Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопросник для оценки состояния бизнеса





Внутренние переменные Вопрос
Закупки Производятся ли закупки лучшей продукции по самым низким ценам и без создания слишком больших запасов?
Физические ресурсы Являются ли физические ресурсы современными и эффективными? Достаточно ли дополнительного места и мощностей и для производства, и для складирования?
Продукция Имеет ли система оптовой торговли и доставки потребителям достаточное быстродействие и достаточно низкую себестоимость? Расположены ли там, где нужно? На каких этапах своего жизненного цикла находятся различные виды продукции? Насколько большой сегмент рынка занимает продукция? Каковы цены: слишком высоки, слишком низки или же примерно такие, как надо?
Сбыт и продвижение товаров или услуг Достаточно ли большому числу заказчиков (клиентов) продают свою продукцию? Рекламируют ли и продвигают ли на рынок свои товары или услуги так же эффективно, как конкуренты?
Исследования и разработки Прикладывают ли достаточные усилия к проведению исследований и разработок? Насколько эффективны возрастная структура и знания, навыки и умения сотрудников?
Менеджеры Финансы То же самое, что в предыдущем пункте, и, кроме того: хорошо ли они руководят людьми и процессами? Сколько денег дополнительно могли бы раздобыть, либо заняв их, либо продав максимальное количество акций?
Организационные вопросы Эффективна ли структура организации? Затрудняет ли работу использование систем? Разумна ли политика фирмы в различных областях? Насколько здоровая атмосфера в коллективе и высок ли моральный дух?
Общая оценка эффективности Какова рентабельность бизнеса?

 



Рекомендуемая литература:

1. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

2. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. 328 c.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. 384 с.



4. Бабашкин, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / А.М. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2007. 480 c.

5. Гайнанов, Д.А. Теория и механизмы современного государственного управления: Учебное пособие / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с. Режим доступа: http://znanium.com.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте роль и развитие предпринимательства и малого бизнеса.

2. Каковы основные задачи государственного регулирования предпринимательства?

3. Как осуществляется государственное регулирование предпринимательства?

4. Перечислите направления перспективного развития предпринимательства.

5. Раскройте основные направления формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

 

Тема 9. Государственное регулирование инвестиций
и инновационная политика государства

Вопросы для изучения:

1. Определение роли государства в инвестиционной и инновационной политике.

2. Изучение факторов, влияющих на государственное регулирование инвестиций и инновационную политику.

 

Задание 1.Анализ практических ситуаций.

