Сделай Сам Свою Работу на 5

Углубляем и закрепляем знания





Проблемы для обсуждения

Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

Признаки коллектива.

Закон развития детского коллектива.

Система перспективних линий.

Этапы развития коллектива.

Пути формирования детского коллектива.

Роль детского коллектива в развитии личности. Взаимообусловленность развития личности и коллектива.

Структура и основные типы ученических коллективов.

Уровни развития коллектива.

Разнообразная деятельность ученического коллектива как важнейшее средство его формирования. Организация коллективной творческой деятельности.

Педагогическое руководство ученическим коллективом. Сотрудничество взрослых и детей.

Рекомендуемая литература

1. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. М., 1990.

2. Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление : теория и практика / метод, пособие / В. Т. Кабуш. Минск, 1997.

3. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности : сб. / сост. В. В. Кумарин. М., 1972.

4. Немов, Р. С. Путь к коллективу : книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. М., 1988.

5. Новикова, Л. И. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитательного коллектива / Л. И. Новикова. Таллин, 1982.



 

Расширяем и закрепляем знания. 1.1. Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если это необходимо, на вопросы.

Взгляды А. С. Макаренко: «Если имеется настоящая организация детского коллектива, то можно сделать настоящие чудеса. Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего общества. Мы рассматриваем нашего воспитанника не как материал для дрессировки, но считаем его членом нашего общества, активным его деятелем, создателем общественных отношений.

Коллектив - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Школьный коллектив, прежде всего, должен сделаться объектом воспитательной работы. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна. Коллектив учителей и коллектив детей - это один коллектив, и кроме того, коллектив педагогический. Причем я не считаю, что нужно воспитывать отдельного человека. Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания.



Требования коллектива являются воспитывающими, главным образом, по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь Личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Развитие требований: а) требования организатора; б) требования актива; в) требования коллектива; г) требования к самому себе. Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. И общий итог требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением. Этот путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным в развитии детского коллектива.

Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе, специально организованном в педагогических целях. Первичный коллектив должен быть основным путем прикосновения к отдельной личности. Первичным коллективом нужно назвать такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Когда коллектив организационно дисциплинарно сложился, создан точный режим и здоровые традиции, тогда полезно организовать смешанные возрастные отряды. Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений.



Главным органом самоуправления является общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления в производственной, клубной и культурной работе. Актив обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива».

· Определите понятие «коллектив» в трактовке А. С. Макаренко

Раскройте основные взгляды А. С. Макаренко по проблеме воспитания личности в коллективе.

· Какой путь проходит детский коллектив в процессе своего развития?

· Охарактеризуйте в общих чертах, как был организован детский коллектив в педагогической системе А. С. Макаренко.

· Какие положения теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко актуальны в современной педагогической практике? Приведите примеры.

 

Обсуждаем высказывания о коллективе и коллективизме

Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению.

Л. Н. Толстой

Воспитанник есть член окружающей его жизненной среды... Основным педагогическим принципом является принцип общественного действия, трудового объединения.

В. А. Лай

Опыт коллективной жизни... это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности, согласованности.

А. С. Макаренко

Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Школа, в которой нет традиций ...не может быть хорошей школой...

А. С. Макаренко

Коллектив - сложный оркестр, в котором каждый имеет свой инструмент и играет на нем. Это означает, что в каждом человеке должны раскрываться данные ему от природы задатки.

В. А. Сухомлинский

Только переживание радости труда в коллективе рождает потребность в труде. Она неотделима от потребности в человеке, в общении с ним.

В. А. Сухомлинский

Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, ...система практических действий на общую радость и пользу... Именно в коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей.

И. П. Иванов

Коллективизм - это атмосфера, в которой формируются и проявляются положительные качества личности, способной к полноценному общению среди равных и разных.

И. Д. Демакова

2. Решаем педагогические задачи

Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

Ответьте на вопрос.

а) «Новенький» ученик не хочет подчиняться требованиям как учителя, так и коллектива.

Что вы посоветуете учителю и коллективу предпринять в данном случае?

 

б) Весь класс преследует, унижает одного ученика (вспомните, например, фильм «Чучело» режиссера Р. Быкова).

Какие пути решения проблемы вы могли бы предложить классному руководителю?

 

в) Звонок. Ученики сидят за партами. Входит учитель с незнакомым мальчиком. Он явно смущен и немного напуган. В класс пришел новенький.

Охарактеризуйте отношения, которые могут сложиться между учащимися класса и новичком. Какова роль педагога при этом?

3. Обобщаем и систематизируем знания

Задание 1. Конспектирование.

Содержание работы. Работа в группах.

Законспектируйте основные положения методики коллективной творческой деятельности, используя, например, источники [1, 3,4, 5] из списка рекомендуемой литературы.

Письменно ответьте на вопросы.

· Что означает КТД?

· Назовите этапы методики КТД.

· Какова их структура?

· Чем отличается КТД от традиционной системы воспитания?

· Проанализируйте избранное КТД по книге И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» по следующей схеме.

Структура и содержание КТД «как было?» Структура и содержание КТД «как будет?»
   

