Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ





Лексикология как наука, изучающая словарный состав языка, описывая лексику в ее системных связях и отношениях, прослежи-вает также пути формирования и развития словарного состава язы- ] ка, изменения в различных группах слов. Изучением динамики словарного состава языка (или его отдельных участков) занимается историческая лексикология. Предметом ее исследований явля­ется история слов в связи с историей обозначаемых ими реалий. Обращаясь как к собственно языковым, так и внеязыковым факто­рам при описании истории слов, историческая лексикология про­слеживает пути изменения их значений, исследует процессы, кото­рые привели к этим изменениям, т.е. изучает словарный состав языка в его историческом развитии (в русском языке, например, уже не ощущается связь между такими словами, как спасти и опа­саться, между тем данные исторической лексикологии говорят о i том, что в прошлом эти два глагола были связаны с глаголом пасти в значении 'беречь'; памятники древнерусского языка свидетельст­вуют о том, что развитие значений слов опасный, опасение, опа­саться прошло через стадию значения 'осмотрительный', 'осторо­жный', ср., например, сочетание опасная грамота, которое в древ­нерусском языке имело значение 'охранная грамота').



С исторической лексикологией тесно связана этимология - на­ука, изучающая происхождение слов. Задачей этимологии является реконструкция словарного состава языка древнейшего (обычно до-письменного) периода. Используя определенные научно-исследова­тельские приемы, этимология реконструирует первичные формы и значения слов, устанавливает связь их формы и содержания. Она позволяет узнать, когда, в каком языке, по какой словообразовате­льной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово. Благодаря этимологическим исследованиям можно проследить ис-


торические изменения, которые претерпело слово в языке (напри­мер, общеславянское слово береза, праславянская форма которого *berza, восходит к индоевропейскому слову *bherag'-s, которое яв­ляется суффиксальным производным от корня *bher- 'светлый, бе­лый, ясный', т.е. название березы, обнаруживающее глубокую дре­вность, произведено от индоевропейской основы со значением 'бе­лый, светлый': дерево названо по белому цвету коры).



Этимология имеет свои методы исследования, главным из кото­рых является сравнительно-исторический. Суть его заключается в сравнении родственных морфем с целью определения закономер­ностей в их историческом развитии (в фонетических изменениях, в морфонологических чередованиях и т.д.) и реконструкции прото­типа или праформы. Важнейшей процедурой сравнительно-истори­ческого анализа является реконструкция первоначальной формы слова, осуществляемая путем установления соответствий на фоне­тическом, морфологическом И лексическом уровнях (сравнивая, например, морфемы lik-, lie-, lie-, известные во всех славянских языках, учитывая праславянские фонетические процессы, связы­вавшие согласные -к-,-с-,-с-, этимологи восстанавливают для пра-славянского языка праформу *Ик-ъ). Сравнительно-исторический метод исследования позволяет проследить историю сравниваемых морфем и восстановить их древнейший прототип, учитывая фоне­тическое, структурное и функциональное тождество морфем. Для решения этой задачи этимологи привлекают данные не только су­ществующих языков и диалектов, но и мертвых (например, старо­славянского, латинского, прусского, лувийского и др.). Основой сравнения является, как правило, язык с древнейшей письменной традицией (в индоевропеистике таким языком долгое время был санскрит, однако в последнее время эту функцию все чаще выпол­няют хетто-лувийские языки).

При установлении первоначальной формы и значения слова этимология использует и другие методы - типологический, лингво-географический, методы моделирования, в частности, метод семан­тических параллелей. Объясняя развитие значений слова, измене­ния в его семантической структуре, этимолог опирается на общие закономерности человеческого мышления, на всю совокупность знаний о человеке и окружающем его мире (например, установле­ние родства русского глагола двигать с немецким Zweig 'ветка' и его производности от слова два было осуществлено благодаря ре­конструкции для глагола двигать первичного значения 'подни­мать' и привлечению сведений из истории техники об использова-




нии в качестве рычага для поднятия тяжестей палки или ветки с раздвоенным концом; объяснение родства лат. rex 'царь', regere 'править' со славянским *rezati, как доказала Ж.Ж. Варбот, ока­залось возможным благодаря уяснению жреческих функций царя в древнейшем обществе и их связи с сакральными измерениями, ко­торые осуществлялись надрезами).

