Сделай Сам Свою Работу на 5

Неморфемные способы словообразования





Упражнения

Морфемика

  1. Расчлените слова на морфы. Назовите корневые морфы, объединяющиеся в одну морфему.

а) шептать, шепчутся, шепотом;

мягкий, смягчить, мяконький, мягкость;

короткий, короче, укоротить, укорачивать;

смеяться, насмехаться, насмешка;

натянуть, натягивать, натяжка, тянуть, тягач;

ходить, расхаживать, восхождение, ходок;

жевать, жуют, жеваный, жвачка;

присесть, присяду, сел, приседание, насест;

 

б) дремать, дремлет, дремота, дремлющий, подремывать;

живой, оживить, оживленный, жизнь;

жидкий, жиденький, жидковатый, разжижать;

взять, возьму, взимать, взятие;

совать, суешься, высунуть, высовывать;

дергать, выдергивать, выдернуть;

палец, пальцевидный, пальчик, двупалый;

брызгать, брызжет, брызнуть, брызги

 

2. Расчлените слова на морфы. Какие префиксальные морфы составляют одну морфему?

 

а) надрезать, надорвать, надколоть;

искусать, изломать, изогнуть, изорвать;

вбить, вобью, вбежать, вбросить, вогнуть, вобрать, вогнать;

взбежать, взлететь, взойти, взойду, вскрикнуть, всплыть;

демобилизовать, демаскировать, дезорганизовать, дезориентировать;



оплатить, оклеить, окопать, обварить, обвить, обзвонить, обогнуть, обогреть, обойти;

 

б) подкоптить, подгрести, подождать, подостлать;

отбелить, отбросить, откатить, отогнать, отогреть, отозвать;

предвосхитить, предначертать, предостеречь, предохранить;

развеселить, распаковать, разозлить, разослать, раскаяться, расковать, разморозить; сбрить, спрыгнуть, скиснуть, согнать, согреть, сощурить, сосуществовать, соучаствовать

 

3.Расчлените слова на морфы. Какие суффиксальные морфы можно объединить в одну морфему?

а) яснее, веселей, тяжелее, тяжелей, строже, глубже, чище, крепче, тоньше, раньше;

отяжелевший, блестевший, освещавший, приобретший, подмокший, подмокнувший; начинающий, плачущий, борющийся, кипящий, нравящийся;

изменяемый, колеблемый, делимый, слышимый;

 

б) добряк, холостяк, смельчак, толстяк, весельчак;

притворство, баловство, кустарничество, празднество;

континентальный, каникулярный, молекулярный, орбитальный;

ежонок, лисенок, козленок, зайчонок

 



4. Выделите интерфиксы, охарактеризуйте их.

взаимопроверка, прошлогодний, грязелечебница, весенне-летний, светло-голубой, бельесушилка, баснописец, кафе-бар, каменоломня, кроветворный, кровопролитие, шестиклассник, двуспальный, двубортный, двухэтажный, трехкомпонентный, семиструнный, сорокадневный, сороконожка, столетний, летчик-космонавт.

 

5. Выделите в словах корни. Охарактеризуйте их своеобразие.

пронзительный, вонзать, присутствовать, запас, припасти, снять, снимать, замок, отмыкать, достижение, настигать, привычка, обувь, одеваться, птенец, оптимизм, эгоист, утиный, робкий

 

6. Выделите в словах суффиксы. Распределите суффиксы по трем группам с точки зрения степени их продуктивности (высокая, средняя, низкая).

молитва, боязнь, предохранитель, крикун, читательский, вратарь, бритва, задумчивость, привычка, бородач, переезд, увеличение, борьба, крутизна, поэтесса, старуха, яблочный, кленовый, конкурсантка, бледноватый, богатеть, молодежь, беготня, пастух, жених, штангист, прыгун, японец, братец, головушка, деревце, домишко, гнездышко, лентяйка, прогулка, протоколировать, покрывало, бедняга, крестница, лекарь, пустырь, пустошь, стрельбище, выход, банкирша

 

7. Расчлените полнозначные слова на морфемы. Охарактеризуйте формообразующие морфемы.