А) Китайская экономика на протяжении всего периода реформ остается классичес­кой индустриальной экономикой, рост которой пропорционален объему инвестируемого капитала. В этом отношении КНР схожа с другими странами региона (например, с Южной Кореей, где доля инвестиций в ВВП выросла с 1961 по 1980 г. с 12,0 до 34,1%, показала в эти годы средний темп экономического роста в 8,4%; в Сингапуре в 1965-1984 гг. инвестиции взлетели с 21,1 до 47,7% ВВП, что обеспечило темпы роста в 10%). В Китае увеличение инвестиций было менее резким (с 31,6% ВВП в 1978 г. до 42,3% в 2007-м), но их доля в ВВП установилась в 2000-е гг. на одном из самых высоких значений в мире. Так, в 2004 г. среднемировой показатель составил 21,4%, а китайский ˗ 43,2%, т. е. превзошел его более чем вдвое. Китайские инвестиции опираются на высокую норму сбережений (49,9% ВВП в 2007 г.), причем доминирующими являются сбережения частного сектора (население обеспечивает 21% ВВП, корпоративный сектор ˗ более 20%, государство ˗ около 7,5%). Если использовать так называемый «золотой коэффициент» сбережений, в свое время предложенный Э. Фелпсом, то этот показатель составляет для Китая 38-42%, и, таким образом, в 2000-е гг. наблюдается даже некоторый перекос в политике сбережений, сдерживающий развитие внутреннего спроса (последнее отчасти объясняется тем, что после реформы социальных обязательств предприятий во второй половине 1990-х гг. граждане почувствовали себя менее социально защищенными и стали сберегать больше). В последние годы, осознавая имеющиеся проблемы, правительство проводит политику стимулирования потребления и расширения внутреннего спроса. Следует заметить, что широко распространенное представление о решающей роли иностранных инвестиций в развитии китайской экономики не вполне соответствует действительности. Хотя объем иностранных инвестиций в 1981-1996 гг. вырос приблизительно в 80 раз, а в 1990-е гг. они обеспечивали в среднем 3,0 из 10,1% ежегодного прироста ВВП страны, максимальная доля иностранных источников в валовых инвестициях составила в 1996 г. 11,99%, после чего стала последовательно снижаться (до менее чем 2% в 2010 г.). В последние годы Китай в достаточной степени обеспечен финансовыми ресурсами, и поэтому требование увеличения объема иностранных инвестиций сменяется сейчас задачей повышения их качества. Привлекательность КНР как места приложения инвестиций определяется прежде всего объемами рынка, относительной дешевизной рабочей силы и сырья, стабильным развитием инфраструктуры и снижающимися транзакционными издержками, а также постоянным расширением числа отраслей, открытых для инвестиций из-за рубежа. Важную роль играет укрепление правовой защиты инвесторов ˗ как китайских, так и иностранных. Все это позволяет правительству постепенно отказываться от льгот для иностранных компаний (к примеру, в 2007 г. был принят закон о налоге на прибыль предприятий, установивший единую шкалу в 25%, тогда как ранее некоторые иностранные компании платили льготный налог в 15%).Все это, однако, не значит, что в сфере привлечения и освоения инвестиций в Китае нет проблем и трудностей. Нельзя не отметить, в частности, неравномерность инвестиционной активности в отдельных регионах страны, что отражается в объемах накопленного основного капитала. Например, в провинции Цзянсу данный показатель достигал в 2005 г. 1,39 трлн. юаней, тогда как в провинции Цинхай ˗ всего 54,2 млрд. юаней, или в 20 раз меньше. В пересчете на одного жителя самый высокий показатель фондовооруженности фиксируется в Пекине (82 200 юаней на человека), а самый низкий ˗ в Гуйчжоу (4700 юаней на человека). Такое непропорциональное распределение инвестиций становится серьезной проблемой. Следует отметить, что перегрев в инвестиционной сфере содействует росту цен на базовые товары и оказывает существенное давление на текущее потребление. Так, если в 2009 г. ВВП Китая составлял 8,5% от общемирового, то потребление нефти ˗ 10,4%, стали ˗ 46,4%, а каменного угля ˗ 46,9%. Высока доля Китая в потреблении металлов и строительных материалов, что подталкивает цены на эти ресурсы вверх, угрожая дальнейшему развитию экономики. Беспокойство вызывает и то, что с 2001 по 2009 г. доля инвестиций в ВВП выросла с 36,5 до 47,7%, а доля конечного потребления снизилась с 61,4 до 48,0%, в том числе домохозяйств ˗ с 45,3 до 35,1%. Отвлечение средств от нужд потребления в пользу инвестиций сегодня уже не выглядит плюсом для экономического развития. В таких условиях важной задачей правительства выступает регулирование структуры инвестиций. Приоритетами тут выступают, во-первых, сфера высоких технологий и разработка более экологичных и энергетически эффективных методов производства; во-вторых, производство материальных условий для жизни ˗ например, строительство доступного жилья с низкой арендной платой и общественной арендой (12-й пятилетний план ориентирует на постройку 36 млн. таких социальных квартир), развитие здравоохранения и медицины, а также образования (особенно среднего специального); в-третьих, коммунальное хозяйство и инфраструктурные объекты, особенно в сельских и отдаленных районах страны. В инвестиционном плане, которым китайское правительство ответило на вызовы финансового кризиса и который предполагает выделение 4 трлн. юаней, на инвестиции в строительство доступного жилья, инженерных коммуникаций в деревнях и социальные инвестиции приходится 43,7% общей суммы; на инновации, реструктуризацию, энергосбережение, сокращение выбросов и экологические программы ˗ 15,3%.Экономический рост КНР в последние десятилетия базировался на масштабных инвестициях. В наши дни мы стремимся перейти к более сбалансированной модели, предполагающей рост народного потребления и развитие капиталовложений китайских компаний за рубежом. В рейтинге глобальных инвесторов Китай с 18-й позиции во время «10-й пятилетки» вышел уже на 5-ю, а объем вложенных средств вырос с $26 млрд. в 2008 г. до $60 млрд. в 2010-м. Предполагается, что такие инвестиции будут увеличиваться и в будущем.



