Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕВРОЗОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ЗПР.





Реферат по гидрокинезотерапия

РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫХ

ЗАНЯТИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ

НЕВРОЗОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ЗПР.

Казачинская С.А. 29.02.2016

£Место проведения: бассейн 6x10 м глубиной 70-90 см с Тводы 31 град.

ВОЗРАСТ-дошкольный и младший школьный Инструктор находится рядом с чашей бассейна.

Неврозы у детей могут быть различного происхождения, например:

неблагополучная (неполная) семья, врожденные или приобретенные заболевания, тяжелые физические и психологические травмы, долговременное пребывание в стационаре, последствия химиотерапии и др. Такие дети проявляют множество различных «страхов», в том числе зачастую боятся воды. Однако занятия в воде для них не только полезны, но и необходимы, учитывая уникальные свойства водной стихии. Как известно, нахождение в воде приводит к расслаблению мышц, в том числе и глубоко расположенных, что снимает спазмы, часто являющиеся следствием «страхов».

Проявления невроза при контакте с водой бывают самыми различными: агрессия к окружающим, истерика, имитация глухоты, быстрое замерзание в воде, преждевременная усталость и т.д. Задача инструктора - помочь ребенку преодолеть страх, индивидуально подойдя к каждому конкретному случаю. Необходимо помнить: 1) ребенок не виноват в своем невротическом состоянии; 2) нельзя отказывать в помощи ни при каких обстоятельствах, кроме медицинских противопоказаний; 3) не следует концентрировать внимание ребенка на его состоянии и сравнивать его с другими; 4) в группе ребенок должен себя почувствовать равным среди равных; 5) обязательно познакомиться с анамнезом, а также с родителями или родственниками ребенка, чтобы предположить причины невроза (при необходимости изолировать ребенка от родителей на время занятия); 6) не планировать конкретный результат, а также сроки его достижения; 7) постараться стать не наставником, а другом ребенка, и только в случае истерики применять более жесткие меры



Следует учитывать, что индивидуальное занятие редко бывает полезно таким детям, если только в первый-второй раз. Дети очень наблюдательны, поэтому иногда наблюдение за сверстниками само по себе снимает зажатость. В некоторых случаях нужно на время оставить ребенка «без внимания» и посмотреть за ним со стороны: стоит отвернуться, и через три-пять минут он перестает смотреть «в стенку» и поворачивается к детям, внимательно наблюдая за их счастливым купанием. Заметив это, стоит привлечь ребенка к «помощи»: принеси мне игрушку, подай девочке мячик и т.п. Предложить помочить ручки, ножки, побрызгать на других детей. Расслабившись, ребенок начинает доверять инструктору, поверив, что его никто насильно не бросит в воду. Тогда можно начать разговор, осторожно выясняя, чего же ребенок боится.



Иногда все очень просто(особенно у детей с ЗПР): думает, что в воде акулы или что его «засосет» в сливное отверстие.

Далее поставить ребенка ногами на дно, отвлекая его внимание на игрушки.
Постоять в воде и сделать несколько шагов, держась за поручни, - достижение первого
занятия. Следует громко похвалить ребенка (например, похлопать в ладоши), чтобы все
дети услышали и тоже похвалили его. £

Каждое достижение ребенка стоит отмечать и предложить ему самому «проговорить» вслух, что он сегодня сделал. В качестве награды можно поручить ему после занятия раздать всем конфеты. Дальнейшие шаги- выдох под воду, «звездочки», «стрелочки» и т.д. - постепенно внедрять в форме игры, не заботясь об отставании от других. Первая игра для малышей - «собачка», которая приносит ртом «хозяйке» плавающие колечки, заложив руки за спину. Более использовать метод полупассивного вмешательства и незаметной коррекции: пусть наблюдает за другими и подражает. Определить, в какой момент ребенок «созрел» для ныряния, можно только индивидуально. В этот момент использовать игру (проход в «волшебное кольцо» под водой) и мотивацию (пообещать любимое лакомство, приз и т.п.)



Более тяжелая ситуация с детьми, пострадавшими от психологических травм или с интоксикацией после химиотерапии. При правильном подходе, терпении и доброй атмосфере такие неврозы со временем сами затихают, но контакт с водой может значительно ускорить процесс исцеления. Именно с такими детьми целесообразно начать с индивидуальных занятий, ибо причина их страхов слишком глубока и не зависит от проявлений характера. На первых 2-3-х недолгих (20-25 мин в воде) занятиях спокойно вынести крики, агрессию, неконтактность, предоставив ребенку возможность просто быть в воде и получить от нее расслабление. Максимально использовать мотивацию (приз), заранее попросив родителей купить подарок. Очень функционально поместить рядом в воду старшего брата-сестру и иногда просить их о помощи в игре - это дает ощущение «защиты».

