Сделай Сам Свою Работу на 5

Вахтенный помощник капитана





Устав

34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности.

35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.

36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего квалификационного свидетельства на право занятия определенной должности.

37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):
(01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение,

а также выполнение всех функций, связанных с производственной
деятельностью судна, и возглавляется старшим помощником капитана;

 

(02) служба технической эксплуатации (единая техническая

служба) обеспечивает техническую эксплуатацию судовых технических
средств и корпуса судна; комплектуется из членов экипажа,
обеспечивающих вахтенное обслуживание механической (энергетической)
установки, а также из членов экипажа, не несущих постоянной вахты и
занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и
возглавляется старшим механиком. Ее состав и численность
устанавливаются раздельно для ходового и стояночного режимов работы
судна;



 

(03) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна и

возглавляется помощником капитана по хозяйственной части;

 

(04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и

возглавляется помощников капитана по пассажирской части;

 

(05) радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу

радиотехнических, радионавигационных средств и возглавляется
начальником радиостанции;

 

(06) медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья

экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам и возглавляется
судовым врачом;

 

(07) учебная служба на учебных и учебно-производственных судах

обеспечивает организацию учебного процесса и плавательной практики
курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощником
капитана по учебной части.

 

Составы служб определяются их руководителями и утверждаются капитаном судна.

38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовности к действию и сохранности распределяются в заведовании определенным членам экипажа судна.



Распределение по заведованиям определяется настоящим Уставом, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.

39. Каждый член экипажа обязан:
(01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство

советского моряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты,
отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

 

(02) строго хранить государственную тайну;

(03) беречь социалистическую собственность;
(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик,

настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на
судах Министерства морского флота;

(05) добросовестно выполнять служебные обязанности, повседневно
бороться за повышение производительности труда, активно участвовать
в выполнении производственных задач экипажа, способствовать
достижению высоких показателей в выполнении
производственно-финансовых планов и рейсовых заданий судна;

 

(06) знать свою специальность, устройство судна и свое

заведование, постоянно совершенствовать свои знания;

 

(07) быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять

распоряжения командиров;

(08) знать и четко выполнять свои обязанности по борьбе за
живучесть судна; уметь использовать согласно своим обязанностям
судовые технические средства борьбы за живучесть,
аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь; уметь
пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными
средствами;



 

(09) твердо знать и строго соблюдать правила техники

безопасности, пожаробезопасности и санитарные правила, уметь оказать
первую помощь при несчастных случаях;

 

(10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения

форменной одежды.

 

40. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.

Член экипажа, ведающий судовым техническим средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого средства находилась инструкция о порядке пользования им.

41. Член экипажа при обнаружении ненормальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.

42. Без разрешения своего командира и ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.

43. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.

44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.

45. Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

46. Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный врачебный осмотр.

47. Если наличие специально подготовленных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или нескольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжительности его рабочего времени.

Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с учетом издаваемых Министерством морского флота и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специальностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.

48. При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену экипажа последний должен вставать.

Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.

50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.

Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отдыха судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.

51. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 2/3 экипажа.

52. Членам экипажа, а также другим лицам, на которых распространяются требования настоящего Устава (ст.2), запрещается приносить на судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.

Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей.

53. Экипаж судна может быть заменен подменным экипажем как на время стоянки судна в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного экипажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.

В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим Уставом.

 

Глава IV
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ СУДНА

54. Командный состав руководит действиями подчиненных и лично участвует в управлении судном и его эксплуатации.

55. Лица командного состава должны служить примером в труде и быту для остального экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчиненных, развивать у них инициативу, способствовать повышению их квалификации, организовывать социалистическое соревнование, воспитывать у подчиненных чувство ответственности за порученное дело, сохранность технических средств и судового имущества, чувство патриотизма и любви к Родине, морскому флоту и своему судну.