Источник: ВЕДОМОСТИ. 05.04.2011, 59 (2825). У Чжифэн. Слово и дело: Как привлечь деньги. Перевод с китайского Алeны Павловой.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль сбережений в структуре инвестиций Китая?

2. Какова отраслевая структура инвестиций в Китае?

3. Что может быть полезного из опыта Китая для экономики России?

 

Б) Наличие собственной Silicon Valley (Силиконовой долины) становится сегодня вопросом престижа для любого государства, стремящегося попасть в разряд технологически развитых стран. Силиконовая долина – это выдуманное журналистами название части графства Санта-Клара в Центральной Калифорнии, лежащей в 30 км. к югу от Сан-Франциско. Здесь базируется более 4 тысяч компьютерных фирм с полумиллионом сотрудников, выпускается треть продукции ракето- и самолетостроения США, а также пятая часть полупроводников и шестая часть компьютеров в мире.

Но главную достопримечательность Силиконовой долины скорее можно отнести к области виртуальной, а не реальной экономики. Речь идет о феномене венчурного бизнеса – специфическом виде финансирования высоко прибыльных рискованных проектов. За годы своего существования Силиконовая долина стала примером успешного развития венчурного капитала. Большинство местных предприятий – мелкие и средние фирмы, созданные на деньги венчурных компаний.

Инвестиции последних в компьютерный бизнес в 70-е годы многие считали чудачеством. Но в 80-е и 90-е годы вложения в новые компьютерные и информационные технологии по прибыльности и срокам окупаемости обогнали торговлю недвижимостью и биржевые спекуляции.

Венчурное финансирование парадоксальным образом стало одним из двигателей американской экономики, хотя объем капиталовложений венчурного бизнеса в той же Силиконовой долине не превышает 12 млрд. долл. в год.

Сравнительно небольшие предприятия, развивая новые идеи и создавая новые технологии, тянут за собой гигантов, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях. «Венчурная психология», ожидание баснословных прибылей от сравнительно небольших вложений, наложила сильный отпечаток на современное американское общество. Широкое развитие фондового рынка фактически превратило значительную часть экономики США в гигантское венчурное предприятие.

Полвека назад ничто не предвещало грядущего расцвета «венчурной цивилизации2 Калифорнии. Спустя несколько десятилетий долина получила известность благодаря микропроцессору, сделанному на основе кристаллов кремния.

Хотя кремний – основной элемент земной коры, легко доступный повсюду, именно здесь он стал символом успеха. В декабре 1947 г. в долине произошло событие, определившее ее дальнейшее развитие. В лабораториях AT&T Bell впервые для усиления электрического тока был использован кремниевый полупроводник. Это изобретение позволило заменить вакуумные «трубки» применявшиеся в первых ЭВМ, созданных в 1946 г. на Восточном побережье, небольшими и относительно дешевыми интегральными схемами.

Принципиальную роль в будущем буме сыграл расположенный в долине близ города Пало-Альто один из самых престижных частных университетов США – Стэнфордский. Почетное звание отца Силиконовой долины принадлежит выдающемуся электротехнику из Стэнфорда профессору Фредерику Терману. В 30-е годы он читал здесь курс радиоэлектроники и побуждал своих студентов или работать в местных компаниях, или основывать собственный бизнес, а не уезжать на Восточное побережье. Инновации Стэнфордского университета стали основой будущей специализации долины.

В XX веке ключом к экономическому успеху стало, прежде всего, первенство в сфере научно-технических разработок. Одновременно развитие системы социального обеспечения и страхования привело к тому, что на рынке появилось много свободного капитала, который промышленность уже не могла использовать с выгодой. Фондовый рынок, привлекающий большую часть таких средств, подвержен периодическим кризисам, поэтому пенсионные фонды и страховые компании осторожно относятся к инвестициям в ценные бумаги. В то же время постоянно существует дефицит инвестиций в новейшие разработки в области компьютерных технологий, средств связи и медицины. Именно здесь появились американские венчурные компании, выступающие в качестве посредников и использующие деньги пенсионных и страховыхфондов, а также банков для финансирования разработок в этих сферах. Венчурные фирмы, таким образом, снимают с фондов ответственность за возможные потери и делят ее с теми компаниями, в которые вкладывают привлеченные средства. На то, чтобы создать эту схему и заставить ее прибыльно работать, ушел не один десяток лет.

