Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Понятия, признаки и виды правонарушений





Введение

 

Исследование правонарушения и юридической ответственности как по отдельности, так и во взаимосвязи представляет большой интерес для большинства современных учёных. Существует множество различных книг, статей, сборников, монографий, посвящённых данной теме. Правонарушения являются весьма нежелательными для общества явлениями, поэтому общество и государство стремятся к их ликвидации. И, несомненно, борьба в правонарушениями становится важной задачей, которая обусловлена необходимостью обеспечения законности и правопорядка. Разрабатываются различные меры профилактики правонарушений, а юридическая ответственность рассматривается как эффективное средство восстановления нарушенных прав. Угроза юридической ответственности и соответствующие неблагоприятные последствия являются важными факторами в обеспечении правомерного поведения членов общества.

Подробное изучение различных видов правонарушений и юридической ответственности способствует получению более обширного представления об этих социальных явлениях. Необходимо отметить, что исследование признаков, состава и классификации правонарушений, выработанных общей теорией права, позволяет выявить взаимосвязь между правонарушением и юридической ответственностью.



Сами понятия, а также ряд их проблем, являются, несомненно, предметом дискуссии. Отсюда можно сделать вывод, что тема этой работы весьма актуальна.

Целью данной работы является исследование правонарушения и юридической ответственности и выявления их взаимосвязи на основе полученных знаний.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

– рассмотреть правонарушение как антипода правомерного поведения, сформулировать его основные признаки, исследовать структуру и классификацию;

– определить значение правового воспитания в профилактике правонарушений;

– исследовать и осмыслить проблему соотношения правонарушения и юридической ответственности;

– уточнить определение «юридическая ответственность», сформулировать и пояснить её принципы;

– рассмотреть различные виды юридической ответственности.

В первой главе рассматривается понятие правонарушения, его характерные признаки и виды, а также роль правового воспитания в предупреждении противоправных деяний. Вторая глава посвящена исследованию юридической ответственности как механизма правового регулирования, особое внимание при этом сосредоточено на признаках и соотношении юридической ответственности с общесоциальной.



В своём исследовании я опиралась на научные труды М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянца, В. Н. Хропанюка, Н. И. Матузова, Л.В. Малько, С. С. Алексеева, А.Б. Венгерова, М.И. Абдулаева и других учёных.

Глава 1. Понятия, признаки и виды правонарушений

Правонарушение: основные характерные черты, классификация

Поведение людей чрезвычайно разнообразно. Основная разновидность правового поведения – правомерное поведение, т.е. поведение, соответствующее правовым нормам, согласованное со всеми требованиями закона. Такое поведение является общественно необходимым и общественно полезным. Оно обеспечивает стабильность и организованность общества, а также способствует укреплению законности.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Существует много различных определений этого понятия. Социальная сущность правонарушения в том, что оно способно принести вред правам и интересам граждан, коллективам и обществу в целом. В обобщённом смысле все определения можно свести к тому, что правонарушение есть виновное деяние лица или группы лиц, противоречащее нормам права, наносящее вред обществу и влекущее за собой юридическую ответственность.

В.Н. Хропанюк видит причины правонарушений в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Таким образом, существуют различные экономические, политические, социальные и нравственные причины, изучением которых занимается наука криминология. Эти причины являются питательной средой для различного вида злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательства на жизнь и здоровье людей. На уровень неправомерного поведения оказывают влияние психические и биологические особенности правонарушителя.[1]



Правонарушение имеет ряд характерных черт. Среди них выделяют следующие: определённость, противоправность, виновность, наличие вреда, наказуемость. Именно эти признаки отличают правонарушение от нарушений норм морали, обычаев и других социальных норм.

