Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II. Особенности ландшафта как геосистемы





Понятие о ландшафте. Условия выделения ландшафта. Трактовки термина ландшафт. Компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы. Фундамент, геоморфология, климат, воды и органический мир ландшафта. Границы ландшафта. Вертикальные и горизонтальные рубежи ландшафта.

Морфология ландшафта. Фация, урочище, местность.

Динамика и функционирование ландшафта.Влагооборот в ландшафте. Биогенный оборот веществ. Абиотическая миграция вещества литосферы. Энергетика ландшафта и интенсивность функционирования. Годичный цикл функционирования ландшафта. Изменчивость, устойчивость и динамика ландшафта. Развитие ландшафта. Возраст и долговечность ландшафта.

Систематика ландшафтов.Принципы классификации ландшафтов. Правила классификации, ее прикладное значение. Гипотетический материк, критерии выделения типов (подтипов), классов (подклассов) и видов ландшафтов. Сущность и содержание физико-географического районирования. Зональные и азональные регионы. Многорядная система таксономических единиц физико-географического районирования.

Раздел III. Природно-антропогенные ландшафты.



Учение о природно-антропогенных ландшафтах.Методологические основы. Человечество и окружающий мир. Планетарная система «природа-общество». Антропогенизация ландшафтной оболочки. Этапы эволюции человечества и земной природы. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Современные природно-антропогенные ландшафты.

Социально-экономические функции ландшафтов. Классификации антропогенных ландшафтов. Геотехнические системы. Экологический каркас.

Культурный ландшафт.Развитие представлений о культурном ландшафте. Современные культурные ландшафты: структура, функционирование, антропогенная регуляция.

Раздел IV. Ландшафтное планирование

Ландшафтное планирование и проектирование.Актуальность, цель, объекты и задачи ландшафтного планирования (ЛП). Методологические подходы и принципы ЛП. Основные территориальные объекты и масштабные уровни ЛП.

Ландшафтно-экологический каркаскакоснова ландшафтного планирования. Ландшафтно-экологическое планирование лесных ландшафтов. Ландшафтно-экологическое планирование агроландшафтов.



 

Темы лабораторных работ

 

Лабораторная работа № 1

Сравнительная характеристика физико-географических стран (4 часа).

Цель – изучение компонентов ландшафта и ландшафтообразующих компонентов.

Задачи: 1) познакомиться с компонентными географическими картами, 2) получить навыки «чтения» и анализа карт, 3) научиться составлять ландшафтное описание территории, 4) знать компоненты ландшафта и ландшафтообразующие факторы-условия.

 

Работа предполагает составление сравнительной характеристики двух граничащих между собой физико-географических стран в пределах территории бывшего СССР. Компоненты характеристики: геологическое строение, тектоника, четвертичные отложения, геоморфология (морфоструктуры и морфоскульптуры), суммарная солнечная радиация и средняя температура воздуха (январь, июль), годовое количество осадков, осадки теплого периода, высота снежного покрова, растительность, почвы.

 

Лабораторная работа № 2

Анализ изменения ландшафтных характеристик в зависимости от географического положения (4 часа).

Цель – изучение на примере изменения ландшафтных характеристик по меридиану влияния глобальных закономерностей (зональности и азональности) на ландшафтные строение территории.

 

В ходе данной работы проводится изучение изменения ландшафтных характеристик территории по заданному преподавателем меридиану с целью дать заключение о влиянии зональных и азональных факторов на природные особенности территории. Характеристика изменений дается в виде профилей и графиков по следующим показателям: суммарная солнечная радиация (январь, июль), средняя температура воздуха (январь, июль), годовое количество осадков, высота снежного покрова, осадки теплого периода, продолжительность безморозного периода, рельеф (составляется гипсографический профиль), растительность, почвы.



Лабораторная работа №3

Ландшафтная характеристика по заданному меридиану (2 часа).

 

Цель – научиться выделять типы ландшафтов на основе учета ландшафтных характеристик территории.

 

Работа является этапом, подводящим итог в процессе формирования представлений о ландшафте, как о взаимосвязанной и взаимообусловленной в своем развитии системе компонентов природы, создавая представление о ландшафтной дифференциации территории России и стран ближнего зарубежья.