56. Лица командного состава обязаны:
(01) всесторонне знать своих подчиненных, их деловые и

моральные качества, их обязанности, организовывать и руководить их
работой, повышением специальной и общей подготовки, способствовать
росту производительности труда;

 

(02) требовать от подчиненных неуклонного соблюдения трудовой

дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, приказов,
наставлений, инструкций, правил и положений, действующих на морском
флоте, и проверять точное выполнение подчиненными своих служебных
обязанностей;

 

(03) знать устройство, производственные и технические данные

судна, мероприятия по борьбе за живучесть, технические средства
своего заведования и правила эксплуатации этих средств;

 

(04) предъявлять в установленные сроки к освидетельствованию

технические средства своего заведования и принимать необходимые меры
к своевременному устранению неисправностей и повреждений;

 

(05) готовить технические средства своего заведования к выходу

в рейс, докладывать о состоянии готовности своему командиру,
обеспечивать подготовку своего заведования к плаванию в штормовых
условиях;

 

(06) информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и

особенностях предстоящего рейса;

 

(07) составлять план-график технического обслуживания по своему

заведованию и обеспечивать его выполнение;

 

(08) составлять и представлять старшему механику заявки на

материально-техническое снабжение и сменно-запасные части по своему
заведованию, организовывать получение снабжения, его хранение,
рациональное расходование и учет;

 

(09) составлять и представлять старшему механику ремонтные

ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) по своему
заведованию, контролировать ход и качество ремонта.

 

57. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с судном, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, назначением и размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества по всему судну, оборудования и инвентаря, с правилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами техники безопасности, пожаробезопасности и внутреннего распорядка.

58. Вновь назначенное на судно лицо командного состава принимает от своего предшественника в установленном порядке оборудование, технические средства, инвентарь, материалы и документацию по своему заведованию.

59. Лица командного состава несут ходовые и стояночные вахты согласно судовому расписанию.

 

Глава V
КАПИТАН И ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА

Капитан

Общие положения

60. Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.

61. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (управления флота, управления морских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответствующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение обязанностей.

62. В своей работе по улучшению производственной деятельности судна, организации труда, социалистического соревнования, отдыха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные организации судна.

63. Капитан обязан обеспечивать:
(01) поддержание престижа и достоинства граждан Союза Советских

Социалистических Республик и защиту их интересов;

 

(02) соблюдение на судне законов и других актов органов

государственной власти и государственного управления Союза ССР,
международных конвенций и соглашений, участником которых является
СССР;

 

(03) соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и

других органов надзора, настоящего Устава, инструкций, наставлений,
приказов и других нормативных документов по обеспечению безопасности
судна, людей, грузов, производственной деятельности судна и его
технической эксплуатации;

 

(04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;
(05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой

службы;

(06) высокий уровень воспитательной работы и
политико-морального состояния экипажа;

 

(07) соблюдение необходимых мер по сохранению на судне

государственной тайны;

 

(08) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за

живучесть судна, к действиям по спасению людей на море;

 

(09) проверку и утверждение судовых расписаний;
(10) режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым

законодательством и действующим Положением о рабочем времени и
времени отдыха плавающего состава судов морского флота;

 

(11) соблюдением правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и

почты и высокий уровень обслуживания пассажиров;

 

(12) организацию и контроль за экономической и технической

учебой экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации
лиц командного состава и судовой команды; способствовать продвижению
лиц командного состава по службе, передавать им свои знания и опыт;

 

(13) общее руководство практикой курсантов, студентов и

учащихся, направленных на судно;

 

(14) своевременное предъявление судна и технических средств к

освидетельствованию согласно требованиям Правил Регистра СССР;

 

(15) контроль за правильным ведением судового, машинного,

радиотелеграфного журналов и другой документации;

 

(16) выполнение действующих законов по предотвращению

загрязнения окружающей среды.

 

64. Капитан несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил на борту судна.

65. В целях обеспечения безопасности судна и груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым.

66. Получив рейсовое задание, капитан должен проработать предстоящий рейс с командным составом и довести его основные задачи и особенности до всех членов экипажа.

67. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.

68. В случае опасности для судна и находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет. В судовой совет входят: старший помощник, первый помощник, старший механик, руководители общественных организаций. К участию в заседании совета капитан может привлекать также других членов экипажа. Судовой совет не ограничивает прав капитана. Окончательное решение принимает капитан.

69. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР.

Капитан издает приказы по судну.

70. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры.

Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового экипажа и списать его с судна.

Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, действия которого, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества. В этом помещении указанное лицо может при необходимости содержаться вплоть до прихода судна в первый порт СССР. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную законом ответственность.

71. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан обязан принять надлежащие меры к тому, чтобы лицо, его совершившее, не могло уклониться от ответственности, произвести дознание, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а также изданными в их развитие специальными положениями и инструкциями.

Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Задержанный должен быть передан соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. При необходимости капитан может направить данное лицо вместе с материалами дознания в СССР на любом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР.

Если на судне, находящемся в порту СССР, совершено деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР и союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан должен передать лицо, совершившее указанное деяние, соответствующим местным властям.

72. В случаях аварий с судном, порчи, повреждения или утраты перевозимого груза или багажа, причинения травмы людям и в других случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан обязан принять все необходимые меры для оформления этих случаев в порядке, установленном приказами, инструкциями и правилами Министерства морского флота и судовладельца.

73. Капитан осуществляет подбор и расстановку членов экипажа на судне. При установлении несоответствия занимаемой должности членов экипажа капитан имеет право потребовать замены.

Капитан обязан принимать меры к закреплению кадров на судне и не допускать их текучести.

74. Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий работы или введений новых форм организации труда, производить в соответствии с действующим законодательством о труде необходимое перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.

При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные и аварийные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.

75. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан должен составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, а также сделать запись в судовом журнале. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту.

К акту смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего, к сохранению которого капитан обязан принять необходимые меры. Тело умершего изолируется на судне. По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государства, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и имущество умершего, а также его опись начальнику порта СССР, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно длительное время находиться в море и тело покойного не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

76. В случае военных действий или возникновения военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

 

Обязанности капитана
при приеме и сдаче судна

77. При смерти капитана сдача и прием судна производятся по указанию судовладельца. Прием и сдачу судна капитан осуществляет лично. В случае отсутствия сдающего капитана прием судна производится в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем.

78. При приеме и сдаче судна капитан обязан:

принять или сдать судно по установленной форме акта;

все судовые документы принять или сдать по описи, а денежные суммы, денежные документы и ценные бумаги - по кассовой книге; излишки или недостатки денежных сумм, денежных документов, ценных бумаг и судового имущества фиксируются в соответствующем акте.

Сдающий капитан обязан потребовать от командного состава судна письменные рапорты о состоянии вверенных им заведований и имущества.

При приеме судна капитан должен:

(01) ознакомиться с экипажем судна;
(02) получить от капитана, сдающего судно, необходимые данные о

конструктивных особенностях судна и его эксплуатационных, мореходных
и маневренных свойствах, о готовности судна к предстоящему рейсу (о
ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях;

 

(03) ознакомиться с рейсовым заданием судна и ходом его

выполнения;

 

(04) совместно с капитаном, сдающим судно, в сопровождении

старшего помощника и старшего механика осмотреть судно, получить
необходимые разъяснения и сведения.

 

По окончании сдачи и приема судна составить акт о приеме-сдаче по установленной форме и направить судовладельцу.

79. Сдача-прием и вступление назначенного капитана в командование судном фиксируются в судовом журнале с указанием времени за подписью сдающего и принимающего капитанов.

О вступлении капитана в командование объявляется приказом по судну.

80. В исключительных случаях, когда сдача и прием по указанию судовладельца происходят в сжатые сроки, вступление вновь назначенного капитана в командование оформляется в следующем порядке: составляется и подписывается обоими капитанами акт о приеме-сдаче судна, денежных сумм, денежных документов и ценных бумаг по кассовой книге. В акте указывается - "судно принято без осмотра".

