Сделай Сам Свою Работу на 5

НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА.





Министерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

 

БУБЛИК В.М.

 

 

Бизнес-план

(методическое пособие по разработке бизнес-плана для студентов агрономического и экономического факультетов)

(издание второе дополненное и переработанное)

 

 

Смоленск 2008.

Бублик Владимир Маркелович

 

Бизнес-план (методическое пособие по разработке бизнес-плана для студентов агрономического и экономического факультетов) (издание второе, дополненное и переработанное).методическое пособие предназначено для студентов специальности: 310200 «Агрономия», 311200 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК».

 

 

Рецензент: Савченко В.П., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления производством ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА».

 

Дергилев И.А. , кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА».



 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА» ( протокол от г.

№ )

 

 

В методическом пособии дана методика составления бизнес-плана, а также приложения с примерами их составления. Пособие предназначено для студентов специальности 310200 «Агрономия», 311200 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК».

 

Введение.

Основными направлениями агропромышленной политики Правительства Российской Федерации на 2001- 2010гг. предусмотрено, что она должна быть направлена на формирование развитых агропромышленных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, повышение устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных производителей, сохранении природных ресурсов. При этом развитие АПК призвано быть одним из приоритетов социально-экономической политики государства. В сфере экономических отношений значительная работа выполнена в области повышения доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к краткосрочным и среднесрочным кредитам, а это позволит многие сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства своевременно осуществлять текущую деятельность, увеличить объемы инвестиций, в первую очередь, на приобретение техники и оборудования.



Важным документом деятельности сельскохозяйственной организации, фермерского (крестьянского) хозяйства является бизнес-план, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия (описание его создания, реконструкции или функционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своей деятельности. Бизнес-план в отличие от внутрихозяйственного плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. Предприятие может одновременно иметь несколько бизнес-планов. В малых фермерских хозяйствах внутрихозяйственный и бизнес-план могут совпадать как по объему, так и по содержанию.

Каждый разработчик бизнес-плана выбирает соответствующую или разрабатывает свою методику, при использовании которой, по его мнению, возможно получение наиболее адекватных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной методики, подходящей для всех случаев, - нет.

Одним из вариантов разработки бизнес-плана для производства сельскохозяйственных культур представлен в данном пособии.

Учебное пособие предназначено для получения квалификации магистра, специалиста и бакалавра в сфере агропромышленного производства в высших учебных заведениях, а также для специалистов органов управления АПК, научных работников, работников информационно-консультативных служб. Изложенный в учебном пособии подход к бизнес-планированию может использоваться как рекомендации для практического применения технологий, обеспечивающих рентабельное производство при минимуме расхода используемых ресурсов.



За основу учебного пособия использованы материалы ученых различных сельскохозяйственных учреждений, типовые нормативно-технологические карты по производству основных видов растениеводческой продукции и др.

Методические указания для практических занятий по предпринимательству разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Агрономия», «Технология сельскохозяйственного производства» и «Экономика и управление на предприятии АПК».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА.

Несмотря на то, что в структурном оформлении бизнес-планов имеются различия, они не носят принципиального характера.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Резюме (концепция проекта).

Раздел 2. Характеристика предприятия.

Раздел 3. Описание продукции, работ и услуг, производимых в рамках проекта.

Раздел 4. Исследование и анализ рынков сбыта.

Раздел 5. Характеристика объекта бизнес-планирования на предприятии АПК.

Раздел 6. Производственный план.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Финансовый план.

Раздел 9. Направленность и эффективность проекта.

Раздел 10. Риски и гарантии.

 

1.2. Содержание разделов бизнес-плана

Раздел 1. Резюме (концепция проекта).

По форме и манере изложения - это сжатый обзор информации о проекте и целях, которые ставит предприятие, начиная или развивая свою деятельность.