 

Задание 2. Проект коллективного творческого дела. Содержание работы. Работа в группах.

Сформулируйте тему и разработайте проект коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в своей группе или в школе во время педагогической практики.

 

Задание 3. Составление опорного конспекта.

Содержание работы. Работа в группах.

Разработайте опорный конспект «Типы и структура коллектива» в виде логической схемы, таблицы или развернутого плана.

 

Задание 4. Проект авторской школы.

Содержание работы. Работа в группах.

Продолжите разработку проекта авторской школы: опишите модель ученического самоуправления в школе и в отдельных классных коллективах.

 

4. Проверяем себя

* Из предложенных характеристик выделите те, которые свойственны коллективу на втором этапе его формирования.

1. Воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга, не проявляют интереса к поведению членов коллектива.

2. Выделяется актив.

3. Большинство членов коллектива поддерживают требования воспитателя.

4. Актив в состоянии руководить большинством, оказывать влияние на жизнь в коллективе.

5. Все вопросы жизни коллектива решаются на общем собрании

6. Меньшинство подчиняет своему влиянию большинство.

7. Воспитанники сообща решают вопросы жизни коллектива.

 

5. Спросим у себя

5.1. Что нового и интересного я узнал на занятии?

5.2.Как эти знания я буду использовать в профессиональной дея тельности?

5.3. Что мне было непонятно и показалось сложным?

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

*

Практическое занятие 18. Определение и обоснование основных путей и средств формирования научного мировоззрения учащихся

Задачи

Формировать умение определять и характеризовать основны пути и средства формирования научного мировоззрения уча щихся.

• Развивать педагогическое мышление.

• Формировать аналитические, прогностические, рефлексивны умения.

Проблемы для обсуждения

? Понятие о мировоззрении и его основных видах.

? Сущность научного мировоззрения и его структура. Знани взгляды, убеждения, идеалы как компоненты мировоззрения.

? Формирование научного мировоззрения - цель и результ воспитания.

? Основные пути и средства формирования научного мирово зрения в школе.

? Возрастные возможности формирования научного мировозрения.

? Критерии сформированности мировоззрения учащихся.

комендуеман литература

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молоде­жи в Республике Беларусь // Зборшк нарматыуных дакументау Мш^стэрс'гва адукацьп Рэспублш Беларусь. 2007. № 2. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие / Н. Т. Лихачев. М., 1999.

11 од агогика: учеб. пособие для студентов п:д. учеб. заведений / И, А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

11 раграма выхавання дзяцей 1 навучэнскай моладз1 у Рэспублщы Беларусь / А. А. Аладзш [1 шш,]. Мшск, 2001.

IЦуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щур- кова. М., 1998.

Рисширяем и углубляем знания , Анализируем текст

Ныделите основные идеи.

Ныразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы. •

Все большую роль в содержании мировоззрения и его форми- инии начинают играть такие вечные ценности, как мир, жизнь, опок, жизнетворчество. Понятие мира, охватывая всю широту ективной и субъективной реальности и не подменяя материи, йктсризуст целостность и полифонию действительности. Поня- жизни концентрирует внимание на конечной одухотворенности, орой воплощается отношение человека к миру, знаниям, само- Собе. Жизнетворчество характеризует высшее качество жизни, Счпый смысл нашего существования. Философское осмысление х категорий может лечь в основу педагогического анализа чело- поскольку создает предельно обобщенный и однопорядковый овоззренческий фон для восприятия его не только как земного, И космического существа. (В. С. Шубинский)

Какие ценности, кроме названных в тексте, играют боль­шую роль в содержании мировоззрения? Ответ аргументи­руйте.

 

1.2. Обсуждаем высказывания о мировоззрении, методах и средствах его формирования

Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из сам природы вещей.

Ш. Монтес

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во вся» обучении и воспитании.

А. Дистер

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находи

А. Дистер

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знаком" ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом с ственного мышления, которое непременно должно совершат самостоятельно в нашей собственной голове.

Д. И. Писа

Науку часто смешивают со знанием. ...Наука есть не тол' знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием следует.

В. О. Ключевс

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убежде " а на убеждение можно только действовать убеждением.

К. Д. Ушинс

Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать челов умнее... но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагоро. его прививкой ему метода научного знания, научить его став научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решен

С.И.Ге

Книга - один из важнейших источников радости мышлен]

В. А. Сухомлине

...мыслит тот, кому задают умные вопросы.

Е. Н. Ил

...религия представляет собой мощный пласт человечес культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения МО найти место в школьных программах.

И. Ф. Харл

Урок есть средство воспитания, и тем более сильное, чем более'Днстся посредством материала урока оказывать влияние на жиз- еппый путь подрастающего человека.

II. Е. Щуркова

. Решаем педагогические задачи

Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

Ответьте на вопрос.

а) - Вас не удивляет, - размышляя, обращается педагог к детям, - и при перенесении числа знак изменяется на противоположный?

Удивляет, но мы не возражаем, - шутят дети в ответ.

- А когда вы поворачиваетесь кругом, и правая сторона оказы- всгся левой, а то, что было до поворота слева, оказывается теперь Права, удивляет?

