Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности безударного вокализма русских говоров (до яканья).





Особенности ударного вокализма русских говоров

 

Теоретическая часть.

1. Каково количество гласных фонем в литературном языке и говорах? Остановитесь на особенностях гласных фонем <ô> и <ě>: история позиции, территория распространения.

2. Какова судьба древнего Ђ в говорах?

3. В чем сущность перехода [а] в [е] в позиции между t’?

4. Охарактеризуйте такое явление, как отсутствие изменения [е] в [о].

5.Охарактеризуйте такое явление, как возникновение <о> на месте этимологического <а>.

 

Практическая часть.

1. В следующих группах слов определите, когда гласный е восходит к древнему Ђ и когда он не из Ђ.

Несла, слепые, в снегу, зерно, побелить, сестра, летать, на стене, цветок, беды, сильнее, веслом, река, везем, тепло, ведем, лесная, поменял, неси, в селе, верста, ветер, лекарство, седой, спешить, смешно, несем, немец, месяц, к реке, ехать.

 

2. Найдите и охарактеризуйте особенности ударного вокализма в следующих словах и словосочетаниях:

Сник, мисто, лиес, виник, Тома, плотют, дорют, содют, в’иялки, вазмешь, пирамнешь, хоруошыйи, двуор, коруовы, гулеть, гресь, качейут, петь штук.



 

3. Какие особенности ударного вокализма русских говоров можно наблюдать в следующих диалектных записях?

1)Лавють у нас аgальчики рашатами: падводють и вынають и збирають у махотъчки; у свЂжай вадисы памоють (оголец — речная рыбка семейства карповых; Белевск. у. Тульск. губ).

2) Зинку нашу тошут’ на руках (Иевлево, Тульск.).

3) Бывалча атучимси и в аgароды. Тада калхозныи аgароды были. И палоли, и пъливали — фсё (Боровково, Тульск.).

 

4. Прочитайте текст, содержащий диалектные особенности, и сделайте вывод о наличии особенностей ударного вокализма:

-Здорово, Ондрей! Каковуо бог сносил? Все ли по добру, по здоровуо?

-Чёвуо, дедя милой, не бай уж лучше! Издили, да чуть голову не произдили.

-А штё такуоё с вам доспелось?

- Да чуть волки не пошухали. Набежала чела арда, да куоням-ту под губу. Мы с братиком, да Кирюха с казаком хватили по стегу, да и давай катать по имя: да не тут-то было. Оне остервились пушше прежнова, да и на нас. Делать нечево: мы стали по свинуому: спинам-то, знаш, вместо, а палкам вруоз, да так и отбивались от их чуть не с полуподвода. Ушли жо окаянные: провал бы их взел.



- Эка притка, подумаш: оказия веть! Ну, да бог спас хотя: животину-ту не пошухали! А куовадни у Самы в очю веть жеребча-то раздернули: лишшо клочьё полетело! Да кма их и было тожноля: бают волкуов за десеть.

- Эка, парень! – сказал, всплеснул руками брат Андреев. – Да откуоль и взелись оне нонче? Досель слыхом было не слыхать, штё бы таким ардам шатались!

 

Литература:

1. Русская диалектология. Под ред. проф. Л.Л. Касаткина. — М.:Просвещение, 1989. — С. 38-43.

2. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 55-60.

3. Т.А. Исаева. Русская диалектология. Пособие для студентов-заочников. — М.: Просвещение, 1968. — С. 7-17

 

 

Практическое занятие № 2.

Особенности безударного вокализма русских говоров (до яканья).

 

Теоретическая часть:

1. Оканье как тип безударного вокализма. Типы оканья. Территория распространения.

2. Аканье как тип безударного вокализма. Типы аканья. Литературное аканье. Территория распространения.

3. Различение гласных неверхнего подъема в 1-м предударном слоге после t¢. Модели частичного различения гласных.

4. Произношение гласных заударных слогов после t и t¢. Гласные во втором и третьем предударных слогах. Гласные в абсолютном начале слова.

 

Практическая часть:

1. Определите особенности безударного вокализма после t¢ в 1-м предударном слоге:

а) в беду, сестра, в’осну, р’абой, пл’отут, нър’адилъс’, плетен’, к с’естр’е, р’абина;

б) в б’еду, с’остра, в’осну, ребой, пл’отут, нъредилъс’, плетен’, к сестре, ребина.