В 1950 г. при Стэнфордском университете был основан Industrial Park, позже переименованный в Research Park. За квалифицированными кадрами в долину потянулись промышленники. В 50-е годы электротехнические компании, такие как General Electric, Sylvania, Westinghouse Electric и Ford Philco, разместили свои производства в Пало-Альто и соседних с ним городках. А в Сан-Хосе, самом большом городе долины, компания IBM создала крупный исследовательский центр. Вслед за гигантами в графстве Санта-Клара появились небольшие компании. За считанные годы здесь возник прообраз современных технопарков. На нескольких квадратных километрах возникла новая форма связи науки и производства.

К началу 70-х годов в долине существовало 15 фирм, производивших полупроводники. Критическая масса была достигнута, что послужило началом компьютерной революции. В 1974 г. миниатюризация полупроводниковых плат привела к созданию на фирме Intel микропроцессора 4004, способного производить миллионы операций в секунду. С тех пор объем информации, обрабатываемой процессорами, удваивался каждые 2 года, и компьютеры стали проникать в повседневную жизнь, особенно после того, как в 1976 г. фирма Apple (ее производство тогда занимало один гараж) собрала первый в мире персональный компьютер. Тогда же редактор Microelectronics News Дон Хофлер впервые назвал долину Силиконовой.

На этом этапе проблема финансирования встала во всей остроте. Если первые технические фирмы существовали благодаря военным заказам, то когда счет компаний пошел на сотни, государственных денег хватать на всех не стало. На одних же частных заказах просуществовать было трудно. Ректор Стэнфордского университета пытался решить финансовые проблемы компаний, сдавая им участки земли технопарка в аренду на 99 лет по льготным ставкам. Тем не менее, компании были вынуждены привлекать заемные капиталы. Сначала на смену госбюджету пришел банковский капитал Восточного побережья США. Однако банки не были готовы идти на рискованные операции в больших масштабах, и вскоре их заменил капитал, который был готов рисковать, – венчурные инвестиционные компании. Была выведена формула успеха по-калифорнийски: интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал.

Пятая часть американских венчурных компаний сосредоточена в Калифорнии, в основном в Сан-Франциско. В отличие от банков, которые на определенных условиях ссужают средства на основание дела, компании венчурного капитала поступают иначе. У образующейся или уже действующей фирмы, которая еще не представлена на фондовой бирже, покупается пакет акций – 50% или больше. Подобным образом финансируется ее последующая деятельность. Согласно исследованию, проведенному одной из американских корпораций, в среднем каждая венчурная компания финансирует в год 7 проектов.

Механизм получения денег достаточно прост: необходимо прийти к венчурному капиталисту и убедить его в высокой прибыльности предлагаемого проекта. Каждая венчурная фирма получает в месяц двести-триста предложений от людей, обещающих, как правило, рост капитализации в 10 – 50 раз через два-три года после появления компании. Но не каждый более или менее интересный проект или новая компания могут рассчитывать на вливания. Примерно из тысячи фирм, обратившихся за инвестициями в венчурные компании и приславших свои бизнес-планы, только семь получают необходимые средства в обмен на акции.

Однако перед тем, как сделать такой шаг, венчурные компании тщательно рассматривают предложения об инвестициях, обращая внимание, прежде всего, на профиль деятельности компании, ее руководство, перспективность и окупаемость предлагаемых проектов. Причем обычно у новых компаний основные проблемы возникают с руководством, которое в глазах потенциального инвестора выглядит малоопытным. Именно поэтому венчурные компании часто включают в руководство клиентов своих менеджеров, которые не просто наблюдают за деятельностью подопечных, но и участвуют в принятии всех ключевых решений, назначают или снимают людей с руководящих постов. Одновременно ведется раскрутка новой компании в средствах массовой информации, призванная убедить потенциальных инвесторов покупать ее акции. По прошествии определенного периода (оговоренного сторонами при заключении сделки), обычно через два-четыре года, венчурные компании вместе с высокой прибылью могут получить деньги назад, продав свой пакет, когда бумаги компании-клиента начнут котироваться на фондовой бирже.