Резюме должно давать ответы на следующие вопросы:

- возможности осуществления проекта;

- привлекательность проекта для участия в нем;

- значимость для предприятия и региона;

- необходимый объем финансовых ресурсов (собственных илизаемных);

- ожидаемая прибыль и порядок ее распределения;

- срок окупаемости проекта;

- условия инвестирования или кредитования;

- срок возврата заемных средств.

Раздел 2. Характеристика предприятия.

Общие сведения о предприятии приводятся в его визитной карточке. Они содержат следующие данные:

- название предприятия;

- юридический адрес, телефон, факс;

- даты создания и расширения предприятия;

- статус и ИНН предприятия;

- структура капитала предприятия;

- номера расчетного и корреспондентского счетов и реквизиты банка, в котором они открыты;

- состав руководства предприятия;

- данные об образовании и квалификации основных специалистов и менеджеров;

- организационная структура предприятия.

В разделе необходимо представить структуру производства и стоимость реализации товарной продукции за последние три года. На планируемый период должны быть приведены данные расчета об объемах и стоимости реализации товарной продукции в целом и с разбивкой по каналам реализации.

Раздел 3. Описание продукции, работ и услуг, производимых в рамках проекта.

В разделе необходимо дать оценку социальной значимости производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и охарактеризовать группу потенциальных потребителей.

При описании продукции, работ и услуг, производимых в рамках проекта, должны быть приведены качественные и количественные показатели их потребительских свойств, отмечены особенности и уникальность, отличия от импортных аналогов. Если указанные свойства подтверждены патентами, сертификатами или свидетельствами, то их ксерокопии должны быть представлены в приложении к бизнес-плану.

Экономическая оценка сводится к норме прибыли, которую обеспечит реализация продукции (услуг) или выполнение работ.

Раздел 4. Исследование и анализ рынков сбыта.

Задачей исследования и анализа рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках проекта. С этой целью намечаются мероприятия по закреплению постоянных потребителей продукции и услуг и выявлению потенциальных.

В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, своевременность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры предложения и емкость рынков по продукции, выпускаемой предприятием. Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги займут нишу на рынке и обосновать возможность ее дальнейшего расширения, а также выявить характер спроса (равномерный пли сезонный) и степень его насыщенности.

Весьма важным является отслеживание рыночной конъюнктуры и оценка доли конкурентов на сегменте рынка, их стратегии и тактики. Необходим также анализ их сильных и слабых сторон с целью выработки мер конкурентной борьбы.

Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении по договорам и для свободной продажи на рынке.

Раздел 5. Характеристика объекта бизнес-планирования на предприятии АПК.

Объект бизнес-планирования на сельскохозяйственном предприятии имеет следующие качественные характеристики:

- сорт сельскохозяйственной культуры, порода скота или птицы;

- технология возделывания культуры или выращивания животного;

- энергетические и производственные параметры применяемой, в рамках технологии техники.

Раздел 6. Производственный план.

Производственный план отражает производственный процесс и его сервисное обслуживание, в частности, сторонними организациями с выделением их доли. Целесообразно дать оценку трудоемкости его этапов.

Необходимо отразить потребность в земельных участках, отдельных производственных помещениях и их площадях, а также, производственную площадь хозяйства в целом. Необходимо указать потребность в дополнительном технологическом оборудовании и технике, а также в оборотных средствах.

По возможности, здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения экологизации производства и экологической чистоты продукции.

В разделе определяются состав производственного персонала и! квалификационные требования к нему.

Раздел 7. Организационный план.

В разделе необходимо привести организационную структуру предприятия, в котором определены: команда управления, ведущие специалисты, их роль в управленческом процессе, а также взаимодействие служб и подразделений.

Указывается потребность в рабочей силе, требования к условиям, труда, система оплаты труда. Желательной является разработка штатного расписания.

Содержание правового обеспечения составляют законодательные и нормативные акты, а также другие документы, которые имеют отношение к данному проекту.

В раздел включаются организационно-технические мероприятия и график реализации проекта.

Раздел 8. Финансовый план.

