|
Курсовая работа (проект), ее характеристика, примерная тематика.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет Международный
Кафедра Мировые языки и культуры
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по МР
_______________ Н.Н. Шумская
личная подпись инициалы, фамилия
«___»___________201__ г
Рег. № ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине ОПД Ф.5. Лексикология
(шифр дисциплины по учебному плану, название)
По направлению 031100 Лингвистика
(код ОКСО, название без кавычек)
Форма и срок освоения ООП очная, нормативный, очно-заочная, сокращенный
(очная, заочная, нормативный, ускоренный, сокращенный)
Всего учебных часов - 136 (час)
Всего аудиторных занятий – 52 (час)
Из них:
Лекции – 34 (час)
Лабораторные занятия -_____(час)
Практические занятия (семинары) – 18 (час)
Всего часов на самостоятельную работу студента - 84 (час)
Курсовой проект (работа) -____5_____(семестр)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Экзамен -____5____(семестр)
Зачет-________(семестр)
Адреса электронной версии программы http://static.dstu.edu.ru/r_programm_me.zip
Ростов-на-Дону
Лист согласования
Рабочая программа по учебной дисциплине «Лексикология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031100 Лингвистика и относится к циклу ОПД направления.
Шифр дисциплины по стандарту ОПД.Ф.5
Рабочая программа составлена доктором филологических наук, доцентом Муруговой Е.В. и рассмотрена на заседании кафедры «Мировые языки и культуры»
Протокол № 7___ от «_24__» февраля 2012 г
Зав. кафедрой «Мировые языки и культуры» _______________ Е.В. Муругова
личная подпись инициалы, фамилия
Одобрена научно-методическим советом направления 031100 Лингвистика
Председатель совета _______________ Н.В. Требухина направления личная подпись инициалы, фамилия
"___" ___________201__г
Заведующая сектором ОП
ЦНМОиТОП ________________ Е.Г. Скидан
личная подпись инициалы, фамилия
"___" ___________201__г
Структура и содержание рабочей программы
Раздел 1 Общие положения
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Дисциплина «Лексикология» имеет целью дать студентам необходимую сумму знаний, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения о словарном составе современного английского языка, расширить их лингвистический кругозор и подготовить почву для активного применения теоретических знаний в языковой практике для повышения качеств их профессиональной подготовки и активизации развития монологической, диалогической речи, навыков чтения, аудирования и письма.
Основными задачами данного теоретического курса являются:
· Усвоение основных лингвистических терминов, их мировоззренческой направленности в контексте с основными философскими понятиями необходимыми для раскрытия и обоснования сущности определенной темы;
· Получение представления об основных проблемах лексикологии и фразеологии, о методах лингвистического анализа, связи лексикологии с другими дисциплинами, а также ознакомление с просторечной лексикой, идиоматическими выражениями, фразеологическими единицами, что будет способствовать активизации процесса обучения на практике устной и письменной речи;
· Формирование понятий о различных способах образования слов, их продуктивности в современном английском языке, о природе значения слова и смысловой структуры, об этимологической и стилистической характеристике словарного состава английского языка, о морфологической и семантической структуре английского слова;
· Овладение знаниями о синонимических и антонимических отношениях в современном английском языке, как одних из выразительно-экспрессивных средств словарного состава, о комбинаторных возможностях слов для предотвращения ошибок в употреблении слов в речи;
· Овладение умениями распознавать специфику различных словообразовательных, выразительно-экспрессивных средств словарного состава языка при чтении различных текстов и при устно-речевом общении, избегая ошибок неправильного употребления, и с помощью этих знаний в тесной связи с контекстом выявлять значения трудных слов, которые не нашли свое отражение в словаре;
· Совершенствование умения пользоваться различными словарями, активизация запоминания новых слов путем их анализа, отбора и группировки значений, построения синонимических рядов, а также на основе мотивации сравнения и противопоставления иностранного и родного языков.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины.
Студенты, завершившие изучение дисциплины «Лексикология», должны
знать:
• основные понятия и задачи лексикологии;
• методы лингвистического анализа;
• специфику словообразования, морфологическое и деривационное строение слова, способы словообразования в языке, понимать специфику сочетаемости лексических единиц;
• знать типы синонимов, типы семантической структуры многозначных слов, этимологический состав лексики английского языка, происхождение исконной лексики, основные источники заимствований, типы ассимиляции заимствованных слов.
