Сделай Сам Свою Работу на 5

Курсовая работа (проект), ее характеристика, примерная тематика.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет Международный

Кафедра Мировые языки и культуры

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по МР

_______________ Н.Н. Шумская

личная подпись инициалы, фамилия

«___»___________201__ г

Рег. № ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ОПД Ф.5. Лексикология

(шифр дисциплины по учебному плану, название)

По направлению 031100 Лингвистика

(код ОКСО, название без кавычек)

Форма и срок освоения ООП очная, нормативный, очно-заочная, сокращенный

(очная, заочная, нормативный, ускоренный, сокращенный)

Всего учебных часов - 136 (час)

Всего аудиторных занятий – 52 (час)

Из них:

Лекции – 34 (час)

Лабораторные занятия -_____(час)

Практические занятия (семинары) – 18 (час)

Всего часов на самостоятельную работу студента - 84 (час)

Курсовой проект (работа) -____5_____(семестр)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Экзамен -____5____(семестр)

Зачет-________(семестр)

Адреса электронной версии программы http://static.dstu.edu.ru/r_programm_me.zip

Ростов-на-Дону

Лист согласования

 

Рабочая программа по учебной дисциплине «Лексикология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031100 Лингвистика и относится к циклу ОПД направления.



 

Шифр дисциплины по стандарту ОПД.Ф.5

Рабочая программа составлена доктором филологических наук, доцентом Муруговой Е.В. и рассмотрена на заседании кафедры «Мировые языки и культуры»

 

 

Протокол № 7___ от «_24__» февраля 2012 г

 

Зав. кафедрой «Мировые языки и культуры» _______________ Е.В. Муругова

личная подпись инициалы, фамилия

 

Одобрена научно-методическим советом направления 031100 Лингвистика

 

 

Председатель совета _______________ Н.В. Требухина направления личная подпись инициалы, фамилия

 

"___" ___________201__г

 

Заведующая сектором ОП

ЦНМОиТОП ________________ Е.Г. Скидан

личная подпись инициалы, фамилия

"___" ___________201__г

 


Структура и содержание рабочей программы

 

Раздел 1 Общие положения

 

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.



Дисциплина «Лексикология» имеет целью дать студентам необходимую сумму знаний, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения о словарном составе современного английского языка, расширить их лингвистический кругозор и подготовить почву для активного применения теоретических знаний в языковой практике для повышения качеств их профессиональной подготовки и активизации развития монологической, диалогической речи, навыков чтения, аудирования и письма.

Основными задачами данного теоретического курса являются:

· Усвоение основных лингвистических терминов, их мировоззренческой направленности в контексте с основными философскими понятиями необходимыми для раскрытия и обоснования сущности определенной темы;

· Получение представления об основных проблемах лексикологии и фразеологии, о методах лингвистического анализа, связи лексикологии с другими дисциплинами, а также ознакомление с просторечной лексикой, идиоматическими выражениями, фразеологическими единицами, что будет способствовать активизации процесса обучения на практике устной и письменной речи;

· Формирование понятий о различных способах образования слов, их продуктивности в современном английском языке, о природе значения слова и смысловой структуры, об этимологической и стилистической характеристике словарного состава английского языка, о морфологической и семантической структуре английского слова;

· Овладение знаниями о синонимических и антонимических отношениях в современном английском языке, как одних из выразительно-экспрессивных средств словарного состава, о комбинаторных возможностях слов для предотвращения ошибок в употреблении слов в речи;



· Овладение умениями распознавать специфику различных словообразовательных, выразительно-экспрессивных средств словарного состава языка при чтении различных текстов и при устно-речевом общении, избегая ошибок неправильного употребления, и с помощью этих знаний в тесной связи с контекстом выявлять значения трудных слов, которые не нашли свое отражение в словаре;

· Совершенствование умения пользоваться различными словарями, активизация запоминания новых слов путем их анализа, отбора и группировки значений, построения синонимических рядов, а также на основе мотивации сравнения и противопоставления иностранного и родного языков.

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины.