«Любое правонарушение – это всегда определённое деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека», как отмечает профессор М.Н.Марченко.[2] Оно может выражаться как в действии, так и в бездействии. В данном случае под бездействием понимается воздержание от действий, выполнение которых предусмотрено законом. Так, например, бездействием является неоказание помощи лицу, которое находится в опасном для жизни состоянии и нуждается в этой помощи. Г.Ф. Шершеневич немного иначе определял понятие бездействия. Он считал, что «правонарушение выражается всегда и только в действии человека, и действие бывают двоякого рода: в виде совершения или в виде упущения».[3]

Следует отметить, что мысли, чувства, политические и религиозные воззрения не являются правонарушениями, так как они не выражены в действиях. Также не считаются правонарушениями качества и свойства личности, национальность и т.д. «Не является правонарушением и так называемый несчастный случай, то есть причинение вреда в результате стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину».[4]

Следующий признак – противоправность – означает, что не каждое действие или бездействие является правонарушением, а лишь то, которое противоречит предписаниям юридических норм. Это либо невыполнение обязанностей, либо нарушение установленных законом запретов. Всякое правонарушение направлено против общественных отношений, регулируемых и охраняемых нормами права. Действия, совершаемые в пределах правовых предписаний не могут признаваться противоправными. Это объясняется тем, что не все интересы человека охраняются законом, а значит их нарушение не всегда считается правонарушением. Например, не является правонарушением экономическая конкуренция, хотя она ущемляет частные интересы лиц.

Правонарушением признаётся только виновное деяние субъектов права. Вина отражает психическое состояние лица и его отношение к совершаемому им деянию. Она предполагает, что правонарушитель понимает и осознаёт свои действия. Но не все лица способны осознавать противоправность своих поведения. К примеру, не считаются правонарушениями действия лиц, признанных судов невменяемыми.

Правонарушения совершаются деликтоспособными людьми, способными контролировать свою волю, отдавать себе отчёт в своих действиях и нести ответственность за их последствия. Таковыми признаются все вменяемые лица, достигшие определённого возраста. Полная деликтоспособность в нашей стране наступает с 18 лет, за отдельные виды преступлений – с 14 лет, а за административные проступки и нарушения трудового права – с 16 лет.

Нельзя назвать правонарушением действие, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора стратегии поведении. Таким образом не является правонарушением, например, самозащита, потому что это деяние является объективно противоправным, и несмотря на волю и осознание самозащитником своих действий, он не может выбрать другой вариант поведения в силу сложившихся обстоятельств, угрожающих его собственной жизни.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Прямой умысел имеет место в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, предвидит общественно опасные последствия и желает, чтобы они наступили. Косвенный умысел предполагает, что правонарушитель, понимая опасность своего деяния и возможных последствий, не желает их наступления, но либо допускает такую возможность, либо безразлично относится к ним.

Существуют две разновидности неосторожности: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность выражена в том, что лицо предвидит общественно опасные последствия своего противоправного поведения, но рассчитывает, что их удастся избежать. Небрежность означает, что лицо не предвидит общественно опасных последствий, хотя может и должно их предвидеть. Небрежность указывает на пренебрежительное и безответственное отношение лица к общественным интересам.

Важной социальной чертой правонарушения является наличие вреда. Характер вреда может различаться по размерам, объёму и другим признакам, но правонарушение всегда наносит вред интересам государства, общества, личности. Следует считать правонарушениями не только те противоправные деяния, которые уже повлекли за собой отрицательные последствия, но также и те, которые могут причинить вред обществу. В качестве примера можно сослаться на нарушение правил техники безопасности на различных заводах.

Правонарушение влечёт за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Общество в лице государства обязано вести борьбу за искоренение правонарушений во имя справедливости и социальных интересов. «Материальные и нематериальные блага граждан и их объединений в равной мере защищаются действующим в России и других странах законодательством»[5]

Перечисленные признаки правонарушений являются основными, но отнюдь не исчерпывающими.

Правонарушения делятся на две большие группы: преступления и проступки. В основе этой классификации лежит представление законодателя о характере, степени вреда и общественной опасности правонарушений.

Преступление – самый опасный вид правонарушений. Согласно ст. 14 УК РФ «преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания»[6]. Таким образом, степень общественной опасности правонарушений определяется законодателем с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области различных отраслей права, идеологических представлений о преступности и различных способах борьбы с ней, а также других социально-политических обстоятельств.

За преступления применяются наиболее жёсткие меры государственного принуждения – уголовно-правовые санкции, которые устанавливают ограничения на поведение лиц, совершивших преступления.