уметь:
• назвать и понять основные проблемы теоретической лексикологии и лексикографии, освоить этапы ее развития;
• осуществлять лексикологический анализ текста: характеризовать этимологический состав лексики, устанавливать наличие в тексте американизмов, диалектизмов и т.д., анализировать морфологический состав слова и определять тип и способ словообразования; находить синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы, сленгизмы;
иметь представление:
• о значении и смысловой структуре слова, денотативном и коннотативном значении, типах семантических изменений;
• об изменчивости словарного фонда и историческом составе английской лексики, архаизмов, историзмов, основных способах образования неологизмов;
• о литературном английском, региональных вариантах и территориальных диалектах английского языка;
• применять полученные теоретические знания в процессе обучения иностранному языку;
• работать с теоретической и справочной литературой по лексикологии английского языка;
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами
Базовый теоретический курс «Лексикологии современного английского языка» является обязательным и входит в федеральный компонент ООП. Он должен дать студентам необходимую теоретическую основу для изучения других лингвистических дисциплин, находящихся в тесном контакте с данным предметом, а также расширить, систематизировать и углубить те знания о словарном составе английского языка, которые студенты приобрели на практических курсах изучаемого языка.
Следует также отметить, что в центре внимания при изучении словарного состава языка, как курса истории языка, теоретической фонетики, стилистики, грамматики, новых областей науки: социолингвистики, прагмалингвистики и др., так и лексикологии находится слово, в котором отчетливо проявляется связь языка и мышления, языка и действительности и обнаруживаются специфические особенности их взаимодействий.
Особенно существенно взаимодействие лексики и грамматики: лексика накладывает ограничения на использование грамматических категорий, грамматические формы способствуют дифференциации значений слов. Лексические и грамматические средства с общим значением образуют лексико-грамматические поля. Аналитический характер языка откладывает существенные отпечатки на продуктивность тех или иных способов словообразования и др..
Важность связи курса лексикологии с курсом теоретической фонетики обусловливается представлением о слове как единице языка, характеризующейся соотнесенностью формы (в т.ч. и звуковой) и содержания. Историческая фонетика и фонология широко используются при диахронном исследовании синонимов, омонимов и полисемии.
Связь курса лексикологии со стилистикой обнаруживается в теме: «Стилистическая дифференциация словарного состава английского языка» - выделение лексических единиц по сфере употребления (общеупотребительная и стилистически отмеченная лексика), в связи с изучением вариантов литературного языка, по эмоциональной окраске, по исторической перспективе (неологизмы и архаизмы). В теме «Синонимические и антонимические отношения в современном английском языке» - выделяются различные типы коннотаций, исследуется экспрессивный, оценочный и эмоциональный потенциал слов и др. В теме «Лексическое значение и семантическая структура слова» обнаруживается взаимодействие прямых и переносных значений, связь значения с контекстом, а также выделяются различные типы семантических изменений слов.
Связь с курсом истории языка обусловлена необходимостью изучения потенции развития языка, изменения значений слов и способов наименования объектов, процессов в семантической структуре слова, выявления структурно-семантических сходств и различий в языке различных периодов и др.
Некоторые аспекты и виды лексических единиц изучаются в смежных лингвистических дисциплинах языкознания: психолингвистике (изучение словесных ассоциаций), социолингвистике (изучение языкового поведения коллектива) и др.
Важным аспектом курса лексикологии является изучение слов в их отношении к действительности, в правильном, адекватном использовании лингвистических знаний в повседневной практической деятельности студента на занятиях по практике языка.
Данный курс читается на английском языке, поэтому задания для практических занятий, самостоятельной работы, промежуточный контроль и итоговый, курсовая работа выполняется на английском языке.
Раздел 2 Тематический план и содержание дисциплины
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Лексикология» определяются Государственным образовательным стандартом и включают базовые знания теоретической и прикладной лексикологии, связь лексикологии с другими разделами языкознания, понятие слова как основной единицы лексической системы, основные способы номинации в языке, этимологические основы лексикона, семасиологию, семантику лексических единиц, значение слова в функциональном аспекте, методы разграничения значений и выявления компонентов значения, национально-культурную специфику смысловой структуры соотносительных слов в русском и изучаемых иностранных языках, историческую изменчивость смысловой структуры слова, семантические группировки в лексической системе языка, омонимию и ее место в лексической системе языка, источники омонимии, словообразование, морфологическое и деривационное строение слова, историческую изменчивость структуры слова, принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке, понятие словообразовательной модели, основные и комплексные единицы системы словообразования, функциональный аспект в системе словообразования, способы словообразования в языке, национально-культурную специфику словообразования, сочетаемость лексических единиц, понятие валентности, свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы, соотнесенность фразеологической единицы и слова, классификацию фразеологических единиц, социальную и территориальную дифференциацию словарного состава, основы лексикографии.
