Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)





Существование огромного количества культов, течений и мелких сект в Древнем Египте постепенно стали расслаивать население на носителей идеологий определенных культов и создавать разобщенность египетского народа и враждебное отношение к богу другого города-нома. В связи с этим происходит отожествление богов двух разных номов для создания одного – общего. Богов становилось с каждым веком все меньше, некоторые утрачивали свои очаги поклонения и забывались, но чаще всего происходило отожествление одного бога с другим более почитаемым. В связи со сложившейся ситуацией возникла необходимость создания одной общей религии для всего народа проживающего в Египетской державе. Существует также предположение Алексея Морозова, что «Реформа связана с извержением вулкана Санторин приблизительно в 1380 году до н. э. Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать резкий переход к усиленному поклонению «разгневавшемуся» богу Солнца».[28]

Стоит отметить социально-экономическую ситуацию в стране и само государственное управление. Происходило обширное разграбление стран завоеванных армиями Египта, увеличение налогов-податей с населения, увеличение роли жречества в социальной структуре. Жречество, как обособившийся слой населения еще в период Среднего царства занял главенствующее положение в обществе. Ему принадлежали полномочия в основном по характеру проведения религиозных обрядов и т.д. Жрецы являлись земными источниками небесной воли божеств. Жрецы крепко держали власть над религией в «своих руках» и управляли большими массами народа при помощи давления на религиозность и высокую набожность. Обширное количество культов обязывало населения выплачивать не маленькие подати в грандиозно-огромное количество храмов. Фактически народ Египта занимался, главным образом, обогащением состоянии храмовых хозяйств. Храмы входили в государственные владения. Для нужд храма использовались денежные средства из государственной казны, огромное количество рабов и скота для сохранения и поддержания устоявшейся власти храма, а также обширный участок земли, на котором располагался весь храмовый комплекс. Золото, драгоценные камни, кость, редкие породы дерева: всё это использовалось главным образом для обогащения храмовых хозяйств, но по воззрениям египтян того времени, украшение храма практиковалось для выражения страха перед величием и мощью божества-покровителя. Аменхотепе IV, решил вернуть всю прерогативу власти в свои руки и централизовать государство, для этого он предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были: во-первых, изменения в египетской религии: попытка ввести единобожие, где главным божеством являлся Атон. Аменхотеп IV с первых дней вступления на престол стал выдвигать на главное место в пантеоне богов – Атона, ранее менее востребованного бога. И, во-вторых, уничтожение политического влияния высшего жречества (прежде всего фиванского), которое стало играть большую роль и в политической сфере. Причины реформы Эхнатона, до конца не ясны. Захват большой добычи во время войн в Передней Азии и Нубии привёл к небывалому обогащению рабовладельческой аристократии. Аменхотеп IV своими деяниями предпринял радикальные попытки заменить абсолютно всю общественную и политическую систему. Это, главным образом, проявилось и в создании нового культа бога, полной замены всех существующих к тому времени богов и богинь одним единственным божеством, воплощающем в себе особенности и полномочия всех божеств. Также, стоит отметить строительство новой столицы, Ахет-Атон (Ах-Йати, «Горизонт Атона», ныне городище Тель эль-Амарна) и замена имени Аменхотепа IV на Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона») Фараон объявляется единственным сыном бога Атона, тем самым Эхнатон сосредотачивает всю власть в своих руках более прочным образом, нежели его предшественники, переселяется из ненавистных ему Фив в новую благоустроенную столицу, где он и пребывает практически всю часть своего правления. [29]







Причины реформ

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

Существует также предположение Алексея Морозова, что реформа связана с извержением вулкана Санторин приблизительно в 1380 году до н. э. Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать резкий переход к усиленному поклонению «разгневавшемуся» богу Солнца.[30]

Новое божество, Атон сочетал в себе все особенности власти ранее существующих богов и по своей сущности являлся неким зачатком верований в единого Бога. Стоит отметить, что многобожие не было отменено в Египте, Атон почитался как главный бог, но остались еще более мелкие боги, которым молились и преподносили почести Древние Египтяне, а ранее высоко почитаемые боги «Великой девятки» отошли на второй и третий план. Зачатки монотеистической религии были, но они не смогли бы вырасти в утвердившуюся и хорошо окрепшую религию в несколько десятков лет правления одного единственного фараона, приверженца монотеистической идеологии.[31] Культ Атона пользовался полным покровительством царя и предполагал огромные строительные работы по созданию и возведению новых храмовых комплексов, отведению под них огромного количества земли и рабов. На практике это выглядело как перераспределение ресурсов из нескольких храмов в один. Реформа Эхнатона была выгодна в большей мере только ему и его приближенным, но не привносила никакого облегчения в жизни простого народа, рабов или же жречества Фив. Особенно жреческой верхушке Фив реформа не принесла ничего хорошего, они потеряли свои храмы и огромные суммы денег перестали проходить через их руки и оседать в их карманах. Жречество беднело.

