Сделай Сам Свою Работу на 5

Творческое занятие в форме ролевой игры





Цель: анализ диалектной речи в условиях, приближенных к естественным.

Задачи: 1. Воспроизведение в устной речи характерных особенностей южного и северного наречий русского языка, среднерусских и сибирских старожильческих говоров.

2. Анализ звучащей речи, умение выделять на слух наиболее важные диалектные черты, свойственные южному и северному наречиям.

3. Пробуждение устойчивого интереса к исследованию материальной и духовной культуры русского народа, к изучению истоков литературного языка.

Подготовка и проведение занятия

На подготовительном этапе студенты разделяются на микрогруппы, состоящие из 2-7 человек.

Микрогруппы получают задание (за 2 недели до занятия) придумать и инсценировать небольшой сюжет на свободную тему (сватовство, гадание, приезд гостей, посиделки, народное гулянье и т.д.)

Необходимое условие: речь участников должна отражать характерные особенности южного, северного наречия, среднерусских или сибирских старожильческих говоров. Передаче колорита инсценируемой ситуации способствует воссоздаваемый быт народной жизни: домашняя утварь, костюмы и т.п.



На занятии каждый (!) студент выполняет двойную задачу:

1. Выступая в качестве участника инсценировки, воссоздает живую речь диалектоносителей.

2. Являясь зрителем и наблюдателем, демонстрирует умения и навыки комплексного анализа звучащей речи.

Примечание. Участие в творческом занятии является обязательным и является допуском к зачету. Студенты, не имеющие пропусков, успешно справившиеся с контрольной работой и творческим заданием, получают зачет без сдачи теоретического материала. Для студентов, имеющих более 2 часов пропусков учебных занятий, а также выполнивших контрольную на оценку «3», для получения зачета необходимо продемонстрировать знания по пропущенным темам и выполнить практическое задание, связанное с анализом текста.

 

Доклад-презентация

Студенты готовят компьютерные презентации, в которых отражают историю предметов быта, обрядов, которые встречаются на тех или иных территориях распространения диалектов.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

В текущий контроль входит посещение лекционных и практических занятий, творческое задание, пополнение диалектологического кабинета экспонатами (студенты приносят предметы быта своих бабушек, дедушек или других родственников или знакомых), выполнение небольших поисковых работ с использованием интернет-ресурсов, направленных на описание различных предметов диалектного характера. В течение курса идет отслеживание динамики усвоения получаемых знаний, и в конце курса проводится итоговая контрольная работа, ходе которой студенты осуществляют систематический анализ диалектного текста, которая дает окончательную картину степени подготовленности студента по предмету.



В случае если студент пропустил занятие,он должен подготовить сообщение об истории различных предметов быта, обряда, которые встречаются в той или иной местности, а также принести старинный предмет быта с описанием, кому он принадлежал и как его использовали.

Допуск к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший все предусмотренные программой курса контрольные работы и набравший не менее 50 баллов за весь курс обучения.

Если студент набрал от 85 баллов и более, зачет выставляется автоматически.

На зачете студент должен: а) ответить на теоретический вопрос по курсу русской диалектологии, б) выполнить систематический анализ небольшого отрывка текста, в) дать определение терминам.

 

СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

ПО КУРСУ «РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ»

Для успешной сдачи зачета каждый студент должен:

1. Уметь определять сильную и слабую позицию гласных под ударением в русских говорах.



2. Уметь определять состав гласных фонем под ударением; находить закрытые звуки.

3. Определять тип безударного вокализма после твердых согласных, различать полное и неполное оканье; диссимилятивное и недиссимилятивное аканье.

4. Находить в текстах упражнений явления диерезы, протезы, эпентезы.

5. Определять типы безударного вокализма: еканье, ёканье, иканье, яканье. Различать типы яканья: сильное, умеренное, диссимилятивное, ассимилятивное.

6. Уметь охарактеризовать консонантную систему говора; выявлять количественные и качественные различия в системе согласных звуков.

7. Находить диалектные особенности в морфологической системе русских говоров.

8. Находить синтаксические особенности в диалектных текстах.

9. Уметь находить диалектную лексику и фразеологию в диалектных текстах.

10. Уметь находить значение диалектизмов с помощью Словаря русских народных говоров.

11. Овладеть навыком комплексного анализа диалектного текста.

12. Уметь определять южную и северную основы русских говоров.

13. Знать характерные особенности среднерусских говоров.

14. Знать особенности формирования Сибирских говоров и говоров Алтая.

15. Уметь различать Сибирские старожильческие говоры от говоров «поляков» и «новоселов».


Список терминов и понятий, необходимых для изучения

 

1. Аканье

2. Аканье диссимилятивное

3. Аканье недиссимилятивное

4. Антонимия

5. Вариантность диалектных слов

6. Говор

7. Группа говоров

8. Диалект (территориальные и социальные диалекты)

9. диалектология

10. Диалектные словари (типы)

11. Еканье

12. Ёканье

13. Иканье

14. Лексические диалектизмы

15. лексико-словообразовательные диалектизмы

16. Модели ударенного вокализма

17. Мотивированность диалектных слов

18. Наречие

19. Национальный русский язык

20. Оканье

21. Оканье полное

22. Оканье неполное

23. Омонимия

24. Полисемия

25. Просторечие

26. Северное наречие (группы говоров)

27. Семантические диалектизмы

28. Синонимия

29. Соканье

30. Среднерусские говоры

31. Фонематические диалектизмы

32. Цоканье

33. Чоканье

34. Шоканье

35. Южное наречие (группы говоров)

36. Яканье

37. Яканье ассимилятивное

38. Яканье диссимилятивное

39. Яканье сильное

40. Яканье умеренное

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИАЛЕКТОЛОГИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.