|
Калькуляция основных видов продукции
№ п/п
| Статья калькуляции
| Способ расчета
|
| Сырье, основные материалы
|
По нормам расхода на единицу изделия и оптовым ценам
|
| Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия с
транспортно-заготовительными расходами
|
| В % к стоимости основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий
|
| Возвратные отходы (вычитаются)
| По нормам и ценам возможного использования
|
| Топливо и энергия на технологические цели
| По нормам расхода на единицу изделия, внутризаводским ценам и тарифам на электроэнергию
|
| Основная заработная плата основных рабочих
| Сумма сдельных расценок на единицу изделия, плановый процент премий рабочим-сдельщикам, плановый ФЗП рабочих-повременщиков с распределением по видам продукции
|
| Дополнительная заработная плата основных рабочих
| В % к основной заработной плате рабочих из плана по труду
|
| Начисления на Единый социальный налог
| В % к сумме основной и дополнительной заработной платы
|
| Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
| По сметным ставкам, рассчитанным методом коэффициенто-машино-часов, или в % к основной заработной плате основных рабочих
|
| Цеховые расходы
| Пропорционально сумме основной заработной платы основных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования или в % к основной заработной плате основных рабочих
|
| Общезаводские расходы
|
| Прочие расходы
| Пропорционально производственной себестоимости без прочих расходов
|
| Производственная себестоимость
| Сумма статей 1—12
|
| Внепроизводственные расходы
| Пропорционально производственной себестоимости
|
| Полная себестоимость
| Сумма статей 13-14.
|
Прямые затраты на ремонт одной машины j - го типа ( ) рассчитываются по формуле:
,
|
| где и - стоимость покупных изделий и основных материалов на единицу ремонта (таблица 2);
- доля общей заработной платы производственных рабочих, приходящейся на ремонт одной машины j - го типа;
1,36 - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды.
Величина определяется по формуле:
Прямые затраты на ремонт одной машины i-го типа составят:
Опыт дорожного и строительного машиностроения показывает, что цеховые затраты составляют 180-220% по отношению к основной заработной плате производственных рабочих, общезаводские - 80-100%, а внепроизводственные затраты составляют 1-2% от общей суммы прямых, цеховых и общезаводских расходов. Поэтому в данном курсовом проекте предлагается величину косвенных затрат брать в размере 320% от величины основной заработной платы основных производственных рабочих, а в прямые затраты включать основную и дополнительную заработную плату основных рабочих с отчислениями на социальные нужды.
Себестоимость ремонта одной машины j-го типа ( ), определяется как сумма прямых ( ) и косвенных ( ) затрат и рассчитывается по формуле:
где - основная заработная плата основных производственных рабочих, приходящаяся на одну машину;
3,2 - коэффициент, учитывающих величину косвенных затрат по отношению к основной заработной плате соответствующих рабочих.
Себестоимость ремонта всех машин j - го типа ( ):
,
|
|
Общие затраты на производство:
,
|
|
Результаты расчетов себестоимости ремонта машин целесообразно представить в таблице 7.
Таблица 7
Тип машины
| Номер
типа
машины j
| Программа ремонта - , щт.
| Прямые
затраты на
единицу
ремонта - , руб.
| Косвенные
затраты на
единицу
ремонта - , руб.
| Себестоимость
единицы
ремонта - , руб.
| Себестоимость
ремонта
всех машин j-го типа - , руб.
| Э-302
| I
|
| 20032,922
| 23030,8827
| 43063,80457
| 862693832,1
| Э-662
| II
|
| 41227,296
| 36768,6022
| 77995,89852
| 9359507,822
| С-100
| III
|
| 15081,268
| 14141,7701
| 29223,03789
| 4967916,441
| Д-54
| IV
|
| 7520,0004
| 9495,18848
| 17015,18886
| 2722430,218
| Итого:
| 879743686,5
|
5. Формирование цен на продукцию предприятия
Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара.
Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами.
Перед всеми организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.
Цена ремонта одной машины j-го типа ( ) без учета НДС может быть определена по формуле:
,
|
| где - плановая рентабельность в %.
Уровень рентабельности, закладываемый в цены, должен обеспечивать потребности в развитии и техническом перевооружении производства, удовлетворении социальных нужд, пополнении оборотных средств, платежи во внебюджетные фонды и др. Величина в данном проекте принимается равной 25%. Результаты расчета цен на ремонт машин и ожидаемой прибыли представлены в таблице 8.
Для самостоятельных предприятий, работающих в условиях свободной рыночной конкуренции, вопросы ценообразования очень важны и занимают одно кз центральных мест в их маркетинговой деятельности.
6. Оценка эффективности работы предприятия
6.1. Оценка экономических результатов
Оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность – важные показатели эффективности производства.
Прибыль — это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятия, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Прибыль определяют как разность между доходами и расходами по основной и подсобно-вспомогательной деятельности.