Как особый вид правонарушений преступления характеризуются тем, что посягают на наиболее значимые социальные ценности: жизнь, государственная власть, здоровье личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и т.д.

Перечень противоправных деяний, признаваемых преступлениями, содержится только в Уголовном кодексе РФ. Все изменения о дополнения о правонарушениях, которые предусматривают уголовную ответственность, также включаются в этот федеральный закон.

Проступки представляют собой правонарушения, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Они влекут за собой применение мер дисциплинарного, административного и гражданско-правового воздействия. И соответственно подразделяются на три вида – дисциплинарные, административные и гражданско-правовые.

Дисциплинарные проступки совершаются физическими лицами в сфере служебных отношений. Они нарушают внутренний распорядок различных учреждений, организаций, предприятий, а также посягают на деятельность коллективов, ослабляя трудовую, воинскую, учебную или какую-либо иную дисциплину. Ответственность за них предусматривается в локальных нормативно-правовых актах. Совершение дисциплинарного проступка является основанием для применения мер дисциплинарного взыскания руководителем соответствующей организации. В случае, когда такой проступок совершает сам руководитель, вопрос о его привлечении к ответственности решается вышестоящим органом или должностным лицом.

Административные проступки – правонарушения, посягающие на общественный порядок, установленный законом – совершаются в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти. Административными проступками являются, например, нарушение правил санитарной гигиены на государственных и частных предприятиях, безбилетный проезд в общественном транспорте. Ответственность за такие проступки может быть выражена в наложении штрафа, вынесении предупреждения и др. Но в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ повторность одного и того же административного правонарушения может повлечь за собой уголовную ответственность.

Под гражданско-правовыми проступками понимают правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным неимущественным благам, таким как честь и достоинство человека, деловая репутация, авторские и другие права. Субъектами гражданских правонарушений могут являться физические и юридические лица, которые действуют виновно и противоправно. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. И поэтому в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, выделяются правонарушения, связанные с неисполнением гражданско-правовых договоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам. Среди санкций, применяемых за гражданско-правовые проступки выделяют следующие: возмещение убытков, компенсация морального вреда, взыскание неустойки и др.

Юридический состав правонарушения

«Установление состава правонарушения является юридической квалификацией содеянного – весьма важной с правовой точки зрения логической операцией, непосредственно затрагивающей судьбу личности»[7]

Под юридическим составом правонарушения понимается совокупность его частей или элементов, результат структурного анализа. В соответствии с общей теорией права структура правонарушений состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов деяние уже не может называться правонарушением. Данное положение является общепризнанным в правоприменительной деятельности и в юридической литературе.

Субъектом правонарушения является физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение и обладающее способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои деяния (деликтоспособностью).

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные лица не обладают необходимым сознанием и волей для того, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети – вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные – вследствие патологического развития или деградации сознания.

Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, то есть те урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым причинён ущерб. Как и субъект, объект чётко закреплён в правовой норме. В качестве объектов правонарушений могут выступать жизнь, здоровье, собственность граждан, общественный порядок и т.д.

Субъективная сторона правонарушения указывает на внутреннее, психическое состояние лица, совершившего правонарушение. Составными элементами субъективной стороны являются вина, цели и мотивы совершения правонарушения. Вина, как необходимый субъективный признак правонарушения должна иметь место во всех правонарушениях, независимо от того, совершены ли они физическим, юридическим лицом или иным субъектом права.[8]

Как отмечено выше, составными частями субъективной стороны правонарушения являются также мотивы и цели. Под мотивами понимаются осознанные побудительные причины противоправного деяния, а цели – это результаты, которых субъект желает достичь, совершая правонарушение. Данные элементы дают возможность охватить все психологические характеристики правонарушения. Но по словам М.Н.Марченко: «мотивы и цели являются факультативными, иными словами, не всегда необходимыми элементами для признания того или иного деяния правонарушением».[9]

Объективная сторона представляет собой внешнюю характеристику и внешнее описание совершенного физическим или юридическим лицом правонарушения. В качестве элементов, составляющих объективную сторону противоправных деяний обычно рассматривают следующие:

– само противоправное деяние (действие или бездействие);

– вред, причинённый данным действием или бездействием, то есть неблагоприятные последствия для общественных отношений, возникающие в результате правонарушения;

– причинно-следственная связь между самим деянием и наступившим вредом. Такая связь означает, что общественно вредные последствия с объективной необходимостью порождены именно данным деянием, а не какими-либо его отдаленными последствиями. Именно на выяснение этой связи направлена деятельность следователя, задача которого установить, предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату;

– место, время и иные обстоятельства, при которых правонарушение было совершено;

– приёмы и средства совершения правонарушения.