а) По лугам и пашням, задернутым синеватою дымкою, молча бродили грачи, разинув клювы. Березы и липы станционного садика не шевелились ни листиком. Изредка налетит ветерок, вяло закачает их пыльные ветви -- и сейчас же упадет, словно изнемогши от жары. (В.Вересаев)

б) Река поит и подкармливает луг. Стоит отойти реке в сторону, обмелеть, снизиться грунтовым водам, как начинают скудеть травы. При нынешнем мощном вмешательстве в природу, при спрямлении рек, создании гидроузлов, широчайшем размахе мелиорации, надо думать и о судьбе бескорыстного кормильца – пойменного луга. (В.Ситников)



 

8. Объясните, какие исторические процессы произошли в основах следующих слов. Для справок пользуйтесь этимологическим словарем.

а) басня, булавка, будущность, дар, быт, кольчуга, белка, благодарить, соблазнительный, видите, говорите (наст.вр.), важный, винтовка, внушать, горница, пиво, обаяние, обязать, бородавка, держава, дворец, изумлять, кольчуга, крыльцо, облако, колея, снять, фляжка, химик, брак (супружество), искушение, рубаха;

 

б) готовность, синица, сметана, наизусть, навзничь, поединок, опешить, счастье, внутрь, вкус, ожерелье, внимание, обязать, практик, сущность, мешок, столица, бледный, обертка, прелесть, обычай, платок, сдоба, пир, ложка, ходим, понять, нутро, ехидна, общность, песец, обоз, близнец, супруг, предвкушать, обуза

 

9. Объясните, какие изменения произошли в морфемной структуре слова. Разграничьте случаи полного и неполного опрощения.

а) прекрасный, ровесник, нелепый, рябина, острый, соперник, усадьба, затхлый, щетка, врач, знахарь, ведьма, дружина, важный, ядреный, огород, огромный, одеяло, одинаковый, сутулый, защитить, бедный, белобрысый, сморчок, сметана, простыня, балет, басня, ручей, пряник, прозрачный, прибаутка, предок, потомок, коньки, забота, рубаха;

 

б) портной, порядок, потомок, посторонний, народ, почерк, застенчивый, позор, масло, весло, сердце, старый, сокровище, окорок, окрестность, лауреат, узел, вероломный, привередливый, призрак, принудить, сдоба, пунктуальный, свидание, позор, богатый, малина, лестница, басня, ножницы, проволока, осот, пунктир, колесо, калач, падчерица, ужин, сутки, зеркало, питомец, сумерки

 

10. Используя толкования значения архаизмов, подберите этимологически родственные слова современного русского языка. Объясните, какие изменения произошли в структуре этих слов.

булыга – ‘глыба, валун’; веста – ‘знакомая’; малюта – ‘малыш’; прати – ‘стирать, колотить’; жерло – ‘горло’; перст – ‘палец’; очи – ‘глаза’; сеть – ‘гость’; талан – ‘счастье’; мошна – ‘карман’; респект – ‘уважение, почтение’; лепый – ‘красивый’; баять – ‘говорить’; стень – ‘тень’; зреть -- ‘смотреть;

 

11. Сгруппируйте производные слова в зависимости от вида морфонологических изменений, произошедших в их основах в процессе деривации.

враждебный, алгебраический, тренировочный, скрытный, сблизиться, альпинист, лектор, японка, турок, кофейный, матерчатый, сольный, прыжок, раздолье, прибрежный, влюбленный, охлаждение, бессребреник, высота, заячий, козленочек

 

 

Словообразование

1.Среди слов найдите производные (с точки зрения синхронии). Подберите к ним слова с производящей основой.

а) азбука, защитить, руководить, окошко, застенчивый, улыбчивый, соперница, покладистый, синица, волчица, кролик, льстивый, месть, жизнь, прелесть, укротить, укоротить, притворщица, колдунья, избранник, присутствовать, доярка,

 

б) доход, подстрекать, подтверждение, пожар, интерпозиция, поклон, покровитель, полемика, полировать, политик, дискутировать, дар, извинить, праздновать, токарь, чреватый, почтение, чуткий, наперсток, роковой, откровенный, председатель

 

* Произведите этимологический анализ слов.

 

2.Найдите производящую основу данных слов.

а)бессистемный, разрушительный, облицовка, модничать, кокетничать, пароходство, ходатайствовать, безнравственный, небезызвестный, безумствовать, ябедничать,

 

б)озорничать, ехидничать, обогащение, переводчица, возмутительно, продолжительный, начальственный, охотничий, старьё, великолепие

 

3.Найдите слова, основы которых являются непроизводными, но членимыми.