Таким образом, основная цель этимологических исследований -определение первоначального значения и формы слова, т.е. его этимона, поскольку в процессе исторического развития языка многие слова утратили свою внутреннюю форму: в народном соз­нании оказались забытыми те мотивационные признаки, которые легли в основу этих слов (ср., например, такие слова, как река, сол­нце, ветер, стол, человек, дом и др.), более того, у многих из них вследствие различных фонетических процессов произошел разрыв связи с однокоренными образованиями (например, в слове щи связь с корнем сок уже не прослеживается, утрачена связь с корнем перст- и в слове перчатка), что привело к перестройке их семан­тических связей (например, слово мешок в сознании говорящих I уже не связывается с мехом, хотя первоначально эта связь сущест­вовала, так как мешки делались из звериной шкуры). Процесс ут­раты словом прежних смысловых и словообразовательных связей с производящей основой, вследствие которого слово теряет свою ' внутреннюю форму, называется деэтимологизацией. Причиной деэтимологизации являются чаще всего звуковые изменения, нару­шающие смысловые связи слов (ср. потерю смысловых связей сло­вом повесть с глаголом поведать вследствие фонетического изме­нения д > с), однако нередко такой причиной является и непродук­тивность некоторых аффиксов (ср. утрату смысловых связей суще­ствительного знамя с глаголом знать вследствие архаизации суф­фикса -мя), условный характер тех или иных предметов (например, у прилагательного голубой утрачена связь со словом голубь, у гла­гола красить - со словом краса и т.д.). Попытки найти эту внутрен­нюю смысловую связь на основе чисто внешнего, звукового совпа­дения слов без учета реальных фактов их происхождения приводят к ложной (или народной) этимологии (слово ладушки по народной этимологии обычно связывают со словом ладоши, вместо ладушка < лада 'милый'). Народная этимология основана на произвольном толковании этимона слова. Она возникает вследствие звуковых сов­падений, ложных ассоциаций и других причин (ср., например, сло­во гульвар вместо бульвар на основе сближения с глаголом гулять или мелкоскоп вместо микроскоп и т.д.).


ОНОМАСТИКА

Ономастика (< греч. onomastike 'искусство давать имена') -это раздел лексикологии, в котором изучаются имена собственные как один из «продуктов» человеческой культуры. В соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, ономастика традиционно делится на следующие разделы: антропонимика, ко­торая изучает имена людей, этнонимика - имена этносов, топо­нимика, изучающая имена географических объектов (сюда в каче­стве самостоятельных разделов входят гидронимика, исследующая названия водных объектов, оронимика - названия рельефа, ойкони-мия - названия населенных пунктов и др.), зоонимика - клички жи­вотных, астронимика - названия небесных тел и т.д.

Ономастика изучает историю возникновения имен собственных (онимов), функционирование их в языке и обществе, закономерно­сти их образования и развития, устанавливает принципы номина­ции онимов, рассматривая их в социологическом, лингвогеографи-ческом и собственно лингвистическом аспектах (с точки зрения фо­нетики, морфологии, словообразования, этимологии). Используя различные методы исследования (сравнительно-исторический, ти­пологический, ареальный, этимологический и др.), ономастика вы­являет определенные закономерности в различных языках в означи­вании человека и реалий внешнего мира, помогает установить уни­версалии (такой, например, антропонимической универсалией яв­ляются прозвища с качественно-характеризующей основой, ср. ил­лирийские имена-прозвища Rufus 'рыжий', Valens 'сильный', Ma­ximus 'большой' или болгарские Кара Иван 'Черный Иван', Каба Иван 'Сильный Иван').