Как и иные элементы состава правонарушений, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть тяжким, менее тяжким, легким. Каждое из них образует самостоятельный состав преступления, которое предусмотрено Уголовным кодексом.

Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений

Человек, как известно, существо социальное, и, несомненно, огромную роль играют система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам окружающей действительности, нормам и институтам, к самому себе и своим обязанностям, а также знание законов, своих прав и обязанностей. Таким образом, в зависимости от этих факторов люди по-разному оценивают и воспринимают своё положение в обществе, и это побуждает их к различным действиям, которые порой могут оказаться противоправными. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, и становятся субъектами правонарушений. В настоящее время увеличивается общественная опасность правонарушений и причиняемый ими вред.

Предупреждение правонарушений является основным направлением в борьбе за укрепление законности и правопорядка в обществе. Уже на протяжении длительного времени остаются актуальными задачи, направленные на искоренение преступности, на воспитание человека, соблюдающего правила поведения. Поэтому нужна деятельность по правовому просвещению, ликвидации юридической безграмотности и по правовому воспитанию личности. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, публичных объединений и трудовых коллективов по формированию и увеличению правового сознания и правовой культуры.

К средствам правового воспитания относят следующие: правовая пропаганда, правовое обучение и юридическая практика, самовоспитание индивида.

Тесно связаны между собой правовое воспитание и правовое обучение. Обучение способствует формированию личности законопослушного гражданина, а также правосознанию личности. И не случайно во многих не только высших, но и средних учебных заведениях, все учащиеся, даже те, которые не являются будущими юристами, изучают основы права. Я считаю, что это правильно. Наличием уровня определённых знаний о праве должен обладать каждый человек, независимо от его общественного статуса. Полученные знания в результате превращаются в личное убеждение, в прочную установку строгого следования правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон.

Правовое воспитание является важным компонентом культурно-воспитательной функции любого государства. Знание гражданами их собственных прав, свобод, а также обязанностей перед обществом и государством есть составная часть правовой культуры, которая выражается также в понимании социальной и юридической ответственности, в непримиримости личности к правонарушениям и в борьбе с ними. « На этой основе субъект права всегда может оценить и организовать свое поведение, определить его общественное значение, осуществить свои права и свободы не за счет прав и свобод других граждан, пожелать или сознательно допустить те или иные последствия своего поведения»[10].

Следует отметить, что также одной из основных функций государства является охрана правопорядка – деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления нормативных правовых актов всеми субъектами права. Общественный порядок охраняется государственными органами, государственными организациями и гражданами. Особая роль принадлежит Министерству внутренних дел. Работа в органах внутренних дел – это сложная система внедрения различных способов и средств, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок представляет собой итог чёткого соблюдения и воплощения правовых норм на практике, в жизни. Но так как в современном обществе довольно часто нарушаются нормы права, правоохранительные органы должны и дальше совершенствовать способы своей работы по правовому воспитанию.

И наконец необходимо отметить насколько велика роль семьи. Общество нуждается в том, чтобы эта его ячейка была крепкой. Ведь как показывает практика, преступления чаще всего совершают дети из неблагополучных семей. И в настоящий момент очень распространена преступность среди подрастающего поколения. Не стоит забывать о том, что воспитание детей в семье является решающим аспектом в предупреждении правонарушений, так как именно в семье закладываются базы поведения любого человека. Поэтому родители должны быть хорошим примером для своего ребёнка.

«Родители и воспитатели должны обращать серьёзнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права».[11]

Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод о том, что правовое воспитание необходимо для нормального функционирования общества и его роль является определяющей в предупреждении правонарушений.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.