Лексический анализ текста
I. Гласные под ударением
Указать, есть ли в тексте закрытые звуки ô, ê или дифтонги уо, оу, ие в соответствии с литературными о и ’э: вôл’а или вуол’а; в’êтер или в’иет’ер и т.п.;
есть ли переход ’á’ в ’é’ в положении между мягкими согласными ти-па п’éт’ < п’áт’, пр’éн’ик < пр’áн’нк в соответствии с литературным ’á’.
Какой звук (или звуки) произносится на месте древнего ять в соответствии с литературным ’э в различных фонетических позициях:
а) перед твердыми согласными;
б) перед мягкими согласными;
в) в конце слова;
есть ли колебания в произношении древнегo ять в данном говоре (хл’ип, хл’êп, хл’иеп, хл’úб’ец).
Есть или отсутствует переход ’é в ’ó в положении перед твердыми соглас-ными: н’ес’éм или н’ес’óм.
II. Гласные I-предударного слога после твердых согласных
Что свойственно говору — оканье или еканье? Укажите тип еканья (полное или неполное) и тип аканья (диссимилятивное или недиссимилятивное).
1) корóва, водá, хóлодно, проголодáлся - полное оканье;
2) корóва, водá, хóлъднъ, пръгьлодáлс’а – неполное оканье;
3) карóва, вадá, из вады’, на мастý, прагаладáлс’ь - недиссимилятивное аканье;
4) карóва, выдá или въдá, из вады’, на мастý, пръгалыдáлс’ь - диссимилятивное аканье.
III. Гласные I-го предударного слога после мягких согласных
Следует определить, какие звуки произносятся на месте неударного е в 1-м предударном слоге перед следующим твердым согласным и перед мягким согласным в соответствии с литературным ’иэ — еканье или ёканье; какой гласный произносится на месте орфографического я в словах типа пятáк, тянýть и т.п. Явления еканья и ёканья характеризуют севернорусские говоры. Для среднеруccкиx говоров нужно определить иканье или еканье; для южнорусских — яканье и его типы.
Ёканье - н’осý, с’острá, л’ожы’т, с’олó, пр’ин’осл’ú.
Еканье - н’есý, с’естрá, л’ежы’т, с’елó, пр’ин’есл’ú.
Иканье - н’исý, с’истрá, л’ижы’т, с’илó, пр’ин’исл’ú.
Для определения типа яканья необходимо проанализировать все слова, отражающие это явление; установить зависимость качества I-го предударного гласного. Лучше оформить таблицу, в которой отразить четко тип яканья:
а) Сильное яканье
1-й предуд.гласный - ’а; последующий согласный - любой; ударный гласный - любой.
Примеры: с’астрá, с’астры, с’астр’é, с’ас’т’óр.
б) Умеренное яканье
1-й предударный гласный - ’а; последующий согласный - твёрдый; ударный гласный - любой.
1-й предударный гласный - ’и; последующий согласный - мягкий; ударный гласный - любой.
Примеры: в’алá, в’адý, в’ид’óт.
в) Диссимилятивное яканье
1-й предударный гласный - ’а; последующий согласный - любой; ударный гласный - и, ы, у (о, е).
1-й предударный гласный - ’и; последующий согласный - любой; ударный гласный - а (о, е).
Примеры: в’илá, в’адý, в’ад’ú, в’ид’óт
Особое внимание надо уделить архаическому типу диссимилятивного яка-нья — обоянскому, когда характер 1-го предударного согласного зависит от качества ударных гласных среднего подъема: е и о открытых или е и о закрытых: с’алô - в’ид’óт, ф с’ал’é - д’ир’éвн’а.
г) Ассимилятивно-диссимилятивное яканье
1-й предударный гласный - ’а; ударный гласный - и, ы, у, а, tо, ê
1-й предударный гласный - ’и; ударный гласный - е, t’о
Примеры: н’ас’и, цв’аты, н’асý, н’аслá, 6’адá, с’алó, п’атнó, ф с’ал’ê НО: нис’éш, н’ис’óш, д’ир’éвн’а, л’ит’éл, к р’ик’é
В говорах, различающих е и ê, может быть в предыдущем слоге ’а: л’ат’éл, к р’ак’é.
IV. Гласные других безударных слогов
Указать особенности гласных 2-го предударного и заударного слогов после твердых и мягких согласных.
Согласные звуки
1) Качество заднеязычного звука (г, γ).
2) Произношение согласного в (положение перед согласными и на конце слова). Какого качества звук в данном говоре: губно-зубной или губно-губной; отражается ли в тексте самостоятельная фонема ф или заменяется х, хв?
3) Как произносится согласный л в разных фонетических условиях: выделите все случаи изменения согласного л (твердого), классифицируйте их; нет ли фонемы l - л среднее.
