Сделай Сам Свою Работу на 5

Программы Н.Я. Дмитриевой, И.П.Товпинец «ЕСТ-ИЕ» и «География» по системе Занкова





Основные задачи курса «Ознакомление с окр. миром»(1-2 кл)

- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде

- раскрытие доступных для мл. шк. взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

- экологическом воспитании мл. шк.- раскрывается эсте­т., практ., оздоров-е, познав-ое значение природы для людей. Основная цель курса «Природоведение» (III—IV классы) - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Приоритеты отданы экологическому образованию и воспитанию. Большое внимание уделено в программе вопросам ох­раны природы как сложного комплекса раз­личных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в целом.

Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ»

Цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой природе, познакомить с различными явлениями, научить детей проводить наблюдения за изменениями в природе (знания о мире природы и людей, связь сезонной цикличности природы в России с геогр. положением, здоровье человека, роли самого ребенка в сохранении здоровья, взаимоотношениях в системах человек-человек, природа-природа, природа-человек)



-дать знания о значении охраны природы и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать чувство прекрасного и гуманное отношение к природе, вопросы охраны природы.

- Совершенствовать познавательную и практическую учебную деят-ть, развитие личностных качеств ребенка

Окружающий мир», авторы Н.Р.Виноградова

Особенность курса - изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения.

- форм-ие у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и соц. среде

- разв-ие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этич. и эстет-х чувств.



Программы Н.Я. Дмитриевой, И.П.Товпинец «ЕСТ-ИЕ» и «География» по системе Занкова

- знак-во учащихся с определенным кругом предметных знаний

- формирование различных умения наблюдать, устанавливать при­чинно-следственные связи, делать выводы и обобщения и пр.,

- форми­рование эмоционально-ценностного отношения к природе.

- осознание объективно существующих связей и зави­симостей между природой, обществом и человеком;

- осознание разнообразия и многомерности окружаю­щего мира;

- развитие экологического мышления и грамотности, расширение общих представлений о процессах разви­тия и становления географии, накоплении географических сведений, формирование общеучебных умений и развитие нрав­ственных качеств личности.

Т.о.,трад-ми задачами начального обучения естес-ию является формирование основ естественнонаучной картины мира иподготовки к диффер-му преподаванию предметов естественнонаучного цикла в средней школе. В последнее время как наиболее важная вкл-ся задача экологического образования и воспитания.

 

 

№24. Расскажите об основных методах изучения предмета «естествознание» в рамках современной начальной школы

Метод – слово греческого происхождения, означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приёмов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. Известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (Скаткин, Лернер), По способам приобретённых знаний (Назарова, Казанский), по основным дидактическим задачам (Данилов, Есипов), по источникам знаний (Петросов, Матрусов, Голов) и др. Методика преподавания предметов естественно-научного цикла в значительной мере развивается за счёт дидактической адаптации методов науки в методы обучения .Общие методы определяют направление учебного познания, а частичные – детерминируют приёмы учебной деятельности:



Общие методы Частные методы
Наблюдения и опыты Наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними
Работа с печатными источниками знаний Работа с учебником, хрестоматией, учебными текстами, журнальными статьями и т.д.
Работа с наглядно-образными источниками знаний Работа с натуральными объектами, муляжами, учебными картинами, фотоизображениями, слайдами, кинофильмами
Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний Работа с таблицами, схемами, моделями, географическими картами, глобусом

В приведённой типологии нет словесных методов: рассказ, беседа, диалог, лекция, так как они являются всеобщими и используются вне зависимости от содержания уч. материала.

Наблюдения и опыты:Наблюдение – это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии шк-ми окружающей действительности с целью её познания. В научных наблюдения результат заранее не известен, а в учебных – учащиеся приходят «к открытию» уже известного. Цель – простое накопление каких-либо фактов, всесторонне чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие зак-тей. Предварительная работа по подготовке наблюдений сводится к следующему: 1. Познакомить уч-ся с объектом и целью наблюдения; 2. Разработать и записать в рабочей тетради план наблюдения; 3. Познакомить с ходом и рекомендуемыми приёмами наблюдения, правилами фиксирования фактов; 4. Предъявить образы описаний и выводов.