В судовой журнал вносится запись о сдаче командования судном сдающим капитаном и о вступлении в командование вновь назначенного капитана, под которой подписываются оба капитана.

После вступления в командование капитан знакомится с судном применительно к порядку, предусмотренному ст.78 Устава, составляет и направляет судовладельцу дополнение к ранее составленному акту.

 

Обязанности капитана
при вводе судна в эксплуатацию
(выводе его из эксплуатации)
и подготовке к плаванию

81. Ввод судна в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) объявляется приказом судовладельца.

82. Перед вводом судна в эксплуатацию или выходом его в море капитан обязан проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам и готовность судна к плаванию.

83. Капитан обязан заблаговременно, до начала рейса, обеспечить:

техническую и навигационную готовность судна к безопасному плаванию;

укомплектование экипажем и всеми видами снабжения, необходимыми для предстоящего рейса, а также подготовку всех помещений судна, в которых перевозится предназначенный на данный рейс груз, для его сохранной перевозки.

При этом капитан должен:
(01) заблаговременно назначить старшему помощнику капитана и

старшему механику точное время готовности судна к отходу;

 

(02) проверить наличие необходимых для рейса откорректированных

навигационных карт и руководств для плавания;

(03) осуществить проработку навигационных и
гидрометеорологических условий по маршруту предстоящего плавания и
навигационной части рейса со штурманским составом;

 

(04) проверить через лиц, ответственных за заведования,

обеспечение судна в необходимом количестве топливом, водой, запасами
продуктов питания и материально-техническим снабжением;

 

(05) проверить правильность размещения на судне грузов и

количество принятых пассажиров в соответствии с требованиями
безопасности плавания, не допуская перегрузки судна сверх норм,
указанных в судовых документах;

 

(06) в случае, если должны осуществляться буксировочные

операции, лично или через старшего помощника проверить готовность
судна к этим операциям.

 

84. Перед приемкой грузов на судно капитан обязан рассмотреть предварительный грузовой план и, убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утвердить его. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит существующим правилам или угрожает безопасности людей, судна или груза.

85. В ходе грузовых операций капитан обязан, сообразуясь с информацией об остойчивости, обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубе, за размещением балласта и бункера, а также за тем, чтобы нагрузки на главную и твиндечную палубы не превышали допустимых норм, в связи с этим капитан имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от грузового плана.

86. Капитан принимает от старшего помощника и старшего механика за 15 минут до назначенного времени отхода рапорт о готовности судна, о наличии на борту всего экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.

87. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, следующих на судне, к назначенному для отхода времени капитан немедленно сообщает об этом судовладельцу, а также в советских портах - капитану порта, а за границей - консулу СССР с указанием фамилии, имени и отчества, а также должности и времени ухода с судна неявившихся лиц. Одновременно капитан обязан принять все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.

88. Капитан обязан своевременно проверять срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

 

Обязанности капитана
в период плавания

89. Капитан обязан требовать от своих помощников определения места судна всеми доступными способами и средствами, обеспечивающими наибольшую точность, осуществляя контроль за качеством и своевременностью этих определений.

90. Назначая или изменяя курс и скорость, способ управления и режим работы главного двигателя, капитан обязан ставить об этом в известность вахтенного помощника. Никто без разрешения капитана не имеет права изменить назначенный им курс, за исключением вахтенного помощника в условиях опасности, грозящей судну, людям и грузу, который немедленно докладывает о своих действиях капитану.

91. По вызову вахтенного помощника капитан обязан немедленно выйти на мостик. При длительном плавании (свыше 12 часов) в узкостях, в районах интенсивного судоходства, а также при плавании в ледовых условиях капитан имеет право на время отдыха оставить вместо себя старшего помощника.

92. Капитан обязан следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, требуя регулярного получения прогноза погоды, используя для этого все имеющиеся на судне средства и принимая заблаговременно все необходимые меры на случай шторма.