Как эти же слова будут звучать при иканье? при еканье?

 

2. Имеют ли отношение к еканью такие факты: гледя, в начеле лета, журченье, преник, грезь, стрелели? Почему? Ответ мотивируйте.

 

3. В тексте из практического занятия №1 (задание 4) определите особенности предударного вокализма после твердых согласных.

 

4. Определите тип предударного вокализма в следующей записи диалектной речи (текст взят из книги: Т.А.Исаева. Русская диалектология //Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1968, с. 35):

Быва′ло, у на′с сва′д’бу игра′л’и, дак jона′ ше′з’ да и с’е′м’ д’о′н шла, в’ес’ел’а′jе и н’е пр’иду′маjеш. Кон’е′чно, и ту′та подл’а′нк’и быва′л’и, без ы′х пошто′? Бы′л’и у на′з ба′ра во′с’ем’ к’илом’е′троф отс’е′дова. Ну, да, жела′нноj, дамно′ jе′то бы′ло. На сва′д’бу-то фс’я д’ер’е′вн’а зб’ежы′ца, а до′м-от фс’е н’е пом’е′ст’аца, дак и ф с’и′н’ах стоjа′т, и на двор’и′. А т’е′с’ со друшко′м на крыл’е′чко вы′д’ет, да и роздаjе′т с м’еше′чка, штоп н’икому′ об’и′нно н’е′ было. Ка′тку в’ина′ вы′кат’ат-да, кукшы′ны вы′н’есут-да, ну и под’о′т в’ес’е′л’jо, спат’ н’е захо′чеш. Ну, а на стол’е′ чово′ то′л’ко н’е хвата′т, што захо′чеш, то и с’jи′с’и. Молоды′jе с’ид’а′т чи′нно, ра′зв’е то′л’ко гу′бы в в’ин’е′ оммо′чат.

5. Определите тип вокализма после твёрдых согласных в следующей записи диалектной речи (текст взят из книги: Е.А.Комшилова. Практикум по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1965. С.53 – 54):

….Случи′лъс’а выина′// Нъпа′л н’им’е′цк’ии фашы′ст/ зъбра′л ус’о′ калхо′знъиь иму′ш’ш’иства/ ръзар’и′л ус’о′/ пастро′ик’и пажо′х/ скат’и′ну ус’у′ уγна′л/ паб’и′л ус’у′ м’е′лъч скот/ и аста′лс’и калхо′с н’ь пр’и чо′м/ пажγл’и′ ус’е′ стро′ик’и//.

И вот пъсл’а′ ваины′/ ста′л’и ып’а′т’ нъчина′т’ стро′ит’ вноw калхо′с//

5. Определите тип вокализма в следующей записи диалектной речи:

Jа учу′с’ в Ыса′къwскъŭ ср’е′дн’иŭ шко′л’и // П’ир’ишо′л ф шысто′ŭ класс // Атм’е′тк’и у м’ин’а′ читы′р’и / п’ат’ / а иныγда′ тро′ŭк’и // jес’т’ ыдна′ тро′ŭка пъ ар’ифм’е′т’ик’и // Ис фс’е′х пр’идм’е′тъў jа л’убл’у′ γрыъма′т’ику / и л’убл’у′ чита′т’ // Ны′нчи jа пръчита′л кн’и′γу / «γър’а′чьŭь з’имл’а′» //

Литература:

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 43-49.

2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005. – С. 44-58.

3. Русская диалектология. Под ред. Р.И. Аванесова, В.Г. Орловой. — М.: Наука, 1965. — С. 36-41.

 

Практическое занятие № 3

Тема: Яканье и его типы

Теоретическая часть:

1. Что представляет собой яканье как тип безударного вокализма после t’? Назовите типы яканья. Территории распространения. Примеры!

2. Охарактеризуйте сильное яканье, умеренное яканье, диссимилятивное яканье, яканье, осложненное ассимилятивностью. Примеры!

3. Дайте краткую характеристику подтипам диссимилятивного яканья. Модели. Территория распространения. Примеры!

 

Практическая часть:

1. Позволяют ли факты [jазык, тр’ас’ом, п’атак, в’азал’и, пр’ад’ош] определить тип предударного вокализма после t’?

А в совокупности с такими фактами: [д’ады, б’ар’и, бр’аду, в’асноj, в т’апл’е, в’аслом, с’ало, gр’аб’ом, път’ар’ал, gн’аздо]?