В этом разделе бизнес-плана дается стоимостная оценка проекта на основе обобщения материалов предыдущих разделов. Оценку составляют следующие документы и расчеты:

- перечень источников и объем финансовых средств на начало реализации проекта;

- сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности;

- сальдо инвестиционной деятельности;

- сальдо финансовой деятельности;

- калькуляция затрат на производство продукции согласно технологической карте производства;

- показатели прибыльности проекта;

- баланс денежных расходов и поступлений.

Раздел 9. Направленность и эффективность проекта.

Оценками направленности могут выступать ориентация проекта на экспорт, импортозамещение, энергосбережение, экологизацию, создание новых рабочих мест, занятость молодежи и др.

В качестве показателей эффективности бизнес-плана могут выступать срок окупаемости, точка безубыточности, бюджетный эффект.

 

Раздел 10. Риски и гарантии.

В разделе следует рассмотреть следующие виды рисков:

- производственно-технологические;

- коммерческие;

- финансовые;

- форс-мажорные обстоятельства.

Необходимо определить следующие степени риска:

- допустимая;

- критическая;

- катастрофическая.

В соответствии с видом и степенью риска следует выбрать гаранта, форму гарантии и порядок оформления гарантии для партнеров и инвесторов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР НА СУЩЕСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. НАЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР.

2.1.1. Назначением бизнес-планирования производства сельскохозяйственных культур является проведение расчетов экономических показателей на предприятиях АПК в целях оптимизации результатов их хозяйствования. Формой представления этих результатов является бизнес-план внедрения технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур за счет собственных средств предприятий или заемных средств в виде кредитов.

2.1.2. Бизнес-план включает: анализ современного состояния производства отдельных сельскохозяйственных культур и их сочетания; прогноз производства на перспективу, выявление резервов повышения эффективности производства и обоснование способов их реализации, изучение рынка и конкурентов, определение результатов их финансовой деятельности.

2.1.3. Бизнес-планы на предприятиях АПК составляются с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости (увеличения рентабельности) продукции: при внедрении новых технологий, разработки плана технических, организационных и экономических мероприятий, их эффективного использования.

2.1.4. Объектами внедрения бизнес-планов производства сельскохозяйственных культур могут являться как технологии их возделывания и уборки, так и технологии последующей их переработки (с учетом реализации конечного продукта). В зависимости от объекта наличие и содержание разделов может изменяться.

2.1.5. Направлениями бизнес-планирования являются:

- производство новых видов продукции растениеводства и продуктов их переработки;

- увеличение объемов производимых видов продукции (в этом случае бизнес-план направлен на совершенствование производства и установление резервов снижения затрат).

Для каждого направления деятельности разрабатывается своя стратегия действий, и определяются конкретные мероприятия по ее реализации, исполнители, сроки выполнения, необходимые материально-технические ресурсы и общие затраты.

2.1.6. Бизнес-план внедрения новых технологий должен включать расчет экономической эффективности намечаемых мероприятий по увеличению производства продукции в соответствии с использованием разных источников финансирования. Дается экономическая оценка возможных источников финансирования: собственных средств, кредитов (кратко-, средне- и долгосрочных при разных процентных ставках), приобретения элитных семян и техники по лизингу, государственной поддержки.

2.1.7. Бизнес-планы различаются по их предназначению:

- внутреннего действия - при финансировании затрат на реализацию проектов за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий (при сроке окупаемости до 1 года);

- внешнего действия - при финансировании затрат на реализацию проектов за счет кредитов банков, заинтересованных частных лиц и предприятий, поддержки из федерального и региональных бюджетов, приобретения элитных семян и техники по лизингу (при сроке окупаемости более 1 года).

2.1.8. Бизнес-планирование в уже существующем предприятии АПК следует рассматривать как форму замены профтехфинплана на предстоящие сельскохозяйственные и финансовые (календарные) годы. В процессе разработки этого плана осуществляется оценка потребностей объемов производства и реализации, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, расчет экономической эффективности рассматриваемого проекта, подготовка и оформление бизнес-плана в качестве документа. Ниже приводится форма визитной карточки предприятия, и рассматриваются перечень и содержание разделов бизнес-плана по внедрению технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур на уже существующем предприятии.

