Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

Федеральное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕМА: «Положительные и отрицательные последствия развития конкуренции

среди производителей»

 

Выполнил:

Слушатель 2 курса, 2 учебной группы

Лылова Анастасия Александровна

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

государственно-правовых дисциплин

 

Дата защиты:__________________

 

Оценка:_______________________

 

Владимир 2016

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…3

Глава 1.……………………………………………………………………..…5

1.1Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики……......5

1.2 Виды конкуренции……………………………………………………...….8

Глава 2..........................................................................................................13

2.1 Механизм воздействия на конкуренцию………………………………13

2.2Проблема создания конкурентной среды в РФ………………………17



Глава 3.………………………………………………………………………22

3.1Причины формирования положительного эффекта на рынке технологий от развития конкуренции…………………………………….…22

3.2Анализ современной конкурентной ситуации на рынке смартфонов…………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………30

 

Введение

В современном мире рыночная экономика является сложнейшим организмом, складывающимся из большого числа всевозможных информационных, производственных, финансовых, коммерческих структур, взаимодействующих между собой и объединенных общим понятием - рынок, на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.

Конкуренция - это центр тяжести целой системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений среди производителей по поводу определения стоимости и объемов предложения товаров на рынке. Подобным образом конкуренция определяется между потребителями как взаимоотношения по причине формирования цен и объема спроса на рынке. Фактором, благодаря которому человек нацелен на конкурентную борьбу, считается стремление превосходить остальных. В соперничестве на рынках вопрос стоит о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба является динамическим процессом, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.



Усиление конкурентной борьбы среди производителей, стран, групп стран определяет перед отечественной экономической наукой вопрос изучения и разработку стратегии увеличения конкурентоспособности российской экономики, глубокого исследования качественного определения конкурентоспособности, условий, воздействующих на резервы ее повышения.

Для России актуальна проблема эффективности производства, внешнеэкономической деятельности, а значит и конкурентоспособности в связи с сокращением экспорта наукоемкой продукции, наполнением внутреннего рынка импортными товарами. Учитывая необходимость обеспечения безопасности и экономической независимости России, следует прибегнуть к вопросам создания и сохранения конкурентных преимуществ.[1]

Основные теоретические аспекты развития конкуренции были заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Робинсон, Э.Чемберлена, Й. Шумпетера и др.

В теоретическом и методическом плане некоторые аспекты государственного регулирования процесса формирования конкурентной среды изучены недостаточно. Многообразие всевозможных граней процесса развития конкурентной среды, актуальность поиска ранее не известных подходов к решению проблемы повышения конкурентоспособности отечественных производителей и вопросам макрорегулирования конкурентной стратегии России в целом, как средства достижения национальной безопасности обуславливает значимость выполнения дальнейших научных исследований в данном направлении.



Все это подчеркивает актуальность рассмотрения теоретических моделей взаимосвязи фирмы со всевозможными формами конкуренции.

Предмет исследования - функционирование фирмы, в зависимости от формы конкуренции.

Объект исследования - фирмы и предприятия

Цель исследования - анализ теоретических моделей и практических аспектов взаимосвязи фирм и форм конкуренции.

В качестве методологической основы исследования применялся: диалектический подход к изучению особенностей формирования и совершенствования механизма регулирования конкуренции, классическая и современная экономическая теория, работы российских и зарубежных ученых и специалистов в исследуемой области, теории конкуренции, а также организации управления экономикой и др.

Структура работы. Работа состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

Глава 1.

Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики.

«Конкуренция в своем роде представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными достоинствами для достижения победы или иных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях. На сегодняшний день конкуренция считается движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны».

Известный экономист Адам Смит, впервые обобщил теорию конкуренции в своей работе «Исследование о причине богатства народов».

Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он:

1. Выразил понятие конкуренции как соперничества, увеличивающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;

2. Создал теоретически крайне тонкий и гибкий механизм конкуренции, объективно уравновешивающий отраслевую норму прибыли;

3. Определил важнейшие условия создания эффективной конкуренции;

4. Разработал модель усилия и развития конкуренции, обосновал, что в условиях рыночных отношений допустимо максимальное удовлетворение потребностей потребителей и оптимальное использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.[2]

Конкуренция может проходить во всевозможных формах, все подчиняется ряду внешних условий. В конце прошлого века по уровню конкурентоспособности Российская Федерация находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В то же самое время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия пребывала в седьмом десятке.

Одной из основных причин данного положения считается то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никто никогда не занимался. Россия в течении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Тем не менее, ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук, ни прочие структуры не смогли внести в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку планов и стратегий по созданию полноценной и эффективной конкурентной среды.

Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, которые входят в технологическое ядро мирового сообщества - Англии, США, Франции, Японии по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.

Можно сделать акцент на следующие важнейшие тенденции и особенности построения развитой конкурентной среды в этих странах:

1. отработанная правовая система демократического государства;

2. ограниченность природных ресурсов (исключение - США);

3. отработанная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;

4. значительный удельный вес управленческих и виртуальных информационных технологий на основе Интернет (особенно у США);

5. значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);

6. стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;

7. развитие международной интеграции и стандартизации;

8. высокая надежность техники (в особенности немецкой и японской);

9. стабильная финансовая система;

10. высокая эффективность использования ресурсов;

11. существенные затраты на рекламу при условном равенстве качества конкурирующих товаров;

12. высокое качество товаров и услуг;

13. рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека;

14. высокая продолжительность жизни населения;

15. высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результат рациональной экономической политики государства.[3]

 

Виды конкуренции

На сегодняшний день можно подчеркнуть четыре важнейших вида конкуренции:

- чистая монополия;

- конкуренция в условиях олигополии;

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция.