журналист, маринист, обуть, обувь, бездомный, безрогий, бесшабашный, беспардонный, сотрудник, соперник, соучастник, дворник, плотник, улыбчивый, обидчивый, забывчивый, вкрадчивый, застенчивый, прикрепить, прибавить, приспособить, оторвать, отвергнуть, отстегнуть, свинина, телятина, конина, буженина, утка, птица

 

4. Покажите стрелками направление словообразовательной мотивации.

 

пресс -- прессовать, пляс – плясать, мир – мирить, коса – косить, крик – кричать, юла – юлить, игра – играть, оптимист – оптимизм, шум – шуметь, крик – кричать, шаг – шагать, боль – болеть, бег – бежать, работа – работать

 

 

4.Установите и обозначьте стрелками направление производности в парах однокоренных слов.

 

зеленый – зелень, глухой – глушь, сухой – сушь, физик – физика, квалификация – квалифицировать, визг – визжать, стон – стонать, сон – спать, политика – политик, дояр – доярка, свет – светить, кот – кошка, грусть – грустить, рост – расти, козел – коза, дояр - доярка

 

5.Постройте словообразовательные цепочки, добавив недостающие звенья.

зло – озлобленность, влечь – привлекательность, свет – предрассветный, мерить – несоразмерный, дерево – одеревенелость, учить – антинаучно, хранить – предохранитель, яд – противоядие, катать – раскатываться, сорт – сортировщица, готовый – подготовительный

 

6.Можно ли выстроить словообразовательные цепочки из однокоренных слов каждой группы? Постройте словообразовательные цепочки, добавляя другие однокоренные слова.

 

1)хитрый, хитрить, бесхитростный;

2)деньги, денежки, безденежье,

3)желать , желание, нежелательность;

4)фильтровать, фильтр, фильтровочный;

5)скованный, ковать, подкова, неподкованность, скованность;

6)красивый, краска, красочный, раскрасавица, красить, раскраска

 

7.Установите словообразовательное значение слов с одинаковой словообразовательной структурой. Постройте графические структурные схемы слов.

 

1)илистый, глинистый, ветвистый, ухабистый, костистый;

2)носатый, рогатый, усатый, пузатый;

3)безголосый, безусый, безхвостый, беззубый;

4)наглядеться, нагреться, накричаться, напиться;

5)белить, бледнить, полнить, молодить;

6)по-братски, по-геройски, по-матерински, по-мастерски;

7)хлебница, мыльница, перечница, песочница;

8)капризничать, лентяйничать, развратничать, сплетничать

 

8.Рассмотрите словообразовательные гнезда. Установите случаи 1)синтаксической деривации, 2) лексической деривации а)модификационный тип, б)мутационный тип.

 

1)исследовать - исследование – исследователь – исследовательница -- исследовательский; 2)хитрый – хитрость – хитрец – хитроватый – хитро;

3)желтый – желтуха -- желтизна – желтеть – пожелтеть – желток – желтоватый; 4)шлифовать – шлифовальный – отшлифовать – шлифование;

5)власть – властный – властвовать – властно – властитель – властелин – властительница; 6)глубокий – глубина – углубление – углубить – глубоко – глубь;

7)мода – модный – модник – модница – модничать – сверхмодный – модно;

8)строить – построить – выстроить – перестроить – застроить – настроить – пристроить – пристройка -- стройка – строение – перестройка – постройка – строитель -- построение; 9)простой – простота – просто – упростить – упрощение – простенький – простоватый – простоватость – простовато

 

9. Разместите слова в словообразовательном гнезде в правильном порядке.

1) вкусный, вкус, вкусовой, вкусовщина, вкуснота, невкусный, превкусный, невкусно, вкусовщина, безвкусный, безвкусно, привкус, безвкусица, безвкусие;

2)властный, властелин, власть, властно, властность, безвластие, безвластный, властвовать, подвластный, властительница, неподвластный, властитель

 

10.Установите значения слов и значения входящих в них морфем. Выделите слова с фразеологичной (не выводимой полностью из составных частей слова) семантикой. Какие приращения наблюдаются в значениях этих слов?

 

1) домик, хвостик, рыжик, хрусталик, блокнотик;

2)слоненок, цыганенок, внучонок, медвежонок, октябренок, масленок;

3)сестрица, водица, волчица, ослица, рукавица;

5)домище, носище, глазищи, пепелище, кострище;

6)простак, бедняк, добряк, туляк, поляк;

7)утренник, вечерник, дневник, ночник;

8)намордник, нагрудник, наушник, накомарник, надомник;

9)бессмертие, безумие, безучастие, безрыбье, безденежье, безвременье

 

11.Среди производных слов найдите те, которые опровергают распространенный взгляд на корень как носитель основного, главного значения слова. Выведите словообразовательные модели, установите их значения.