 

2.2. Общие сведения о предприятии

Общие сведения о предприятии приводятся в его визитной карточке.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРЕДПРИЯТИЯ.(условные данные)

Назначение предприятия:  
полное  
сокращенное  
Юридический адрес  
Телефон  
Факс  
Дата создания предприятия  
Номер расширения предприятия  
Номер госрегистрации и местонахождение  
Статус предприятия  
где и кем зарегистрировано  
ИНН  
Структура капитала предприятия:  
количество разрешенных к выпуску акций  
количество выпущенных и обращающихся акций  
Номинальная стоимость акций  
Биржевая (рыночная) цена акций  
Банк, в котором открыты счета:  
расчетный счет  
корреспондентский счет  
Руководство предприятия:  
председатель, генеральный директор  
бухгалтер  
юрист  
Основные специалисты:  
образование и квалификация  
стаж работы  
Организационная структура предприятия:  
основные организационно-производственные подразделения  
управление подразделения  

 

 

2.3. РЕЗЮМЕ.

Резюме составляется на основе следующих разделов бизнес-плана:

Суть проекта - «Описание продукции, работ и услуг», «Исследование и анализ рынков сбыта», «Производственный план», «Организационный план».

Сведения о предприятии - «Характеристика предприятия».

Объект бизнес-планирования - «Характеристика объекта бизнес-планирования на предприятии АПК».

Экономическая эффективность - «Направленность и эффективность проекта».

Финансирование - «Финансовый план», «Риски и гарантии».

2.4. Характеристика предприятия и структура его производства в базовом и планируемом периодах.

2.4.1. Характеристика предприятия и структура его производства в базовом периоде.

Характеристика производственной деятельности предприятия включает:

Ÿ производственное направление, структуру товарной и валовой продукции, финансовые результаты (прибыль, убыток), использование денежных средств (оплата труда, оплата работ и услуг, расчеты за приобретение товаров, машин и оборудования с указанием основных;

Ÿ площади сельскохозяйственных угодий, структуру посевных площадей и урожайность культур, поголовье скота и птицы, продуктивность;

Ÿ производственные площади и помещения;

Ÿ себестоимость основных видов продукции, на производстве которой используются подлежащие замене технологии и техника;

Ÿ наличие (абсолютное и удельное на 100 га сельхозугодий) основных средств - всего, в том числе машин и оборудования, транспортных средств производственно-хозяйственного инвентаря, обеспеченность техникой: фактическая и в сравнении с нормативной; возрастной состав обновляемых машин и оборудования; узкие |места в механизации сельскохозяйственного производства; численность работников.

Данные о занимаемых площадях, урожайности, валовом сборе, а также об объемах, ценах и стоимости товарной продукции возделываемых культур в базовом (не менее чем за 3 года) периоде приводятся в табл.2.1.

 

 

Таблица 2.1

Структура производства и стоимость реализации в базовом периоде

Назначение возделываемой культуры Площадь, га Урожайность, ц/га Валовой сбор, т Товарная продукция
        объем, т цена, руб./ц стоимость, тыс. руб.

Эффективность производства продукции растениеводства характеризуется финансовыми результатами (прибыль, убыток) с выделением необходимости замены технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур в планируемом периоде.

3.4.2. Выбор технологии возделывания и уборки сельскохозяйственной культуры в планируемом периоде.

В основе предпринимательского выбора ассортимента и объема растениеводческой продукции лежит совокупность договоров на ее реализацию в планируемом периоде. Данные о договорных объемах и ценах реализации приводятся в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2.

Договорные объемы и цены реализуемых сельскохозяйственных культур на планируемый период. (исходя из фактических цен реализации в базовом периоде и с учетом инфляции на планируемый период).

