Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, состав и формирование муниципальной собственности





Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет Управления_________________________________________

Специальность/направление подготовки ГМУ________________________

Специализация/профиль/программа________________________________

Кафедра_______________________________________________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

«Управление муниципальной собственностью на примере города Челябинск»

 

 

Автор работы:

Студент 2 курса, группы ГМУо41-13

Очной формы обучения

Ф.И.О Ямушева Ирина Александровна

Подпись______________________

 

Руководитель работы:

Должность, звание профессор, доктор исторических наук

Ф.И.О. Смирнов С.С.

 

Оценка комиссии____________________

Подписи______________________

«»_____________20г.

 

Челябинск

2014г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью 5

1.1 Понятие, состав и формирование муниципальной собственности. 5

1.2. Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.. 12



Глава 2 Анализ управления муниципальной собственностью города Челябинск 18

2.1. Специфика управления муниципальной собственностью на примере города Челябинск. 18

2.2. Проблемы эффективного управления муниципальной собственностью города Челябинск и возможные пути их решения. 22

Заключение. 31

Библиографический список. 33

 

Введение

 

Государство в лице своих государственных и муниципальных органов является одним из самых «весомых» собственников. Поэтому одной из задач, стоящей перед ним является эффективное управление, принадлежащим ему имуществом, для принесения наибольшей финансовой и социальной пользы обществу. Практика показывает, что именно наличие прочных экономических основ местного самоуправления, таких как муниципальная собственность, являющихся одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности самой муниципальной экономики, делает местное самоуправление по-настоящему действенным инструментом разрешения муниципальных проблем. Особые трудности в управлении муниципальной собственностью вызывают далеко не завершенные процессы рыночных преобразований и необходимость следования общемировым тенденциям развития для обеспечения должного уровня жизни населения и конкурентоспособности местной экономики. Следование концепции устойчивого развития на местном уровне требует совершенствования управления развитием муниципального образования в целом и совершенствования управления муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию на первоначальном этапе. Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы, как «Управление муниципальной собственностью города Челябинск».



Объектом данного исследования является Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Предметом исследования являются деятельность Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по управлению муниципальным имуществом.

Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо обозначить, что целью данной работы является изучение положительных и отрицательных аспектов деятельности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска с целью разработки модели мероприятий по совершенствованию управления муниципальной собственностью города Челябинска.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

ü изучить общие положения категории «муниципальная собственность»: понятие, состав и формирование и определить степень разработанности положений действующего законодательства в части правового и практического регулирования деятельности муниципальных образований по управлению муниципальным имуществом;



ü исследовать деятельность Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, выявить достоинства и недостатки в управлении;

ü разработать возможные пути совершенствования управления муниципальной собственности в городе Челябинск.

Методы исследования: сравнение, анализ, моделирование, формально-логический, комплексный анализ.

В теоретической части работы были исследованы научные труды Соловьева С.Г., Шахвердова А., Игнатова В. Г., Рудова В.В. и другие.

 

Глава 1 Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью

 

Понятие, состав и формирование муниципальной собственности

Одной из главных и непосредственных задач местного самоуправления является создание той среды жизнедеятельности граждан, интересы которых оно представляет. Объективным является тот факт, что для выполнения своих функций местное самоуправление обладает определенным инструментарием, необходимыми ресурсами, одним из которых является муниципальная собственность. На сегодняшний день муниципальное образование, в лице уполномоченных на то органов (субъектов) осуществляет управление этой (муниципальной) собственностью, для обеспечения имущественной независимости[1], как признака независимого хозяйствующего субъекта. Подобное положение дел, обеспечивает высокую значимость вопроса управления муниципальной собственностью, как источника финансовой независимости муниципального образования. От его решения во многом зависит, возможно ли в современных экономических, политических и социальных реалиях нашей страны формирование импульсов развития не «сверху» – императивно, а «снизу» – на основе сложившихся предпосылок.

Прежде чем говорить об управлении муниципальной собственностью необходимо определиться с основными категориями – муниципальная собственность, ее формирование, состав и т.д.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует законно закрепленного понятия «муниципальная собственность». При этом в Федеральном законе №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ[2] (далее - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления»), законодатель в статье 50 выделяет такую категорию, как «муниципальное имущество», и перечисляет объекты имущества, а в статье 51 определяет, что владеть пользоваться и распоряжаться (т.е. право собственности) органы местного самоуправления от имени муниципального образования могут лишь вышеперечисленными объектами имущества.

Для формирования более системного представления о понятии «муниципальная собственность» мы решили обратиться к его доктринальному пониманию, на которое, как и на многое другое, существуют различные подходы.

