Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверила: Переславцева Марина Николаевна.





Контрольная работа по естествознанию.

Выполнил: Власов Никита.

Проверила: Переславцева Марина Николаевна.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие культуры (материальная, социальная и духовная культуры).

2. Эволюция представлений о пространстве и времени.

3. Структурные уровни организации Вселенной (микро-, мега- и макромиры).

4. Природные системы. Проблема саморегуляции материального мира.

5. Понятие Вселенной: зарождение и основные этапы эволюции.

6. Экосистема как предмет изучения экологии. Концепция экосистемы.

 

1. Понятие культуры.

 

1) Материальная культура- совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества (орудия труда, техника, физическая культура, население, благосостояние человека и общества)

2) Социальная культура- это система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. (этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую, и другие разновидности нормативной деятельности)

3) Духовная культура- представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сфер психики и мышления, а также непосредственных форм их выражений- знаков. (мораль, право, искусство, идеология, наука...)



 

2. Эволюция представлений о пространстве и времени.

 

Материальные структуры (все, существующее во Вселенной, живое и неживое) определенным образом упорядочены. Существуют две формы описания упорядоченности материальных тел и процессов: пространственная и временная.   Сторонники субстанциональной концепции (Демокрит, Аристотель, Ньютон и др.) трактовали пространство и время как инвариантные самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Поэтому, соотношение между пространством и временем, с одной стороны, и материей – с другой, представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями.   Демокрит: пространство ассоциируется с пустотой, в которой происходит вечное движение атомов, т.е. пространство – это «вместилище» тел   Аристотель, отрицая пустоту, делает вывод, что пространство – это совокупность мест, занимаемых телами; понятия «предыдущее» и «последующее» являются выражением изменения движения. Таким образом, по Аристотелю: - пространство определяется местом расположения тел - время есть мера движения
В современной картине мира понимание пространства и времени сформировано теорией относительности Эйнштейна: - пространство и время неразрывно связаны между собой, т.е. составляют единое четырехмерное пространство-время (специальная теория относительности) - вблизи тяготеющих масс (под действием сил гравитации) пространство-время «искривляется» и уже не является Евклидовым пространством (общая теория относительности) - пространство и время имеют относительный характер: так результаты измерений длин объектов и интервалов времен зависит от того, в какой системе отсчета они измеряются - отказ от идеи абсолютного пространства и времени, мирового эфира и других выделенных систем отсчета - существует тесная взаимосвязь между пространством, временем, материей и ее движением - убрав из пространства все материальные объекты – исчезает пространство и время.
 

 



 

3. Структурные уровни организации Вселенной (микро-, мега- и макромиры).

  Осознавая структурность и системность материи в качестве важнейших ее свойств, человек, изучая окружающий мир с точки зрения своих человеческих потребностей, соизмеряет все эти многочисленные системы в первую очередь с собой. Исходя из этого, в естествознании выделяют три основных уровня строения материи: - микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 секунды; - макромир – мир макрообъектов, соизмеримых с человеком и его опытом. Пространствен-ные величины макрообъектов выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах и годах; - мегамир– мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется астрономическими единицами, световыми годами и парсеками, а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.

 



 

Уровни Условные границы
размер, м масса, кг
Микромир r <=10-8 m <= 1010
Макромир r ~ < 10-8 - 107 m ~ 10-10 – 10 20
Мегамир r > 107 m > 1020

 

4. Природные системы. Проблема саморегуляции экосистем.

 

Природные системы- пространственно ограниченная совокупность функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей их среды, характеризующаяся определенными закономерностями энергетического состояния, обмена и круговорота веществ.

Саморегуляция природных систем- способность к изменению внутренних свойств и количественных характеристик отдельных составляющих экологических компонентов, обеспечивающая сохранение общих функциональных и морфологических черт природной системы. Саморегуляция экосистем обычно основана на принципе обратной связи отдельных составляющих природную экосистему подсистем и совершается автоматически.

