стадия «Экспериментирования».
ТЕМА «Социальная психология групп».
v Понятия и основные характеристики группы.
Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются её членами с точки зрения других людей (Мертон).
Или
Группа -определенная система деятельности, заданная её местом в системе общественного разделения труда.
Основные характеристики группы:
§ Композиция группы (или её состав)- численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение и пр.
§ Структура группы- функции, которые выполняют отдельные члены группы (структура предпочтений, власти, коммуникаций);
§ Групповые процессы – групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.
Психологические характеристики группы:
· Групповые интересы;
· Групповые потребности;
· Групповые нормы;
· Групповые ценности;
· Групповое мнение;
· Групповые цели.
Положение каждого индивида в группе определяется следующими понятиями:
§ Статус - обозначает место индивида в группе, статус соединяет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;
§ Роль индивида в группе - содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы; наиболее яркий пример- развитие семейных ролей (невеста, жена, мать, бабушка);
§ Система групповых ожиданий - от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций;
§ Групповые нормы - определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов;
§ Система санкций - совокупность механизмов, с помощью которых группа заставляет соблюдать групповые нормы её членов. Бывают : поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.
v Классификация групп
Ø Большие(более 40 человек)– малые(от 2 до 20- 40 человек)
Ø Условные(создаваемые по определенному признаку: пол, возраст, профессия)- реальные
Ø Постоянные(рабочий коллектив) – временные (купе поезда)
Ø Искусственные(классы)– естественные(семьи)
Ø Организованные – стихийные
Ø Открытые – закрытые
Ø Формальные(на основании официальных документов) - неформальные
Также группы могут быть:
· Первичные (состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи):
· Вторичные (образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей).
В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.
· Референтные(реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом)
v Причины вступления в группу:
- Как средство биологического выживания;
- Как средство социализации и формирования психики человека;
- Как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному;
- Как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания;
- Как средство ослабления неприятных чувств: страха, тревоги;
- Как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека;
- Как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей;
- Как средство информационного, материального и прочего обмена.
v Динамические процессы в группах.
Динамические процессы –совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время её существования.
К динамическим процессам относят:
- Образование малых групп;
- Развитие групп (включая все этапы);
- Процессы групповой сплоченности (выработка групповых норм, правил, ценностей);
- Процессы лидерства и руководства;
- Процессы принятия групповых решений;
- Процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе.
Стадии развития группы:
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность.
Сплоченность коллектива зависит от того на какой стадии развития он находится. Выделяют 5 стадий.
Стадия «притирка».
Люди знакомятся, приглядываются друг к другу, стараются показать своё «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах, при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении на этой стадии играет руководитель.
Стадия «конфликтная».
Наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, пользующийся авторитетом у большинства членов группы.
Открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значения личные взаимоотношения. Начинается борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможны противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
стадия «Экспериментирования».
Потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.
4 стадия «Опыт успешного решения проблем»-коллектив к проблемам подходит с одной стороны реалистически, с другой стороны творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежности к нему. Группа способна успешно решать совместные задачи.
5 стадия «МЫ»-внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, удовлетворены своим пребыванием в группе, чем более чётко осознаются групповые цели тем выше уровень сплоченности группы. Слабые члены группы получают поддержку от группы, а не высмеиваются.
Далеко не все коллективы выходят на высшие (4 и 5 уровни).
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе являются его социально- психологический климат - совокупность отношений членов группы:
1) к условиям и характеру совместной деятельности;
2) к коллегам, членам коллектива;
3) к руководителю коллектива
К числу основныхфакторов групповой сплоченностиотносятся:
· сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
· ясность групповых целей, их принятие членами группы;
· демократический стиль управления;
· взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
· отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
· престиж и традиции группы.
Групповое давлениеобуславливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов.
Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов; возможны
групповые феномены:
Феномен фацилитации - усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей; (проявляется ярче, когда наблюдатели нам незнакомы и за ними трудно уследить)
Феномен ингибиции -затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности, когда за ним наблюдают.
Феномен групповой нормализации - изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы (формируется усредненный групповой стандарт);
Феномен групповой поляризации, экстремизации - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение более рискованное, чем принимаемое индивидуально.
Феномен группомыслия - даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных её членов.
Феномен подчинения авторитету, в сочетаниис феноменом «атрибуции ответственности»,- когда человек приписывает ответственность за всё происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|