Имена собственные отличаются необыкновенной устойчиво­стью и традиционностью, поэтому, изучая их, ономастика, и в част­ности, антропонимика, позволяет понять идеалы красоты человека, его жизненные ценности, образность его мышления, природные условия его существования, поскольку все эти факторы влияют на формирование ономастикона и так или иначе отражаются в именах собственных. Как показали последние исследования в области се­миотики (работы В.В. Иванова, В.Н. Топорова), древнейшая онома­стическая система - это не случайный набор имен, попавших в оно­мастическую орбиту, а своеобразный языковой текст, обнажающий систему ценностей, высшие идеалы, концептуальную модель мира Древнего человека. Особенно ярко ценностные ориентации обще­ства проявляются в посвятительных и благопожелательных именах

12 — 3257 177


(имя царя вавилонян Навуходоносора означало «бог Набу, храни границы»). В древнем Египте тронные имена фараонов были во­площением политических и религиозных идей: поскольку с обра­зом солнца в долине Нила было связано учение о божественном происхождении царей, то в их именах актуализировалась идея род­ства с богом Солнца - Ра и Амоном (ср. Тутанхамон дословно 'пре­восходен жизнью Амон' или Аменхотеп 'Амон доволен'); в дре­вних славянских личных именах чаще всего использовались осно­вы *mir-/*-mirb, *slav-/*-slavb, *vold-/*-voldb, актуализировавшие идею славы, власти над миром.

Ономастика древнейшей, родовой организации общества харак­теризовалась наличием наследственных родовых имен, обычно да­вавшихся по родовому тотему (< англ. totem из языка индейцев 'животное, растение, предмет, которые у родовых групп были объ­ектом религиозного почитания'), своеобразных групповых антро­понимов, передававшихся по женской линии (ср., например, имена собственные родов племени ирокезов: Волк, Медведь, Бобр, Чере­паха, Сокол и др.). Личные имена каждого рода составляли его ис­ключительную собственность и не могли употребляться в других родах того же племени. Эти имена часто указывали на род, которо­му они принадлежат (например, у индейцев Америки в племенах саук и фокс имя Длинный Рог принадлежало роду Олень, Орел Си­дящий с Поднятой Головой - роду Орел, Черный Волк- роду Волк). В древней Греции женщины с замужеством переходили в дру­гую семью, теряя свое прежнее родовое имя. Каждый новорожден­ный зачислялся во фратрию и род своего отца (поскольку поколе­ние исчислялось по мужской линии и имущество переходило от отца к сыну). Роды в Греции имели патронимические названия, которые в большинстве своем были связаны с греческой мифоло­гией. После революции Клисфена (509 г. до н.э.), когда были унич­тожены последние остатки родового строя, родовое имя прекра­тило свое существование. Мужчина начал зваться личным именем, за которым следовало имя отца и название дома, к которому он принадлежал (Эсхин сын Антромета, Кофикид), Интересно, что при этом нередко наблюдалась тенденция к сохранению антропо-нимической основы имени отца в имени сына, что также подчерки­вало идею родства (ср. Сократ и Софрониск - отец и сын или Ли-кург и Ликифрон). Постепенно решающее значение приобретает не принадлежность человека к тому или иному роду, а место его по­стоянного проживания, а в дальнейшем и род его деятельности.


Имя в древности воспринималось как нечто материальное, как alter ego (лат. 'другой я'), поэтому в различных языках мира имя табуировалось, чтобы при его произнесении не повредить человеку. О таком материальном восприятии имени свидетельствует и тот факт, что средневековые шииты, считавшие Абу-Бакра Омара и его халифа Османа узурпаторами, писали их имена у себя на пятках, чтобы при ходьбе попирать их.

Как свидетельствуют исследования по ономастике, в развитии антропонимического ономастикона различных народов прослежи­ваются определенные типологические закономерности.

Большинство древних и-е имен связаны с идеей войны, воинс­кой славы, доблести (ср. древние германские корни -hild 'бой' в со­временных именах Brunhilde, Klotilde; -helm 'шлем' в Wilhelm; -bald 'смелый' в Archibald, Baldwin; славянские -слав в именах Яро­слав, Милослав, Владислав; греческие -kies с тем же значением: Ре-rikles, Themistokles, Sophokles; -nik 'победа' - Andronikos, Nikolaos). С этой группой имен связаны и антропонимы, в основе которых ле­жит идея власти, господства над миром (ср. рус. Владимир; герм, корни hlud- 'мир' в именах Hludawiga, Ludwig; -wald 'власть' в Oswald, Walter).

