Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства пополнения словарного запаса языка





Введение.

Проблема словообразования занимает одно из важнейших мест в многовековой истории лингвистики. В настоящее время она является одной из активных сфер исследования для всех языков. Во многих лингвистических работах вопросы теории словообразования изучаются на материале романских языков. При этом приходится констатировать, что некоторые аспекты этой теории в португальском языке остаются на сегодняшний день неисследованными. Вопрос о суффиксах и их вариативности употребления в португальском языке, представляющий собой одну из наименее разработанных проблем теории стилистического словообразования в современном португальском языкознании, является предметом рассмотрения данной курсовой работы.

Изучение литературы, посвященной вопросам словообразования, свидетельствует о том, что в современной лингвистической науке отсутствует системный и комплексный подход к вопросу о функционировании суффиксов в португальском языке. До настоящего времени очень мало специальных работ, посвященных описанию уменьшительных и увеличительных суффиксов португальского языка с точки зрения их семантических особенностей; вариантам классификации с учетом словообразовательной продуктивности; анализа закономерностей функционально-стилистической нагрузки и эмоционально-экспрессивной окраски суффиксальных оценочных образований в рамках исследования их стилистического потенциала.



Все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности выбранной темы, которая обусловлена характерным для современной лингвистики интересом к углубленному изучению языковых единиц, необходимостью разработки систематизированного подхода к ключевым вопросам словообразования в португальском языке.

Цель настоящей работы заключается в предложении классификации суффиксов субъективной оценки на основе анализа их продуктивности в словообразовательном процессе, а также выявление основных функций португальских оценочных суффиксов и их описание.

Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие основные задачи:

ü рассмотреть некоторые теоретические проблемы словообразования с целью установления лингвистического статуса суффиксов субъективной оценки в португальском языке;



ü исследовать семантическую природу суффиксов субъективной оценки;

ü предложить классификацию суффиксов субъективной оценки на основе анализа их продуктивности в словообразовательном процессе;

ü выявить основные функции португальских оценочных суффиксов и описать их;

ü исследовать особые случаи употребления суффиксов субъективной оценки в португальском языке;

ü исследовать эмоционально-экспрессивную окраску уменьшительных и увеличительных оценочных образований;

ü сформулировать выводы проведенного исследования.

Научная новизна работы заключается в привлечении языкового материала, не использованного ранее в качестве объекта исследования; в определении основных функций португальских оценочных суффиксов и в выявлении, на основе анализа их функционирования в определенном контексте, стилистического потенциала данных словообразовательных единиц в португальском языке. Необходимо заметить, что подобных исследований до настоящего времени не проводилось, поэтому следует говорить о том, что его результаты позволят расширить представление об элементах словообразовательной системы португальского языка, их семантической и функциональной нагрузке, об особенностях и вариативности употребления данных суффиксов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении лингвистического статуса суффиксов субъективной оценки, их места в словообразовательной системе португальского языка, выявлении определенных системных закономерностей функционирования уменьшительных и увеличительных оценочных образований.



Практическая значимость настоящей работы заключается в исследовании влияния данных суффиксов на оценочные, экспрессивные и стилистические свойства производных, анализе роли социального и стилистического контекста при изучении значений, привносимых суффиксами субъективной оценки, что позволяет говорить, в более широком смысле, о функционально-стилистической специфике оценочной суффиксации в португальском языке. Представляется важным упомянуть о возможности использования результатов проведенного анализа в программах по изучению португальского языка, при составлении теоретических курсов по лексикографии, стилистике и переводческой практике. Методика анализа может быть перенесена на изучение оценочных суффиксов в других языках.

Предметом работы является установление лингвистического статуса и определение специфики суффиксов субъективной оценки в португальском языке.

Объектом данного исследования стали суффиксы субъективной оценки с учетом их традиционного подразделения на уменьшительные и увеличительные единицы. Выбор указанных языковых элементов в качестве объекта исследования был обусловлен тем фактом, что в современном португальском языке уменьшительные и увеличительные оценочные образования достаточно распространены.