Выделяют наблюдения эпизодические (н-р, за строением оврага, поведением птиц) и длительные (за погодой, сезонными изменениями в природе, мониторинг). Опыты н-мы для опред-я физ-х, хим-х и биологических св-в вхв или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе (н-р, пр-сы выветривания и разрушения горных пород, изучение свойств и трёх состояний воды). Опыты делятся на демонстрационные, выполняемые учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Лабораторные опыты могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские. Работа с печатными источниками знаний:Работа с учебником: Успешная работа с учебником возможна только при условии, что учитель сознаёт важность этой работы и ведёт её систематически, хорошо знает его содержание и особенности построения, сам владеет приёмами работы с этим средством обучения. Приёмы работы с учебником: 1. Приёмы ориентирования в учебнике, нахождение нужного параграфа, рисунка, схемы, задания; 2. Приёмы работы с текстом: объяснительное чтение, нахождение необходимых данных, выделение логических частей, определение понятий, составление плана и т.д.; 3. Приёмы работы с заданиями и вопросами: ориентировка в них, самостоятельная работа с заданиями, умение выбрать необходимые для ответа источники информации.

4. Приёмы работы с планом, картой, чтение условных обозначений, характеристика работы; 5. Приёмы работы с рисунками, таблицами,, фотографиями: сравнение, описание, сопоставление; 6. Приёмы работы с несколькими компонентами учебника: таблицей и текстом, текстом и заданием, текстом и картой, планом и картой. Формирование приёма осуществляется поэтапно: 1. Введение приёма. (знакомство с составом приёма, образец выполнения); 2. Усвоение приёма. (репродуктивный уровень); 3. Применение приёма. (эвристический уровень). Работа с дополнительной литературой: Книги для чтения: организация работы: 1. Отдельные статьи или отрывки используются на уроке, при объяснении нового материала; 2. Учащиеся получают задание прочитать соответствующие статьи дома, до изучения темы. На уроке несколько человек выступают перед классом, пересказывая содержание прочитанного; 3. Учащиеся получают задание прочитать статью при подготовке домашнего задания. На уроке материал статьи дополняется. Для самостоятельной работы – справочная литература. Для внеклассного чтения – художественная и научно-популярная. Работа организована так:

1. До начала изучения очередной темы учитель предлагает прочитать соответствующие книги. В дальнейшем при изучении темы учитель интересуется, просит дополнения

2. Отдельным учащимся поручается подготовка докладов, с которыми они выступают перед классом.

Работа с наглядно-образными средствами обучения:В зависимости от способа изображения объективной реальности наглядно-образные средства обучения подразделяются на статические (фотографии, учебные картины и т.д.) и динамические. Работа с учебными картинами: включение их в учебный процесс позволяет решить ряд задач: 1. Картины позволяют организовать познавательную деятельность учащихся; 2. Хорошо выполненная картина даёт правильное представление о природных объектах и явлениях, позволяет организовать чувственное восприятие; 3. Учебные картины всегда являются обобщённым воспроизведением реальных объектов, помогает получить достоверную инф-ю и легко отчленить существенное от второстепенного. Работа с диафильмами: это жёстко запрограммированные средства обучения, в которых отдельные кадры последовательно связаны лентой-носителем. Наблюдение изображения – важнейший приём работы с диафильмом. Главная методическая ценность учебных диафильмов – в их методической заданности. Работа с диапозитивами: необходимы наблюдения учащихся за изображением явления, анализ данных наблюдения, построение суждений и умозаключений на основе увиденного. Работа с малоформатными средствами обучения: фотографии, открытки, рисунки природных явлений. Также необходимо организовать наблюдение, анализ, выделение главного и т.д. Работа с учебными кинофильмами: Учебные фильмы воспроизводят явление в динамике, их широко используют при сообщении и закреплении новых знаний. При сообщении новых знаний учебный кинофильм используют либо после объяснения учителя, либо взамен его. Работа со схематическим источниками знаний:Работа с картой: В нач. школе это карты общегеографические полушарий России, карты природных зон мира и России. Важнейшее свойство карт – возможность моделирования с их помощью явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в недрах Земли или происходящих в атмосфере (карты синоптические, климатические и т.д.). Необходимо также отметить, что явления действ-ти можно изображать с разной степенью детализации, не искажая их сущности. Цели формирования картографических знаний: - сформировать у учащихся знания о карте как модели земной пов-ти, отображающей пространственные, временные, структурные, количественные, вещественные и др. показатели картографируемых явлений; - научить шк-ков пользоваться картой как средством наглядности и источником знаний; - способствовать умственному развитию учащихся посредством развития наблюдательности, пространственных представлений, воображения, логического мышления. При изучении карты главный вопрос – это её строение. Для изучения карт шк-ки должны предварительно усвоить знания об особенностях строения земной пов-ти.