Студенты, завершившие изучение дисциплины «Лексикология», должны

знать:

• основные понятия и задачи лексикологии;

• методы лингвистического анализа;

• специфику словообразования, морфологическое и деривационное строение слова, способы словообразования в языке, понимать специфику сочетаемости лексических единиц;

• знать типы синонимов, типы семантической структуры многозначных слов, этимологический состав лексики английского языка, происхождение исконной лексики, основные источники заимствований, типы ассимиляции заимствованных слов.

уметь:

• назвать и понять основные проблемы теоретической лексикологии и лексикографии, освоить этапы ее развития;

• осуществлять лексикологический анализ текста: характеризовать этимологический состав лексики, устанавливать наличие в тексте американизмов, диалектизмов и т.д., анализировать морфологический состав слова и определять тип и способ словообразования; находить синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы, сленгизмы;

иметь представление:

• о значении и смысловой структуре слова, денотативном и коннотативном значении, типах семантических изменений;

• об изменчивости словарного фонда и историческом составе английской лексики, архаизмов, историзмов, основных способах образования неологизмов;

• о литературном английском, региональных вариантах и территориальных диалектах английского языка;

• применять полученные теоретические знания в процессе
обучения иностранному языку;

• работать с теоретической и справочной литературой по
лексикологии английского языка;

 

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами и последующими дисциплинами

Базовый теоретический курс «Лексикологии современного английского языка» является обязательным и входит в федеральный компонент ООП. Он должен дать студентам необходимую теоретическую основу для изучения других лингвистических дисциплин, находящихся в тесном контакте с данным предметом, а также расширить, систематизировать и углубить те знания о словарном составе английского языка, которые студенты приобрели на практических курсах изучаемого языка.

Следует также отметить, что в центре внимания при изучении словарного состава языка, как курса истории языка, теоретической фонетики, стилистики, грамматики, новых областей науки: социолингвистики, прагмалингвистики и др., так и лексикологии находится слово, в котором отчетливо проявляется связь языка и мышления, языка и действительности и обнаруживаются специфические особенности их взаимодействий.

Особенно существенно взаимодействие лексики и грамматики: лексика накладывает ограничения на использование грамматических категорий, грамматические формы способствуют дифференциации значений слов. Лексические и грамматические средства с общим значением образуют лексико-грамматические поля. Аналитический характер языка откладывает существенные отпечатки на продуктивность тех или иных способов словообразования и др..

Важность связи курса лексикологии с курсом теоретической фонетики обусловливается представлением о слове как единице языка, характеризующейся соотнесенностью формы (в т.ч. и звуковой) и содержания. Историческая фонетика и фонология широко используются при диахронном исследовании синонимов, омонимов и полисемии.

Связь курса лексикологии со стилистикой обнаруживается в теме: «Стилистическая дифференциация словарного состава английского языка» - выделение лексических единиц по сфере употребления (общеупотребительная и стилистически отмеченная лексика), в связи с изучением вариантов литературного языка, по эмоциональной окраске, по исторической перспективе (неологизмы и архаизмы). В теме «Синонимические и антонимические отношения в современном английском языке» - выделяются различные типы коннотаций, исследуется экспрессивный, оценочный и эмоциональный потенциал слов и др. В теме «Лексическое значение и семантическая структура слова» обнаруживается взаимодействие прямых и переносных значений, связь значения с контекстом, а также выделяются различные типы семантических изменений слов.

Связь с курсом истории языка обусловлена необходимостью изучения потенции развития языка, изменения значений слов и способов наименования объектов, процессов в семантической структуре слова, выявления структурно-семантических сходств и различий в языке различных периодов и др.

Некоторые аспекты и виды лексических единиц изучаются в смежных лингвистических дисциплинах языкознания: психолингвистике (изучение словесных ассоциаций), социолингвистике (изучение языкового поведения коллектива) и др.

Важным аспектом курса лексикологии является изучение слов в их отношении к действительности, в правильном, адекватном использовании лингвистических знаний в повседневной практической деятельности студента на занятиях по практике языка.

Данный курс читается на английском языке, поэтому задания для практических занятий, самостоятельной работы, промежуточный контроль и итоговый, курсовая работа выполняется на английском языке.