  Название возделываемой культуры   Реализация (товарная продукция)
по госзаказу по договорам контрактации всего
объем, ц цена, руб./ц стоимость, руб. объем, ц цена, руб./ц стоимость, объем, ц стоимость, руб.

Необходимость обеспечения выполнения договоров на реализацию сельскохозяйственных культур и удовлетворения внутрихозяйственных нужд ставит задачу выбора технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур. Под технологией возделывания и уборки культур понимается система способов и приемов их производства. При выборе соответствующей технологи учитываются природные и экономические условия, передовой опыт и рекомендации научных учреждений, зональная система земледелия. Прежде всего, необходимо установить структуру |способы использования сельскохозяйственных угодий, отбор участков пашни под возделываемые культуры и их размеры по площади, качественное состояние пашни. Учитывая перечисленные факторы и наличие средств производства, выбирается одна из технологий возделывания и уборки культур. Каждая из технологий обусловливает свои затраты труда и эксплуатационные расходы. Так, для озимой ржи данные об этих расходах (согласно технологии) приводятся в табл. 2.3.

 

 

Таблица 2.3.

Эксплуатационные расходы возделывания озимой ржи

Наименование этапов возделывания и уборки Технологии возделывания и уборки
традиционная минимальная обработка почвы нулевая обработка почвы
с безотвальной вспашкой совмещение подготовки почвы и посева посев комбинированным агрегатом
Затраты труда, чел.-час./100га
Всего затрат труда
Эксплуатационные расходы по технологиям, руб./100га
Основная обработка почвы 39,60 31,39 31,39 25,96 5,86
Предпосевная обработка почвы 6,79 6,79 0,00 0,00 0,00
Посев 12,98 12,98 12,5 12,50 17,84
Уход за посевами 17,47 17,47 17,47 12,20 12,20
Уборка урожая 64,78 64,78 64,78 64,88 64,88
Уборка соломы и очистка зерна 10,53 10,53 10,53 2,04 2,04
Всего эксплуатационных расходов 152,16 143,95 136,67 117,59 102,83

 

На основе выбранной технологии возделывания и уборки культуры определяются:

- ожидаемая урожайность;

- валовой объем производства продукции исходя из реализационных и внутрихозяйственных потребностей;

- размер и структура посевных площадей;

- потребность в средствах производства и стоимость возделывания при выбранной технологии;

- затраты на производство и стоимость валовой продукции;

- прогнозная экономическая эффективность.

 

2.5. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ.

Указываются виды сельскохозяйственной продукции растениеводства или животноводства, производимой непосредственно с помощью внедряемых технологий, комплексов или отдельных машин, а также работ и услуг, выполняемых обслуживающими предприятиями. Демонстрируются результативные показатели: урожайность культур, продуктивность скота (надой молока, привес живой массы); качественные показатели: например, содержание клейковины в зерне, масла - в подсолнечнике, сахара - в сахарной свекле, жирность и кислотность молока и т.д.

При выполнении отдельных работ при возделывании и уборке культур обслуживающими предприятиями (машинно-технологическими станциями) приводятся качественные показатели работ, достигаемая урожайность, качественные показатели продукции в сравнении с фактическими и плановыми в обслуживаемых хозяйствах.

Анализируются результативные показатели производства первичной продукции, которая производится с помощью планируемых технологий и техники, а также конечной продукции, при реализации которой получается прибыль (один из основных показателей эффективности реализации проекта). Рассматриваются основные экономические показатели: объемы производства и себестоимость продукции (первичной и конечной), сумма прибыли и уровень рентабельности.

Ожидаемая урожайность сельскохозяйственных культур.Целесообразность внедрения выбранных технологий возделывания и уборки культур в хозяйстве подтвердит достижение уровня урожайности хозяйств-конкурентов, а безусловную конкурентоспособность на рынке - превышение этого уровня на 5-10%.

На урожайность влияют многочисленные факторы. Задача состоит в установлении количественных связей между урожайностью' сельскохозяйственной культуры и размером учтенных факторов. Наибольшее применение в расчетах ожидаемой (проектной) урожайности находят метод экстраполяции и корреляционно-регрессионное моделирование.

