Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистика словообразования





ГЛАВА 4. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

 

Как образуются слова

Задумывались ли вы о том, как образуются слова? Какие существуют для этого способы? Кто этим занимается?

В любом языке существуют слова, которые изначально называли какие-либо предметы или явления, они не образовались от каких-то других слов (например, «зима», «стол», «книга» и т. д.). Такие слова обычно запоминаются в детстве, и они становятся почти неотделимыми от тех предметов или явлений, которые они называют. Эти слова именуются непроизводными, так как они не произошли ни от каких других слов. Но вот появляются другие слова: «зимний», «зимовать», «зимовье»; «столовая», «настольный», «столоваться»; «книжный», «книголюб» и т.д. Мы видим, что эти слова образовались, произошли от тех, изначальных слов, которые лишь называют предметы или явления. Поэтому такие слова называются производными, их значение связано с тем, что обозначают непроизводные слова. Например, слово «зима» – непроизводное, а слово «зимний» – производное и обозначает то, что как-то связано с зимой (то есть со значением непроизводного слова): «зимняя одежда» (одежда, которую носят зимой), «зимняя погода» (погода, которая бывает зимой).



Как же образуются слова и можно ли самому образовывать новые слова от уже существующих в языке (то есть из непроизводных делать производные)? Этим часто занимаются маленькие дети. В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» собрано множество примеров такого детского творчества: «Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала». Дети пытаются сами образовывать слова, и у них получается это так: «людь» вместо «человек»; «вагонята» вместо «вагончики», «намакаронился» вместо «наелся макарон». Дети часто пытаются найти свой смысл во всех новых для них словах, опираясь на уже знакомые и понятные им. В той же книге приводятся такие детские толкования значений слов: «наблюдение – то, что на блюде»; «начальная школа – это где начальники учатся?»; «по­чему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».

Чтобы образовывать слова правильно, необходимо знать, из чего они состоят и какие способы словообразования существуют в языке. Этим и занимаются такие разделы науки о языке, которые называются морфемикаи словообразование.



Существуют специальные словообразовательные словари, в которых имеются сведения об образовании слов. В этих словарях отражены родственные связи однокоренных слов. Каждое слово в словаре окружено своей «родней», и показано место каждого однокоренного слова среди «близких и дальних родственников», от какого слова оно образовано и какие слова образованы от него. Все однокоренные слова вместе составляют «гнездо» или «семью».

Существуют также понятия «словообразовательная пара» и «словообразовательная цепь».

Словообразовательная пара– это два однокоренных слова, одно из которых образовано непосредственно от другого, например: даль – вдаль.

Словообразовательная цепь– это ряд однокоренных слов, которые образованы друг от друга по цепочке, например: даль – дальний – дальнейший.

Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень. В больших «семьях» иногда бывает трудно определить, какое слово от какого образовано. Поэтому, чтобы облегчить их поиск, в словарях используются стрелки. Рассмотрим, например, слово «далекий»:

1) далек-о – далеко-далеко

® дал-ее

® даль-ше ® по-дальше

2) даль ® даль-н-ий ® дальн-ейш-ий

® дальн-ость

® не-дальн-ий

® дальн-о-видение

® дальн-о-вид-н-ый ® дальновидн-ость

® в-даль (нареч.)

® в-дал-и

® из-дал-и

® у-дал-и-ть ® удалиться

® удал-я-ть ® удалять-ся



® удал- ениj- э

В данной словарной статье мы ясно можем видеть, какое слово от какой основы образовано и какие словообразовательные средства для этого использованы.

Морфемика

Морфемика– раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Слово состоит из следующих частей: приставка, корень, суффикс и окончание.

Все части слова называются морфемами.

Морфема(от греч. morphe – «форма») – это наименьшая значимая часть слова, которая дальше уже не делится на более мелкие единицы.

Может показаться, что слова состоят из букв и что именно буква является наименьшей и неделимой частью слова. Однако это не так. Речь идет о значимой части слова, то есть о той, которая имеет какое-либо смысловое значение, а отдельная буква в слове смыслового значения не имеет. Но такое значение появляется, если эта буква в слове является, например, приставкой. Так, в слове «сделать» буква «с» – это не просто буква, а приставка, означающая завершение действия.

Морфемы в слове выполняют различные функции.

Корень– главная морфема, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, мы находим общую часть всех родственных слов. Например, в словах стол, столик, настольный, столовая корнем является общая часть всех этих слов – стол, которая соответствует лексическому значению слова «стол».

