Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель: Ознакомление с методикой указанных исследователей





Вопросы к теме
Рассказать о концепции Вахтерова В.
Какова заслуга Севрука Л.С. в развитии методики естествознания
Василий Порфирьевич (1853—1924) — известный педагог-методист начальной школы, широко пропагандировал всеобщее обязательное начальное обучение, боролся против формализма в обучении, организовывал школы для рабочих. Он разделял педагогические взгляды К- Д. Ушинского, А. Я. Герда, в своих статьях на методические темы развивал теоретические основы школьного образования и преподавания
начального естествознания. В. П. Вахтеров требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблю­дения, опыты, демонстрацию объектов.
Для учащихся начальной школы им написаны книги для чтения «Мир в рассказах для детей». Кроме статей объясни­тельного характера, в них содержался богатейший материал по естествознанию, географии, истории. Он предназначался для самостоятельного изучения и требовал проведения наблюдения в природе, постановки простейших опытов.
Основной труд В. П. Вахтерова—«Предметный метод обу­чения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изу­чении природы.
Севрук Леонид Сафонович (1867—1918) — методист по ес­тествознанию. В 1902 г. им был издан учебник для младших школьников «Начальный курс естествознания», в котором прос­тым и образным языком давалось описание неживой и живой природы. Система обучения естествознания была заимствована им у А. Я. Герда, т. е. он предлагал сначала формировать у де­тей знания о неживой природе, потом о растениях и животных. Л. С. Севрук разделял методические взгляды А. Я. Герда о том, что в младших классах необходимо дать такой курс естество­знания, который формировал бы у учащихся знания о природе как едином целом; при этом существенное внимание должно уделяться доступности изучаемого материала, систематичности и наглядности обучения. Ведущими методами при обучении он считал беседу, рассказ, тесно связанные с наглядными средст­вами обучения, под которыми он понимал не только демонст­рацию опытов, но и проведение самими учащимися различных опытов и наблюдений.
Для учителей Л. С. Севруком написано руководство «Мето­дика начального курса естествознания» (1902), в котором под­черкивалось, что при обучении каждый учитель должен учиты­вать возраст учащихся, их развитие и количество времени, от­водимого на предмет.






Тема 27. Развитие методики естествознания ( П.Л. Завитаев, М.Н. Скаткин) (2 ч)


Цель: Ознакомиться с работами указанных авторов


Вопросы к теме:


1.Изучить методическую деятельность Завитаева П.А.

2. Определить его роль в развитии методестествознани

^ Завитаев ПетрАлександрович (1890—1970) в своих рабо­тах показал возможность формирования природоведческих представлений и понятий методами, свойственными естествен­ным наукам, т. е. посредством проведения наблюдений и по­становки опытов, способствующих созданию конкретно-чувст­венной основы для формирования природоведческих понятий. Много внимания уделял П. А. Завитаев занятиям учащихся на учебно-опытном участке, где можно формировать умения и на­выки по выращиванию растений и уходу за ними. Он считал, что природоведение составляет начальную ступень политехни­ческого обучения учащихся.
П. Л. Завитаев разрабатывал методику проведения предмет­ных уроков и был уверен, что их успех определяется широким применением разнообразных наглядных средств обучения. Он много работал над совершенствованием методики применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения.
Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по при­родоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведе­нию, большое внимание уделяет разработке проблемы активи­зации познавательной деятельности учащихся.




^ Тема 28. Методическая деятельность Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.(2 ч)


Цель: Познакомить студентов с работами Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.

Вопросы к теме:

1.Заслуги Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А. в развитии методики природоведения

Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведе­нию в начальной школе. Он является автором школьного учеб­ника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития де­тей в процессе обучения природоведению.
Много внимания уделяет он методической подготовке бу­дущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им напи­саны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).
Клепинина Зоя Александровна — автор ряда' учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведе­ния. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневни­ки наблюдений над природой и трудовой деятельностью чело­века» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей на­чальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чис­товой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе» (М, 1980).
В 1984 г. были обнародованы «Основные направления ре­формы общеобразовательной и профессиональной школы», цель которых — преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в деятельности школ, Прежде всего речь идет о необходимости усовершенствовать структуру образования, повысить качество общеобразователь­но и, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения. Задачи школьной реформы; поднять работу общеоб­разовательной и профессиональной школы па качественно но-1зый уровень; устранить недостатки, имеющиеся в ее деятель­ности; обеспечить овладение учащимися основами наук; форми­рование у них трудолюбия, нравственной чистоты; воспитание в духе любви к нашей Родине.
В соответствии с основными направлениями реформы сред­няя общеобразовательная школа должна стать одиннадцати­летней.
В начальных классах (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год. Это позволит обеспечить бо­лее основательное обучение детей чтению, письму и счету, эле­ментарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить умст­венную нагрузку учащихся и обеспечить последующее усвоение основ наук.
В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколе­ния к труду. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших клас­сов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоя­щий, необходимый обществу.
Учащиеся начальной школы (1—IV классы) должны овла­деть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяй­ственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов­ления игрушек, различных полезных предметов для школы, дет­ского сада, дома и т. д.
Реформа школы потребовала составления новых программ, разработки новых форм, методов и средств обучения.
В связи с этим перед методической наукой встали задачи, требующие безотлагательного решения. Это — создание новых учебников, комплексное воспитание учащихся в процессе обуче­ния природоведению, формирование ответственного отношения к природе, развитие активности, самостоятельности младших школьников в процессе изучения природоведения и целый ряд других, решение которых зависит от активности, творчества уче­ных и широких масс учительства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.