Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
1. Баринова, Плешаков, Сонин: География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Вертикаль. ФГОС
Материально-техническое обеспечение:
1. Ноутбук LENOVO G580
2. Интерактивная доска SMART Board 800
3. Комплекты настенных карт по географии.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
· различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
· использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
· различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
· оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
· использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
· оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
· использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
· различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
· использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
· находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
· различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
· объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
· сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
· уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· описывать погоду своей местности;
· объяснять расовые отличия разных народов мира;
· давать характеристику рельефа своей местности;
· уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
· приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
· оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать простейшие географические карты различного содержания;
· моделировать географические объекты и явления;
· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
· оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
· оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
· давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
· наносить на контурные карты основные формы рельефа;
· давать характеристику климата своей области (края, республики);
· показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
· выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
· оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
· объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
· выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
· обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
· объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
· оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование учебного материала по географии
Класс
№пп
| Название тем разделов, уроков
| Тип урока
| Вид контроля
| Вид учебной деятельности учащихся
| Примерные сроки
| Коррекция сроков
|
| Что изучает география
|
|
|
|
|
|
| Мир, в котором мы живем.
Введение.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальная беседа
| Наблюдают за географическими объектами своей местности
Изучают правила работы с учебником и атласом
Анализируют иллюстрации
| 1 неделя
|
|
| Науки о природе
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Определяют значение географических знаний в современной жизни.
Оценивают роль географической науки в жизни общества
Формируют приемы работы с учебником и электронным приложением
| 2 неделя
|
|
| География— наука о Земле Что изучает география.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Учатся объяснять специфику географии как науки
Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением.
| 3 неделя
|
|
| Методы географических исследований
Современные географические методы исследования Земли.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Выявляют методы географической науки.
Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы
| 4 неделя
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
| Обобщение и систематизация знаний
| Тестирование
| Выполняют задания учителя.
Работают с учебником, атласом
| 5 неделя
|
|
| Как люди открывали Землю
|
|
|
|
|
|
| Географические открытия древности и Средневековья
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.
Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки
| 6 неделя
|
|
| Важнейшие географические открытия.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия).
| Практикум
Практическая работа № 1 «Работа с картой «Имена на карте».
| Практикум с атласом
| Работают с топонимическим словарем
Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях
| 7 неделя
|
|
| Открытия русских путешественников Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
|
|
| Читают и анализируют карты атласа. Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий»
| 8 неделя
|
|
| Открытия русских путешественников Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
| Практикум
Практическая работа № 2 Описание и нанесение на контурную карту изученных маршрутов путешественников.
| Практикум с атласом
| 9 неделя
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
| Обобщение и систематизация знаний
| Тестирование
| Выполняют задания учителя.
Работают с учебником, атласом
| 10 неделя
|
|
| Земля во Вселенной
|
|
|
|
|
|
| Как древние люди представляли себе Вселенную
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя
| 11 неделя
|
|
| Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Географические знания в современном мире.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Самостоятельно готовят сообщения и презентации
| 12 неделя
|
|
| Соседи Солнца
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Работают с текстом и рисунками учебника. Выполняют задания учителя
| 13 неделя
|
|
| Планеты гиганты и маленький Плутон
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Составлять характеристики планет гигантов по плану.
Анализируют иллюстрации учебника
| 14 неделя
|
|
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям
| 15 неделя
|
|
| Мир звезд
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Наблюдают за звездным небом: какие созвездия я видел и знаю
| 16 неделя
|
|
| Уникальная планета— Земля Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Сравнивают особенности планет земной группы
| 17 неделя
|
|
| Современные исследования космоса Значение освоения космоса для географической науки.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в
открытый космос (А. А. Леонов)
| 18 неделя
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
| Обобщение и систематизация знаний
| Тестирование
| Выполняют задания учителя.
Работают с учебником, атласом
| 19 неделя
|
|
| Виды изображений поверхности Земли
|
|
|
|
|
|
| Стороны горизонта Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта
Ставят учебную задачу под руководством учителя
Определяют стороны горизонта
| 20 неделя
|
|
| Ориентирование Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
| Практикум
Практическая работа № 3 «Ориентирование на местности»
| Практикум с атласом
| Планируют свою деятельность под руководством учителя
Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам
| 21 неделя
|
|
| План местности и географическая карта
План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
| Практикум
Практическая работа № 4 «Составление плана местности»
| Практикум с атласом
| Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.
Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.
Составляют и читают простейший план местности
| 22 неделя
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Виды изображений
Поверхности Земли»
| Обобщение и систематизация знаний
| Тестирование
| Ориентируются по плану и карте.
Читают легенды карты.
Самостоятельно строят простейший план местности
| 23 неделя
|
|
| Природа Земли
|
|
|
|
|
|
| Как возникла Земля
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Анализируют рисунки учебника,
Самостоятельно выполняют задания учителя
| 24 неделя
|
|
| Внутреннее строение Земли Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.
Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Выявляют причинно-следственные связи.
| 25 неделя
|
|
| Землетрясения и вулканы Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов
Работают с атласом и контурной картой:
обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов
| 26 неделя
|
|
| Путешествие по материкам Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли.
Работают с учебником, атласом
| 27 неделя
|
|
| Вода на Земле Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Анализируют текст учебника с целью
определения ключевых понятий урока
Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы.
Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»
| 28 неделя
|
|
| Живая оболочка Земли Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли.
Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли.
Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.
Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.
| 29 неделя
|
|
| Почва— особое природное тело
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Анализируют текст учебника.
Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.
Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.
Наблюдать образцы почв своей местности
| 30 неделя
|
|
| Человек и природа Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного
| Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
| Выполняют тестовые задания.
Работают с картами.
Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины (географический диктант)
| 31 неделя
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
| Обобщение и систематизация знаний
| Тестирование
| Выполняют заданий учителя.
Работают с учебником и атласом
| 32 неделя
|
| 33-34
| Повторение изученного материала
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщение и систематизация знаний.
| Зачет.
| 33-34
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|