С точки зрения И.В. Ефимчук[3], муниципальная собственность представляет собой «широкую сеть инфраструктурных объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы»[4].

Российский ученый Н.Г. Филатова, исследуя вопрос «понятия муниципальной собственности», считает, что это «система социально-экономических, организационно-экономических и институционально-экономических отношений, возникающих по поводу объектов муниципального имущественного комплекса при удовлетворении коллективных социально- экономических потребностей и интересов населения муниципального образования»[5].

Для О.В. Вильчинской и А.В. Леви определяют, что «муниципальная собственность есть система отношений по присвоению населением муниципального образования, средств производства и предметов потребления, по совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурами в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы»[6].

М.А. Боровская отмечает, что «муниципальная собственность с позиции институционального подхода имеет бинарную природу, которая проявляется как форма общественной собственности. Муниципальная собственность, по ее определению, представляет собой отношения между субъектами территориально-локализованной экономической системы (регионов) в рамках критериев доходности, эффективности и экономической устойчивости. Ее качественное отличие состоит в особом характере, в том, что эта форма содержит в своей структуре доходоприносящие и финансово - обременительные объекты»[7].

Муниципальная собственность с точки зрения О.И. Боткина, В.И. Некрасова представляет собой «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям»[8].

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что существуют 2 подхода к природе понятия «муниципальная собственность»: во-первых, как к имуществу т.е. объектам материального мира; во-вторых, как к комплексу прав, (т.е. общественных отношений по владению/пользованию/распоряжению), по отношению к закрепленному списку объектов муниципального имущества. Также, анализируя представленные выше понятия, можно выделить характерные признаки для муниципальной собственности:

· носит системный характер, т.е. муниципальная собственность представляет собой сложную систему, включающую в свой состав отдельные элементы - объекты собственности;

· относит собственность к сложной системе;

· обладает высокой значимостью для общественного и территориального развития.

Следующим вопросом, на который необходимо обратить внимание – это состав муниципальной собственности, т.е. перечень тех объектов, которые определены в статье 50 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления»:

• Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

• Имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

• Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

В состав муниципальной собственности входят:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения образования здравоохранения, культуры и спорта;

- другое движимое и недвижимое имущество

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на 2 группы:

1. имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность,

2. имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения[9] или оперативного управления[10]. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования.

Ввиду того, что в данной работе мы рассматриваем управление муниципальной собственностью на примере Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска, то необходимо сказать, что в данном случае, в рамках объекта муниципальной собственности выступают:

· Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

• Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

• Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

• Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

• Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

· Земли населенных пунктов классифицируются (зонируются) по трем признакам: функциональному, правовому и ценовому.

¾ по функциональному признаку (жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные и транспортные, рекреационные, сельскохозяйственные, специальные и иные);

¾ по правовому признаку \принцип ограничения\ (плотность застройки, этажность, формы собственности, возможность принудительного выкупа недвижимости, условия подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, требования к инженерной защите и благоустройству, установление сервитутов)

¾ по ценовому признаку (разная цена земельных участков и ставки арендной платы за землю и объекты недвижимости)

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, которое они правомочны передавать во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ними иные сделки.

Непосредственное право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами, которые можно разделить на два блока:

· Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.

· Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:

1) Разграничение государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность

2) Передача объектов государственной собственности – федеральной и собственности субъектов Федерации – в муниципальную собственность

3) Взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет

4) Приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены и д.р.)

5) Объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

6) Разграничение муниципальной собственности

7) Получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности

8) Иные основания, предусмотренные законодательством

Таким образом, мы рассмотрели некоторые доктринальные подходы к категории «муниципальная собственность»: 1) как имущественного комплекса, 2) как права собственности, т.е. владения, пользования и распоряжения,- что позволяет рассмотреть её природу формирования. Способы формирования: административно-правовые и гражданско-правовые, при этом следует отметить, что преобладает именно первый, «властный» способ создания/приобретения муниципальной собственности, что в принципе характерно для данной области отношений[11]. Что касается, непосредственного состава муниципальной собственности, то необходимо отметить, что на сегодняшний день существует конкретный «закрытый» список объектов, которые могут находиться в пользовании/владении и распоряжении муниципальных образований, который находит свое закрепление в ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целом, теоретическая база вопроса об объектах муниципальной собственности, позволяет рассмотреть проблемы, связанные с его применением на практике в следующей главе данной работы.

Прежде чем говорить о проблемах, связанных с управлением муниципальным имуществом, необходимо определиться с уполномоченными на то субъектами и их функционалом в данной области.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.