93. Капитан должен постоянно осуществлять контроль за получением навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП) и другой информации об изменении навигационной обстановки, за своевременной корректурой карт, лоций и других пособий для плавания.

94. При входе в порт и выходе из него капитан обязан находиться на мостике и лично управлять судном, принимая все меры предосторожности. Главные двигатели и винт регулируемого шага должны быть готовыми к любому изменению хода, а якоря - к отдаче.

95. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки капитан должен взять лоцмана. При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан имеет право взять лоцмана, если найдет это необходимым.

96. Капитан обязан обеспечить безопасный прием лоцмана на борт судна и безопасную высадку его с судна. Приняв лоцмана на борт судна, капитан обязан сообщить ему необходимые для проводки данные о судне, ознакомить с особенностями управления судном, условиться о порядке подачи команд рулевому. Лоцману отводится на судне помещение, а также предоставляется питание за счет судна.

97. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном во время лоцманской проводки. В случае неправильных действий лоцмана капитан может отстранить его от проводки судна и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана.

Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.

98. При плавании в ледовых условиях и особенно, когда есть опасность неожиданной встречи льда в море, капитан должен действовать с максимальной осторожностью, чтобы не повредить корпус судна, винты и руль. В случае проводки судна ледоколом капитан судна выполняет распоряжения капитана ледокола и руководствуется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед.

99. В случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт. Встретив в море судно под Государственным флагом Союза ССР, капитан вправе обратиться к нему за помощью.

100. Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.

101. Капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:
(01) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому

угрожает гибель;

 

(02) следовать со всей возможной скоростью на помощь

погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи и если на
такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.

 

За невыполнение указанного в настоящей статье капитан несет установленную законом ответственность.

102. При оказании помощи терпящему бедствие судну капитан обязан принять все меры для спасения людей; меры к спасению груза и другого имущества капитан может принять лишь с согласия капитана судна, терпящего бедствие, который должен подписать договор о спасении.

В случае, если капитан судна, терпящего бедствие, не может подписать договор о спасении по стихийным или другим обстоятельствам, капитан заручается его согласием на подписание договора при первой возможности, о чем делается запись в судовом журнале.

103. При встрече в море с судном, покинутым экипажем, капитан обязан немедленно доложить об этом судовладельцу и в дальнейшем действовать по его указанию.

Капитан должен в судовом журнале записать координаты места обнаружения покинутого судна, а также известить о нем ближайший порт и другие суда.

При получении распоряжения о буксировании покинутого судна в иностранный порт капитан обязан известить об этом консула СССР в стране, в которую он намерен следовать, и соответствующие портовые власти.

104. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна, по возможности советского.

105. В случае столкновения с другим судном капитан обязан:
(01) запросить , не требуется ли помощь, и, при необходимости,

оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну,
экипажу и пассажирам;

 

(02) запросить у капитана судна, с которым произошло

столкновение, название судна, порт приписки, пункты отправления и
назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные
сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло
столкновение.

 

106. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он обязан принять все меры к спасению находящихся на судне лиц. После принятия всех мер к спасению пассажиров, капитан дает приказание судовому экипажу оставить судно.

При спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых. Капитан оставляет судно последним, приняв все возможные меры к спасению морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, а также судового, машинного, радиотелеграфного журналов, судовых документов и ценностей.

107. В случае гибели судна, куда бы его экипаж не был доставлен, капитан сохраняет полностью свои права и обязанности в отношении спасенных лиц. Если экипаж доставлен в заграничный порт, капитан должен принять все возможные меры к скорейшей доставке его в СССР.

108. Если экипаж и пассажиры судна будут спасены иностранным судном, капитан обязан принять меры к тому, чтобы советские граждане, находясь на борту иностранного судна, соблюдали достоинство граждан СССР и установленный на этом судне распорядок.

109. О всех аварийных и несчастных случаях капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза.

Капитан обязан принять меры к оформлению документов по указанным случаям в установленном порядке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.