Интерес к суффиксам субъективной оценки возник давно – об этом свидетельствуют многочисленные обращения к данной проблематике в португальских лингвистических источниках периода последних шестидесяти лет. В ходе настоящего исследования в качестве языкового материала использовались лексикографические источники (толковые, энциклопедические, двуязычные, этимологические и другие словари, в том числе обратный словарь португальского языка), список которых приводится в библиографии, а также произведения художественной литературы и публикации современных португальских и бразильских авторов (полный перечень которых также приведен в библиографии).

Основополагающим тезисом при исследовании данных образований является положение о необходимости комплексного подхода к изучению производных слов, с учетом их семантического и функционального аспектов, поскольку только такой двусторонний подход позволяет представить наиболее адекватное описание функционально-стилистических особенностей и эмоционально-экспрессивной окраски категории суффиксов субъективной оценки в португальском языке.

 

Основная часть

Средства пополнения словарного запаса языка

Сложность и многоаспектность словообразовательных явлений, возможность рассмотрения их с различных точек зрения привели к возникновению разных концепций и подходов к проблеме словообразования. С развитием лингвистической науки выдвигаются все новые задачи, которые становятся объектом изучения большого числа специалистов, не связанных друг с другом творческими контактами и единством школы. Те однозначные выводы, к которым приходят представители разных лингвистических школ, и составляют основу современной теории словообразования.

Проблемам суффиксации посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных лингвистов.

Учение о транспозиции предлагает понимание суффикса как знака, указывающего, «в какую новую категорию переходит та или иная семантема (которая принимает в этом случае форму основы)», и имеющего своей функцией «уточнять, определять эту категорию, подобно тому, как вид определяет род».

Очень важным является понимание суффикса как знака и его функциональной нагрузки.

Как свидетельствуют некоторые ученые, подобные «глубокие попытки изучения суффикса на материале других языков менее известны, хотя мы и располагаем капитальными работами в этой области (например, Ж. Дюбуа по французскому языку, Г, Марчанда по английскому)».

Здесь важно подчеркнуть, что в понимании отечественных ученых суффикс - это знак, причем второстепенный. Другими словами, суффикс есть знак особого рода, отличный от знака-слова.

Суффиксы каждого конкретного языка образуют свои специфические системы.

Поскольку суффикс признается особым классом морфемы, а морфема есть знак, следовательно, ему, как и любому другому языковому знаку, присуще значение. Большинство отечественных и зарубежных языковедов придерживаются именно этой точки зрения, несмотря на то, что иногда проскальзывает мнение о возможном или полном отсутствии значения у суффикса. Так, например, В.П. Жуков, анализируя семантическую структуру фразеологизмов, приходит к выводу об отсутствии реального значения у аффиксов в их структуре. Более категорично о «пустоте» суффиксов говорится в нормативной грамматике португальского языка. Здесь акцент делается на том, что суффиксы не обладают значением вообще, а служат лишь для образования серий слов одного и того же грамматического класса. Что касается префиксов, грамматика признает их значимыми, потому что они более или менее изменяют смысл производящего (sentido da palavra primitiva).

Большинство же отечественных языковедов склонны говорить о том, что суффикс, безусловно, обладает значением, а точнее - содержанием и формой. При этом недопустимо всегда сводить значение суффикса к простой разнице, остающейся после вычитания из значения производного слова семантики производящего. Наиболее полно значение суффикса может быть раскрыто только на основе учета взаимодействия и взаимообусловленности семантики основы и самой словообразовательной модели, которая, как и семантика суффикса, определяется во многом такими внеязыковыми факторами, как контекст и речевая ситуация.

Исследуя роль суффиксов в процессе образования слов, многие ученые отмечают, что они оказывают определяющее влияние как на формирование частеречного и разрядного значения производных, так и на выбор флексии. В.И. Максимов под термином «частеречное» предлагает понимать категориальное, т.е. лексико-грамматическое значение, ибо части речи определяются обычно как лексико-грамматические классы слов. Принимая во внимание тот факт, что суффиксы с четко выраженным словообразовательным значением создают разряды однородных слов с неким общим значением, и чтобы не смешивать явления, присущие морфемному и лексическому уровням языка, общее значение этих слов данный автор предлагает называть «разрядным». При этом он отмечает, что «понимание выражения «грамматическое значение» должно быть в рамках грамматических категорий, присущих той или иной части речи, а не отождествляться с лексико-грамматическими (частеречными) значениями производных». Предложенная В.И. Максимовым терминология не противоречит смысловой структуре производного слова, предложенного И.И. Коваликом, который усматривает в ней, с одной стороны, «категориальное (частеречное), словообразовательное (деривативное - общее и частное) и лексическое значение, а с другой - грамматическое (= лексико-грамматическое = парадигматическое и синтаксическое)».