Другой, часто актуализируемой в именах идеей, является идея Бога. Теофорные имена (т.е. имена, в которых упоминался Бог или Боги) встречаются в древнегреческой антропонимии (ср. Theokritos, Theodoros или имена, связанные с Зевсом: Diodoros, Diogenes, Dio-medes), однако наибольшее распространение они получили в ан­тропонимии семитских народов Ближнего Востока (ср. общесемит­ский корень el- со значением 'бог' в именах Elazar (отсюда Лазарь), Elisa (отсюда Елисей), Eliseva (отсюда Елизавета). Часто в антро­пониме присутствует и собственное имя иудейского бога Jahwe, ср. Jehojaqim (отсюда Аким), Jehosu 'а (Иисус), а в имени собственном Илья присутствуют оба корня (Elijahu). В арабском языке при об­разовании антропонима имя бога используется редко (ср. Abdallah 'раб Аллаха'), зато в его основу часто кладется какой-либо эпитет бога или пророка (ср. Karim 'милостивый', Akkbar 'великий', Xalid 'вечный', Mahmud 'достойный похвалы').

Распространение христианства способствовало дальнейшей по­пуляризации этого принципа номинации. Однако кроме божествен­ной идеи (ср. греч. Timotheos 'богобоязненный', Panteleimon 'все­милостивый'), получает актуализацию идея христианских доброде-

См. комментарии М.А. Салье к «Книге тысячи и одной ночи». М.. 1959, т. 3.
с 324, 362.
12* 179


телей (ср. греч. Sophia 'мудрость', Galene 'спокойствие', Petros 'ка­мень', Anastasia 'воскресшая'). Впоследствии эти «значимые име­на» (часто с религиозной или моральной окраской) благодаря ла­тинскому языку получили широкое распространение во многих ев­ропейских языках (ср. лат. Benedictus 'благословенный', Felix 'сча­стливый', Vitalis 'жизненный', Victor 'победитель' и др.). В рус­ском языке официальная роспись имен, даваемых при крещении бы­ла церковнославянской, т.е. византийско-греческой по происхожде­нию, однако вплоть до XVII в. в России удерживалась практика да­вать второе, некрестильное имя, которое могло быть самого разно­го происхождения (ср. имя новгородского посадника, обозначенное в приписке к первому русскому памятнику Остромирову Еванге­лию 1056 г.: «в*ь крьщбнни Иосиф, л миоьскы Остромнръ»).

Некоторые типологические закономерности прослеживаются и в образовании фамилий. Чаще всего (особенно в русском и тюркских языках) встречаются патронимические фамилии, т.е. фамилии, воз­никшие из имени отца (ср. рус. Иванов, Петров; нем. Peters, Marx; англ. Jones, Andrews). К ним примыкают фамилии, возникшие от прозвищ, построенных либо по принципу сходства (ср. рус. Козлов, Баранов; нем. Wolf 'волк', Adler 'орел', англ. Fox 'лисица', Buck 'козел'), либо на основе какого-либо внешнего признака человека (ср. рус. Горбунов, Беляев), особенностей его поведения (ср. рус. Смирнов, Молчанов), либо обстоятельств рождения (ср. рус. Жда­нов, Нечаев) и т.д..

Другим, не менее продуктивным способом номинации фамилий (особенно в западноевропейских языках), является актуализация сем 'место жительства' или 'этническая принадлежность' (ср. рус. Новгородов, Татаринов; англ. Scott 'шотландец', Ford 'брод'; нем. Berg 'гора', Bach 'ручей'; франц. Dupont 'у моста', Dubois 'у леса').

Широко распространен и такой способ номинации, который свя­зывает фамилию с родом деятельности предков (ср. рус. Кожевни­ков, англ. Smith 'кузнец'; нем. Weber 'ткач', Wagner 'тележник').