Раздел
(название)
| Дидактические единицы (название)
| Название темы, литература
| Содержание
| Основные понятия лексикологии
| ДЕ 1
Лексический уровень языка
| 1.1.Лексикология как раздел лингвистической науки. Понятие слова и его основные проблемы. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
1.2. Основные проблемы лексикологии.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| Подразделы лексикологии.
Основные проблемы теории слова: 1) определение слова; 2) мотивированность слова; 3) отличия слова от морфемы и от словосочетания; 4) связь между словами и объектами реальной действительности. Синхрония и диахрония в лексикологии. Парадигматический и синтагматический подходы.
| Лексическое значение и семантическая структура английских слов.
| ДЕ 2
Содержание языкового знака.
Многозначность.
| 2.1..Семасиология. Семантика лексических единиц. Типы значения слова. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
2.2. Полисемия, ее роль в языке и причины этого явления. Смысловая структура многозначного слова.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5,, 7.2.7.]
| Природа значения слов, определение семасиологии. Основные типы лексических значений слова и принципы их классификации. Взаимосвязь между значением слова и его сочетаемостью, значением и употреблением. Понятие полисемия, ее роль в языке и причины этого явления, смысловая структура многозначного слова. Основные типы семантических изменений слов.
| Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка.
| ДЕ 3
Этимологический анализ лексических единиц
| 3.1.Этимология словарного состава английского языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
3.2. Роль и место заимствований в словарном составе языка.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| Этимология. Основные причины и источники заимствований. Скандинавские заимствования.
Французские заимствования.
Испанские, латинские и другие заимствования.
Интернациональные слова. Слова-гибриды. Соотношение исконно-английской и заимствованной лексики.
| Лингвокреативная деятельность человека
| ДЕ 4
Словообразовательный уровень языка
| 4.1. Слова и морфемы. Морфологическая структура слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5.,
7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
4.2.Словообразование и его основные проблемы. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5.,
7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
4.3. Принципы и цели морфемного и словообразовательного анализа. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| Морфологическая структура слова в современном английском языке, понятие слова и морфемы. Типы морфем, слова простые, производные, сложно-производные и сложные. Теория номинации. Способы словообразования слов. Принципы классификации аффиксов и их продуктивность. Конверсия как один из продуктивных способов словообразования в современном английском языке. Различные подходы относительно сущности конверсии в различных частях речи. Характерные черты конверсии в современном английском языке и ее высокая продуктивность. Понятие субстантивации. Определение и основные критерии сложных слов. Проблема разграничения сложных слов и словосочетаний. Образования типа give up. Различные типы сокращений и аббревиатур и их функциональное использование. Другие словообразовательные и словоразличительные средства. Принципы и цели морфемного и словообразовательного анализа.
| Английский словарный состав как система.
| ДЕ 5
Системные отношения в лингвистике
| 5.1. Понятие лексической системы. Омонимия.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
5.2.Синонимические и антонимические отношения в языке.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
5.3. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| Определение неологизмов, историзмов, архаизмов, омонимов. Источники возникновения омонимов и их классификация. Роль и назначение синонимов как выразительно-экспрессивных средств словарного состава современного английского языка. Определение синонимов, их классификации. Антонимы, их классификации. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля) Служебные и главные части речи. Определение тематических и идеографических групп, семантических и словообразовательных полей, терминологической системы.
| Фразеология современного английского языка
| ДЕ 6
Основные понятия фразеологии
| 6.1.Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.6. 7.2.7., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы, классификация фразеологических единиц.
Метафоры, лежащие в основе идиом.
| Социальная и территориальная дифференциация словарного состава современного английского языка. Основы лексикографии
| ДЕ 7
Стилистическая коннотация, вариативность.
Основные особенности терминологической системы.
| 7.1.Понятие стандартной и нестандартной лексики.
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
7.2. Терминологическая система современного английского языка
[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.]
