Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.





Цели и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности.

Основными целями морально-психологического обеспечения могут быть:

- формирование и поддержание высокого боевого духа, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;

- создание благоприятных условий для реализации морально-психологического и физического потенциала военнослужащих в боевой обстановке;

- достижение морального превосходства над противником для безусловного выполнения боевой задачи.

Все эти цели предполагают формулирование основных задач морально-психологического обеспечения деятельности войск, решение которых будет способствовать формированию готовности лич­ного состава к боевым действиям, достижению сплоченности кол­лективов, укреплению дисциплины и законности. Особое внимание следует уделить моральному превосходству над противником, уверенности в мощи своего оружия и военной техники.

Очевидно, что цели и задачи морально-психологического обеспечения позволяют в качестве организационного средства их реализации выделить его тактические и оперативные составляющие. На­пример, в звене подразделение – часть основными компонентами морально-психологического обеспечения могут быть информационно-воспитательная, социально-правовая, культурно-досуговая работа и другие мероприятия непосредственной подготовки личного состава.



В оперативном звене наиболее характерными могут быть такие
виды деятельности, как социально-психологическое обеспечение,
противодействие информационно-психологическим мероприятиям противника и другие.

До недавнего времени морально-психологическую сторону про­цесса в отдельный массив не выделяли. Ранее традиционно рассмат­ривались общие основы или принципы воспитания: воспитание в про­цессе ратного труда, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, сочетание требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, опора на положительный опыт, преемственность воспитательных воздействий и другие. В настоя­щее время они не потеряли свою актуальность и значимость. Но упор все-таки больше делается именно на морально-психологические основы. Почему?



Во-первых, мораль, нравственность - это исторически сложив­шиеся принципы, обычаи, традиции, в которых выражается отношение к Родине, труду, собственности, долгу и т.д. Они вырабатываются веками, осознаются и воспринимаются людьми, обретая силу привыч­ки.

Во-вторых, важнейшей опорой воинского воспитания является психология воинской деятельности. Она исследует закономерности развития и проявления психологических особенностей личности вои­на и воинских коллективов в условиях мирного и военного времени. Без учета этих закономерностей, без глубокого изучения психических процессов, свойств, состояния людей невозможно эффективно на них влиять.

Следовательно, морально-психологические основы представляют собой консолидацию ведущих идеи воспитания, их целевых устано­вок с реальными возможностями и потенциалом личности военнослу­жащего.

Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.

Проводимые в разных странах исследования убедительно сви­детельствуют о неуклонном росте в боевой обстановке психических травм личного состава. Так, если в период второй мировой войны они составляли 6-7% всех потерь, то в локальных войнах послед­него десятилетия достигли уже 25%. Это объясняется небывалой напряженностью современных боевых действии, их скоротечностью, массированным применением различных видов оружия, в том числе зажигательного и высокоточного. Становится очевидным, что в современных условиях значение психологической закалки военнослужащих в процессе обучения и воспитания трудно переоценить.



И, тем не менее, еще не везде у нас понимают важность психо­логической подготовки, а порой проявляется даже ее недооценка. Скажем, к созданию на занятиях и учениях обстановки, максимально приближенной к боевой, руководители подходят однобоко, упуская из виду мероприятия, способствующие повышению морально-боевой устойчивости как рядового и сержантского, так и офицерского состава. Но ведь это не дань "моде", а острая необходимость.

Не случайно во многих армиях считают, что на моральное состояние личного состава прежде всего влияют уровень боевой выучки, степень владения вооружением и боевой техникой, состояние воин­ской дисциплины. Хотя и материальное обеспечение не сбрасывают со счетов. "Укрепление морального состояния войск, - говорится и в одном из наставлений армии Великобритании, - является важнейшей задачей боевой подготовки. Моральная устойчивость войск складывается из дисциплины, боевого духа, воли к победе, самообладания, чувства собственного достоинства, преданности долгу, высокого сознания чести".