При этом необходимо заметить, что суффиксально-производные слова со смысловой стороны представляют многоуровневые образования. Прежде всего, каждое из них имеет определенное частеречное значение из числа строго ограниченных: предметности (существительные), количества (числительные), действия (глаголы) или признака (наречия). Известно, что от одной и той же производящей основы при помощи разных суффиксов могут быть образованы слова, относящиеся к разным частям речи. Главная роль здесь принадлежит словообразовательным суффиксам, строго распределенным между частями речи. Для выражения каждого из перечисленных частеречных значений существует набор суффиксов. Другими словами, при образовании слов тех или иных лексико-грамматических классов используются свои, не перекрещивающиеся между собой (за редким исключением) суффиксальные подсистемы.

В португальском языке наиболее продуктивными являются суффиксы с увеличительным и уменьшительным значением. В формировании и выражении этих лексико-грамматических категорий участвуют не только окончания, но и словообразовательные суффиксы. Кроме того, значение одушевленности - неодушевленности выступает как более частное по отношению к общему значению предметности, выражаемому теми же суффиксами.

Можно констатировать, что роль суффиксов в формировании семантики производных весьма значительна. В отношении субстантивных суффиксов можно говорить о том, что они, являясь носителями частеречного и словообразовательного (классифицирующего) значения, активно участвуют в формировании некоторых категориальных значений производных существительных и лексического значения последних, т.е. играют важную роль в формировании смысловой структуры слов на всех ее уровнях.

Помимо влияния на выбор флексии и формирование частеречного и разрядного значения, суффиксы могут влиять на другие свойства производных:

а) оценочные, что проявляется в общей форме – в передаче положительного или отрицательного отношения к предмету речи; б) экспрессивные, указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове (в том случае, если экспрессивные свойства суффиксов связаны с выражением силы тех или иных эмоций, их можно называть эмоционально-экспрессивными);

в) стилистические, что находит выражение в образовании лексики какого-либо одного из стилистических пластов: (нейтрального, разговорного, книжного).

Они образуют также существительные, сама семантика которых обусловливает их парадигматические изменения лишь в одном из двух возможных рядов. Таким образом, суффиксы в данном случае влияют - посредством классифицирующего значения - на формирование числовой категории существительных. К таким суффиксам в русском языке относятся, например, суффиксы со значением отвлеченного признака или действия (ходьба, беготня, удивление, красота), с собирательным значением (солдатня, братва, рыцарство), со значением обрядов (именины, крестины). Флексии здесь являются лишь формальными закрепителями принадлежности существительных к тому или иному числу.

Частеречное и категориальное значения не являются единственными значениями, которые привносятся в производное суффиксами.

Представляется важным остановиться подробно на двух больших группах суффиксов – уменьшительных и увеличительных, - которые широко распространены в португальском языке и выступают в первую очередь в качестве оценочных суффиксов.

Португальский лингвист Марио Вилела характеризует суффикс –inho (вариант – zinho) как один из самых употребительных суффиксов с уменьшительной функцией. Он может присоединяться к существительным (rapazinho, rapariguinha), прилагательным (bonitinho, limpinho), наречиям (agorinha mesmo, devagarinho), личным местоимениям (elezinho mesmo) и даже образовывать самые различные, иногда неожиданные формы обращений (O meu Jesus Cristinho me ajude!).

Производные слова, образованные с помощью суфикса -inho, как правило,сохраняют род первоначального слова (cadela – cadelinha).