 

отклониться, отделаться, отбояриться;

переесть, переперчить, переборщить;

вытолкать, выпереть, выдворить;

конина, свинина, телятина, осетрина, буженина;

черника, голубика, брусника, клубника

 

12. Растолкуйте значения данных слов. Можно ли в качестве мотивирующих слов использовать однокоренные слова?

Сапожник, полковник, столяр, бельё, розовый, чернила, кашевар, госпитализировать

 

13.Определите приращенные значения существительных, имеющих словообразовательное значение лица:

1)лицо, которое занимается предметом (профессионально, более обычного, в обычной степени),

2)лицо, которое работает, учится в…,

3)лицо, которое принадлежит к …,

4)лицо, которое находится в…,

5)лицо, которое следует идеям…,

6)лицо, которое производит…,

7)лицо, которое имеет…,

8)лицо, которое участвует в…

математик, птичник, грибник, курсант, датчанин, заговорщик, лыжник, комсомолец, москвич, металлист, акционер, лаборант, египтянин, пародист, земляк, заговорщик, песенник, прозаик, книжник, библиотекарь, экскурсант, музыкант, мушкетер, конкурсант, алиментщик, плагиатор, пианист, банкир, экономист, обувщик, гимназист, кузнец, юбиляр, хуторянин, христианин, оппозиционер, старьевщик, лектор, завистник, фокусник, плантатор, журналист, взяточник, пацифист, шахтер, мясник, массажист, лицеист, гипертоник, пенсионер, модельер, исламист, монтажер, аферист, пушкинист, добытчик, семьянин, фаворит, театрал, оркестрант, колхозник, пасечник, вратарь, провинциал

 

14.На основе соотнесения производных слов с производящими выделите словообразовательный формант.

сопровождение, левша, соперничество, общительный, театральный замшелый, иллюзорный, рассмеяться, переместить, заговорщица, поддувало, игрушечный, безрогий, проредить, отмолчаться, перегруппироваться, увлажнить, сортировка, тренировочный, приручить, вспоминать, веснушчатый,

 

15.Произведите полный словообразовательный анализ слов.

1) приземистый, разговориться, отсчет, осколочек, сблизиться, капелька, дымчатый, 2)неосмотрительность, встревожиться, сымпровизировать, насмешка, бесхитростный;

3) истосковаться, списочек, совладелица, сдвиг, экономический, сгрудиться, прививочный, окостенеть

 

16. Распределите сложные слова по группам в зависимости от способа их образования.

1) бетономешалка, быстроходный, быстрорастворимый, водолаз, водопроводный, восьмиугольник, глубокомысленно, глубокоуважаемый, глубоководный, чернобурка,

головокружительный, головоломка, громоотвод, громкоговоритель, грузоподъемность, густорастущий, двубортный, десятибалльный, длинноногий, длиннохвостый, добродушный, добродушие, добросердечный, чернозем, широкодоступный;

 

2) домохозяйка, долгоиграющий, дымоход, дорогостоящий, единодушно, железобетонный, жертвоприношение, землетрясение, звукоизоляция, земледельческий, землемер зерноуборочный, зимостойкий, злоумышленник, книгохранилище, кожзаменитель, конкурентоспособный, конькобежец, корнеплод, косоглазие,

красноречие, круглогодично, круглосуточно, крупнокалиберный, крупномасштабный;

 

3)лакокрасочный, легковесный, легкодоступный, легковоспламеняющийся, легкомысленный, легкомыслие, ледокол, лесопосадочный, лесотундра, любознательный, малозаметный, малоизученный, малолюдно, малосольный, мелководье, мелкодробленый, местожительство, местонахождение, низкооплачиваемый, одновременно, одногодок, одноклассница, рукописный, светобоязнь, сороконожка, умиротворенный;

 

4) первомайский, первоклассница, пешеходный, рукопись, светотень, сладкоежка, снегозащитный, снегопогрузчик, снегоход, теплолюбивый, теплоход, толстокожий, тяжелобольной, тяжеловес, тяжеловесный, чернослив, шелкопряд, свеликодушничать, широкоэкранный, широколистый, юго-западный, ясновидец, времяпрепровождение, восточноевропейский, военачальник, витаминсодержащий, близкородственный;