Атон представлял из себя изображение солнечного диска с нисходящими на землю лучами с окончанием в виде рук, дарующим людям свет, тепло и благополучие. Главным отличием также было то, что как единственное божество Атон не имел ни супруги ни потомства, что полностью отменяло ранее установленную иерархию богов. Атон олицетворял солнце, как великую, необъяснимуюсилу природу.
Данное нововведение привело к кардинальным изменениям в структуре самих культов, положении и функциях жречества, взаимоотношений религиозной сферы с государственным управлением, изменению взглядов на понимание и художественное видение мира богов и богинь, искусство в целом. Именно поэтому Амарнский период выделяется как наиболее интереснейший в развитии.[32]

Конец реформ Эхнатона

Росло недовольство и в Египте. Теперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с их помощью со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро — в течение нескольких лет — от религии предков. За ним закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Впервые в истории Египта, дабы удержаться на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Эгейских островов. Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тейе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.

Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления — 17-й.[33]
Культ Амона был не долгим и после смерти Эхнатона почти что исчез из человеческой памяти, однако сумел возродится при начале правления Тутанхамона. Тутанхамон смог соединить во время своего правления в Египте две религии: поклонение Атону и поклонению Амону. Тутанхамон не подвергал культ Атона гонениям и прочей дискриминации жречества и упразднения храмовых хозяйств. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон иногда величает себя «сыном Атона».Однако, после скорой смерти Тутанхамона культ почитания Атона не нашел себе покровителя в лице фарона и поддержки среди населения и вскоре был отменен. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, и само имя Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

 

 

Вывод

Не продолжительный по времени эпизод правления фараона-реформатора оставил весьма внушительный след в истории Египта, его культуры и, в особенности, религии. Эхнатон усилил элементы монотеизма, формировавшиеся на протяжении долгих лет в стране и оформил их в лице одного бога, сочетающего в себе полномочия всех остальных. Радикальным образом заменил существующие порядки на новые. В области художественной культуры Амарнский период (время правления Эхнатона) выделяется, главным образом, из-за реформы произошедшей в плане искусства, т.к. изменилось представление о богах, изменился и их внешний вид и сама манера изображения. Это было своеобразным нововведением в истории всего египетского искусства. Реформа Аменхотепа IV носила в себе несколько целей. Основной целью проведения реформы было усиление царской власти и уменьшение влияния жречества, в частности фиванского. Также можно отметить ослабление самостоятельности отдельных номов и сосредоточения их вокруг центра, подвластному фараону. Еще одной, не менее важной целью было объединение культов державы Египта, значительно расширившей свои границы на территории Сирии, Палестины на севере, Нубии на юге, Ливии на западе. Основной неудачей реформы Эхнатона стало яростное сопротивление отдельных номов, сохранивших свою экономическую самостоятельность и практически не зависимых от центра. Реформа вызвала обострение социальной напряженности в обществе, и, в связи с катастрофической занятостью в области реформирования системы управления фараон практически не уделял внимания внешней политике, что способствовало скорому развалу империи.

 

Заключение

Религия Древнего Египта прошла в фазе своего развития множество стадий, от зарождения верований племен охотников, обожествления сил природы, всевозможных культов животных и растений, до радикальной реформы по упразднению всех богов и замены их одним, главным божеством Атоном, сочетающим в себе все основные качества ранее существующих богов и богинь. Египетская религия сочетала в себе порой противоположные вещи, она являлась и формой фетишизма, и формой политеизма и монотеистических мышлений, обожествлением сил космоса, фауны и флоры, и в то же время уделялось огромное внимание загробному миру и реинкарнации человеческого существа в будущем. Религия Египта представляла из себя подлинную эволюцию религии, проходящий все фазы развития и последующее угасание религии как таковой, для того чтобы дать жизнь следующий религии и тем самым продолжить круговорот вещей в природе. Стоит отметить, что единой государственной религии, в современном понимании в Египетском государстве никогда не существовало. Были лишь легализованы разнообразные номовые культы, но они так и не смогли объединиться и создать одну общую религию, без территориального деления на номовые культы. Религия Египта долгое время привлекала внимание сотен людей по всему миру. Египет является загадкой, тайной веков, которую человек во что бы то ни стало желает разгадать и получить все интересующие его ответы. Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое влияние на развитие народов Передней Азии, античной Греции и ряда других государств. Огромнейшая роль Древнего Египта в истории еще не оценена должным образом и требует более полного, детального изучения, т.к. Египет являлся колыбелью жизни, в которой зародились и сформировались верования, пережитки которых мы видим и по сей день. Египетская религия была уникальным феноменом, сочетающая в себе часто противоречивые, а порой и взаимоисключающие верований, возникших в разные времена и в разных частях страны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.