Сделай Сам Свою Работу на 5

История проектирования кухни, в именах.





  Составлено www.makuha.ru из различных источников. История проектирования кухни или история "освобождения" женщины. Всего за полтора века кухня прошла огромный путь от подсобного помещения до самого высокотехнологичного, а нередко и самого красивого помещения в доме. Катарина Бичер, Кристин Фредерик, Лилиан Гилберт и Маргарета Шуте-Лихоцки сделали для кухни не меньше, чем все производители современных кухонных гарнитуров. На фото: кухня Белого Дома - резиденции американских президентов. Ок. 1892 г.   Катарина и Гарриет Бичер. История кухни старого образца — это история угнетения. О рационализации труда хозяйки заботились мало: печь в одном углу, стол в другом, полки с кастрюлями в третьем, раковина в четвертом… В процессе готовки женщины метались по всему помещению, буквально наматывая километры. Мысль о том, что надо что-то менять в самой обстановке, первой пришла на ум Катарине Бичер (Catharine Beecher) и её сестре, знаменитой писательнице Гариетт Бичер-Стоу (автор знаменитой книги «Хижина дяди Тома»).
Катарина Бичер (1800—1878) и ее проект «модельной кухни», подсмотренный на камбузе парохода. Гариетт Бичер-Стоу

 



Свои соображения Катарина Бичер описала в книге по домоводству, вышедшей в 1843 году. Там же она разместила картинку идеальной т.н. «модельной кухни»: маленького компактного помещения с рядами навесных шкафчиков, где все под рукой и легко управиться в одиночку. Идея была списана с пароходного камбуза – мисс Бичер любила пароходные прогулки по Миссисипи. А в 1869 г. вышла совместная книга сестер Бичер — «Дом американской женщины», где они продолжили развивать тему рационализации кухонного пространства.

 

Кристин Фредерик.

Полвека спустя тему рационализации кухонной обстановки поднимает Кристин Фредерик (Christine Frederick).

В 1913 году, в Американском журнале Ladies Home Journal появляется целая её колонка, посвященная рационализации домашнего хозяйства. Помимо рекомендаций по быстрому и качественному мытью посуды и чистке фасоли, она много пишет о планировке кухни. И это не просто теории: миссис Фредерик (она просит называть ее только так) организует целую лабораторию на Лонг-Айленде, где изучает перемещения хозяек по кухне с помощью нитяного длинномера (к ноге испытуемых привязывается нить, длина которой измеряется в конце дня или одного рабочего процесса). В результате миссис Фредерик доказывает, что при более продуманной планировке кухни и делении ее на зоны: готовка, мытье, хранение, — хозяйка может сэкономить чуть ли не полкилометра шагов в день. В 1920 году Фредерик пишет книгу «Инженерия домашнего хозяйства», которая быстро превращается в бестселлер.



Обложка книги и опубликованный в ней план идеальной кухни от Кристин Фредерик (1887-1970).

 

Лилиан Гилберт.

Примерно в эти же годы темой усовершенствования кухни подключается замечательная женщина – Лилиан Гилберт (Lillian Moller Gilbreth). Изобретатель и основатель научной эргономики она по совместительству была еще и матерью 12 детей.

Лилиан Гилберт вносит особый вклад в историю кухни. На личном опыте, зарисовывая перемещения по кухне всего своего немаленького семейства, она пытается вычислить оптимальное размещение шкафов-столов на кухне. Результат – образцы «практичной кухни», созданные по законам эргономики.

--------------
Мало известные факты о Лилиан Гилберт.

Супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт стоят у истоков микроэлементарного нормирования. Они изобрели прибор микрохронометр, который в сочетании с кинокамерой позволял точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции. С помощью этого прибора им удалось выделить 17 основных, то есть наиболее часто повторяющихся движений кисти руки, которые они назвали, перевернув наоборот свою фамилию, "треблингами". Метод формирования рациональных операций на основе "треблинг-подхода" был одной из форм реализации идеи Тейлора о наличии некоторого единственного оптимального метода труда при выполнении повторяющихся работ. Недаром лозунгом исследовательской работы Фрэнка и Лилиан Гилбрет был "единственный наилучший способ".



Лилиан Гилберт стала родоначальницей исследований в области управления персоналом в современных условиях. Она изучала проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров. Теория "научного управления" основана на идее минимизации вложений капитала в наемную рабочую силу. Научный подход требовал сведения о зависимости технологических процессов от субъективного человеческого фактора, от отношения к труду и качества работы исполнителей.

--------------

Лилиан Эйлер Молер, в замужестве Гилберт (1878 -1972) и ее вариант кухни.

 

На кухне Лилиан Гилберт впервые появляются "мобильные" элементы мебели.

 

Маргарета Шуте-Лихоцки.

-----------

Из биографии...

Грета Шутте-Лихотски родилась в конце 19-го века в Вене. Она стала первой в Австрии женщиной, получившей архитектурное образование. Находясь под большим влиянием стиля "баухаус" и лично - патриарха "баухауса" Вальтера Гроппиуса, Маргарете создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий. Эта эстетика и стоящие за ней рационализаторские идеи вполне соответствовали духу социального утопизма, властвовавшему в те годы над многими умами.

Еще во время учебы Шутте-Лихотски получала призы за свой дизайн. Она училась у Оскара Стрнада, который был одним из первых венских архитекторов, которые занимались строительством домов для рабочего класса.
...
Маргарет была в числе немецких и австрийских архитекторов, которые были приглашены в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например Магнитогорска. По возвращению из СССР она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих.