В ономастике, как ни в одном другом разделе лексикологии, яр­че всего проявляется социальная сущность языка. Возникая в обще­стве, имя отражает особенности общественной жизни. Все измене­ния в общественно-исторической или социальной жизни общества проявляются прежде всего в его географических названиях (ср., на­пример, непрекращающийся процесс переименования улиц Моск­вы, вызванный различными политическими установками общест­ва). Изучая историю возникновения имен в синхронном и диахрон-ном аспектах, ономастика позволяет проникнуть в глубь веков. Яв-


ляясь своеобразным «языком земли» и хронологизатором (при этом нередко безошибочным), она дает бесценный материал для понима­ния истории того или иного народа, его культуры и психологии.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ

С лексикологией тесно связана лексикография - наука о сло­варях и практике их составления. Лингвистические словари (в от­личие от энциклопедических, где сообщаются лишь сведения о соответствующих реалиях) объясняют значения слов, дают раз­личную информацию о них или их перевод на другой язык. Слова­ри выполняют несколько функций: 1) информативную (они позво­ляют приобщиться к накопленным знаниям); 2) коммуникативную (способствуют межъязыковому общению, обучению языку, причем как родному, так и неродному); 3) нормативную (дают описание языковых единиц, фиксируют их значения, способствуя нормали­зации и унификации языка как средства общения).

Лингвистические словари появились в глубокой древности: пер­вый толковый словарь был создан в Китае в III в. до н.э., а в начале нашей эры там же появляется и первый диалектный словарь, значи­тельно позднее создаются переводные словари, первоначально в виде небольших глоссариев (< греч. glössa 'язык, речь'), сопровож­дающих тот или иной литературный памятник: самым старым из дошедших до нас русских глоссариев является словарик (в 174 слова) к Кормчей книге 1282 г.

В зависимости от назначения словаря, его словника (т.е. состава и количества входящих в него слов), строения словарных статей (т.е. характера объяснения значения слов), наличия/отсутствия иллюст­ративного материала, особой системы помет и других признаков различают одноязычные, двуязычные (или многоязычные) словари. Среди одноязычных словарей выделяются прежде всего тол­ковые словари, в которых объясняется значение слова, его основ­ные грамматические свойства, употребляемость, указываются осо­бенности произношения и место ударения, даются стилистические характеристики, приводятся типичные словосочетания и фразеоло­гические обороты, в которых употребляется слово в том или ином значении. Одним из древнейших толковых словарей является сло­варь арабского языка Ибн Мансура (XIII в.), который до сих пор остается самым большим словарем арабского языка. Принципы отбора слов, входящих в толковый словарь, приемы определения


их значений, объем дополнительных сведений, а также сам объем словника в разных толковых словарях не совпадает, что объясняет­ся во многом лексикографической традицией, типом словаря, егоназначением.

Толковые словари могут быть нормативными и ненормативны­ми. В нормативных словарях (таких, например,, как «Словарь русского языка» Академии Российской 1789 -1794 гг. или Акаде­мический'«Словарь современного русского литературного языка» 1948-1965 гг.) отбор слов и сведения о них даются в строгом соот­ветствии с действующими языковыми нормами. Главная их задача - объяснить значения слов и показать правила их использования в речи, содействуя тем самым нормализации разговорного языка, раз­витию культуры речи. Ненормативные словари (ср. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) имеют несколь­ко иные цели: их назначение - описать возможно большее количе­ство слов, входящих в сокровищницу языка, поэтому в них наряду с лексикой литературного языка, приводится диалектная лексика с указанием территории ее распространения, лексика, связанная с на­родными промыслами, ремеслами, а в словаре В.И. Даля -даже лек­сика, относящаяся к тайному языку офеней.

От толковых словарей отличаются другие типы одноязычных словарей. В зависимости от объема словника, принципов отбора материала и его характеристики различаются словари тезаурусы (< греч. thesauros 'сокровище, запас', т.е. охватывающие всю лек­сику языка, в полном ее объеме, ср. «Словарь церковнославянского и русского языка» Академии Российской 1847 п)и частные слова­ри, отражающие лишь некоторые тематические группы словарного состава языка, а также лексику, территориально или социально ограниченную. Сюда входят терминологические словари, объясня­ющие термины различных областей знания (ср, «Астрономический словарь» П.И. Иванова), диалектные, содержащие диалектную лек­сику и дающие ее объяснение (ср. «Словарь областного Арханге­льского наречия» А. О. Подвысоцкого), словари языка писателей, характеризующие лексику произведений того или иного писателя с указанием всех случаев ее употребления в тексте (ср. «Словарь язы­ка A.C. Пушкина»), а также словари отдельных разновидностей слов (например, сокращений, собственных имен, географических названий и т.д.).