Другие схематические средства обучения (рисунки, схемы и пр.) обычно используют для объяснения сущности тех или иных явлений. Другие источники естественно-научных знаний и работа с ними:

Натуральные объекты: коллекции минералов, горных пород, гербарии, чучела, комнатные растения. Муляжи и объёмные модели: они передают изображение объекта в трёхмерном измерении, служат переходным мостиком между природными объектами и их образом, помогают абстрактному мышлению, помогают проникнуть в сущность изучаемых явлений, определить состав компонентов, установить связи между ними и т.д. Велико значение моделей в нач. школе, значительно реже используются диорамы (гл. обр. при изучении природных зон). Работа с приборами: термометр, компас, снегомерная рейка, мерная лен6та, модель Солнечной системы, теллурий, гномон. Словесные методы: Рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения, в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные переживания. Учитель на уроке естествознания может использовать: рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала; рассказ-повествование – используется для изложения намеченного содержания; рассказ-заключение – подводит итоги по изученному материалу. Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. При обучении объяснение целесообразно сочетать с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми. Так объяснение может перерасти в беседу. Беседа – это диалогический метод обучения, при котором педагог путём постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Учителем на уроке естествознания могут быть использованы индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определённой группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Виды бесед: вводные (вступительные) беседы проводятся перед изучением нового материала для актуализации ранее усвоенных знаний и выяснения степени готовности учащихся к познанию, включению в предстоящую познавательную деятельность; беседы-сообщения новых знаний: катехизические (воспроизведение ответов в той формулировке, которая была дана в учебнике или учителем), сократические (предполагающими размышления) и эвристические (включение учащихся в процесс активного поиска новых знаний, формулирования выводов); синтезирующие (закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации имеющихся у учащихся знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях; контрольно-коррекционные беседы могут быть применены учителем естествознания в диагностических целях, а также для уточнения, дополнения новыми сведениями имеющихся у учащихся знаний. Беседа активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, развивает их речь, память, мышление, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся. Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определённой проблеме. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. Этот метод целесообразно использовать, если учащиеся имеют необходимые знания по теме предстоящей дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

№10. Естествоведческое представление. Видя представлений. Пути формирования естес. представлений.

Представления - мысл-ые и зрител-ые образы объектов окр. действительности. Формирование представлений о природе- важнейшая задача ест-ия.

1. Представления памяти- образуются на основе непосредственного наблюдения или изображениий- кинофильмы, картинки (учитель путем постановки вопросов обращает внимание детей на те или иные признаки объекта)

2. Представления воображения- возникают без непосредственного восприятия (в основе лежит естественное- устное или письменное- описание объектов), такое представление более расплывчатое. Например, на основе описания ученик может представить степь, тропический лес, айсберг

Выделяют представления единичные, в основе которых лежит восприятие конкретных объектов (река Волга, овраг в окрестностях школы, собака) и обобщенныев которых на первый план выступают существенные признаки(река, холмистая равнина, овраг, птицы). Образы этих объектов у школьников сильно различаются, однако существенные признаки одинаковы.

Представления необходимы при формирования понятий.