4) Качество и употребление аффрикат ц и ч.
5) Твердые и мягкие мягкие шипящие ж и ш в говоре; как произносятся долгие шипящие?
6) Наблюдаются ли в говоре случаи выпадения j между гласными с после-дующей ассимиляцией и стяжением гласных; в каких грамматических формах отражается это явление?
7) Какие диалектные ассимилятивные и диссимилятивные процессы характерны для говора?
8) Как произносятся конечные губных согласные?
9) Как произносятся сочетания -с’т’ и -ст в конца слова?
Морфологические особенности говора
Обратите внимание на формы Р., Д. и П. падежей единственного числа I типа склонения, Р.и П. падежи единственного числа II типа склонения, Т. падежа ед. ч. III типа склонения. Во множественном числе всех склонений выделите Д., Т. и П. падежи. Характеризуя формы, сопоставляйте их с литературными, а также с древними формами.
2. Укажите характерные для говора формы местоимений.
3. Какие особенности имеются в склонении прилагательных и неличных местоимений? Особое внимание обратите на формы Р. падежа ед.числа прилагательных и местоимений муж. и сред. рода. Нет ли особенностей в образовании степеней сравнения прилагательных? Анализируя имена, необходимо выделить формы Т.п. множ. числа существительного, прилагательных и местоимений (Т.п).
4. Установите, нет ли в говоре особенностей в категории рода (тенденция к переходу трехчленной категории рода в двучленную.
5. Укажите черты, характерные для спряжения глаголов в говоре (личные окончания 3 лица единственного и множ. числа настоящего-будущего времени; изменения в конечных согласных основы; другие особенности в спряжении глаголов).
6. Какие особенности имеется в повелительном наклонении и в инфинитиве глагола в данном говоре?
7. Как образуются формы возвратных глаголов - после гласного, после согласного?
8. Какие особенности наблюдаются в причастиях и деепричастиях (страдательные причастия с суффиксами -н-, -т- и другие явления).
Синтаксические черты говора
1. Не употребляются ли деепричастия в роли сказуемого (вместо глаголов прошедшего времени типа он уехавши, мы ушодце и вместо кратких страдательных причастий: у него рукав оторвавши)?
2. Нет ли в говоре кратких причастий страдательного залога среднего рода в роли сказуемого безличных предложений типа коту давано молока, у них расписанось и т.п.?
3. Не наблюдается ли утрата согласования при употреблении страдательных причастий типа сено свезен, письма послано и т.п.?
4. Нет ли случаев употребления при глаголе в прошедшем времени вспомогательных глаголов есть или был: «Деревня наша давно населилась есь; Они были тута уехали?
5. Не употребляется ли форма именительного падежа вместо винительного при инфинитиве (варить картошка) или при спрягаемых формах глагола (сварила и сварю картошка), а также в оборотах с надо и нужно (ему шапка надо)?
6. Какие особенности наблюдаются в данном говоре в употреблении предлогов? Не употребляются ли предлоги
с вместо из (с города, со школы)
по вместо эа (по грибы);
нет ли отличий от литературного языка в употреблении падежей с предлогами над, возле, перед, после (типа возле дом, возле гору и т.п.); не употребляются ли двойные предлоги:
по-эа, по-под, по-над и др. (по-за домом, по-под лесу идет); нет ли случаев повторения предлогов (об отце об родном об одном и думаю)?
7. Не употребляются ли постпозитивные частицы -от, -то -та, -ту, -ти, -те и др.? Какие частицы встречаются? Согласуются ли они с существительными?
8. Какие еще особенности в употреблении союзов и частиц отмечаются в говоре?
9. Нет ли еще особенностей в согласовании сказуемого с подлежащим, вы-раженным существительными с собирательным значением (бригада идуть, голое пенье торчат)?
Лексический анализ текста
С целью правильного понимания текста дается словарь диалектных слов. Необходимо определить типы диалектных слов, имеющихся в тексте, а именно:
1. Семантические диалектизмы (пахать избу, лобастая семья)
2. Лексические диалектизмы и их разновидности:
а) собственно-лексические - пелá ‛мякина’, вéкша ‛белка’, лопотúна ‛одежда’, горбýша ‛род. косы’, лонú ‛в прошлом году’ и т.п.
б) лексико-словообразовательные — остарéть ‛состариться’, чернúца ‛черника’, насдогнáть ‛догнать’, березня’г ‛березовый лес’ и т.п.
в) фонематические диалектизмы — пáхмурный ‛пасмурный’, комáрь ‛комар’. Выводы
1. На основе проведенного анализа определите, к какому наречию относится говор, отраженный в тексте (прнведите доказательства).
2. Можно ли отнести исследуемый говор к определенной группе данного наречия (вывод аргументируйте).
3. Выделите черты, проникшие в говор под влиянием литературного языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|