 

Раздел 2 Тематический план и содержание дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Лексикология» определяются Государственным образовательным стандартом и включают базовые знания теоретической и прикладной лексикологии, связь лексикологии с другими разделами языкознания, понятие слова как основной единицы лексической системы, основные способы номинации в языке, этимологические основы лексикона, семасиологию, семантику лексических единиц, значение слова в функциональном аспекте, методы разграничения значений и выявления компонентов значения, национально-культурную специфику смысловой структуры соотносительных слов в русском и изучаемых иностранных языках, историческую изменчивость смысловой структуры слова, семантические группировки в лексической системе языка, омонимию и ее место в лексической системе языка, источники омонимии, словообразование, морфологическое и деривационное строение слова, историческую изменчивость структуры слова, принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке, понятие словообразовательной модели, основные и комплексные единицы системы словообразования, функциональный аспект в системе словообразования, способы словообразования в языке, национально-культурную специфику словообразования, сочетаемость лексических единиц, понятие валентности, свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы, соотнесенность фразеологической единицы и слова, классификацию фразеологических единиц, социальную и территориальную дифференциацию словарного состава, основы лексикографии.

 

Раздел (название) Дидактические единицы (название) Название темы, литература   Содержание
Основные понятия лексикологии ДЕ 1 Лексический уровень языка 1.1.Лексикология как раздел лингвистической науки. Понятие слова и его основные проблемы. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 1.2. Основные проблемы лексикологии. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] Подразделы лексикологии. Основные проблемы теории слова: 1) определение слова; 2) мотивированность слова; 3) отличия слова от морфемы и от словосочетания; 4) связь между словами и объектами реальной действительности. Синхрония и диахрония в лексикологии. Парадигматический и синтагматический подходы.    
Лексическое значение и семантическая структура английских слов.   ДЕ 2 Содержание языкового знака. Многозначность. 2.1..Семасиология. Семантика лексических единиц. Типы значения слова. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 2.2. Полисемия, ее роль в языке и причины этого явления. Смысловая структура многозначного слова. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5,, 7.2.7.] Природа значения слов, определение семасиологии. Основные типы лексических значений слова и принципы их классификации. Взаимосвязь между значением слова и его сочетаемостью, значением и употреблением. Понятие полисемия, ее роль в языке и причины этого явления, смысловая структура многозначного слова. Основные типы семантических изменений слов.  
Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка.   ДЕ 3 Этимологический анализ лексических единиц 3.1.Этимология словарного состава английского языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 3.2. Роль и место заимствований в словарном составе языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] Этимология. Основные причины и источники заимствований. Скандинавские заимствования. Французские заимствования. Испанские, латинские и другие заимствования. Интернациональные слова. Слова-гибриды. Соотношение исконно-английской и заимствованной лексики.
Лингвокреативная деятельность человека ДЕ 4 Словообразовательный уровень языка 4.1. Слова и морфемы. Морфологическая структура слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 4.2.Словообразование и его основные проблемы. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 4.3. Принципы и цели морфемного и словообразовательного анализа. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] Морфологическая структура слова в современном английском языке, понятие слова и морфемы. Типы морфем, слова простые, производные, сложно-производные и сложные. Теория номинации. Способы словообразования слов. Принципы классификации аффиксов и их продуктивность. Конверсия как один из продуктивных способов словообразования в современном английском языке. Различные подходы относительно сущности конверсии в различных частях речи. Характерные черты конверсии в современном английском языке и ее высокая продуктивность. Понятие субстантивации. Определение и основные критерии сложных слов. Проблема разграничения сложных слов и словосочетаний. Образования типа give up. Различные типы сокращений и аббревиатур и их функциональное использование. Другие словообразовательные и словоразличительные средства. Принципы и цели морфемного и словообразовательного анализа.  
Английский словарный состав как система. ДЕ 5 Системные отношения в лингвистике 5.1. Понятие лексической системы. Омонимия. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 5.2.Синонимические и антонимические отношения в языке. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 5.3. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] Определение неологизмов, историзмов, архаизмов, омонимов. Источники возникновения омонимов и их классификация. Роль и назначение синонимов как выразительно-экспрессивных средств словарного состава современного английского языка. Определение синонимов, их классификации. Антонимы, их классификации. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля) Служебные и главные части речи. Определение тематических и идеографических групп, семантических и словообразовательных полей, терминологической системы.  
Фразеология современного английского языка ДЕ 6 Основные понятия фразеологии 6.1.Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.6. 7.2.7., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]   Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы, классификация фразеологических единиц. Метафоры, лежащие в основе идиом.  
Социальная и территориальная дифференциация словарного состава современного английского языка. Основы лексикографии   ДЕ 7 Стилистическая коннотация, вариативность. Основные особенности терминологической системы. 7.1.Понятие стандартной и нестандартной лексики. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 7.2. Терминологическая система современного английского языка [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.] 7.3. Проблема языковой нормы и варианта. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.]   Живой разговорный язык. Проблемы разграничения жарго, арго, сленг. Норма и вариант. Взаимосвязь языка, культуры и общества. Региональные варианты современного английского языка. Различные типы словарей. Проблемы лексикографии.
           