1. Суффикс –inhoможет иметь уменьшительно-ласкательное значение (anelzinho – колечко; armarinho – шкафчик; baldezinho – ведерко; bolsinho – кармашек; carinha – личико; mesinha – столик; narizinho – носик; naviozinho – кораблик; ovinho – яичко; passarinho – птичка; patinha – лапка; risinho – смешок; rodinha – колесико; velhinho - старичок).

2. Суффикс –inho характеризуется большой экспрессией, причем образования с особенно яркой эмоциональной окраской преимущественно употребляются в обращении к детям (graozinho – зернышко; migalhazinha - крошечка; solzinho – солнышко), при этом экспрессивное напряжение слова может выражаться в удвоении суффикса (gord-uch-inha; pequen-in-inho; pequerr-uch-inho).

3. Теряя значение оценки и экспрессивную окраску, суффикс –inhoможет использоваться в качестве словообразовательного суффикса и включаться в нейтральную лексику (ancinho – грабли; colarinho – воротничок; covinha – ямочка на щеке; janeirinho – январский; mercadinho – овощная лавка; moinho – мельница).

4. Иногда суффикс –inho, сохраняя значение уничижительности, привносит оттенок ласки, обычно грубоватой (rapazinho – парнишка).

5. По аналогии с прилагательными, с помощью суффикса –inho образуются и наречия (baixinho – потихонечку; cedinho – ранехонько; devagarinho – помаленечку; poucochinho – немножечко; tardinha – вечерком; tiquinho – (браз.) немножечко).

Необходимо также упомянуть, что суффикс -inho является суффиксом оценки разных видов: он может быть уменьшительным (casinha); увеличительным (cheinho; todinho) и приблизительным (bonitinho).

Суффиксы -ino и -im являются менее употребительными, чем суффикс -inho, и ограничиваются лишь несколькими производными, имеющими уменьшительное значение (pequenino - малюсенький, espadim – рапира (от espada – шпага), lagostim – речной рак) .

В группе увеличительных суффиксов самым продуктивным является суффикс -ão. Он может:

1. Привносить оттенки нового значения в семантику существительных (mas que grande) asneirão); прилагательным (ele é um) solteirão), (mesmo sendo um) bonitão) и глагольных корней (brigão; chorão; mandão).

2. Обозначать увеличение размера предмета, называемого исходной формой (baldão – полная неудача; cinturão – широкий пояс, mundão - бескрайний простор; paredão – большая, высокая стена; pernão - ножища; tempão – (браз.) большой промежуток времени; torreão – высокая башня; volumão – объемистая книга).

3. Привносить оттенок уничижительности (comilão – обжора; fazendão – (браз.) толстуха; figurão – сумасброд, palavrão – непристойность, ругательство; rapagão – детина).

В производных формах может встречаться инфикс –z- (programão и programazão).

В классе имен прилагательных может происходить чередование гласных в окончаниях производных слов с суффиксом –ão в зависимости от рода прилагального (bonitão – bonitona; sabidão – sabidona).

В классе имен существительных у производных слов с суффиксом -ãо выявляется тенденция к переходу из женского в мужской род (casa - casarão, garrafa - garrafão; mulher - mulherão).

В группе увеличительных суффиксов продуктивными являются суффиксы -alhão/(z), arrão, eirão, особенно в сочетании с суффиксом -ãо.

Суффикс -аlhão может выступать как в увеличительной функции (facalhão – большой нож; grandalhão – большущий, огромный; trabalhão – утомительная работа; vagalhão – большая волна), так и привносить оттенок уничижительности (dramalhão – низкопробная драма; farsalhão – грубый фарс; parvalhão – тупица; paspalhão – глупец, ничтожество; porcalhão – грязнуха, неряха).

Суффикс -аrrão обычно имеет значение реальной увеличительности (homenzarrão – рослый мужчина; secarrão – очень сухой).

Суффикс -eirãoне только придает производным словам значение увеличительности (caldeirão – большой котел; dinheirão – много денег; feirão – большой рынок; olheirão – глазище), но и привносит оттенки презрительности, уничижительности (parvoeirão – набитый дурак; simplacherão – простак; vozeirão – грубый голос).

Суффиксы –aço/a, -uçо/а, -ázio (copaço - copa, dentuça - dente, balázio - bala)- всегда увеличительные, причем, как правило, с оттенками уничижительности, пренебрежения.