 

2. Как эти же слова будут звучать при умеренном яканье? При диссимилятивном яканье?

 

3. Определите тип предударного вокализма после твёрдых и после мягких согласных.

У на′с зм’е′й мно′γъ// йа сама′ зм’айу′ в’ида′лъ/ каво′ хо′ш спрас’и′т’а// пъдн’ала′ траву′/ а та′м зм’айа′// йа б’ажа′т’/ б’аγу′ и кр’ичу′/ зм’айа′/ зм’айа′// а ан’и′ и н’и пайму′т’ д’е зм’айа′// ана′ пъ з’амл’е′ палзла′// у на′с и′х мно′γъ// ка′к в’асно′й со′нцъ пр’иγр’е′ит’/ ан’и′ и нъпалзу′т’.

 

4. Отметьте отклонения от обычной системы умеренного яканья, если в говоре имеют место такие случаи произношения: [л’агла, п’акла, в’асло, з’арном, уб’ару, тр’и с’астры, с’л’апайа, в’арна, в’азат’, р’адно, р’абуйу, р’абых, д’ьр’ив’аный, с’м’ийатцъ, пъв’ид’ош, п’ин’ок, д’ин’ок, ф с’ил’е, пъб’ил’ел, н’ь в’ил’у, уб’ир’и, гл’ад’ат, пъпр’ад’ош, в гр’аз’е, gл’ад’ела, път’ан’ит’е, нър’ад’илс’а, в’аз’от].

 

5. Сделайте комплексный анализ текста (ударный вокализма, безударный вокализм после t и безударный вокализм после t’):

 

//З’ьл’ин’а′ харо′шыŭ / каγда′ пъшын’и′ца харо′шъŭь / γр’ичи′ха / таб’е′ скаро′д’ит’ ны′нчи // Стох с’е′нъ см’ата′л’и / У калхо′з’и то′жъ стърънава′л’и // Куру′шкъ нъ γн’аздо′ л’ит’и′т’ // Лук у м’ин’е′ дл’и′ннаŭ м’е′л’инкаŭ пъсп’ава′ит’// Куды′ раγа′ч д’е′лс’и? Дажжы′ праиду′т’ / γрыбо′ў ньаб’ир’о′с’с’и // Сълама′тъ т’естъ д’е′лъл’и с jа′блък’им’и / така′ŭь γу′стъŭа т’естъ / приjа′тнъŭь // Кашо′лкъ / пл’ату′шъчк’а / каро′ўкъм с’енъ пр’ин’е′с’т’//

Литература:

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 63-66.

2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005. – С. 44-58.

Дополнительная литература:

1. Русская диалектология. Под ред. Р.И. Аванесова, В.Г. Орловой - М.: Наука, 1965. С.41-65.

2. Парикова Н.Б. История и состояние умеренного яканья…к середине ХХ века. – Тула, 2008г.

Практическое занятие № 4

Тема: Консонантизм русских говоров

Теоретическая часть:

1. Какая особенность консонантизма южнорусских говоров позволяет говорить о ней, как об одной из главных отличительных черт южнорусского наречия?

2. Каковы особенности звуков [в], [ф], [л] в говорах? Каковы их возможные замены?

3. Что представляет собой явление цоканья?

4. Чем отличается от литературного произношение долгого шипящего в говорах?

5. В каких случаях и почему на месте [г’], [к’] произносятся [д’], [т’] ?

6. Как вы можете охарактеризовать произношение групп согласных [бм], [дн], [вн], [чн], [ст], [с’т’], [кт], [чт] и др.?

7. Сделайте конспекты:

1) Согласные <с’>, <з’>, <т’>, <д’>, <ш>, <ж>.

2) Долгие шипящие и их соответствия.

3) Реализация фонемы <j>.

4) Результаты ассимиляции согласных по мягкости.

5) Результаты ассимиляции согласных по способу образования.

6) Прогрессивная ассимиляция согласных по глухости.

7) Результаты диссимиляции согласных.

Конспект можно сделать по любому учебнику “Русская диалектология”. Конспекты выполняются в тетрадях с лекциями четким разборчивым почерком.

8. Как явления диалектного консонантизма связаны с историческими фонетическими процессами в истории русского языка? (По возможности составьте конспект отдельных параграфов из учебного пособия К.В.Горшковой «Историческая диалектология русского языка». См. дополнительную литературу.)