Слова не могут существовать без корня.

Все остальные морфемы служат для видоизменения значения корня или для выражения отношений между словами в словосочетаниях и предложениях. Эти морфемы – служебные, они называются аффиксами.

Аффиксы(от лат. affixus – «прикрепленный») – служебные морфемы, без которых многие слова вполне могут обойтись, но которые остаются значимыми частями слова. Они группируются вокруг корня, придают дополнительное значение слову и служат для образования новых слов, форм слова или для соединения морфем. К аффиксам относятся окончания, приставки (префиксы), суффиксы, интерфиксы, постфиксы.

Флексия, или окончание(от лат. flexio – «сгибание») – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматическое значение: число, падеж, лицо и др. (например: идем к озеру – окончание указывает на ед. ч., ср. род, д. п. существительного).

Следует помнить о нулевом окончании (когда оно не выражено звуком – например, в слове поход) и о том, что у неизме­няемых слов, в частности наречий, окончания нет, они состоят из одной основы: вниз, вверх.

Префикс, или приставка(от лат. ргаейхш – «прикрепленный впереди») – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования однокоренных слов. Например: писать – переписать, здесь префикс пере- имеет значение «переделать что-либо», и слово «переписать» получает значение «написать что-то заново». В слове может быть не одна, а две и более приставок: ход – вы-ход – без-вы-ходный.

Суффикс(от лат. suffixus – «прикрепленный») – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или для образования форм одного и того же слова, поэтому суффиксы делятся на словообразующие и формообразующие: школа – школьник, летать – летчик, учить – учитель. В данных примерах с помощью суффиксов образованы новые слова с новым значением: название лиц по роду занятий. Эти суффиксы – словообразующие. В примере читать – читал суффикс служит Для образования формы слова, в данном случае формы прошедшего времени.

Постфикс(от лат. pоst – «после», fixus – «прикрепленный») – значимая часть слова, которая находится после формообразующих морфем. Постфиксами являются:

1) -ся (-сь) – обозначает возвратность глагола (то есть действие, обращенное на самого себя): причесывать – причесываться, пройти – пройтись;

2) -то, -либо, -нибудь – употребляются в неопределенных местоимениях, например: что-то, кто-либо, кто-нибудь.

Интерфикс(от лат. inter – «между», fixus – «прикрепленный») – аффикс, который служит для соединения сложных слов (соединительная гласная), например: парОвоз, пылЕсос. Интерфиксы не являются значимой частью слова, они служат только для соединения корней в целое слово.

Основа слова– это часть слова без окончания, если слово изменяемое. В неизменяемых словах основа слова равна всему слову. Формообразующие суффиксы в основу не входят, так как именно основа слова содержит в себе лексическое значение слова. Основа может быть производной и непроизводной. Непроизводная основа равна корню: например, в слове «окно» непроизводная основа – окн-.

Производная основа включает в себя и другие морфемы. Так, в слове «подоконник» – производная основа, и она в данном случае равна всему слову, так как в И. п. у слова «подоконник» нулевое окончание. Здесь в основу входят и приставка, и суффикс.

Способы словообразования

Вы узнали, из каких частей состоят слова, теперь рассмотрим, как они образуются.

В зависимости от того, какие языковые средства используются для образования слов в русском языке, выделяются следующие способы словообразования:

1) морфемный – образование слов с помощью сочетания морфем по существующим в языке правилам;

2) морфолого-синтаксический – образование новых слов путем перехода его из одной части речи в другую. Например, в словосочетании «столовая комната» слово «столовая» является прилагательным, а в словосочетании «большая столовая» – существительным;

3) лексико-семантический – расщепление одного слова на два омонима: «чайник» – сосуд для кипячения воды и «чайник» – человек, являющийся новичком в какой-либо области;

4) лексико-синтаксический – слияние словосочетания в одно слово, например: сей час – сейчас; с ума сошедший – сумасшедший.

Основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ.