Ландшафтная характеристика составляется в табличной форме. В строки таблицы вносятся типы ландшафтов, в столбцы – ландшафтные характеристики. Итоговая часть работы – составление ландшафтного профиля, отражающего реальное распределение ландшафтно-типологических комплексов на территории бывшего СССР.

 

 

Примерные темы рефератов

 

1. Зональность и азональность эпигеосферы.

2. Учение о геосистеме В.Б. Сочавы.

3. Современное ландшафтоведение (развитие науки в XX и XXI вв.): новые направления ландшафтного поиска.

4. Учение об аквальных геосистемах.

5. Современный ландшафт. Классификация ландшафтов по Э.П. Романовой.

6. Экологическая емкость ландшафта.

7. Социальные функции ландшафта.

8. Рекреационный потенциал ландшафта.

9. Региональные ландшафтные исследования (анализ публикаций в реферируемых журналах: География и природные ресурсы, Известия РГО, Вестник МГУ. Сер. 5. География, Известия РАН. Сер. географическая, Проблемы региональной экологии, Географический вестник (журнал географического факультета ПГУ).

10. Ландшафтное районирование Пермского края.

11. Культурные ландшафты Пермского края.

12. Эстетика и дизайн ландшафта.

 

Литературное обеспечение выполнения рефератов:

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М.: Мысль,1975.

2. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Мысль,1991.

3. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: Учебное пособие. М.: МГУ, 2003.

4. Полынов Б.Б. Учение о ландшафтах. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1956.

5. Солнцев Н.А. Избранные труды. Учение о ландшафте. М., 2002.

6. Сочава В.Б. Введение в учениях о геосистемах. Новосибирск: Наука,1978.

  1. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Ландшафты. М.: Мысль,1989.

8. Исаченко А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л.: Наука, 1980.

9. Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: Изд-во ЛГУ,1976.

10. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. М.: МГУ, 2000.

11. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. М., 2007.

12. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М.: Мысль,1973.

13. Николаев В.А. Космическое ландшафтоведение. М.: МГУ, 1993.

14. Николаев В.А. Ландшафты азиатских степей. М.: МГУ, 1999.

15. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М.: Астрея, 1999.

16. Пузаченко А.Г., Дьяконов К.Н., Алещенко Г.М. Разнообразие ландшафта и методы его измерения. М.: МГУ, 2002.

17. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М.: Прогресс, 1982.

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Голованов А.И. Кожанов Е.С. Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение. – М.: КоллоС, 2005 – 216.

2. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Академия, 2006 – 479.

Дополнительная:

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М.: Мысль, 1975.

2. Девяткова С.Б. География природных рекреационных ресурсов. Пермь, 2004.

3. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., 1991.

4. Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географической зональности. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986.


7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

 

1. Географический атлас СССР. 1985 г.

2. Карта «Географические пояса и зональные типы ландшафтов мира». М: 1:15 000 000. М.: ГУГК СССР, 1988.

3. Мультимедийное оборудование для лекций-визуализаций.

 

7.3. Методические указания студентам

 

Лабораторная работа № 1

Сравнительная характеристика физико-географических стран.

 

Работа предполагает составление сравнительной характеристики двух граничащих между собой физико-географических стран в пределах территории бывшего СССР. При выполнении работы особое внимание следует обратить на определение местоположения описываемых составляющих компонентов и их распространение (в %) относительно общей территории физико-географической страны.

Особое внимание следует также обратить на:

1. выводы о значимости различий в данном компоненте для разграничения рассматриваемых физико-географических стран,

2. общее заключение о том, благодаря различиям в каких компонентах проводится граница между этими физико-географическими странами (после завершения всей работы).

Компоненты характеристики:

· Геологическое строение,

· Тектоника,

· Четвертичные отложения,

· Геоморфология (морфоструктуры и морфоскульптуры),

· Суммарная солнечная радиация и средняя температура воздуха (январь, июль),

· Годовое количество осадков, осадки теплого периода, высота снежного покрова,

· Растительность,

· Почвы.

Пример:

Восточно-Европейская равнина Фенноскандия
Геологическое строение
На территории физико-географической страны преобладают отложения: на востоке – пермского периода палеозойской эры – 20%, на севере и в центральной части – мелового периода мезозойской эры – 20%, на северо-западе – девонского периода палеозойской эры – 10%, на юго-западе – палеоген-неогеновые отложения кайнозойской эры – 10%. На территории физико-географической страны преобладают отложения: архейской эры – 45%, протерозойской эры – 20%. Присутствуют также гранитойды докембрийского возраста – 30%, другие породы – 5%.