 

5) высококачественный, высокооплачиваемый, железосодержащий, незаконнорождённый, здравомыслящий, злоумышленник, кисломолочный, легковоспламеняющийся, легкоатлетический, маловероятный, малонаселенный, маслосыроваренный, многоуважаемый, нижеизложенный, скоропортящийся, скороговорка, парнокопытный, совершеннолетний, собственноручно, высокогорный, ясновидящий, умопомрачительный, уравновешенность, утихомирить

 

17.Расшифруйте аббревиатуры. Определите способ их образования.

 

помреж, филфак, культтовары, госинспекция, завгар, сельмаг, главбух, госплан, Евросоюз, Минюст, завуч, медсанбат, универмаг, Евроспорт, завлаб, завхоз, колхоз, начфин, госстрах, военкор, управдом, военкомат, мопед, торгпредство, собес, гороно, подлодка, санэпидстанция, педсовет, штрафбат, загс, бомж, ЖЭС, ГУМ, ЦУМ, ГАИ, ДТП, РАН, КПСС, АЭС, ОРЗ, МИД, МХАТ, ООН, ЧП, ГЭС, ГОСТ, ВДНХ, КПСС, БРСМ, ТЮЗ

 

18. Сгруппируйте слова в зависимости от способа словообразования.

1)бетономешалка, взаимопроверка, рукопожатие, водокачка, инопланетяне, спецшкола, бензовоз, седобородый, мелкотемье, шелкопряд, сильнодействующий, женолюб,

труднодоступный, светло-коричневый, перепродажа, громкоговоритель, мировоззрение, околопланетный, правдоискатель;

 

2)рельсоукладчик, взаимосвязь, водоплавающий, землечерпалка, санбат, турбаза,

черноглазый, молоковоз, детсад, военкор, пешеходный, толстокожий, изжелта-зеленый, водокачка, малообеспеченный, вертолетчик, взлетно-посадочный, сизокрылый, , оправдательный, противовес, широкоэкранный, волнорез;

 

3) электромясорубка, окололунный, правдоподобие, водопад, перерасчет, пересдача, отзывчивость, непозволительный, безукоризненный, противоядие, раздражение, снисходительный, небезызвестный, недоразвитый, недосягаемый, проницательность

 

19.Распределите слова по словообразовательным моделям.

 

а) проверка, пятитонка, жестянка, блондинка, синичка, крышечка, двустволка, стометровка, переписка, стрижка, ленточка, насмешка, горожанка, кофточка, сумочка, одиночка, кожанка, валерьянка, многотиражка;

 

б) тесноватый, сучковатый, жестковатый, крючковатый, мешковатый, чудаковатый, туповатый, резковатый, вороватый, грязноватый, мужиковатый, звероватый, жидковатый, кочковатый, пресноватый, узковатый;

 

в)заливистый (смех), напористый (человек), раскидистый (дуб), наваристые (щи), холмистая (местность), размашистый (движения), задиристый (мальчик), костистая (рука), крахмалистый (картофель), пятнистая (шкура), плечистая (фигура)

 

  1. Распределите глаголы по словообразовательным моделям.

а) переплыть, перегреть, пересеять, перевоспитать, перебинтовать, перелезть, передумать, переиздать, пересмотреть, переспорить, переесть, переобуть, переохладить, пересесть, перестирать, перехитрить, пересказать, переименовать, перепрыгнуть;

 

б) прочитать, проколоть, проспать (лекцию, полчаса), проговорить, просушить, проехать (свою остановку), проголосовать, прослушать, пролистать, проветрить, прождать, прожарить, промочить, проиграть (деньги, гаммы);

 

в) разрисовать, разровнять, разрубить, распродавать, разрумяниться, разорвать, раскритиковать, раскупорить, распилить, разрыхлить, расплести, раскупить, разубеждать, распахнуть, разучить, рассортировать, разучиться, разукрасить, разутюжить, располнеть, разыскать, разукрупнить, расхваливать, расчесать(ся), расчистить, расцветать, раздувать, разрядить, рассердить, раскусить, распаковать, расклеить, раскаяться, рассвирепеть, расседлать, рассекать, рассовать, расстилать, рассуждать, растереть, растратить

 

21.Распределите глаголы по словообразовательным моделям. Произведите морфемный и полный словообразовательный анализ каждого слова.