 

Практическая часть.

1. Фонетическим или морфологическим явлением следует считать фрикативное произношение заднеязычного согласного в выделенных словах? (Сб. упр. По русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. — М., 1980. С.35):

Воўчья ты сыть, сенной мешок,

Ты не слыхаў визгу змеиноγо.

Аль ты не слыхаў крику звериноγо

Принимаў еγо за дорога гостя.

(Прионежье)

2. Выпишите все слова с заднеязычными согласными. Есть ли основания предполагать, что в прошлом данный говор был южнорусским? К какому типу его можно отнести теперь? (Сб. упр. По русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. — М., 1980. С.36):

 

Там авра′х был, так дв’е ч’а′с’т’и и бы′ла… Вы гъратс’к’и′йи пра е′та и н’и слы′шъл’и… Гъвар’а′т З’м’ийо′фкъ пътаму′, што′ р’ека′ тут как зм’ийа′. Ну, круго′м с’ала′ (вьется). Тут р’ака′, а там авра′х.

(с. Змеевка Саратовская обл.)

3. В говоре в соответствии с фонемой литературного языка <л> произносят в конце слова и перед согласным [ў], а перед гласным [l]. Затранскрибируйте в соответствии с этой закономерностью:

Дала, дал, сказала, сказал, была, был, пошла, пошел, ходила, ходил, клала, клал.

 

4. Отметьте особенности консонантизма русских говоров:

1) Ну да ланнъ, фс’о анно, м’еннъj кофшык пал на нно (Волог.).

2) Куроц’ка — полетаlоц’ка скац’ет с пец’ки на lавоц’ку (Волог.).

3) Со свитом пlохо / а ране jес’’ли огн’а н’ету / луц’’ину бер’озову нашшыпаш // зжыр рыбии // зжырничек называцца // от jево хот’ ц’’ад / да не так как от луц’’ины (Сиб.).

4) Ахвон’к’у jа вдол’ и пъп’ир’ок знаjу (Сухие Гаи Ворон).

5) Кухвайки и то разнъ шыли. А туды дали ишшо хитрея: тички какий-тъ насили (Ворон.).

6) Пра б’илjо ш’ас скажу // gлад’ил’и б’ил’jо / у нас ут’ух такоj был / здароваj / т’ажолаj / ч’уgунаj (Тульск.).

7) Выежжат доброй молодец, доброй молодец сильнушшый, могушшый богатырь (енисейск.)

8) Тол’к’о л’итом у нас йиз’д’ат (Волог.).

9) Марус’к’а, вч’ирас’ куды д’елъ? (Волог.)

10) Был’и н’еболшыи д’ер’евнушк’и (Волог.).*

 

5. Сделайте системный анализ текста (взят из сб-ка Баранниковой Л.И., Бондалетова В.Д. — М.: Высшая школа, 1980. С. 135 -136.): уд-й вокализм; безударный после t; безударный после t’; гласные в начале слова; гласные в заударных слогах; консонантизм.

 

Ръhачя′ми пасу′ду вына′ють ис п’е′чки, ч’’юhуны′ hаршки′ hл’и′нныjи, а то къч’’ирё′шка. Заhне′та, штã′бы лаўч’е′е бы′lа, зãкута′ють засlо′нкай. Мать жыве′ть з бра′тãм, тожа симе′йчька ма′линькяiя. И′збы па ч’’ё′рнаму у на′с ў Зар’е′чьjи. Свято′й у′hãl – кут, кутаво′й, а так – ла′ўка; одна′ акно′ на дўор пря′мã на сте′нки пад акно′м. На ко′нику абе′дыть сади′мсã про′ти стаlа′: два ко′никã вызьбеi′: на палу′ ишшо′. А jес’ть у нас ў на′шãй сяле′ двара′ два кры′ты ч’’иряпни′цай.

(Быв. Новосильский уезд Тульской губ.)

 

 

Литература:

1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005.

Дополнительная литература:

1. Горшкова К.В. Историческая диалектология русского языка. — М.: Просвещение, 1972. — С. 81-90, 117-119 (Желательно составить конспект).

2. Санжарова В.П. Историческая фонетика русского языка. — Тула, 1997. — С.90-93.

Практическое занятие № 5

Тема: Морфологические особенности русских говоров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.