Нет... - отвечают ошеломленные дети. И добавляет самый Мслый: «После ваших слов удивляет».

! 1сдагог продолжает:

Солдат, перебежавший на вражескую сторону, разве не меня- шак?..

Философский дивертисмент окончен. Урок течет дальше... идя из класса, кто-то сказал: «Мы идем домой, мы меняем свой ПК?» (И. Е. Щуркова)

Удалось ли учителю организовать изучение учениками содер­жания урока по принципу «от факта - к явлению, от явле­ния — к закономерности, от закономерности — к норме жизни? Ответ аргументируйте.

Способствует ли реализация указанного выше принципа фор­мированию научного мировоззрения учащихся? Почему?

б) Учитель (классный руководитель) планирует организовать “ЗКурсию, например, в Жировичский монастырь.

'Опишите методику подготовки и проведения этой экскурсии. Способствует ли данная форма воспитательной работы фор­мированию научного мировоззрения учащихся? Почему?

Обобщаем и систематизируем знания Задание 1. Конспектирование

Содержание работы. Проанализировав источники [2, 3, из списка рекомендуемой литературы, письменно охарактеризу те взаимосвязи между компонентами мировоззрения: знаниям взглядами, убеждениями, идеалами.

Сформулируйте педагогические условия, способствующие п реводу знаний во взгляды, убеждения, идеалы личности. Задание 2. Приведите примеры.

Содержание работы. Работа в группах.

Приведите примеры возможных идеалов: а) у младших школ ников; б) у подростков; в) у старшеклассников.

Задание 3. Основные' пути формирования научного мирово зрения.

Содержание работы. Работа в группах.

Предложите основные методы и средства формирования н учного мировоззрения: а) в начальной школе; б) в среднем зве1 школы.

4. Проверяем себя

• Составьте цепочку правильных ответов, записывая номе_ только верных утверждений.

1. Мировоззрение формируется у школьников в результате п следовательного овладения научными, в частности, филосо скими знаниями, современными научными достижениями, также системой общих методов познания действительности.

2. Мировоззрение воспитывается у школьников в целостном п дагогическом процессе, одновременно влияющем на разви их сознания, чувств, воли и поведения.

3. В структуру мировоззрения входят такие его виды, как ж ненное, религиозное и научное мировоззрение.

4. Предметы художественно-эстетического цикла дают возмо ность учителю раскрыть перед учащимися идею материалы сти мира.

5. Практически действенный компонент мировоззрения фор: руется, например, в общественно полезном и производите, ном труде.

, Убеждения - более подвижный компонент мировоззрения, чемчнания.

, благодаря убеждениям человек ощущает себя личностью и ин­дивидуальностью.

, Чнания всегда определяют мировоззрение человека.

, У человека может быть правильное понятие о каком-нибудь качестве, но он может и не проявлять его в повседневном по- псдении и деятельности.

. I Гроцесс формирования мировоззрения учащихся постепен­ный и противоречивый.

 

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Характеристика форм и методов формирования политической культуры школьников

 

Проблемы для обсуждения

· Понятие о политической культуре как составной части базовой культуры личности.

· Формирование политической культуры учащихся как направление гражданского воспитания и идейно-воспитательной работы в учебном заведении?

· Особенности формирования политической культуры у учащихся разного возраста.

· ? Методы, формы и средства воспитания политической культуры учащихся.

· ? Критерии сформированности политической культуры школьников.

Рекомендуемая литература

1. Артеменко, А. В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / А. В. Артеменко, Ж. Е. 3авадская. Минск, 1994.

2. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы детьми, учащейся и студенческой молодежью // Самоучит педагога-восиитателя. Минск, 2004. С. 90-103.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие Б. Т. Лихачев. М., 1999.

 

Углубляем и закрепляем знания

Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы. ,

Идейное богатство мыслей, чувств, переживаний - вот что должно стать характерной особенностью духовной жизни коллектива. ... Идейное богатство мыслей рождается тогда, когда человек читает книгу не для того, чтобы заучить, а для раздумий, переживания радости познания истины. Чем больше раздумий, тем больше хочется человеку выразить свою мысль, поделиться своими чувствами. Возникает потребность в задушевном разговоре с учителем, с товарищами, в споре, в дискуссии. В этой потребности - корень ... непринужденности, непреднамеренности воспитательного воздействия. Если у вас возникла мысль провести диспут по тому или иному вопросу, подумайте прежде всего, есть ли в ученическом коллективе эмоциональная готовность к диспуту. Волнуют ли их общественно-политические, нравственные, эстетические идеи или этой взволнованности нет, воспитательный замысел не будет достигнут.

Идейное богатство личности зависит от того, насколько гармонично сливаются в духовной жизни человека его мысли, чувства, переживания и деятельность. ... Вот как раз в том, чтобы гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. (В. А. Сухомлинский)

О каких «тонкостях» методики гражданско-политического воспитания говорит автор?

Согласны ли вы с мнением В. А. Сухомлинского о том, что идейное богатство личности и, следовательно, ее политическая культура зависят от гармоничного «слияния» мыслей, чувств и деятельности личности. Ответ обоснуйте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.