 

Раздел 3 Распределение бюджета времени по видам занятий

 

3.1 Лекционные занятия

№ рейтингового блока № дидактической единицы № темы   Объем времени, час
норм сокр
очная заочная очная заочная очно-заочная
 
ДЕ 1. 1.1.Лексикология как раздел лингвистической науки. Понятие слова и его основные проблемы.      
1.3.Основные проблемы лексикологии      
ДЕ 2 2.1..Семасиология. Семантика лексических единиц. Типы значения слова. Историческая изменчивость смысловой структуры слова.      
2.2. Полисемия, ее роль в языке и причины этого явления. Смысловая структура многозначного слова.      
ДЕ 3 3.1.Этимология словарного состава английского языка.      
3.2. Роль и место заимствований в словарном составе языка.       сам. раб
  ДЕ 4 4.1.Слова и морфемы. Морфологическая структура слов.      
4.2. Словообразование и его основные проблемы      
4.2. Взаимодействие частей речи и способов их образования.      
ДЕ 5 5.1. Понятие лексической системы. Омонимия.      
5.2.Синонимические и антонимические отношения в языке.      
5.3. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике.       сам. раб.
ДЕ 6 6.1. Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка.       сам. раб.
ДЕ 7 7.1.Понятие стандартной и нестандартной лексики.      
7.2. Терминологическая система современного английского языка       сам. раб.
    7.3. Проблема языковой нормы и варианта       сам. раб.
Итого        

 

 

3.2 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

 

№ практического занятия и (или) лабораторной работы Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия, литература из карты методического обеспечения № темы из раздела 2 Объем времени, час
норм сокр
очная заочная очная заочная очно-заочная
3.2.1 Лексикология как наука о словарном составе языка. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 1.1.      
3.2.2. Лексическое значение и семантическая структура английских слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.2., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 2.1. 2.2. 2.3.        
3.2.3. Морфологическая структура английских слов. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 4.1. 4.3.        
3.2.4. Продуктивные способы словообразования [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 4.2.        
3.2.5. Этимологическая и территориальная характеристика словарного состава языка[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 3.1. 3.2.        
3.2.6. Английский словарный состав как система. [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 5.1. 5.2. 5.3.        
3.2.7. Фразеология современного английского языка[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.6. 7.2.7., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.] 6.1.        
3.2.8. Лексикография и основные типы словарей[7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.1.] 7.2.        
Итого        

 

3.3 Самостоятельная работа студентов

 

№ п.п. Вид самостоятельной работы Общий объем времени, час Рекомендуемая литература
норм сокр
очная заочная очная заочная очно-заочная
Подготовка докладов, направленных на углубленное изучение наиболее проблемных вопросов курса: Роль и место заимствований в словарном составе языка. Различные группировки слов (ЛСГ, ЛГР, поля). Полевой подход в лингвистике. Фразеологизмы и идиомы в языке. Классификация фразеологических единиц английского языка. Понятие стандартной и нестандартной лексики.             [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
Написание и оформление курсовой работы                     [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
 
Выполнение тестов, контрольных работ [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
Подготовка к семинарским занятиям [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]
Подготовка к экзамену [7.1.1., 7.1.2., 7.1.3., 7.1.4., 7.1.5., 7.2.3., 7.2.4., 7.2.5, 7.2.7.]

Курсовая работа (проект), ее характеристика, примерная тематика.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания по лексикологии современного английского языка;

б) овладеть навыками самостоятельной работы;

в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.