Рентабельность — один из важных показателей производственно-хозяйственной деятельности депо. При планировании рентабельности исходят из необходимости повышения темпов ее роста на основе наиболее рационального и эффективного использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Рост рентабельности должен обеспечиваться, прежде всего, за счет роста прибыли в результате роста объема продукции, снижения ее себестоимости и фондоёмкости. Рентабельность определяется процентным отношением прибыли к соответствующим затратам.
В курсовом проекте определяются (без учета НДС): балансовая прибыль от реализации единицы продукции j - го типа ( ), балансовая прибыль от реализации всех отремонтированных машин j - го типа ( ) и общая балансовая прибыль от реализации всей производственной программы ( ). При этом используются следующие формулы:
Тип машины
| Программа ремонта - , шт.
| Себестоимость единицы ремонта -
, руб.
| Цена единицы ремонта -
,руб.
| Балансовая прибыль на единицу ремонта-
,руб.
| Прибыль от ремонта машин одного типа-
,руб.
| Э-302
|
| 43063,804
| 53829,755
| 10765,951
| 1399573,63
| Э-662
|
| 77995,898
| 97494,8725
| 19498,9745
| 2339876,94
| С-100
|
| 29223,038
| 36528,7975
| 7305,7595
| 1241979,115
| Д-54
|
| 17015,189
| 21268,98625
| 4253,79725
| 680607,56
| Общая балансовая прибыль предприятия, руб.
| 5662037,245
|
Рентабельность является одним из основных показателей, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия. В настоящее время принято определять следующие виды рентабельности:
1) рентабельность конкретных видов продукции (ремонта одной машины j-го типа, которая будет равняться плановой рентабельности, используемой при ценообразовании):
2)рентабельность выпуска всей продукции завода
3) общая рентабельность или рентабельность производства
где - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
- сумма нормируемых оборотных средств.
Величина слагается из стоимостей ряда составляющих (покупные изделия, основные и вспомогательные материалы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов и др.), большинство из которых не рассматривались в данном проекте. Поэтому исходя из задач проектирования величина условно разделяется на две части - и . В индивидуальную часть ( ) включается стоимость покупных изделий ( ) и основных материалов ( ), суммарная величина которых зависит от производственной программы и определяется по формуле:
Величины и принимают одинаковыми для всех вариантов производственной программы (см. п. 1). Величина Собс определяется по формуле
|
| руб.
|
|
6.2 Оценка технико-экономических показателей
К основным технико-экономическим показателям, характеризующим эффективность организации производства и использование основных производственных фондов относятся:
1) фондоотдача (показывает, с каким экономическим эффектом действуют вновь введенные и действующие основные фонды: производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование). Фондоотдача выражает отношение стоимости продукции, изготовленной за год (или другой период времени), к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Этот показатель может быть рассчитан по объему продаж, реализованной или отгруженной продукции.
Величина фондоотдачи на предприятии зависит от следующих факторов:
- соотношения темпов роста объема реализации и среднегодовой стоимости ОПФ;
- уровня механизации и автоматизации производства, использования прогрессивной технологии и модернизации действующего оборудования;
- увеличения времени работы машин и оборудования;
- улучшения использования производственной мощности предприятия;
- увеличения доли активной части ОПФ;
- уровня квалификации кадров;
- уровня цен на реализуемую продукцию и др:
фондоотдача:
где ТП - стоимость объема товарной продукции (без учета НДС).
руб
|
| 2) фондоемкость (используется при выборе наиболее эффективных путей технического прогресса, в ценообразовании, разработке планов). Фондоемкость – величина, обратная фондоотдече; она выражает отношение стоимости основных фондов к объему продукции. Фондоемкость продукции зависит от фондоотдачи. Снижение фондоемкости на предприятии имеет большое значение, так как в этом случае требуется меньше основных средств для нормального обеспечения производственного процесса, а следовательно, и капитальных вложений в производственные фонды.
Фондоемкой считается такая продукция, в себестоимости которой большая доля амортизационных отчислений.
Фондоемкость может быть определена на единицу продукции в натуральном выражении и на рубль ее стоимости. Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля действующего основного капитала; показатель фондоемкости отражает величину стоимости основных фондов, необходимую для получения данного объема продукции.
фондоемкость:
|
| руб
|
| Фондновооружённость - (показатель, характеризующий обеспеченность работающих основными производственными фондами):
фондовооруженность
где - среднесписочная численность рабочих (см. п. 2.1).
руб
|
| Показатели фондоотдачи применяются в основном для анализа уровня использования действующих фондов, а показатель фондоемкости – главным образом для планирования потребности в основных фондах и капитальных вложениях при перспективном планировании или разработке новых проектов.
Производительность труда – важнейший экономический показатель, служащий для определения результативности (продуктивности) трудовой деятельности как отдельного работника, так и коллектива предприятия.
Для измерения производительности труда в промышленности используется два основных показателя: выработка и трудоемкость. Различают три метода определения выработки: натуральный , стоимостной и трудовой.
Выработка в стоимостном выражении получила наибольшее распространение. Выработка, рассчитанная по товарной продукции, зависит не только от результатов работы коллектива, но и от стоимости применяемого сырья и материалов, объемов кооперирования поставок
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|