Подводя итоги операции "Буря в пустыне", главнокомандующий американскими силами в Персидском заливе генерал Шварцкопф под­робно остановился на действиях командиров, специальных сил пси­хологической обработки, военных психологов по морально-психологи­ческому обеспечению боевых подразделений, частей и отметил действенность проведенных ими мероприятий, во многом обеспечивающих успех.
Психологическое обеспечение сводится к специальной деятельнос­ти, нацеленной на поддержание высокой психологической активности
военнослужащих в ходе боевых действий или выполнения учебно-боевых задач. В частности, различными приемами снижается излишнее напряжение и устраняются отрицательные психологические последст­вия неудач, аварий, происшествий. Кроме того, принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, самоконт­роля.

Так что же такое боевая деятельность и каково ее психологи­ческое содержание?

Боевая деятельность - это проявляемая активность при дости­жении целей вооруженной борьбы.

Боевая деятельность весьма специфична по своим целям и за­дачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содер­жанию. Она имеет свои психологические закономерности, определен­ную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывает влияние ряд факторов: военно-политический, идеологический, военно-технический, а также проводимая в бою воспитательная работа и боевая и психологическая подготовка.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огром­ными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего напряжения всех сил воинов.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, вызвали повышенные моральные и психологические трудности в процессе достижения целей вооруженной борьбы. Поэто­му особенно актуальным является выявление психологических усло­вий эффективности и надежности боевой деятельности воинов, особенностей проявления в бою психологического фактора. Для военной теории и практики важно знать, как влияет воина, бой на психику людей, как управлять их поведением в боевой обстановке, пре­дупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психоло­гических моделей современных боевых действий.

Каждая боевая задача в психологическом отношении состоит из трех этапов - подготовительного, выполнения и заключительного. Проявление психических процессов, состояний и свойств солдата и командира, а также руководства, проведение непосредственной морально-политической и психологической подготовки на каждом этапе имеют свои особенности.

Подготовительный этап охватывает период деятельности воинов от момента получения боевой задачи до начала ее практичес­кого выполнения.

Приказ, как общеобязательное требование, разносторонне воздействует на психику и деятельность воинов. После получе­ния боевой задачи у них возникают различные психические состоя­ния, активизируются мотивы поведения, познавательные, эмоцио­нальные и волевые процессы, свойства личности, их опыт и мас­терство.

Этап выполнения боевой задачи охватывает период от начала конкретных действий, направленных на реализацию поставленной в приказе цели, до момента полного ее достижения. В данный период воины не просто осуществляют оформившиеся при подготовке к бою установки, стремления, принятые решения и планы. С началом боя появляются новые трудности и непредвиденные препят­ствия. Психическая регуляция при ведении боя приобретает новые черты. На деятельность и субъективное состояние каждого воина, выполняющего свои обязанности, накладывают отпечаток опасности, динамичность, решительность и напряженность боя, его большой пространственный размах и высокоманевренный характер.

На заключительном этапе боя проявление психики и поведение воинов зависят от его результата, длительности и напряженности, понесенных потерь, работы, которую проводят в подразделениях командиры и воспитатели. На состояние психики и поведение людей после боя влияет обстановка непосредственной или потенциальной опасности, стоящей перед ними.

Итак, обстановка современного боя предъявляет высокие требования к моральному духу воина, для эффективной деятельности воина в современном бою необходимы:

- высокий уровень мотивации поведения при выполнении поставленных задач

- прочность морально-боевых качеств;

- высокое боевое мастерство;

- способность к быстрому вхождению в боевую обстановку;

- умение преодолевать отрицательное влияние различных форм трудностей и мнений;

- сплоченность воинского коллектива;

Одним из важнейших условий эффективности деятельности воинов и боевых коллективов в бою является своевременное и непрерывное управляющее морально-психологическое воздействие командира и воспитателя на их поведение.

Данные о влиянии боевой обстановки на психику и боевые дей­ствия бойцов и боевых коллективов, о видах психических реакции и состояний, возникающих в бою, позволяют детально определять задачи и пути психологической подготовки личного состава к боевым действиям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.