Способность природной системы к саморегуляции и поддержанию динамического равновесия называется гомеостазам. Гомеостаз природной системы выражается в способности сохранять постоянство видового состава и численности особей, поддерживать относительную стабильность и целостность генетической структуры в меняющихся условиях внешней среды. Нарушение природных цепей питания под воздействием антропогенного фактора, непродуманное вмешательство человека в экосистемы могут привести к неконтролируемому росту или снижению численности особей определенных популяций и к нарушению природных систем.

 

5. Понятие Вселенной: зарождение и основные этапы эволюции.

 

Вселе́нная — строго не определяемое понятие астрономии и философии. Оно делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (филосовскую) и материальную, доступную наблюдениям в настоящее время или в обозримом будущем. Традиционно, первую называют Вселенной, а вторую — астрономической Вселенной, или Метагалактикой (в последнее время этот термин практически вышел из употребления).

 

Вселенная- место вселения человека, доступное эмперическому наблюдению.

Вселенную в целом изучает космология- наука о космосе. Космология во своей основе открывает упорядоченность нашего мира и нацелена на поиск законов его функционирования. Открытие этих законов представляет собой цель изучения вселенной как единого упорядоченного целого. Это изучение базируется на следующих предпосылках:

1)формулироваемые физикой универсальные законы функционирования мира считаются действующими во всей вселенной.

2)производимые астрономами наблюдения признаются распространимыми на всю вселенную.

3)истинными признаются только те выводы, которые не противоречат существованию самого наблюдателя, то есть человека. Антропный принцип.

 

Если вселенная расширяется, значит она возникла в определенный момент времени. Состав ной частью модели расширяющейся вселенной является представление о Большом взрыве, произошедшем примерно 13-14 млрд лет назад. Начальное состояние вселенной- сингулярная точка: Бесконечная плотность массы, Бесконечная кривизна пространства и взрывное замедляющиеся со временем расширение при высокой температуре.

Современная наука допускает, но не утверждает, что все могло быть создано из ничего. Вакуум по современным научным представлениям является своеобразной формой материи, способной при определенных условиях рождать вещественные частицы. Современная квантовая механика допускает, что вакуум может приходить ты возбужденное состояние, в следствие чего в нем обрадуется поле, а из него вещество.

 

Если принять стандартную модель, но через 0,01 сек после большого взрыва плотность вещества излучения была 10^93 г/м^3, затем упала до 10^10 г/см^3 и тогда могла появиться смесь легких ядер. 2/3 водорода и 1/3 гелия. Давшая начало ядерным реакциям, образовавшими остальные элементы. Происходили непрерывные взрывных переходы вещества излучения, поддерживающей симметрию. Любая эволюция сопровождается нарушением симметрии, которая обеспечивает переход к новым структурным уровням и образованиям. На следующей стадии. Происходит образование тяжелых ядерных частиц- ней тронов и протонов, с незначительным преобладанием вещества над излучением, предотхраняющим от анигиляции. Такое нарушение симметрии обеспечили процесс образования всего множества форм от кварков до галактик, жизни и разума.

 

6. Экосистема как предмет изучения экологии. Концепция экосистемы.

 

Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Переходная область между двумя смежными экосистемами называется экотон .

Главные экосистемы суши, такие, как леса, степи и пустыни, называются наземными экосистемами, или биомами. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами.

Примерами таких экосистем являются пруды, озера, реки, открытый океан, коралловые рифы и т.п. Все экосистемы Земли составляют экосферу.

Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в планетарном масштабе.

 

I. Абиотические компоненты экосистем.

I. a. солнечный свет

b. тень;

c. испарение;

d. ветер;

e. температура;

f. водные течения.

 

 

II. Биотические компоненты экосистем.

II.Продуценты - это организмы, производящие органические соединения из неорганических. Продуценты (в большинстве своем зеленые растения) создают органические вещества в процессе фотосинтеза или хемосинтеза. Эти органические вещества используются продуцентами как источник энергии и как строительный материал для клеток и тканей организма.

II.Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами - продуцентами или другими консументами.

Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию питаясь останками мертвых организмов (животных, растений).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.