Постоянный приток венчурного капитала и компьютерный бум начала 90-х за последние восемь лет создали в Силиконовой долине более 200 тысяч рабочих мест.

Ежегодные объемы средств, вкладываемых американскими венчурными компаниями в новые технологии, постоянно растут. Не последнюю роль в этом играет законодательство США, снимающее с новообразованных компаний часть налогового бремени, стимулируя тем самым приток в них свободного капитала. При венчурном финансировании проектов долины 20 – 30% новых предприятий дают фактический доход в 200 – 300%, 10 – 20% разоряются, оставшиеся имеют норму прибыли в 40%.

Нигде в мире столько людей за такое короткое время не становились миллионерами. И это притягивает в долину все больше денег.

Источник: статья А. Кокшарова, П. Кирьяна «Торговцы будущим», опубликованной в журнале «Эксперт», 1999, № 23.

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и выделите основные формы инновационного предпринимательства.

2. Выделите ключевые факторы успеха инновационных стратегий.

3. Раскройте механизм влияния малых инновационных предприятий на развитие техники и технологии.

4. Какие формы финансирования инновационных проектов оказали решающее влияние на успех предприятий Силиконовой долины и какие инфраструктурые условия способствовали этому успеху? Ответы обоснуйте.

 

Рекомендуемая литература:

1. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

2. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. 328 c.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. 384 с.

4. Бабашкин, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / А.М. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2007. 480 c.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте динамику и структуру инвестиций в Российской Федерации.

2. Каковы приоритеты государственной инвестиционной политики?

3. Какие существуют методы стимулирования инвестиций?

4. Охарактеризуйте способы привлечения иностранного капитала.

5. Чем характеризуется инновационная деятельность в России?

6. Каковы основные цели и направления государственной научно-технической политики?

Тема 10.Налоговая система Российской Федерации

Вопросы для изучения:

1. Определение роли государства в налоговой системе.

2. Разработка эффективных мер в системе налогообложения.

 

Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания[9]:

А) Как Вы понимаете следующий тезис Яноша Корнаи: «Налоговая система должна быть как можно более нейтральной. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать граждан через систему налогов»? (Янош Корнаи. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. с. 78.)

Б) «Когда ставки налогов возрастают настолько, что начинают служить препятствием для капиталовложений, материальные ценности и рабочие места, которые могли бы быть созданы, остаются только в замыслах». (А. Лаффер)

В) « Как бы ни был велик налог, но если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо Богатства». (Петти В. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической классики. М., Эконов, Т. 1. С. 23.)

Задание 2.Работа в малых группах.

А) Многие российские предприниматели, экономисты, политики считают, что уровень налогообложения в нашей стране чрезмерно высок и это убивает стимулы к труду и предпринимательской деятельности.

За каждой из таких дискуссий – противоречивые интересы различных групп общества. Например, представители аграрного сектора постоянно требуют увеличения пошлин на ввозимое в Россию продовольствие. Взимание таких пошлин делает импортные продукты питания более дорогими, а значит, спрос на них и доходы фирм-импортеров падают. Это, естественно, облегчает сбыт продовольствия отечественного производства. Но против таких повышенных пошлин столь же резко выступают мэры Москвы и Санкт-Петербурга. Их заботит продовольственное снабжение этих огромных городов, налоговые поступления в городские бюджеты.

Задание.

1. Разбейтесь на три группы, представляющие интересы мэров крупных городов, аграрного сектора экономики и Федеральной налоговой службы.

2. Группы мэров и аграриев должны обосновать свою позицию по рассматриваемому вопросу, с пониманием и критически отнестись к точке зрения оппонента.

3. Представителям ФНС необходимо определить направления совершенствования системы налогообложения в стране.

Б) Однажды в Токио проходила демонстрация учителей государственных школ у здания Министерства финансов. Они протестовали против планов правительства снизить подоходный налог.

Задание.

1. Разбейтесь на две группы, представляющие интересы учителей и Министерства финансов.

2. Группе учителей необходимо объяснить причину протеста против планов правительства снизить подоходный налог.

3. «Министерству финансов» необходимо обосновать целесообразность снижения подоходного налога.