 

облегчить, обновить, обобщить, обговорить, обвинить, обжаловать, обжарить, обкормить, облагородить, облачить, обличить, обледенеть, облучить, обновить, обобщить, обогреть, обожать, ободрить, обособить, оборвать, обязать, объяснить, обгрызть, обворовать, обворожить, обеднить, обелить, оберегать, обернуть, обезболить, объяснить, обезлесить, обезводеть, обезоружить, обезуметь, обезопасить, обесценить, обессилеть, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесточить, обезволеть, обезденежеть, обесценить, обесчестить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обезземелеть, обезличить, обезнадежить, обезобразить, обеспокоить

 

 

22.Найдите в тексте производные слова. Сделайте их морфемный и неполный словообразовательный анализ. Определите значение морфов.

 

1) Вещий сон

Известный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев был великим тружеником. И вот однажды, как всегда, он очень напряжённо работал, отыскивая способ классификации элементов. Учёный исписал груду бумаги, но ничего у него в тот день не получалось. Раздосадованный, он бросил работу и тут же, в рабочем кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он совершенно чётко увидел таблицу, которую потом назвал «Периодическая система элементов Д.И.Менделеева». Так была поймана долгое время ускользавшая закономерность и родилось величайшее открытие века.

 

2) Джентльменский поступок

Однажды за кулисы к известному русскому пианисту Рубинштейну ворвалась незнакомая дама. Поклонница потребовала билет на вечерний концерт. Музыкант ответил, что билетов у него нет, но дама продолжала настаивать на своём, не желая верить, что в зале нет ни одного свободного места. Любительница музыки уселась в кресло и заявила, что не уйдёт до тех пор, пока билет не окажется у неё в руках.

– Мадам, – сдался наконец Рубинштейн, – вы вынуждаете меня идти на уступки. В зале действительно есть одно, только одно место, которое я могу предложить вам.

– Вы истинный джентльмен, маэстро! Где это место?

– У рояля, мадам.

 

3) Кошки-целители

Кто не любит этих милых пушистых созданий? А знаете ли вы, что кошки помогают исцелять болезни? Если у хозяина что-то болит, кошка приходит и ложится именно на больное место, и после этого боль утихает. Это кажется необъяснимым, но учёные-биоэнергетики считают, что у кошек очень мощные экстрасенсорные способности, и кошка видит ауру человека. Похоже, человек в древности приютил кошку не только за способность ловить мышей. Про кошек можно долго говорить: они и стрессы снимают, и кровяное давление нормализуют, и улучшают ваше настроение. Как приятно, когда вечером после работы вас радостно встречает пушистый друг! Как сказал Виктор Гюго, «Бог создал кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить».

 

4) Кит

Как вы думаете: кит – рыба или млекопитающее? Рыбы дышат жабрами, а у кита – лёгкие. Тело рыбы покрыто чешуёй, а кожа кита гладкая. Под кожей у кита толстый слой жира, который греет его, заменяя ему меховую шубу. Кит рождает детёнышей и кормит их молоком. Взрослые киты питаются мелкой рыбёшкой. Это самые большие животные, достигающие 30 метров в длину. На китов охотятся, чтобы получить мясо, жир, усы. К сожалению, теперь китов стало намного меньше, чем раньше. В большом количестве они встречаются только в Северном Ледовитом океане, в морях вокруг Антарктиды.

6) Рысь в городе

Вчера жители Алма-Аты были взволнованы происшествием: в центре города была поймана рысь. Как проникла хищница в город? Первой ее заметила пенсионерка, которая сначала подумала, что это кошка. Но кошка показалась женщине подозрительной: лапки длинные, толстые, хвост короткий, на ушках – маленькие кисточки. Рысь неторопливой походкойподошла к детской площадке, а когда дети с криком бросились к ней, залезла на дерево. Вызванной милиции с трудом удалось снять непрошенную гостью с дерева. В зоопарке специалисты определили, что это четырехмесячный рысёнок. Как он оказался в городе, так и осталось загадкой.

 

5) О рекламе

Несомненно, реклама нужна для того, чтобы популяризировать новые виды товаров и услуг. Однако реклама бывает слишком навязчива. С каким раздражением мы, сидя перед телевизором, переключаем каналы, как только начинается реклама, которая мешает смотреть нам передачу или фильм! Но поистине мудр рекламодатель, размещающий свою рекламу в метро. Пассажир, облепленный толпой в час пик, вынужден смотреть в одну точку и читать вашу рекламу. В метро реклама ни у кого не отнимает драгоценного времени, наоборот – она помогает скоротать дорогу пассажиру, пребывающему в неподвижном положении и терпящему временные неудобства.