Метод экстраполяции является самым простым, и применим только в рамках одной технологии возделывания и уборки конкретной сельскохозяйственной культуры определенного сорта и конкретного участка. Этот метод дает наиболее достоверные результаты при устойчивой урожайности культур. Информационной основой для него служат фактические данные и расчет среднегодовой урожайности культуры, полученной в передовых предприятиях за 5 предыдущих лет. Этот расчет дополняется выравниванием динамического ряда урожайности с последующей экстраполяцией выявленной тенденции на ближайшую перспективу (1,5-2 года) с использованием линейного программирования. В его основе лежит линейная зависимость выровненной за ряд лет урожайности от базисной, которая в общем случае предусматривает тенденцию роста урожайности и выражается следующей, формулой:

Ух= а + bх,

где Ух — выровненная урожайность в году х;

а — среднегодовая фактическая урожайность;

b — ежегодный постоянный прирост урожайности;

х — порядковый номер года по отношению к году, принятому за начало отсчета.

Гипотетически фактическая урожайность озимой ржи за 5-летний период составит:

- первый год - 18,6 ц/га;

- второй год - 16,6 ц/га;

- третий год - 18,0 ц/га;

- четвертый год - 19,3 ц/га;

- пятый год - 23,0 ц/га.

Упорядочим данные по возрастанию и рассчитаем выровненные значения урожайности. Исходные (фактические) и расчетные (выровненные) показатели приводятся в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Урожайность озимой ржи в передовом хозяйстве за 5-летний период

Годы Фактическая урожайность, ц/га Среднегодовой прирост урожайности, ц/га Выровненная урожайность, ц/га
п Уп bп Уп=19,1 1,6 п
16,6 У-2=19,1-1,6х2=15,9
18,0 18,0-16,6=1,4 У-1=19,1-1,6х1=17,5
18,6 18,6-18,0=0,6 У0=19,1 1,6х0=19,1
19,3 19,3-18,6=0,7 У1=19,1+1,6х1=20,7
23,0 23,0-19,3=3,7 У2=19,1+1,6х2=22,3
Среднегодовая фактическая урожайность a=(16,6+18,6+19,3+23,0)/5=19,1 Среднегодовой прирост урожайности b=(1,4+0,6+0,7+3,7)/4=1,6 Экстраполируемые значения урожайности У3=19,1+1,6х3=23,9 У4=19,1+1,6х4=25,5

Корреляционно-регрессионное моделирование урожайности основано на количественной оценке связей между урожайностью и определяющих ее уровень факторами. Так, урожайность озимой ржи в области может быть определена по уравнению:

у = 13,7 + 0,022х1+ 0,00335х2 + 0,010x3 + 0,176х4,

где х1затраты труда на 1 га посева в зависимости от выбранной технологии, чел.-час. (по данным табл. 2);

х2 - стоимость эксплуатационных расходов на 1 га пашни в зависимости от выбранной технологии, руб.;

х3 - нормативная доза внесения удобрений и средств защиты растений на 1 га пашни;

х4 - балл бонитета пашни по зерновым культурам независимо от выбранной технологии.

 

2.6. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА СБЫТА.

Исходным пунктом обоснования инвестиционной политики предприятия служит анализ товарного рынка. Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта намечаемой к производству продукции, работ и услуг с помощью технологий, комплексов или отдельных машин.

Исследования рынка включают три основных блока:

- анализ спроса на сельскохозяйственную продукцию, работы и услуги обслуживающих предприятий, тенденции его развития;

- описание структуры (сегментов) рынка;

- защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов.

2.6.1. Анализ спроса

2.6.1.1. При проведении анализа оцениваются:

- границы рынка реализации предприятиями аналогичной продукции, работ и услуг (региональный, российский, внешний рынок);

- объем реализации продукции (работ и услуг) на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;

- динамика спроса, прогнозируемая на период намеченной инвестиционной политики;

- наличие конкурентов;

- уровень намеченной к выпуску продукции (работ и услуг);

- возможности повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.