Далее действовать по состоянию ребенка в форме игры, с мотивацией, с похвалой и констатацией достижений вслух в присутствии других детей и родителей. Иногда за месяц ежедневных занятий удается лишь достичь спокойного отношения к воде и горизонтального положения на аквапалке, но для тяжелого невроза - это результат! Присутствие родителей около чаши бассейна - по решению инструктора. Дети с тяжелыми неврозами без родителей чаще впадают в «стопор»; истеричные дети, наоборот, успокаиваются и раскрепощаются.

Не следует ни при каких обстоятельствах надевать на ребенка надувные предметы - спасательный круг, нарукавники, пояс, мяч и т.п. Без серьезных нарушений в ОДА эти «помощники» только вредят, так как способствуют формированию ложных стереотипов движения в воде и отдаляют срок обучения нырянию и плаванию. Надувной мяч уводит малыша в глубокое место, что опасно для него.В случае требования ребенком дать ему надувной предмет (привык ранее), постараться отвлечь внимание, предложив аквапалку или пластиковую досочку. Хорошо помогает, к примеру, «звонок» на мобильный телефон «от главного врача» с требованием «просушить надувной инвентарь для ремонта».

После цикла занятий в 1-1,5 месяца для детей с неврозами полезно сделать перерыв в несколько месяцев. За это время ребенок теряет стереотип «страха, упрямства, попыток управлять инструктором и родителями», но остаются в подсознании положительные достижения первого цикла. Второй цикл проходит гораздо более успешно, «, хотя мотивации остаются прежними, ибо зависят от характера ребенка. Иногда за первое занятие второго цикла можно сделать больше, чем за весь первый цикл.

У детей с ЗПР сопутствуют нарушение координации, слабая концентрация внимания, гипервозбудимость, гипертонус мышц и т.д. Зато у них слабее привязка к родителям и реже склонность к истерии. Они открыты для ласки и похвалы. Страх перед каждой закрытой дверью (а также перед водой) может мгновенно обернуться полной открытостью и доверием, если подойти к ним осторожно, с вниманием и любовью. Такие дети будут очень благодарны и любвеобильны по отношению к человеку, помогшему преодолеть страх. Радость детей ЗПР, преодолевших страх, безмерна и очень эмоциональна. Повышается самооценка, появляется желание купаться без конца. На занятиях следует избегать жестких заданий, предоставив относительную свободу; однако внимательно наблюдать за безопасностью.

Необходимо хорошо отличать невротические проявления от проявлений характера, - например, истерик. Известно, что истерика - метод обратить на себя внимание, вызвать жалость к себе без оснований. Методы преодоления — игнорирование или жесткое наказание. Второе —для инструктора неприемлемо, поэтому используем первое: убрать родителей из зоны видимости («мама ушла в туалет»), не обращать внимания на крики. Чтобы не замерз, вывести из воды и в полотенце посадить «прокричаться» в отдельное помещение. При каждой новой истерике методично повторять изоляцию, - как правило, это срабатывает. Успокоившемуся ребенку не поминать недавнюю истерику, тем более что он начинает вести себя «как ни в чем не бывало».

Проявлением характера также является упрямство, нежелание подчиняться даже у девочек. Причиной часто являются проблемы в семье (авторитарность со стороны матери, отец «никакой» или его отсутствие). Здесь важно соблюдать разницу в подходе к мальчикам и к девочкам. Для мальчика без самостоятельным, принимать решения самому полезно, а для девочки важнее научиться подчиняться и быть гибкой. Мальчикам стоит «подыграть» в их самостоятельности, а девочек лучше «погнуть» (например, при долговременном нежелании нырять - бросить под воду). Полезно использовать авторитет отца девочки («папа лучше знает, что тебе делать»). Методичное преодоление упрямства девочки быстро дает результат: она подчиняется с радостью и не обижается, с гордостью рассказывая о своих достижениях другим детям.

РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЙ В ВОДЕ:

1. Ослабление мышечных спазмов

2. Психологическое расслабление

3. Укрепление мышечного корсета

4. Повышение самооценки у детей

5. Ослабление проявления невроза и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.