Суффикс açoслужит для выражения увеличительной степени в основном с негативным значением (animalaço(разг.) олух, балда; doutoraço – “профессор”, всезнайка; gentaça – чернь, простонародье; mulheraça – бабища;гордец; poetaço – стихоплет, рифмач; populaça – чернь, простонародье; rabaça – увалень; soberbaço - крайне высокомерный; vinhaça – скверное вино). В отдельных случаях образованные с помощью этого суффикса слова могут иметь как положительный (atrevidaço – смельчак, amigalhaço – закадычный друг, valentaço – храбрец) так и нейтральный оттенок с увеличительным значением (bocaça – большой рот, peitaça – широкая грудь, pernaça – толстая нога; uvaça – изобилие винограда) либо без него (carcaça – скелет; vidraça – оконное стекло).

Существует возможность выбора между увеличительными суффиксами -ão и -aço, но об общем правиле, как отмечает Марио Вилела, здесь речи идти не может (amigalhaço – amigalhão, valentaço – valentão).

Образованные с помощью суффикса -uça слова имеют, как правило, оттенки пейоративной оценки (dentuça, gordalhuço).

Относительно нейтральными являются производные с суффиксом -ázio(copázio, balázio). Mенее продуктивными являются суффиксы –ola/oila и –astro.Образованные с их помощью слова приобретают оттенки пейоративной оценки (asneirola – крепкое словцо, нецензурное выражение; farsola – шут, фанфарон; graçola – пошлость; façoila – толсторожий; moçoila – рослая крепкая девушка; criticastro – невежественный критик; medicastro – знахарь, шарлатан; poetastro – стихоплет; pulhastro – каналья, ничтожество).

Малопродуктивными являются суффиксы -anzil, -az, привносящие оттенки пренебрежения, уничижительности (beberraz – пьянчуга; corpanzil – толстяк; jangaz – верзила; madrigaz – тощий человек, скелет).

Помимо общей группы, существует еще ряд увеличительных суффиксов, образующих производные слова с собирательным значением (nevoeiro; caloreira; trabalheira).

Нам представляется важным отметить, что гамма семантических нюансов, выраженная суффиксами субъективной оценки в португальском языке, весьма широка и многообразна. Заключенные между корнем и окончанием, они придают производным словам самые разнообразные лексико-семантические и эмоционально-стилистические оттенки, которые, по нашему мнению, не дают права рассматривать данные лексические единицы как формы или варианты исходного слова. Поэтому, с нашей точки зрения, слова, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки, относятся к категории самостоятельных, обладающих определенным лексическим значением, свойственным слову как отдельной единице языка со всеми его оттенками (эмоции, чувства и т.д.) и представляющим собой результат словообразования. Сама же категория субъективной оценки, выраженная здесь оценочными суффиксами, имеет статус чисто словообразовательного значения. О том, что образования категории субъективной оценки являются отдельными словами, а не вариантами одного и того же слова, говорит еще и тот факт, что все они фиксируются словарями как самостоятельные вокабулярные единицы.

Представляется возможным констатировать, что оценочные суффиксы в современном португальском языке выступают в роли словообразовательных элементов, способствующих появлению в языке отдельных самостоятельных лексем. Абсолютное большинство производных, созданных посредством рассматриваемых суффиксов, является результатом словообразовательного процесса, о чем свидетельствует структурно-семантическое несоответствие производных и производящих слов, что является, по нашему мнению, основным критерием при определении тождества и отдельности суффиксальных оценочных образований в португальском языке.

 

 

Заключение

 

В основном в португальском языке словообразование происходит с использованием суффиксов субъективной оценки. Суффиксы субъективной оценки в португальском языке впервые рассматриваются в качестве словообразовательных элементов, способствующих появлению в языке отдельных самостоятельных лексем. При этом выделяются две основные группы данных суффиксов: образующих слова с оценочным значением и стилистически нейтральные. Изучается функциональная структура суффиксов субъективной оценки, выделяется пять основных функций: словообразовательная, смыслоразличительная, транспонирующая, стилистическая и специализирующая.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.