Известны два пути формирования представлений - непосредственный и опосредованный. В обучении предпочтительнее 2ой путь-он короче, экономичнее. Но полное исключение непосредственных наблюдений нельзя. В практической деятельности учителя начальной школы оба пути сочетаются, используются одновременно, дополняя друг друга. Необходимость сочетания этих путей в формировании природоведческих пред­ставлений велика в начальной школе из-за 1)особенностей мышле­ния мл. шк-ов; 2)недоступности для наблюдений реальных объектов (пустыни); 3)трудности выделения детьми существенных и варьирующих признаков наблюдаемого реального объекта или явления.

При описании картин и других реальных предметов учащиеся должны отмечать, какие признаки в картине или предмете являются существенными (важными) для данного понятия (картина «Горная река» - бурное течение реки), а какие второстепенными (изображение сосны на скале). В целях формирования представлении можно предложить уч-ся зарисовать по памяти увиденное(в виде схемы) или схематический рисунок на основе словесного описания. При организации восприятия уч-ся объекта в натуре или на картине:

1. необходимо сочетание показа объекта с пояснениями учителя-установле­ние связи между образом и словом.

2. Большое значение имеет наблюдение за предметом, опытом, явлением (!!!демонстрация опытов на уроках)

3. При формировании пространственных представлений (о расстоянии, величине площади, сторонах горизонта) необходимо проводить практические работы на местности в разных условиях. 4. Картографические представления форм-ся во время выполнения разл. упр-й по чтению карты, заполнения контурных карт и выполнения различных схем.

5.опора на ранее сформированные(формируя понятие о саванне, необходимо использовать ранее усвоенные представления и понятие о лесостепи).

Формирование природоведческих представлении - длительный трудоемкий процесс. На протяжении обучения естествознанию происходит расширение и углубление ранее усвоенных представлении и понятий, на основе которых вводятся и формируются новые.

 

№43. Как формируются естествоведческие понятия? Общие и единичные понятия. Пути формирования понятий в рамках учебной дисциплины.

Представления – мыслительные и зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе – важнейшая задача естествознания, тк мышление чел-ка в основе своей всегда имеет образы. В зависимости от приемов, которыми создаются образы, представления разделяются на:

1. Пред-ния памяти – образуются на основе непосредственного наблюдения (учитель путем постановки вопросов обращает внимание на те или иные пр-ки объектов).

2. Пред-ния воображения – образы, кот возникают без непосредственного восприятия объекта (в основе лежит естественное (устн. или пис.)описание; они более расплывчаты).

Представления необходимы при формировании понятий.

Понятие – форма мышления, отраж-щая сущест-ые св-ва, связи, отнош-я предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или сис-ма мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некот. класса по опред-м общим, специфическим признакам. Понятие можно разделить на след группы:

1геологичские;2физические(тело,вещ-во);3географические;4биологические;5с/х;6экологические.

Понятия делятся на:1)Общие- охватывают однородные предметы и явления(реки,горы,равнины). Характеризуя любое общее понятие,дети д. назвать его существ-е признаки или этапы действий.

2)Единичные- понятия о конкретных объектах или явлениях(р Волга, Кавказские горы, дождь). Сод-е един-х пон-ий раскрывается в их описании или хар-ке.

Формир-е природовед-х представлений и понятий в процессе обуч-я естесвоз-ю осущ-ся одновременно. Известны 2 пути формирования представлений и понятий:

- Непосредственный (экскурии, видеофильмы), предусм. практическую деят-ть.

- Опосредованный (короче, экономичнее).

В практической д-ти учителя оба пути сочетаются дополняя друг друга.

Овладеть понятием это, значит, усвоить его сод-е и связанное с ним представ-е, овладеть приемами учебн. работы, с пом-ю кот-х возможно применение знаний.

Вводимые впервые понятия наз-ся первоначальные.

Т.О. развитие понятий – это длит-ый процесс, в кот-м понятие обогащается все новыми хар-ми, их осмыслением, и обогащением нов знаний. Руководство этим процессом осущ-ся ч/з сис-му повторений, практических занятий и все усложняющихся вопросов.


№20. Наглядно- образные средства обучения, работа со схематическими источниками знаний на уроках естествознания.