В зависимости от способа описания слова, целей и задач такого описания выделяют специальные научные (или аспектные) слова­ри, раскрывающие отдельные аспекты слов и характер отношений


еЖДУ ними. Это этимологические словари, дающие объяснение исхождения слов (Ср «Этимологический словарь русского язы-я» М- Фасмера), исторические словари, которые отражают лекси­ку различных хронологических срезов, зафиксированную в памят­никах письменности определенных эпох, и позволяют проследить историю слов: время их появления в языке, развитие значений, из­менение словообразовательной структуры и т.д. (ср. «Материалы для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского), словообра­зовательные словари, иллюстрирующие словообразовательную структуру наиболее употребительных слов языка (ср. «Словообра­зовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова), грамматиче­ские словари, дающие представление о грамматических свойствах слова, в том числе и его парадигме, т.е. совокупности всех его форм (ср. «Грамматический словарь русского языка» A.A. Зализня­ка), орфографические словари, фиксирующие нормативное написа-ниеслов(ср. «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и СЕ. Крю­чкова), орфоэпические словари, содержащие информацию о норма­тивном произношении и ударении слова (ср. «Орфоэпический сло­варь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова); словари, посвящен­ные описанию отдельных лексико-семантических категорий языка, например, синонимические словари, характеризующие синоними­ческие ряды при их доминанте и дающие иллюстративный матери­ал к ним (ф. «Словарь синонимов русского языка» под ред. А.П. Ев-геньевой) или появившийся недавно «Новый объяснительный сло­варь синонимов русского языка» под ред. Ю.Д. Апресяна, в кото­ром впервые дается установка на отражение языковой картины ми­ра), антонимические словари, фиксирующие антонимические одно-коренные и разнокоренные пары (ср. «Словарь антонимов» Н.П. Ко­лесникова), омонимические словари, в которых приводятся омони­мические пары, дается квалификация омонимов с точки зрения их образования или происхождения (ср. «Словарь омонимов русского языка» О.С. Ахмановой), словари паронимов, в которых предлага­ется толкование слов-паронимов, указывается различие в их соче­таемости, объясняются случаи ошибочного употребления (ср. «Словарь паронимов русского языка» Н.П. Колесникова), частот­ные словари, в которых фиксируется частотность употребления слова в тексте (наиболее употребительные в русском языке слова представлены в «Частотном словаре русского языка» под ред. Л.Н. Засориной).

Лингвистические аспектные словари различаются и единицами лексикографического описания. Это могут быть не только словари


слов, но и словари морфем (ср. «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой), словари сочетаний (ср. «Сло­варь сочетаемости слов русского языка» под ред. П.Н. Денисова и I В.В. Морковкина или «Фразеологический словарь русского языка» | под ред. А.И. Молоткова).

В зависимости от принципов расположения материала в словаре выделяются идеографические словари (в которых слова располага- 1 ются по основным идеосферам языка, т.е. его семантическому кар­касу, ср. «Русский семантический словарь» под ред. Н.Ю. Шведо- I вой или немецкий идеографический словарь Ф. Дорнзайфа: в них лексика располагается по определенной схеме, включающей более 20 разделов, среди которых «Растительный мир», «Животный мир», «Пространство», «Время», «Человек» и др.), а также обратные ело- I вари (фиксирующие слова по алфавиту конечных букв, ср. «Обрат- ] ный словарь русского языка»).

В зависимости от времени, эпохи бытования лексики, представ­ленной в словаре, выделяются исторические словари, фиксирую­щие лексику различных хронологических срезов (ср. «Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.» (под ред. Р.И. Аванесова), «Сло- ; варь русского языка XI-XVII вв.» (под ред. Ф.П. Филина и Г.А. Бо-гатовой), «Словарь русского языка XVIII в.» (под ред. Ю.С. Соро­кина) и др.). Исторические словари - это, как правило, словари-ги- 1 ганты, над созданием которых трудятся целые авторские коллек- ] тивы. В них содержится лексика, отражающая значительный пери­од в истории развития языка.

В зависимости от назначения словаря, его адресата выделяют словари трудностей (ср. «Трудности словоупотребления и вариан­ты норм русского литературного языка» под ред. К.С. Горбачевича, в котором фиксируются слова, вызывающие акцентологические, слово- или формообразовательные трудности у носителей языка), словари ошибок, учебные словари-справочники и др.