4. Всем участникам дискуссии необходимо найти оптимальный, приемлемый для всех вариант совершенствования налоговой системы.

Задание 3.Дискуссии относительно практики использования инструментов фискальной политики (подумайте и выскажите свое мнение)[10].

Отвечая на вопрос репортеров о том, почему он отстаивал необходимость сокращения налогов, президент Дж. Кеннеди ответил: «Чтобы стимулировать экономику. Разве вы не помните текст на странице 101 учебника по экономикс?» Политика Дж. Кеннеди была основана на анализе налогов. Своей задачей он видел увеличение совокупного спроса с целью стимулирования производства и занятости. Дж. Кеннеди полагался на команду экономических советников, в которую входили такие видные учёные, Джеймс Тобин и Роберт Солоу, впоследствии удостоенные Нобелевской премии за вклад в экономическую науку. Будучи студентами, в 1940-е годы они изучали «Общую теорию» Дж. М. Кейнса, которая вышла в свет несколькими годами ранее. Предлагая президенту сократить налоги, экономические советники претворяли в жизнь идеи великого экономиста.

Хотя изменения в налогообложении могут оказывать мощное воздействие на совокупный спрос, они сопровождаются побочными эффектами. В частности, изменяя стимулы, налоги влияют на совокупное предложение товаров и услуг. Так, Дж. Кеннеди предлагал ввести инвестиционные налоговые льготы для фирм, осуществляющих новые капиталовложения. Высокий уровень инвестиций не только немедленно стимулировал бы совокупный спрос, но и через некоторое время привел бы к увеличению производительности экономики. Таким образом, краткосрочная цель увеличения производства посредством воздействия на совокупный спрос была в то время и долгосрочной целью увеличения производства посредством высокого совокупного предложения. И действительно, когда предложенное Дж. Кеннеди сокращение налогов приобрело в 1964 г. законную силу, США вступили в период устойчивого экономического роста.

Многие американские государственные деятели время от времени предлагают использовать финансово-бюджетную политику как инструмент управления совокупным спросом. В свое время Дж. Буш – старший попытался ускорить выход экономики из спада путем снижения налоговых удержаний. Аналогично одним из первых предложений президента Б. Клинтона оказался «стимулирующий пакет» увеличения правительственных расходов, который позволил бы экономике восстановиться после рецессии. Однако планам не суждено было сбыться, т.к. многие члены конгресса (и многие экономисты) полагали, что президент выступил со своими предложениями слишком поздно. Кроме того, конгрессмены пришли к выводу, что сокращение бюджетного дефицита с целью стимулирования долгосрочного экономического роста – задача более важная, нежели краткосрочное увеличение совокупного спроса.

(Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Мэнкью Н.Г. СПб.: Питер, 2003. С. 498).

 

Рекомендуемая литература:

1. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

2. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. 328 c.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. 384 с.

4. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 488 с.

5. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / В.М. Прудников. 3-e изд. М.: ИД РИОР: ИНФРА-М, 2010. 232 с. Режим доступа: http://znanium.com.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

2. Что такое налоговые льготы? Кому и в каких целях они предоставляются? Приведите примеры налоговых льгот в России.

3. Какие проблемы решает государство, воздействуя на потребительские решения домохозяйств через систему налогов?

4. Каково содержание эффективности налогообложения?

5. Как влияет состояние экономического развития страны на сочетание прямых и косвенных налогов?

Тема 11.Государственное регулирование развития регионов

Вопросы для изучения:

1. Определение роли государственного регулирования в развитии регионов.

2. Изучение региональных программ социально-экономического развития.

 

Задание 1. Конкретизируйте основные стратегические цели регионального развития. Обоснуйте их важность и актуальность на данном этапе развития.

Задание 2. Определите понятие «комплексная программа социально-экономического развития». Приведите пример и проанализируйте существующую программу развития региона.

Задание 3. Работа в малых группах. Планирование социально-экономических процессов в регионе.

Цель – дать курсантам возможность применить теоретические знания на практике в виде планирования социально-экономических процессов на конкретном примере.

Разработать перспективный план развития региона.

Предварительный этап.

1. Анализ исходной ситуации:

– экономическая ситуация,

– социальное положение,

– организационные меры,

– психолого-педагогические аспекты,

– нравственная атмосфера.

1 этап.