Эти средства, к кот-м относ-ся фотографии, учеб картины, диафильмы, слайды, кинофильмы и пр, также содержат в себе учеб-ю инфор-ю и служат источником знаний. Нагл-образ сред-ва обуч-я подраздел-ся на статические и динамические.

Статические ср-ва отличаются дидактической направленностью и высокой степень аналогии в передаче внешних признаков изображаемых явлений. Н-р, картину м рассматривать как угодно долго, а экранные средства требуют достаточно быстрой смены изобр-я. В связи с различиями этих ср-в обуч-я использование их отличается некоторой спецификой.

Работа с учебными картинами.Прим-ся на всех этапах процесса обуч-я, решают ряд пед-их задач:1позволяют организовать познав-ю д-ть учащ-ся. 2хорошо вып-я картина дает правильное представление о природных объктах и явлениях=> м заменить непосред-е наблюдение. 3явл-ся обобщенным воспроизведением реальных объектов.

Значение картин особо велико в процессе формирования общих понятий(равнина, тундра). Воспитательное знач-е картин(ученики испытывают эстетич наслаждение).

Работа с диафильмами. Это жестко запрограммированные средства обуч-я, в кот-х отдельные кадры последов-но связаны лентой-носителем, послед-ть обусловлена логикой авторского замысла и сценарием. Т.о в диафильме сразу заложено на каком этапе и с какой дидактич-ой целью возможно его использование=>творческая работа учителя ограничена. Преобладают диафильмы – иллюстрации к объяснению учителем нового мат-ла.

Работа с дапозитиваом.М исп-ть в различных уч-х ситуациях. Необходимы наблюдения уч-ся за изображением явления, анализ данных наблюдения, построение суждений и умозаключений на основании увиденного.

Работа с малоформатными образными средствами обучения(фотографии, открытки, рисунки природных явлений). Используют как раздаточный мат-л.

Работа с учебными кинофильмами. К динамическим образным средствам обуч-я относ-ся уч кинофильмы и видеофильмы. Уч фильмы воспроизводят явление в динамике, их широко используют при сообщении и закреплении нов знаний, на уроказ обобщающего повторения.

Работа со схематическими источниками знаний. Относ-ся картографические произведения, разл виды таблиз и схем, а также схематические изображения объектов – рисунки, в т.ч выполненные на доске мелом. Общее для этих средств – высокий уровень абстракции , что учитывая психологические особ-ти мышления мл шк, ограничивает возможности их использования в нач шк. Но у шк-в надо формировать логическое мышление. Н-р, рассматривая карту природных зон мира учащ-ся видят, что леса тропического пояса обозначены темно-зел цв, но представить этот лес они не могут=> работу с картой необх сочетать с использованием образных средств обучения(слайды, картины, кинофильмы).

Работа с картой. Важнейшими сред-ми обуч-я и источниками естественнонаучных знаний служат ГЛОБУС и ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ. В нач шк это карты физические полушарий и России, карты природных зон мира и России.

Карта как плоскоскостная модель Земли и содер-ся в ней инф-я очень сложны д/восприятия мл шк-в=>на переходном этапе в работе с картой необх исп-ть глобус как модель Земли и план местности как сп-б ее изобр-я в опред масштабе с условными знаками.

Карта явл триединым сред-ом обуч-я: она служит объектом изуч-я, сред-ом наглядности и источником знаний об изуч-ых явл-ях.

Шк-ки д овладеть картографич-ми знаниями:-об особ-ях изобр-я земной пов-ти на картах и планах; -условные обозначения карт; -об ориентировании на местности без арты, по плану и карте; -о масштабах карт.

Основы раб с картой и научн знания о ней склад-ся при изуч-ии темы «план и карта».

При исп-ии схематических средств необх помнить, что они нужны д/формирования общих понятий и закономерностей.


29 Планирование пед деят-ти на уроках естествознания в нач шк. Календарно-тематическое планирование. Поурочное планирование. Анализ урока естествознания.

Виды планов: ГОДОВОЙ (м.б тематическим, календарно-тематическим)- самый объемный план, состоит из 4 четверти=1уч году. Календарно-тематический: указ-ся темы, дата проведения и прочее.