 

23.Произведите полный словообразовательный анализ слов.

1)баснословный, безболезненно, безобразничать, бездельничать, бездомный, незамедлительно, беззастенчивость, беззащитность, безнадзорный, безразличие, безукоризненно, небезызвестный, безусловно, беспощадный, антисанитария;

 

2)бензохранилище, предчувствие, долголетие, подмигивание, приземистый, вместительный, отсчет, осколочек, тонюсенький, разнесчастный, оступиться, капелька, откусить, уплотнить, столпиться, истосковаться, защита,

 

24. Выделите производные слова, сделайте их словообразовательный анализ.

 

1)Вошедший остановился на пороге и, посвистывая сквозь зубы, оглядел комнату.

2) Пересвистывались птицы. 3)Вы научитесь узнавать время днем по солнцу, а ночью – по петушиным крикам, восходу планет и расположению созвездий. 4)Он с какой-то счастливой завистью смотрел на танцующих. 4)Судно стало молозаметным. 5) В санвзвод добрался с передовой легкораненый боец с приказом комбата прислать санинструктора.

 

25.Найдите производные слова. Определите значения форманта.

 

пенистый напиток, узловатые ветви, заячий испуг, кудрявые верхушки лозняка, золотистый закат, жалобный всхлип, умело загримировать, приветствовать односельчан, близлежащая турбаза, молодцеватый военкор, долгосрочные исследования, лиственное разнолесье, душераздирающий вопль, музыкальное сопровождение, неудачное соперничество, припозднившиеся покупатели, игрушечный самолетик, остроумная собеседница, сизокрылые голубята,

 

26. Являются ли приведенные ниже слова представителями одного словообразовательного гнезда? Приведите другие слова этого гнезда (либо этих гнезд).

Отягощенный, тягач, протяженность, тягостный, тягучий, в обтяжку

 

27. Составьте словообразовательные гнезда с вершинами, которыми являются следующие слова:

1) активный, артист, беречь, блестеть, близкий, богатый,

2) бодрый, бок, дорогой, пена, перо, болото, бояться, веселый,

3) ветвь, владеть, грязь, короткий, нос, нога, мудрый, морщить,

4) купать, дом, время, лед, конец, ветер, боль, мир, вред,

5) пара, мыло, мягкий, новый, острый, бедный, великий

Основные понятия морфемики

Предмет изучения словообразования – родственные связи и структурные типы слов, их морфемный состав и деривация.

Морф– минимальная значимая часть слова.

Морфы объединяются в морфему, если они тождественны по значению и близки по форме: смехсмешной, морозмороженный, богатство – изящество, входить – вошел, мыть – мою, детский – дружеский.

Признаки морфемы: значимость, двусторонность, воспроизводимость.

Принципы классификации и типы морфем:

1) по роли в слове: корневые и аффиксы;

2) по функции: словообразующие и формообразующие;

3) по способу выражения: материально выраженные и нулевые;

4) по продуктивности: продуктивные и непродуктивные;

5) по воспроизводимости: регулярные и нерегулярные;

6) по происхождению (суффиксы и приставки): собственно русские и заимствованные.

Общие признаки морфемы и слова: значимость, воспроизводимость, многозначность, синонимия, антонимия, омонимия.

Виды морфем

Окончание (флексия) – изменяемая часть слова, служащая для образования форм слова и для его связи в предложении. Светит ласковое солнышко.

Корень – общая структурная и смысловая часть родственных слов (свет, свечка, освещать).

Свободные корни – корни, которые встречаются в словах без суффиксов и приставок: лесник (ср.лес), домашний (ср.дом).

Связанные корни – корни, которые фигурируют в словах только вместе с суффиксами и приставками: оптимизм, обуть, надеть, космос.

Чередование в корне – позиционная мена гласных и согласных (отражающаяся на письме): друг – друзья – дружить; помогать – помощь, собирать – собрание – соберут.

Суффикс– значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования слов и форм слова (помощник, котенок, котята).

Приставка (префикс) – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования слов и форм слова (бесшумный, приехать, сделать).