 

Геологический фактор имеет важное значение для разграничения данных физико-географических стран.
Суммарная солнечная радиация
На большей части территории физико-географической страны составляет 50 Мдж/м2 в январе и 600 – 650 Мдж/м2 в июле. На большей части территории физико-географической страны составляет 50 Мдж/м2 в январе и 550 Мдж/м2 в июле.
Фактор суммарной солнечной радиации является менее значимым для разграничения данных физико-географических стран.

Лабораторная работа № 2

Анализ изменения ландшафтных характеристик в зависимости от географического положения

В ходе данной работы проводится изучение изменения ландшафтных характеристик территории по заданному преподавателем меридиану с целью дать заключение о влиянии зональных и азональных факторов на природные особенности территории. Характеристика изменений дается в виде профилей и графиков по следующим показателям:

· Суммарная солнечная радиация (январь, июль),

· Средняя температура воздуха (январь, июль),

· Годовое количество осадков,

· Высота снежного покрова,

· Осадки теплого периода,

· Продолжительность безморозного периода,

· Рельеф (составляется гипсографический профиль),

· Растительность,

· Почвы.

 

Примеры:

 

Растительный профиль

 

арктические тундры лиственничные среднетаежные леса
горные тундры и разряженная растительность гольцов горные лиственичные и лиственично-кедровые леса
лиственничные северотаежные редкоствольные леса лиственничные южно-таежные леса

Почвенный профиль

 

 

  тундровые арктические мерзлотно-таежные палевые
горно-арктические и горно-тундровые горные мерзлотно-таежные
глеево-мерзлотно-таежные горно-таежные подзолистые и кислые неоподзоленные

Лабораторная работа №3

Ландшафтная характеристика по заданному меридиану

Работа является этапом, подводящим итог в процессе формирования представлений о ландшафте, как о взаимосвязанной и взаимообусловленной в своем развитии системе компонентов природы, создавая представление о ландшафтной дифференциации территории России и стран ближнего зарубежья.

Ландшафтная характеристика составляется в табличной форме. В строки таблицы вносятся типы ландшафтов, в столбцы – ландшафтные характеристики. Итоговая часть работы – составление ландшафтного профиля, отражающего реальное распределение ландшафтно-типологических комплексов на территории СНГ. Пример, приведенный для данной работы, демонстрирует ландшафтную характеристику для меридиана 350 в.д.

 

Ландшафтный профиль

 

 

Тундровые и лесотундровые европейские Лесостепные европейские
Таежные и широколиственно-хвойные лесные европейские Степные европейские
Лесные широколиственные европейские    

 

 

Самостоятельная работа предусмотрена учебным планом в объеме 54 часа и соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков научно-исследовательской работы и ориентированию студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Большая часть самостоятельной работы студенты-заочники должны выполнять в течение семестра. Преподаватель проверяет выполнение перечисленных ниже самостоятельных работ (исключение – лабораторные работы) во время сессии. Самостоятельные работы оформлять в отдельной тетради, работы выполняются «от руки» в письменном виде.

Конкретный перечень самостоятельных работ по дисциплине преподаватель озвучивает на вводной лекции.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы наиболее значимой в теоретическом и прикладном отношении (В.В.Докучаева, Г.Н.Высоцкого, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, Д.Л.Арманда, Н.А.Солнцева, Ф.Н.Милькова, А.Г.Исаченко и др.);

- изучение современных ландшафтных концепций;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации по основным разделам курса;

- подготовка и выполнение лабораторных работ;

- написание рефератов по проблемам структуры, эволюции и динамики ландшафтов, физико-географического районирования, антропогенных преобразований природной среды, рационального природопользования и охраны природы.

 

При освоении курса необходимо использоватьследующие учебно-методические материалы:

Ландшафтоведение: Методические указания по изучению курса / Сост. Н.Н.Назаров, Д.А.Постников. Перм. ун-т. Пермь, 1999.

Ландшафтоведение: программа дисциплины для студентов специальности 013100 «Экология» / сост. А.В.Наговицын. Перм. ун-т. Пермь, 2006.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.