-----------

Все наработанные идеи в 1927 году наконец выливаются в первый типовой проект функциональной кухни – так называемую «франкфуртскую кухню» архитектора Маргареты Шуте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky). "В это время она уже узнала о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась о том, как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки. Маргарете взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства кухонного пространства много времени теряется зря. Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою "франкфуртскую кухню", умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра." (цитата Журнал “МЕБЕЛЬ от А до Я”, № 5 1997г.)

Архитектор Маргарета Шуте-Лихоцки (1897-2000) и придуманная ей "Франкфуртская кухня".

Она была разработана для домов типовой застройки во Франкфурте. Несмотря на малые размеры кухонь в домах 1.87 х 3.44 в них удачно вписались вся необходимая мебель и оборудование – плита, мойка, рабочий стол, шкафы. Электрическая плита располагалась вдоль одной из стен , а вдоль другой — шкафы для посуды и иных кухонных принадлежностей (см. фото). С одного торца был вход в помещение, на другом — окно во всю ширину стены. Эта кухня предназначалась только для приготовления пищи. Небольшая ширина не только позволяла сэкономить площадь, но и минимизировала количество шагов, которые нужно было сделать хозяйке. Женщина тратила меньше времени на кухонную работу и могла дольше трудиться на фабрике или в офисе.

"В конце 1920-х гг. только во Франкфурте было построено более 10 000 квартир с подобными кухнями, которые вошли в историю под названием «франкфуртских». Несмотря на критику, связанную с теснотой помещения, проект имел коммерческий успех и позволил обеспечить доступным жильем многих из тех, кто в нем нуждался. Идея компактной кухни, оборудованной стандартными бытовыми приборами, была впоследствии подхвачена Америкой и Японией." (цитата irvispress.ru)

А в это время на её родине, в Вене, при её участии в период с 1919 по 1934 гг. было построено 58 667 квартир, вмещающих почти 200 000 людей.

Кухня выпускалась в различных вариантах по размерам и степени оснащенности. Именно она стала прототипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.

 

Начиная с этого времени, кухонные шкафы делятся на нижние, стоящие на общем цоколе и навесные. Все на одной высоте и одинакового размера. Проходит совсем немного времени и к середине 30-х годов предложенная идея кухонных модулей окончательно вытесняет отдельно стоящие шкафы и горки. Каталоги полнятся обилием разных вариаций кухонных гарнитуров: как правило все шкафчики теперь накрыты общей столешницей, деревянной или отделанной плиткой.

 

С появлением новых материалов в 1950х годах кухни становятся цветными. На смену дереву приходят пластик, нержавеющая сталь, анодированный алюминий. Не отстают и бытовые приборы – из утилитарных предметов они становятся украшением кухни.

К 60-м годам увлечение кухонными бытовыми приборами становится повальным: чем их больше, тем престижнее. В 1969 году общеевропейский комитет вводит единые стандарты для кухонных модулей: высота шкафчиков, их глубина и т.д. Теперь производители начинают экспериментировать в основном с материалами и отделкой, не затрагивая габариты шкафов.

Яркие кухонные гарнитуры стали появляться с 50х гг. прошлого века.

 

 

 

1969 г. Сразу две новости. По традиции сначала хорошая: появился запатентованный компанией DuPont искусственный камень Corian, из которого можно делать бесшовные поверхности любых размеров. Очень скоро кориан станет излюбленным материалом для кухонных столешниц, позволяя создавать самые разные комбинации, которые смотрятся как единое целое. Вторая новость кому-то покажется досадным ограничением: Европейский комитет ввел, наконец, общие стандарты для кухонных модулей: высота нижних шкафов — 85 см, глубина — 60 см, глубина навесного шкафа — 35 см и т. д. Теперь дизайнерам предлагается экспериментировать в основном с материалами, цветом и формой, не изменяя основных габаритов. Но это останавливает не всех. К примеру, Луиджи Коллани как раз в это время делает для марки Poggenpohl концептуальную кухню-шар Experiment 70. (цитата: журнал «Elle декор», 2007, N68).

Усовершенствование кухонной вытяжки в 1980х годах позволяет не отделять теперь кухню в закрытое помещение, в обиход входит кухня-студия, объединенная со столовой и гостиной. Теперь и на многие годы вперед кухня не просто помещение для готовки, но и объект престижа.

 

Наши дни...

Современная кухня по-прежнему настоящий плацдарм для испытаний всех новых веяний в дизайне и технологии: именно здесь чаще всего появляются новые материалы и приборы, применяется новая гамма или ставятся эксперименты со стилем.

2006 г. В Милане с 5 по 10 апреля прошла выставка "Международный салон мебели в Милане". На ней был представлен проект утьтра-современной кухни проекта архитектора, иракской подданной Зада Хаид. Проект имел кричащее название: "Z.Island". В качестве основного материала в проекте использован искусственный камень Corian компании DuPont. Кухня выполнена моноблоком с полностью интеррактивной стеной для хранения.

"Кухонный блок Z.Island обладает мультимедийным оборудованием, позволяющим выходить в интернет, слушать музыку или создавать особую атмосферу на кухне посредством центральной панели управления. В инсталляции было два "островка" - один с функцией "огонь" для приготовления пищи, другой - с функцией "вода", а также модульная стенная система для хранения продуктов и утвари и стенная конструкция с покрытием и встроенными звуковыми и световыми устройствами." (цитата fashionista.ru).

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.