Интерфикс (соединительная гласная) – морфема, служащая для соединения морфем в составе слова (обычно корней в сложном слове): самовар, пятилетний, двухэтажный.

Постфикс – морфема, стоящая после окончания и служащая для образования слов (кто-нибудь, какой-то, одеваться).

Основа– часть слова без окончания (собеседниц-а).

Типы основ:

Основа словообразования – часть слова без флексии и словообразующего суффикса (собесед-ниц-а).

Основа словоизменения – часть слова без флексии (собеседниц-а)

Основа формообразования – часть слова без флексии и формообразующего суффикса (сын-овь-я, игра-ющ-ий).

Морфемный анализ – установление морфемного состава слова в синхронном (современном) аспекте, выявление значения каждой входящей в слово морфемы: при-готовл-ени-е, по-куп-а-тель-ниц-а.

 

Исторические изменения в структуре слова

Опрощение – исторический процесс, при котором ранее производная основа становится непроизводной: кольцо (ср.коло), порошок (ср. порох), воздух (ср. дух).

Переразложение– исторический процесс, при котором основа, сохраняя свою производность, начинает члениться по-другому: о-крест-н-ость, не-бреж-н-ость, готов-н-ость, в-н-утр-и.

Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную: зонт-ик, фляж-к-а, агит-аци-я, грав-юр-а.

Этимологический анализ – определение морфемной структуры и словообразовательных

связей слова в диахронном (историческом) аспекте.

 

Основные понятия словообразования

Словообразовательная система –совокупность словообразовательных типов и словообразовательных гнезд.

Производное слово – слово, образованное от другого слова.

Производная основа– основа производного слова.

Производящая основа – основа слова, от которого образовалось данное слово.

Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (аффикс или несколько аффиксов), которым мотивированное слово отличается от мотивирующего, т.к. с помощью которого образовано производное слово: учить – учитель, окно – подоконник, пить – напиться.

Словообразовательное значение– это значение (более обобщенное, чем лексическое значение), заключенное в форманте: у суф.-тель (учитель) значение действующего лица, у префикса за- (закричать) – значение начала действия у суф. –онок (зайчонок) – значение невзрослости.

Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых а) либо выводится из значения другого слова (зима – зимовать, расчесать – расческа, снег – подснежник), б) либо тождественно значению другого слова (при различии части речи этих слов: бежать - бег, косить – косьба, честный – честность).

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной мотивации: учить – учитель – учительница.

Словообразовательный тип (модель) – это формула, схема построения слов, характеризующихся общностью а) части речи мотивирующих слов, б) форманта в смысловом и формальном отношении.

Словообразовательное гнездо– совокупность однокоренных слов, упорядоченная в соответствии со словообразовательной мотивации:

Смелый – смелость - смело

смельчак

смелеть - осмелеть

осмелиться

несмелый

Структура словообразовательного гнезда: 1) вершина (исходное слово), 2) словообразовательные пары, цепочки (по горизонтали), 3) словообразовательные парадигмы (по вертикали).

Словообразовательный анализ – определение того, от какого слова и с помощью какого словообразовательного средства образовано слово (в синхронном аспекте).

 

Способы образования слов

Морфемные способы словообразования – это образование новых слов с помощью морфем: приставок, суффиксов, постфиксов, интерфиксов.

 

Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью суффикса: белый – белеть, волк – волчонок, газ – газифицировать, правильный – правильно.

Нулевая суффиксация – разновидность суффиксального способа – это образование нового слова при помощи нулевого суффикса: переходить – переход, вдохнуть – вдох, сухой – сушь, бездарный – бездарь.

Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью постфикса: задержать – задержаться, какой - какой-нибудь, что – что-то.

Приставочный (префиксальный)способ – образование нового слова с помощью приставки: писать – выписать, исписать, симметрия – асимметрия, шумный – бесшумный.

Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный)способ – образование нового слова присоединением к основе одновременно приставки и суффикса: ответ – безответный, лес – Полесье, сила – обессилеть, легкий – облегчить.

Префиксально постфиксальный способ - образование нового слова присоединением одновременно префикса и постфикса: бежать – разбежаться, тосковать – истосковаться, стучать – достучаться.

Суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова присоединением одновременно суффикса и постфикса: колос – колоситься,ветвь – ветвиться,упрямый – упрямиться.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова присоединением к основе одновременно приставки, суффикса и постфикса: смелый – осмелиться, звонить – перезваниваться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.