Наименование разделов и тем Кол-во часов Календарные сроки Форма организации уч процесса оборудование ЗУН
I *Введение          
  1.1 ориентиров-е на местности 4.09 У-экскурсия Компас, рулетка Ум-е опред стороны горизонта
  1.2 план и карта 11,18 У,у-практика Компас, линейка, карта, по сод-ю У читать пла, раб с картой, У сравнивать план и карту
  1.3 контроль          

Тематическое планирование – план, составленный на одну конкретную тему. Структурные блоки м.б те же, но здесь опред триединую цель, задачи, выд-ся осн понятия и методы и сред-ва обучения. Самая ответственная работа лежит на учителе при составлении плана ур = технологической карты ур = конспект ур. Вариант оформления технолог-ой карты ур: Класс; Учитель; Тема; Тип; Технология; Формы организации уч процесса; Кол-во часов по разделу; Номер урока в разделе; Цели урока; Оборудование; Словарь урока (нов термины);Оформление доски; Предварительная подготовка.

План учебно-воспитательной работы:

1. вступление (хар-ка класса, задачи, анализ воспит раб за прошлый год и др данные).

2. план-сетка, помес планирование, календарно-тематическое планирование.

ПЛАН-СЕТКА:

6.09 -беседа с родителями -анкетирование учащ-ся «Как я провел лето» 7.09 -сбор мукулатуры -тематический кл час 8.09 9.09 10.09
13.09        

ПЛАН-САМООБРАЗОВАНИЯ:-методическая тема;-разраб метод темы;-посещение курсов

Анализ урока естествознания(по М.М. Поташнику): 1.хар-ка уч-ых возможностей класса по рез-м пед-го анализа. Какие особ-ти класса были учтены; 2.тип ур, как он связан с предыдущим, какой мат-л данного ур м исп-ть в дальнейшем; 3.главн залачи ур. Как они учитывались при реализации целей урока; 4.рационально ли исп-сь время урока. Рациональна ли структура ур для решения его главных задач; 5.каие исп методы обучения д/изуч-я нов мат-ла; 6.как исп-ся учеб кабинет. Средства обучения; 7.как осущ-ся контакт с классом, с отдельным учащ-ся; 8.как организов самостоят работа, самообразование; 9. контроль за кач-ом знаний учащ-ся; 10.была ли обеспечена целенапрвл умственная деят-ть; 11.как учитель боролся с перегрузкой учащ-ся; 12.заинтересовал ли ур учащ-ся; 13.соблюдал ли учитель правила пед такта; 14.создавалат ли ситуация для усвоения глубины мат-ла; 15.какие моменты были наиболее удачны; 16.дополнит-е варианты для непредвиденных ситуаций; 17.работа над устранением отмеченных недостатков

 

№3. Виды уроков естествознания в нач шк. Краткая хар-ка каждого вида.

Основной формой организации процесса обуч-я естествознанию считается урок. Классно-урочная си-ма обуч-я имеет многовековую традицию. Уроки природ-я имеют опред-ю специфику и отлич-ся от ур др предметов.на этих ур учитель д исп-ть методы обуч-я наблюдение природных объектов и явлений, вып-е опытов и практич-х работ, работа во время экскурсии и т.д. Процесс усвоения новых знаний на ур включает восприятие мат-ла, его осмысление и закрепление, самопроверку и проверку учителем. В завис-ти от дидактич-х целей и методов обуч-я все уроки м разделить на 4 типа:

1. уроки приобретения нов ЗУН (проверка ранее пройденного отсутствует. Исп-ся когда обширный по объему мат-л нецелесообразно дробить ж/у двумя уроками. Такие ур проводят, когда нужно ввести учащ-ся в круг вопросов всего курса или какого-то крупного раздела.).

2. ур усвоения и закрепления знаний и умений; обобщающие уроки.(реал-ся сразу две дидактич-е цели – повторение и обобщение, учет и проверка знаний учащ-ся. Проводят в виде обобщ беседы после изуч-я большой темы или раздела курса).

3. ур проверки и учета знаний.