1. Определение целей и задачи исследования.

2. Разработка методологии и методики исследования.

3. Определение регионов, объектов исследования.

4. Создание творческих групп разработчиков, экспертов.

5. Разработка основных положений концепции.

6. Разработка методики анализа проблемы.

Результаты:

Разработана концепция прогностического моделирования.

Разработана методика анализа.

Разработаны первоначальные модели регулирования экономики.

2 этап.

1. Определяются виды, формы перспективной экономической деятельности.

2. Анализируется пакет нормативных документов.

3. Составляется сборник нормативных актов и документов.

4. Разрабатывается документация по организации экономической деятельности.

5. Вырабатываются рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности.

3 этап.

1. Исследуется характер коммерческой, экономической деятельности и ее соотношение.

2. Разрабатываются методики и рекомендации.

3. Подготавливаются информационные материалы.

4. Проводятся социологические исследования.

5. Анализируется зарубежный опыт.

6. Разрабатывается механизм контроля ситуации и реализации рекомендуемых мероприятий.

 

Рекомендуемая литература:

1. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

2. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. 328 c.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. 384 с.

4. Бабашкин, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / А.М. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2007. 480 c.

5. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАГС, 2005. 834 с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте региональную политику как основу государственного регулирования территориального развития.

2. Охарактеризуйте целевые программы территориального развития как формы государственного регулирования экономики.

3. Перечислите принципы государственного регулирования территориального развития.

4. Охарактеризуйте систему государственных гарантий при реализации региональной политики.

5. Назовите основные направления разработки региональных программ на уровне местных органов власти и управления.

Тема 12. Перспективы развития
государственного регулирования экономики

Вопросы для изучения:

1. Определение эффективности государственного регулирования экономики.

2. Определение перспектив развития государственного регулирования экономики.

 

Деловая игра «Факторы конкурентоспособности стран БРИКС»[11]

Цели игры – научиться работать со статистическими данными, анализировать факторы конкурентоспособности стран мировой экономики, самостоятельно сделать выводы, научиться работать в команде.

Игра проводится в два этапа.

Подготовительный этап. Курсанты создают пять команд перспективных молодых специалистов, работающих в организации TheWorldEconomicForum. Им поручили принять участие в приготовлении ежегодного отчета о факторах конкурентоспособности динамично развивающихся стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), представителями которых они являются, и сделать соответствующие выводы и прогнозы. Исследование распределено между командами из-за его большого объема.

Общеизвестно, что члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия – богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия – крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

Индия – дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай – обладатель дешёвых трудовых ресурсов;

Южно-Африканская республика – природные ресурсы.

Курсантам предлагается совместно самостоятельно выделить основные параметры анализа конкурентоспособности стран мировой экономики, используя различные теории (например, теорию М. Портера) и проанализировать факторы конкурентоспособности стран БРИКС. В анализе допускается, в том числе, использование результатов различных рейтингов конкурентоспособности стран за последние годы. В качестве домашнего задания каждая команда готовит доклад- презентацию по конкретной стране.

Игра. Проводится Экономический форум, на котором с подготовленными докладами (на 10 минут) выступают 5 команд. Прослушав все доклады, участники форума за круглым столом обсуждают наиболее важные сообщения, актуальные для российской экономики. Представители каждой команды выделяют конкурентные преимущества своей страны. Основная задача этого этапа – на основе анализа конкурентоспособности стран БРИКС выявить слабые и сильные стороны российской экономики и предложить свое видение повышения конкурентоспособности нашей страны.

По итогам игры курсанты готовят совместный отчет с Экономического форума.

 

Рекомендуемая литература:

1. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

2. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2011. 328 c.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. 384 с.

4. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / В.М. Прудников. 3-e изд. М.: ИД РИОР: ИНФРА-М, 2010. 232 с. Режим доступа: http://znanium.com.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется эффективность государственного регулирования экономики?

2. Какие факторы оказывают влияние на эффективность государственного регулирования экономики?

3. Перечислите субъективные факторы, ограничивающие эффективность государственного регулирования.

4. Какое влияние оказывает глобализация на формы и методы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте угрозы экономической безопасности и их проявления в России.

Вопросы к экзамену

1. Государство и его роль в развитии общества. Причины усиления роли государства в эконом

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.