Критерии оценки знаний, навыков
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет философии
Отделение востоковедения
Программа дисциплины (факультатив)
Введение в языкознание
для направления/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика
подготовки бакалавра
Авторы программы:
преподаватель Джайн Р.А. rjain@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры восточной филологии «___»____________ 2012 г.
Зав. кафедрой В.В. Аникина _______________________ (подпись)
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г.
Председатель Маслов А.А. _______________________ (подпись)
Утверждена УС факультета философии «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь Макеева Л.Б. ___________________ (подпись)
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями
университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в языкознание».
Программа разработана в соответствии с:
· образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», уровень подготовки – бакалавр (Москва, 2010);
· Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика»;
· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются:
- формирование у студентов основных понятий о языке и его структуре, о социальных функциях языка, фонетике, фонологии, лексике, морфологии и синтаксисе;
- знакомство студентов с ключевыми понятиями науки о языке, методологическими подходами языкознания, историей и современным состоянием лингвистического знания;
- развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других сферах гуманитарного знания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать структуру и социальные функции языка, основные методы лингвистического анализа;
· Уметь анализировать тексты на родном и изучаемых языках с точки зрения их лингвистической структуры;
· Иметь навыки ориентации в истории лингвистических учений, использования понятийного и методологического аппарата лингвистики в других областях гуманитарного знания.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.
| СК- Б1
| Дает определение основным понятиям лингвистики, применяет лингвистические подходы в различных областях филологии.
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией слайдов и аудиоматериала при помощи мультимедийного проектора и экрана; метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| СК-Б6
| Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для анализа текста
| Метод исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)
| Способен применять полученные знания в области теории языка в собственной научно-исследовательской деятельности
| ИК – Б5.3/7.1
| Применяет знание основ лингвистики для сопоставления текстов на изучаемых языках и для анализа текста.
| Метод исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа); метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
| СЛК –Б2
| Осознает значимость универсальных и уникальных черт в языке и культуре
| Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией слайдов и аудиоматериала при помощи мультимедийного проектора и экрана; метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин-факультативов.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
· Базовый курс восточного языка
· Продвинутый курс восточного языка
· Практикум письменного перевода
· Классический восточный язык
· Теория изучаемого восточного языка (факультатив)
· Стилистика и диалектология изучаемого языка (факультатив)
· Теория перевода и межкультурная коммуникация (факультатив)
5. Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Лекции
| Семинары
|
| Понятие о языке
|
|
|
|
|
| Язык как знаковая система
|
|
|
|
|
| Письмо как знаковая система
|
|
|
|
|
| Система и структура языка
|
|
|
|
|
| Фонетика, фонология, просодия
|
|
|
|
|
| Лексикология, фразеология, словообразование
|
|
|
|
|
| Грамматика. Морфология и синтаксис
|
|
|
|
|
| Язык и общество
|
|
|
|
|
| Развитие и взаимодействие языков
|
|
|
|
|
| Классификации языков
|
|
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
|
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 4-й модуль
| Параметры
| Текущий
(неделя)
| Работа на семинарах
| еженедельно
| В форме докладов, дискуссий, аудиторных самостоятельных работ.
| Итоговый
| Экзамен
| последняя неделя 4 модуля
| Письменный экзамен (60 мин.)
|
Критерии оценки знаний, навыков
Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных работ и подготовки докладов.
Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам их участия в дискуссии на семинарах и на основе результатов нескольких терминологических тестов и других аудиторных самостоятельных работ.
Итоговый контроль по дисциплине (экзамен) включает письменную работу продолжительностью в 60 мин. На экзамене студент должен продемонстрировать знание структуры языка, владение основными понятиями лингвистики.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7. Содержание дисциплины
Тема 1 – Понятие о языке
Языкознание и его разделы. Функции языка: коммуникативная; мыслеформирующая; познавательная; номинативная. Язык и мышление: Вербальное и невербальное мышление. Языковая картина мира. Гипотеза Э. Сэпира - Б. Уорфа. Гипотеза врожденной языковой способности человека (Хомский). Язык и речь. Порождение и восприятие речи.
Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.
Тема 2 – Язык как знаковая система
Семиотика. Понятие знака. План выражения и план содержания (означаемое и означающее). Нулевой экспонент. Виды знаков (Ч.Пирс: индексы, иконические знаки, символы). Язык как знаковая система. Классификация знаковых систем. Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка. Естественные и искусственные языки. Культура как знаковая система. Искусство как знаковая система.
Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.
Тема 3 – Письмо как особая знаковая система
Происхождение и этапы развития письма: протописьменность, пиктография, идеография, фонография. Типы фонетического письма: слоговое, консонантное, фонематическое. Алфавит. Орфография, принципы орфографии: морфологический (фонемный), фонетический, этимологический, традиционный. Специальные системы письма: транскрипция и транслитерация.
Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.
Тема 4 – Система и структура языка
Понятия элемента, структуры и системы. Язык как система систем. Знаковые и незнаковые уровни языка. Понятия знаковой единицы языка и фигуры.
