в языке. Этимологические основы лексикона.

Тема 3. Семасиология. Семантика лексических единиц. Значение слова в функциональном аспекте. Лексическое, грамматическое, лексико-грамматическое, лингвостилистическое и прагматическое в значении слова. Роль парадигматики и синтагматики в изучении смысловой структуры слова. Методы разграничения значений и выявления компонентов значения.

Тема 4. Семантические изменения смысловой структуры слова (расширение и сужение, метафора и метонимия, табу и эвфемизмы, пейорация и пр.) Историческая изменчивость смысловой структуры слова.

Тема 5. Омонимия и ее место в лексической системе английского языка. Разграничение полисемии и омонимии. Источники и виды омонимии.

Тема 6. Полисемия. Семантическая неоднозначность и ее типы. Смысловая структура слова в современном английском языке. Национально-культурная специфика смысловой структуры соотносительных слов в русском и английском языках.

Тема 7. Семантические связи слов в лексической системе английского языка. Семантические классы лексических единиц и семантические группировки словарных единиц: семантические поля, лексико-грамматические классы слов, лексико-семантические группы слов, тематические группы слов. Гиперо-гипонимические ряды и группы слов.

Тема 8. Синонимия и синонимические ряды, типы и свойства синонимов.

Тема 9. Антонимия и антонимические пары и группы. Виды антонимов.

Тема 10. Структура слова и словообразование в английском языке. Морфологическое и деривационное строение слова. Историческая изменчивость структуры слова. Принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке. Понятие словообразовательной модели. Основные и комплексные единицы систем в словообразовании. Продуктивность и частотность словообразовательных моделей как отражение их функционального аспекта. Функциональный аспект в системе словообразования. Способы словообразования в английском языке. Национально-культурная специфика словообразования. Словосложение, особенности образования сложных слов в английском языке. Критерии сложного слова. Структурная и семантическая соотносительность сложных слов и свободных словосочетаний в английском языке. Принципы классификации сложных слов. Аффиксация (префиксация, суффиксация, многозначность и омонимия деривационных аффиксов, принципы классификации). Конверсия (различное понимание природы конверсии, критерии внутренней производности, семантические отношения при конверсии как критерий определения направления производности). Аббревиация, или сокращение как немоделированный способ словообразования. Основные структурные типы сокращений (слоговые, сложнослоговые, инициальные). Прочие способы словообразования в современном английском языке.

Тема 11. Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные и устойчивые словосочетания. Условия и правила сочетаемости слов: лингвистические и экстралингвистические факторы, ограничивающие сочетаемость слов. Роль переменных словосочетаний как прототипов фразеологических единиц. Фразеологические единицы. Соотнесенность ФЕ и слова. Отличительные признаки устойчивых словосочетаний. Классификация фразеологических единиц. Спорные вопросы английской фразеологии.

Тема 12. Изменение словарного состава как социолингвистическое явление. Качественные и количественные изменения словарного состава английского языка. Использование лексики в письменной литературной речи (терминология, иностранные слова, архаизмы), в устной разговорной речи (сленг, диалектизмы, вульгаризмы). Социальная и территориальная дифференциация английского языка. Пространственная и временная вариативность языка. Лексические особенности английского языка в США, Австралии, Канаде и др., интерференция и историческая обусловленность. Этимологическая характеристика номинативных единиц английского языка. Заимствования, виды заимствований в английском языке, ассимиляция, влияние заимствований на лексико-семантическую систему. Этимологическая разнородность английского лексикона.

 

 

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

по практическим видам занятий

№ Пп Номер раздела Дисциплины Наименование практических занятий
1. Лексика как система. Лингвистические школы и изучение лексики
2. Теория слова
3. Семантические изменения смысловой структуры слова
4. 5, 6 Полисемия, омонимия
5. Семантические поля и другие группировки английской лексики
6. 8, 9 Синонимия, антонимия
7. Словообразование современного английского языка (аффиксация, словосложение, конверсия, сокращения, спайки и др.)
8. Английская фразеология. Свободное и связное словосочетание. Классификации фразеологических единиц. Спорные вопросы английской фразеологии

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. *Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка. - М., 2006.

2. *Энциклопедический лингвистический словарь. - М., 2005.

3. *Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. - М., 1996.

4. *Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. - М., 1993.

5. *Никитин Н.В. Лексическое значение слова. - М., 1983.

6. *Arnold I.V. The English word. - L., 1986.

7. *McCorthy M., O’Dell F. English vocabulary in use. - Oxford, 2000.

8. *Leech J. Semantics. - L., 2003.

Дополнительная

1. *Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997.

2. Энциклопедия «Кругосвет»® / Под ред. А.Б. Давидсона, Г.Н. Сапожниковой // http://www.krugosvet.ru

3. Bibliomania // http://www.bibliomania.com/

4. *TOEFL, section “Vocabulary”. - Cambridge, 1998.

5. The compact Oxford English dictionary in 22 volumes. - Oxford, NY.: Oxford University Press, 1996.

6. The Linguistics Encyclopedia. London, New York, 1996

______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

7. Webster’s collegiate thesaurus. - Springfield: A Division of Merriam Webster, Inc., 1976.

8. *Webster’s new dictionary of synonyms. - Springfield: Merriam Webster Inc., Publishers, 1984.

9. Webster’s new explorer thesaurus. - Springfield: A Division of Merriam Webster, Inc., 1999.

______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

- электронная версия дисциплины, включающая практические задания.

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Компьютер и электронный носитель

2. Раздаточный материал

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.