Сделай Сам Свою Работу на 5

Растровое представление отрезка. Алгоритм Брезенхейма





Алгоритмы растеризации

Прежде чем перейдем к непосредственному рассмотрению возможности перевода математического описания объекта (линии и пр.) в растровую форму, рассмотрим понятие связности. Связность – возможность соединения двух пикселей растровой линией, т. е. последовательным набором пикселей. Возникает вопрос, когда пиксели (x1, y1) и (x2, y2) можно считать соседними. Для этого вводятся два понятия связности:

1. Четырехсвязность: пиксели считаются соседними, если либо их x-координаты, либо их y – координаты отличаются на единицу:

 

|x1­ – x2| + |y1 – y2| ≤ 1;

 

2. Восьмисвязность: пиксели считаются соседними, если их x-координаты и y-координаты отличаются не более чем на единицу:

 

|x1­ – x2| ≤ 1, |y1 – y2| ≤ 1.

 

На рис. 2.2 изображены четырехсвязная и восьмисвязная линии.

 

Рис. 2.2. Четырехсвязная и восьмисвязная линии

 

При переводе объектов в растровое представление существуют, алгоритмы, как использующие четырехсвязность, так использующие восьмисвязность.

 

 

Растровое представление отрезка. Алгоритм Брезенхейма

Рассмотрим задачу построения растрового изображения отрезка, соединяющего точки A(xa, ya) и B(xb, yb). Для простоты будем считать, что



 

0 ≤ yb – yaxb – xa . Тогда отрезок описывается уравнением:

 

y = ya + (x–xa), x Є [xa, xb] или y = kx + b.

 

Отсюда получаем простейший алгоритм растрового представления отрезка:

 

void line(int xa, int ya, int xb, int yb, int color)

{

double k = ((double)(yb – ya)) / (xb – xa);

double b = ya – k * xa;

for (int x = xa; x <= xb; x++)

putpixel(x, (int)(k * x + b), color);}

 

Вычислений значений функции y = kx + b можно избежать, используя в цикле рекуррентные соотношения, так как при изменении x на 1 значение yменяется на k:

 

void line(int xa, int ya, int xb, int yb, int color)

{

double k = ((double)(yb – ya)) / (xb – xa);

double y = ya;

for (int x = xa; x <= xb; x++, y += k)

putpixel(x, (int)y, color);

}

 

Приведенные простейшие пошаговые алгоритмы построения отрезка имеют ряд недостатков:

1. Выполняют операции над числами с плавающей точкой, а желательно было бы работать с целочисленной арифметикой;

2. На каждом шаге выполняется операция округления, что также снижает быстродействие.

Эти недостатки устранены в следующем алгоритме Брезенхейма.



Как и в предыдущем случае, будем считать, что тангенс угла наклона отрезка принимает значение в диапазоне от 0 до 1. Рассмотрим i-й шаг алгоритма (рис. 2.3). На этом этапе пиксель Pi-1 уже найден как ближайший к реальному отрезку. Требуется определить, какой из пикселов (Ti или Si) будет установлен следующим.

 

Рис. 2.3. i-й шаг алгоритма Брезенхейма

В алгоритме используется управляющая переменная di, которая на каждом шаге пропорциональна разности между S и T. Если S < T, то Si ближе к отрезку, иначе выбирается Ti.

 

Пусть изображаемый отрезок проходит из точки (x1, y1) в точку (x2, y2). Исходя из начальных условий, точка (x1, y1) ближе к началу координат. Тогда перенесем оба конца отрезка с помощью преобразования T(–x1, –y1), так чтобы первый конец отрезка совпал с началом координат. Начальной точкой отрезка стала точка (0, 0), конечной точкой – (dx, dy), где dx = x2– x1, dy = y2 – y1 (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Вид отрезка после переноса в начало координат

Уравнение прямой в этом случае будет иметь вид:

 

y=x .

 

Обозначим координаты точки Pi-1после переноса через (r, q). Тогда Si = (r+1, q) и Ti = (r+1, q+1).

Из подобия треугольников на рис. 2.4 можно записать, что

 

= .

 

 

Выразим S:

 

S = (r + 1) – q.

 

 

T можно представить как T = 1 – S. Используем предыдущую формулу

 

T = 1 – S = 1 – (r + 1) – q.

 

Найдем разницу ST:

 

ST = (r + 1) – q – 1 + (r + 1) – q = 2 (r + 1) – 2 q – 1.

 

 

Помножим левую и правую часть на dx:

 

dx (ST) = 2 dy (r + 1) – 2 q dx – dx = 2(r dy – q dx) + 2 dy – dx.

 

Величина dx положительная, поэтомунеравенство dx (ST) < 0 можно использовать в качестве проверки при выборе Si. Обозначим di = dx (ST), тогда



 

di = 2(r dy – q dx) + 2 dy – dx.

Поскольку r = xi-1 и q = yi-1, то

 

di = 2 xi-1 dy –2 yi-1 dx + 2 dy – dx.

Прибавляя 1 к каждому индексу найдем di+1:

 

di+1= 2 xi dy –2 yi dx + 2 dy – dx.

Вычитая di из di+1получим

 

di+1di = 2 dy (xi xi-1) – 2 dx (yi yi-1).

 

Известно, что xi xi-1 = 1, тогда

 

di+1di = 2 dy – 2 dx (yi yi-1).

 

Отсюда выразим di+1:

 

di+1 = di + 2 dy – 2 dx (yi yi-1).

 

Таким образом, получили итеративную формулу вычисления управляющего коэффициента di+1 по предыдущему значению di. С помощью управляющего коэффициента выбирается следующий пиксель – Si или Ti.

 

Если di ≥ 0, тогда выбирается Ti и yi = yi1 + 1, di+1 = di +2 (dy – dx). Если di < 0, тогда выбирается Si и yi = yi1 и di+1 = di +2 dy.

 

Начальные значения d1 с учетом того, что (x0, y0) = (0, 0),

 

d1= 2 dy – dx.

 

Преимуществом алгоритма является то, что для работы алгоритма требуются минимальные арифметические возможности: сложение, вычитание и сдвиг влево для умножения на 2.

Реализация этого алгоритма выглядит следующим образом:

 

void MyLine(int x1, int y1, int x2, int y2, int c)

{

int dx, dy, inc1, inc2, d, x, y, Xend;

dx = abs(x2 - x1);

dy = abs(y2 - y1);

d = dy << 1 - dx;

inc1 = dy << 1;

inc2 = (dy - dx) << 1;

if (x1>x2)

{

x = x2;

y = y2;

Xend = x1;

}

else

{

x = x1;

y = y1;

Xend = x2;

};

putpixel(x, y, c);

while (x < Xend)

{

x++;

if (d < 0) d = d + inc1;

else

{

y++;

d = d + inc2;

};

putpixel(x, y, c);

};

}

 

Если dy > dx, то необходимо будет использовать этот же алгоритм, но пошагово увеличивая y и на каждом шаге вычислять x.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.