Уровнеобразующие единицы языка и отношения между ними. Принципы выделения уровнеобразующих единиц: иерархические отношения, парадигматические и синтагматические отношения, вариантные и инвариантные отношения. Промежуточные единицы (слог, основа, словосочетание).
Единицы языка и единицы речи: алло-эмическая система понятий для единиц всех уровней с различением инвариантов и вариантов в языке, их реализаций в речи: фон / аллофон / фонема, морф / алломорф / морфема и т.д.
Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.
Тема 5 – Фонетика, фонология, просодия.
Фонетика как наука. Акустическая и артикуляционная классификации звуков. Аккомодация, ассимиляция, редукция. Дополнительная артикуляция: придыхание, палатализация, веляризация, лабиализация, назализация, долгота – значимость данных признаков в разных языках.
Понятие фонемы. Функция фонемы. Фонематические и нефонематические звуковые различия в разных языках. Варианты фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Сильные и слабые позиции. Гиперфонема. Слог, силлабема.
Просодические явления: ударение (динамическое, количественное, тоновое), тон, фразовая интонация.
Объем нагрузки: лекции – 6 часа, семинары – 2 часа.
Тема 6. Лексикология, фразеология и словообразование.
Слово как единица языка (графическое, фонетическое, цельное, флективное, словарное). Лексическое значение слова – предмет и понятие (референт, сигнификат, коннотация, структурный компонент). Несовпадение понятийных полей слов из разных языков. Мотивировка слова, причины утраты мотивировки. Этимология и народная этимология.
Словарный состав языка – активный и пассивный словарь; исконная и заимствованная лексика (освоенная, неосвоенная, кальки); неологизмы, архаизмы и историзмы. Табу и эвфемизмы. Термины. Полисемия слова: метафора, метонимия. Лексика как система: синонимы, антонимы, омонимы. Семантическое поле.
Способы словообразования: аффиксация, сложение, аббревиация, редупликация, конверсия, фразеологизация.
Фразеологические сращения, единства, сочетания. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки.
Объем нагрузки: лекции – 6 часа, семинары – 2 часа.
Тема 7. Грамматика. Морфология и синтаксис.
Лексема и словоформа; лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними (обобщенность, регулярность/обязательность, выход на действительность; количественные характеристики в языке и речи). Понятие морфемы. Типы морфем: лексические и грамматические, деривационные и реляционные. Корень и аффиксы; понятие основы. Типы аффиксов: префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, интерфикс, циркумфикс (конфикс); понятия суффикса и флексии (окончания). Агглютинация и фузия.
Грамматическое значение и способы его выражения: аффиксация, чередование, супрасегментные средства, редупликация, супплетивизм. Синтетизм и аналитизм. Типы служебных слов: артикль, предлог/послелог, союз, частица, глагол-связка, вспомогательный глагол.
Грамматические категории: классифицирующие (род; одушевленность; вид) и словоизменительные (число; падеж; время; и др.). Их наличие и отсутствие в языках.
Части речи: критерии их установления (морфологический, семантический и синтаксический). Результаты последовательного применения одного из критериев и связанные с этим трудности выделения частей речи (проблема местоимения и числительного; прилагательного и наречия; причастия и деепричастия; и др.) Современные проблемы исследования частей речи.
Синтаксис: Словосочетание, его типы. Способы связи: согласование, управление, примыкание, изафет; координация. Историческое развитие предложения. Предложение и высказывание. Категория предикативности и средства ее выражения. Члены предложения. Семантическая структура предложения: субъект/предикат. Актуальное членение предложения: (коммуникативная структура): тема/рема. Поверхностный и глубинный синтаксис.
Объем нагрузки: лекции – 6 часа, семинары – 2 часа.
Тема 8. Язык и общество
Язык как общественное явление. Социальное и территориальное расслоение языка. Языковая норма в ее соотношении с языковой системой в целом. Типы языковой нормы. Узус. Формирование национального литературного языка. Стили языка: книжный, разговорный, нейтральный. Арго, жаргон. Диалекты, наречия, говоры.
Языковая ситуация. Билингвизм и диглоссия. Сознательное воздействие общества на язык. Языковая политика в многоязычных странах.
Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.
Тема 9. Развитие и взаимодействие языков
Проблема происхождения языка (глоттогенеза). Основные теории: звукоподражательная, междометная, трудовых выкриков и др.
Языковые контакты: дивергенция, конвергенция. “Скрещивание” языков, схема и основные понятия (субстрат, суперстрат, адстрат). Креолизация языков. Ассимиляция и языковая смерть. Живые и мертвые языки.
Понятие языкового союза. Балканский языковой союз. Языки-посредники: лингва-франка, пиджин. Креольские языки.
Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.
Тема 10. Классификации языков.
Классификации языков: генеалогическая, типологическая, ареальная. Основные семьи языков: индоевропейская, семито-хамитская, китайско-тибетская и др. Уральская и алтайская языковая общность. Палеоазиатские языки. Ностратика. Макросемья. Сравнительно-историческое языкознание.
Виды типологических классификаций: морфологическая, фонетические, синтаксические.
Морфологическая классификация: изолирующие, агглютинативные, флективные, инкорпорирующие языки. Количественная типология Дж. Гринберга.
Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы, включая подготовку домашнего задания – 48 часов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|