Двуязычные или многоязычные словари в зависимости от рас­положения в словарной статье родного языка делятся на пассивные (родной язык в правой части) и активные (родной язык в левой ча­сти).

Толковые и двуязычные словари различаются не только своими целями и задачами, но и способом подачи материала, строением словарной статьи. В толковых словарях дается подробное толкова­ние слова, содержащее тот же набор семантических компонентов, который представлен в объясняемом слове. Толкование может быть логическим (значение слова определяется через ближайшее

4


одовое или видовое понятие, ср. толкование слова круг 'часть пло­скости, ограниченная окружностью'), предметным (ср. толкование слова вершина 'верхняя часть горы' через часть от целого), лингви­стическим (когда толкование дается через синонимы или словооб­разовательные формулы, ср. грачонок 'птенец грача'). Кроме тол­кования слова, в толковых словарях приводятся пометы, указываю­щие на произношение слова, его стилистическую принадлежность, грамматические признаки, в частности его отнесенность к опреде­ленной части речи, а также индивидуальные грамматические осо­бенности в склонении или спряжении, иногда указываются и осо­бенности в сочетаемости с другими словами (особенно при управ­лении), дается развернутый иллюстративный материал к каждому значению слова, в некоторых толковых словарях (особенно роман­ских языков) приводится и этимология слова.

В двуязычных (или многоязычных) словарях используется иной способ подачи материала: здесь дается перевод слова либо в виде его точного эквивалента, либо в виде расширенного толкования, которое сопровождается грамматическими (реже стилистическими пометами), дается транскрипция и лишь иногда приводятся иллю­стративные примеры.

Лексикография - развивающаяся область языкознания. Она ищет новые, более надежные приемы описания словарного состава языка. Возрастающие потребности общества, высокий уровень раз­вития различных отраслей науки и техники вызывают появление новых типов словарей - как терминологических, так и толковых.

Контрольные вопросы

1 ■ Что такое слово? Какие существуют определения слова?

2. Какими характерными признаками обладает слово?

3. Что такое семантический треугольник?

4. Что такое значение слова и понятие? Как они связаны между собой?

5. Что такое общая и частная предметная отнесенность слова? 6- Что вы понимаете под внутренней формой слова?

'■ Каковы причины утраты внутренней формы слова?

°- Чем отличается лексическое значение слова от грамматического?

9- Какие типы лексических значений вы знаете?

Ю- Что такое многозначность слова?

' ■ Что такое метафора, метонимия, синекдоха? Приведите примеры. '*■ Что такое омонимия? Какие виды омонимии вы знаете?

->■ Критерии разграничения явлений омонимии и полисемии.


14. Что такое фразеологический оборот? Типы фразеологических оборотов.

15. Что такое лексико-семантическая система языка?

16. Что такое синонимы и синонимический ряд?

17. Что такое антонимы?

18. Что такое паронимы?

19. Какие стили языка вы знаете?

20. Что такое нейтральная, разговорно-бытовая и книжная лексика?

21. Что такое активная и пассивная лексика?

22. Чем отличаются историзмы от архаизмов?

23. Что такое неологизмы и окказионализмы?

24. Что такое деэтимологизация слова?

25. Что такое лексикография, в чем ее отличие от лексикологии?

26. Что такое этимология? Что такое народная этимология?

Рекомендуемая литература

1. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М, 1957.

2. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лин­гвистической дисциплины // Избранные труды, т. 3 Лексикология и лексикография. М., 1977.

3. ГакВ.Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977.

4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М, 1983, гл. 3-4.

5. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикогра­фии. М.,1974.

6. Ларин S.A. Развитие лексики русского языка. М, 1965.

7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М, 1998, гл. III.

8. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.

9. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982.

10. Реформатский A.A. Введение в языковедение. М.,1967, гл. II.
М.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М, 1975, гл. I.

12.Телия В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М, 1981.

13.Уфимцева A.A. Лексическое значение. М., 1986.

14. Уфимцева A.A. Слово в лексико-семантической системе языка М, 1968.

15. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995, гл. IV.

16. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка М, 1972.
17'. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.
18. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.