Морфемный способсловообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов:

1) суффиксальный способ– образование слов посредством суффикса. Этот способ – ведущий в русском словообразовании, например: серебро – серебряный, ночь – ночник, приветливый – приветливость;

2) префиксальный – образование слов при помощи приставок, например: ехать подъехать, доехать, въехать, уехать;

3) префиксально-суффиксальный способ – образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно – дотемна, небеса – поднебесный;

4) постфиксальный – образование слов при помощи постфикса, например: брить – бриться;

5) префиксально-постфиксальный – образование слов путем присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать – выспаться;

6) суффиксально-постфиксальный – образование слов путем присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд – трудиться;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный – образование слов путем присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить – разувериться;

8) безаффиксный (или бессуффиксный) – образование слов путем отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, например: зеленый – зелень, глубина – глубь, уговорить – уговор;

9) сложение – способ образования слов при помощи сложения имеет следующие разновидности:

а) сложение основ слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов, например: пылЕсос, теплОход. Нередко в этом случае в словообразовании участвуют и суффиксы, например: левОбережный;

б) сложение целых слов, например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка;

в) сложение части основы слова с целым словом, например: турпоход туристический поход;

г) сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью, колхоз — коллективное хозяйство',

д) сложение названий начальных букв, например: МГУ Московский государственный университет;

е) сложение начальных звуков, например: вуз – высшее учебное заведение.

Такие сложносокращенные слова (два последних примера) называются аббревиатурами(от лат. abbreviare – «сокращенно излагать»). Таким способом образуются только имена существительные.

Два вида разбора слова

Существует два вида разбора слова:

1) морфемный (разбор слова по составу);

2) словообразовательный (выяснение, от какого слова образовано данное слово и каким способом).

Морфемный разборпредполагает выделение всех частей слова. Для того чтобы сделать морфемный разбор, необходимо вы­полнить следующее:

а) определить, к какой части речи относится слово;

б) выделить окончание и основу слова;

в) выделить корень слова, а также (если имеются в слове) приставку, суффикс, постфикс, интерфикс.

Словообразовательный разборпроводится только у слов с производными основами.

Для того чтобы сделать словообразовательный разбор, выполнить следующие действия:

а) определить лексическое значение слова;

б) найти слово, от которого произошло разбираемое слово, то есть найти производящую основу;

в) определить, при помощи каких средств образовано слово;

г) определить способ словообразования.

Например, разберем слово «писательство»:

ü лексическое значение – занятие писателя, литературный труд;

ü чтобы найти то слово, от которого произошло слово «писательство», надо сравнить его с другими однокоренными словами: «писать», «писатель». Понятно, что сначала было
слово «писать», от него образовалось слово «писатель» – то есть тот, кто пишет, а уже от слова «писатель» образовалось слово «писательство». Было бы неправильным решение, что слово «писательство» образовалось от слово «писать». Следовательно, производящая основа слова «писательство» – «писатель»;

ü слово «писательство» образовалось при помощи суффикса -ств-;

ü способ словообразования – суффиксальный.

Стилистика словообразования

Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передать самые тонкие эмоциональные оттенки. И все это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).

Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» – первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной).

Выделяются две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за определенным стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом -е(ние), -ость, -ац(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закрепленные за определенным функциональным книжным стилем (например, суффиксы -ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т. д.) и др.

Среди разговорных слов также можно выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговорной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сферу употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т. д.); сюда же следует отнести и слова, закрепленные за разговорной речью людей определенных профессий (например, ультрафиолет и т.д.).

2. Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т. д.

Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы -к- – тетрадка, гармошка; -ик – ножик; -ль – враль; -ун – хвастун; -ух- (-юх-) – стряпуха;-отн – толкотня и др.

Еще более сниженный характер придают высказыванию суффиксы -уг- (-юг-) – ворюга, -их- – врачиха, -ехз – дуреха и др.

Различные способы словообразования необходимо умело использовать для более точного выражения своих мыслей и чувств. Выбор того или иного аффикса для образования слова может иметь очень важное значение. Например, если вы спросите человека: «А по какому случаю ты сегодня так нарядился?», то этот человек увидит в вашем вопросе интерес и ответит вам на него. Если же вы в том же вопросе используете слова с оценочными аффиксами: «А куда это ты так вырядился?», то человек, скорее всего, услышит в вашем вопросе неодобрение.

Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях. Так, И.С. Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным суффиксам для выражения симпатии к своим героям («Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке...») или для подчеркивания через малый размер предметов их незначительность (мостик, лужица, крылечко).

У М.Е. Салтыкова-Щедрина уменьшительные суффиксы служат основой для создания образа Иудушки. Например: «Иудушка-Кровопивушка», «маменька» и др. Речи Иудушки с «ласковыми словами» слащавы и елейны, они раскрывают его ханжество и лицемерие.

У Н.В. Гоголя уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают писателю выразить свое иронично-презрительное отношение к некоторым героям, служат сатирическим приемом.

[?] Вопросы и задания

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.