Рынок чистой конкуренции складывается из довольно крупного числа продавцов, которые состоят между собой в конкурирующих отношениях. Каждый из них предлагает типичную, однородную продукцию большинству покупателей. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют небольшую долю общего выпуска, вследствие этого одна фирма не может оказывать видимого влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», признавать ее как установленный параметр.

Участники конкурентного рынка обладают абсолютно равным доступом к информации, это значит, что все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, вероятной прибыли и тому подобное. Покупатели в свою очередь также ознакомлены с ценами и их изменениями. Имеется также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может приступить к производству исходного товара или непринужденно покинуть соответствующий рынок.[4]

Колебания цены на рынке могут быть довольно интенсивными. Тем не менее, разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на этом рынке.

Во все времена чистая конкуренция встречалась довольно редко. Но все же имеется ряд отраслевых рынков, сравнительно в большей степени, имеющие именно данную структуру (рынки услуг, рынок сельскохозяйственных продуктов). Данные рынки содержат немалое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, на который цена формируется спросом и предложением.

«Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть изучена в условиях совершенной конкуренции, применяя принцип сравнения валового дохода с валовыми издержками или принцип сравнения предельного дохода с предельными издержками. Изготавливая подобный объем продукции, при котором валовой доход превосходит валовые издержки на наибольшую величину, фирма будет максимизировать прибыли. Убытки будут минимизированы засчет производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом считается минимальным и меньше, чем совокупные устойчивые издержки»

Своеобразной разновидностью конкуренции является олигополия. В чистом виде олигополии нельзя причислить к совершенной или несовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых имеет значительную долю рынка. Фирмы, находящиеся в подобных условиях, считаются взаимозависимыми; поведение каждой из них оказывает прямое воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть практически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами развития олигополии, являются эффект масштаба, преимущества слияния, а также прочие барьеры.

В большинстве случаев рыночные доли в олигополистических отраслях определяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две основные причины:

1. Конкуренты фирмы могут довольно легко и быстро ответить на снижение цен. В силу этого вероятность существенного увеличения чьей-либо рыночной доли довольно мала; конкуренты моментально отменяют любое вероятное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. Во всех случаях присутствует риск того, что ценовая конкуренция приведет участников к войне за цены. Маловероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты полагают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть приобретены более долгосрочные преимущества перед конкурентами, вследствие того что изменения продукта, модернизация производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть в полном объеме дублированы, как снижение цен.

2. Вторая причина, разъясняющая то, почему олигополисты делают главный акцент на неценовую конкуренцию, содержится в следующем: в большинстве случаев промышленные олигополисты имеют значительные финансовые ресурсы, на которые возможно поддерживать рекламу и развитие продукта. Таким образом, хотя неценовая конкуренция представляет собой основную черту как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние, как правило, имеют более существенные финансовые ресурсы, позволяющие им в полной мере заниматься неценовой конкуренцией.[5]

Таким образом, существование олигополий и конкуренция в условиях олигополии зарождают спорные мнения и взгляды на эффективность их существования и функционирования на рынках.

Абсолютно чистая монополия присутствует только тогда, когда лишь одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет схожих заменителей. Чистую конкуренцию можно охарактеризовать следующими основными признаками:

1. В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги.

2. Продукт монополии неизменно уникален в том смысле, и схожих ему заменителей не существует, и какие-либо похожие альтернативы отсутствуют.

3. Чистый монополист всегда сам устанавливает цену и значительный контроль над ней.

4. Чистый монополист не имеет открытых конкурентов, по причине того что, существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок.

Чистый монополист увеличивает прибыль, путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех же издержках чистый монополист уменьшит объем производства и определит более высокую цену, чем у конкурентного продавца. Монополист имеет право увеличивать свои прибыли путем ценовой дискриминации, что будет способствовать увеличению неравенства доходов.

Монополистическая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, при которой сравнительно большое число незначительных производителей предлагает не идентичную, но похожую продукцию. Среди характерных признаков монополистической конкуренции можно отметить:

- существование довольно большого числа фирм, что в данном случае ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится фактически невозможным;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и отличающимися условиями их продажи;

- экономическое соперничество повлечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является сравнительно легким.[6]

Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут извлекать прибыль или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм стимулируют тенденцию к получению ими хорошей прибыли в долговременном периоде, в котором положение равновесия производителя, функционирующего в условиях монополистической конкуренции, является в меньшей степени общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции.

Дифференциация продукта гарантирует способ, которым фирмы в условиях монополистической конкуренции смогут компенсировать тенденцию приближения к нулю финансовых прибылей в продолжительном периоде. С помощью изменения продукта и затрат на рекламу фирма имеет возможность увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем увеличатся ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и сопряжена с некоторыми проблемами и опасностями, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Довольно сложный и не решенный вопрос в том, компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции – это достаточно сложный и не решенный до конца вопрос.[7]

 

 

Глава 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.