2.6.1.2. В связи с анализом рынка продукции (работ и услуг) определяется необходимость рекламы, ее направления и масштаб.

2.6.1.3. Анализ рынка и разработка системы реализации намечаемой к выпуску продукции (работ и услуг) завершается предварительной оценкой объема и сроков предстоящих затрат.

2.6.2. Определение структуры рынка

2.6.2.1. Определение спроса на продукцию сопровождается описанием структуры рынка, его основных сегментов и анализом форм и методов сбыта.

Сегмент - это выделенная часть рынка, которая может быть сформирована по множеству признаков. Объектами сегментации являются потребители и продукция (работы и услуги). Потребители могут группироваться по географическому (по общности региона, в котором проживают) и демографическому (возраст, пол, общность исторической судьбы, уровень доходов) признакам; продукция - по характеру использования и области применения. Основным смыслом процедуры сегментирования рынка является определение потребителей данной продукции (работ и услуг) и их разделение на четкие группы покупателей, которые предъявляют неодинаковые требования к продукции (работе или услуге). Для каждой из групп требуется оценить динамику спроса на выбранных сегментах и выделить конкретный товар для выхода на эти сегменты.

2.6.2.2. Наиболее распространенными критериями сегментации являются количественные параметры сегмента и доступность их для собственного предприятия.

Количественные параметры сегмента. К ним относятся емкость сегмента, т.е. количество потенциальных потребителей, объем реализации продукции и возможная сумма выручки. Потенциальные потребители продукции подразделяются на индивидуальные (потребители продукции в розницу) и оптовые (предприятия торговли, пищевой и легкой промышленности, посредники) потребительские сегменты.

Производимая сельскохозяйственными предприятиями продукция подразделяется на два вида:

- реализуемая потребителям по различным каналам;

- используемая для собственного потребления или для производства товарной продукции (например, производимые корма идут на производство продукции животноводства).

При этом определяются характеристика намечаемой к производству продукции, возможные ее покупатели: федеральные и региональные службы (продовольственные корпорации); предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции (мясо- и молокоперерабатывающие, элеваторы, мельницы, плодоовощные базы и т.д.); торговые предприятия; различные посредники; непосредственно население и объемы реализации.

Для используемой на предприятии продукции устанавливается ее потребный объем исходя из необходимых ее объемов для производства товарной продукции и собственных нужд (например, на семена, корма), изучается рынок продукции, для производства которой внедряют новые технологии, комплексы или отдельные машины. Это позволит убедиться в целесообразности совершенствования технологии или технического переоснащения производства данного вида продукции.

Доступность сегмента. Доступность сегмента определяется возможностью получения каналов распределения сбыта продукции. Предприятие определяет находится ли в его распоряжении достаточное количество каналов сбыта своей продукции в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети и мощность этих каналов, их способность обеспечить реализацию всего объема продукции, произведенной с учетом имеющейся емкости сегмента рынка, надежность системы доставки продукции потребителям (наличие дорог, подъездных путей, пунктов переработки грузов).

Конечная цель процедуры сегментации - выделить те группы потребителей, спрос со стороны которых на продукцию будет расти. Наиболее удачный итог сегментирования - выявление сегментов с невысокой конкуренцией и положительной динамикой спроса. В этом случае у предприятия появляется свой перспективный целевой рынок (своя ниша на рынке). На освоении этого рынка предприятие сосредотачивает свои усилия.

2.6.3. Защищенность выбранного целевого рынка от конкурентов

2.6.3.1. Руководство предприятия уясняет совместимость своего целевого рынка с рынком основных конкурентов, то есть, определяет насколько продвижение своей продукции (услуг) затрагивает интересы конкурентов. Составляется список главных конкурентов и их продукции. Затем проводится оценка конкурентов:

- определяется преимущество планируемой к производству продукции над продукцией конкурента. При этом отмечается, что в ней является особенным и уникальным;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.