7.3. Проблема языковой нормы и варианта. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.]
| Живой разговорный язык. Проблемы разграничения жарго, арго, сленг. Норма и вариант. Взаимосвязь языка, культуры и общества.
Региональные варианты современного английского языка.
Различные типы словарей. Проблемы лексикографии.
| | | | | | |
Раздел 3 Распределение бюджета времени по видам занятий
3.1 Лекционные занятия
№
рейтингового блока
| № дидактической единицы
| № темы
| Объем времени, час
| норм
| сокр
| очная
| заочная
| очная
| заочная
| очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ДЕ 1.
| 1.1.Лексикология как раздел лингвистической науки. Понятие слова и его основные проблемы.
|
|
|
|
|
| 1.3.Основные проблемы лексикологии
|
|
|
|
|
| ДЕ 2
| 2.1..Семасиология. Семантика лексических единиц. Типы значения слова. Историческая изменчивость смысловой структуры слова.
|
|
|
|
|
| 2.2. Полисемия, ее роль в языке и причины этого явления. Смысловая структура многозначного слова.
|
|
|
|
|
| ДЕ 3
| 3.1.Этимология словарного состава английского языка.
|
|
|
|
|
| 3.2. Роль и место заимствований в словарном составе языка.
|
|
|
|
| сам. раб
| | ДЕ 4
| 4.1.Слова и морфемы. Морфологическая структура слов.
|
|
|
|
|
| 4.2. Словообразование и его основные проблемы
|
|
|
|
|
| 4.2. Взаимодействие частей речи и способов их образования.
|
|
|
|
|
| ДЕ 5
| 5.1. Понятие лексической системы. Омонимия.
|
|
|
|
|
| 5.2.Синонимические и антонимические отношения в языке.
|
|
|
|
|
| 5.3. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике.
|
|
|
|
| сам. раб.
| ДЕ 6
| 6.1. Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка.
|
|
|
|
| сам. раб.
| ДЕ 7
| 7.1.Понятие стандартной и нестандартной лексики.
|
|
|
|
|
| 7.2. Терминологическая система современного английского языка
|
|
|
|
| сам. раб.
| | | 7.3. Проблема языковой нормы и варианта
|
|
|
|
| сам. раб.
| Итого
|
|
| |
|
|
|
3.2 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия
№
практического занятия и (или) лабораторной работы
| Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия, литература из карты методического обеспечения
| № темы
из раздела 2
| Объем времени, час
| норм
| сокр
| очная
| заочная
| очная
| заочная
| очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2.1
| Лексикология как наука о словарном составе языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 1.1.
|
|
|
|
|
| 3.2.2.
| Лексическое значение и семантическая структура английских слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5.,
7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 2.1.
2.2.
2.3.
|
|
|
|
|
| 3.2.3.
| Морфологическая структура английских слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 4.1.
4.3.
|
|
|
|
|
| 3.2.4.
| Продуктивные способы словообразования [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 4.2.
|
|
|
|
|
| 3.2.5.
| Этимологическая и территориальная характеристика словарного состава языка[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 3.1.
3.2.
|
|
|
|
|
| 3.2.6.
| Английский словарный состав как система. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 5.1.
5.2.
5.3.
|
|
|
|
|
| 3.2.7.
| Фразеология современного английского языка[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.6. 7.2.7., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
| 6.1.
|
|
|
|
|
| 3.2.8.
| Лексикография и основные типы словарей[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.]
| 7.2.
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
| |
|
|
|
3.3 Самостоятельная работа студентов
№
п.п.
| Вид самостоятельной работы
| Общий объем времени, час
| Рекомендуемая литература
| норм
| сокр
| очная
| заочная
| очная
| заочная
| очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка докладов, направленных на углубленное изучение наиболее проблемных вопросов курса:
Роль и место заимствований в словарном составе языка.
Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике.
Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка.
Понятие стандартной и нестандартной лексики.
|
|
|
|
|
| [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
|
| Написание и оформление курсовой работы
| |
| | |
| [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
|
|
| Выполнение тестов, контрольных работ
|
| [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
|
| Подготовка к семинарским занятиям
|
| [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
|
| Подготовка к экзамену
|
| [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
|
Курсовая работа (проект), ее характеристика, примерная тематика.
Цель курсовой работы:
а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания по лексикологии современного английского языка;
б) овладеть навыками самостоятельной работы;
в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
г) выработать умение публичной защиты;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|