4. комбинированные уроки(основной тип ур, содержащий все звенья процесса усвоения, объединяющий работу по формированию нов знаний с совершенст-ем и проверкой усвоенных ранее. Структура м.б разной)

 

№35. Определите роль проблемной ситуации в процессе обучения естеств-ю мл.шк-ов

При объяснении нов.мат-ла возможен такой способ подачи: после рассказа учителя о том, что такое. например, тело и в-во, учитель демонстрирует нагл.пособия и и задает уч-ся проблемные вопросы: из каких в-в сделаны данные тела? Назовите одинаковые тела, состоящие из различных в-в. Из чего состоят тела? В чем состоит различие м\у телом и в-вом? В этом случае нагл.объекты служат источником знаний, на основании их наблюдения уч-ся получают ответы на поставленные вопросы и делают выводы. Восприятие мат-ла идет активно в ходе последовательных мыслительных операций уч-ся, в отличие от того, где ученики пассивно воспринимают уч.мат-л.

 

№16. Определите теоретический смысл контроля за уровнем знаний учащихся в курсе учебной дисциплины «Окружающий мир»

Контроль на уроке (учеб.занятие по проверке, оценке и коррекции знаний учащихся) нацелен на проверку качества и прочности знаний и умений.

Уровни усвоения уч.материала:

- знание фактического материала, элемент.отн-й м\у природ.явлениями

- ум.воспроизводить формулировку понятий, объяснять их значение, устанавливать закономерности

- ум.обобщать и систематизировать знания

- ум.применять знания в стандартной и нестандартной ситуации.

Готовясь к уроку, У.д.хорошо продумать цель, содержание, место и форму учета знаний учеников. Ошибки и пробелы в знаниях, замеченные учителем во время проверки знаний учащихся, м.б.ликвидированы путем индивид.заданий.

Для определения степени усвоения уч.мат-ла необх-мо проверять знания детей не только по заданию предыдущего урока, но и по материалу всей темы. Вопросы, поставленные учителем, д.вскрывать причинные связи и взаимозависимость прир.явлений, свойств и функций предметов.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий у всего класса, а учащимся осознавать, как каждый из них продвигается вперед в процессе усвоения уч.мат-ла.

Сущ-т различные формы проверки знаний учащихся:

- устная проверка (в форме фронтал.и индивид.опроса). Устная фронтал.проверка не позволяет установить всю глубину знаний уч-ся, но зато в теч.короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил осн.представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обощать, систематизировать знания, устанавливать простейшие связи(вопросы предполагают короткие однозначные ответы). Индивид.опрос позволяет выявить всю глубину знаний, опр-ть степень сформирован-ти природоведч.представлений и понятий, ум.формулировать и высказывать свои мысли у конкретного ученика. В этом случае задают более емкие, требующие длительного изложения вопросы. Вспомог.вопросы дают возм-ть направить ответ уч-ся в нужное направление.

Необх-мо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища. Очень важно при индивид.опросе установить связи нового материала с изученным ранее, определить умеет ли ученик связать материал со своими наблюдениями. При индив.ответе развивается устная речь уч-ся, они учатся правильно излагать свои мысли, связно говорить. Во время опроса У.м.исп-ть и схематич.зарисовки. Рис.сопровождается пояснением уч-ся.

письм.проверка: традицион.к\р по естеств-ю – не более 25 минут. Контрол.уроки подразделяются на контрольно-обобщающие и итоговые, а также контрольные по результатам изучения темы(раздела).

Методич.особ-ти контрол.урока:

- спокойная доброжелательная атмосфера

- наличие адаптационного периода

- детей со слабым зрением ближе к доске

- предварит.оформление контрол.листочков

- разъяснение вопросов

- разнообр.форма контрол.заданий

- необх-ть предварител.подготовки

- предоставление возможности доделать работу на перемене

- при показе слабого р-та сильным учеником выяснить причину, возм-ть специал.заданий.

Важно провести проверку знаний по контурной карте, проверку ум.работать с простейшими приборами(компасом). Необх-мо помнить, что в нач.кл.нужно сочетать все виды проверки, отдавая предпочтение тому или иному из них, исходя из цели конкретного урока, его содержания и используемых методов работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.