Сделай Сам Свою Работу на 5

I.I. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними





Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Правонарушения среди несовершеннолетних как социальная проблема………………………………………………………………………6

I.I. Сущность, состояние и динамика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними………………………………………………………..6

I.II. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя……………………………………………………………..12

Глава II. Технология социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних………………………………………………………..19

II.I. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности………………………………………………………………….19

II.II. Опыт Центров социальной помощи семье и детям, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних ....………...26

Заключение………………………………………………………………31

Литература ...…………………………………………………….............33


Введение

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.



По данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2013 года в России впервые за последние 10 лет было зарегистрировано увеличение на 4,6% количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а числа лиц, их совершивших, - на 2,2%.

В 2014 году отмечается сокращение подростковой преступности (на 6%), но скачок 2013 года свидетельствует о некоторой нестабильности ситуации и заставляет задуматься о необходимости пересмотра форм и методов профилактической деятельности, причем не только органов внутренних дел, но и других субъектов системы профилактики[22].



Учителя и ученые, полиция и социальные службы, общественность – все озабочены этой серьезной и острой проблемой. Подростковая преступность становится темой обсуждения на собраниях, педсоветах, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляют планы воспитательной работы в школах, вырабатываются меры профилактики, создаются совместные советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка и социальных служб.

В этом плане большую роль играют специалисты по социальной работе. Основная его деятельность основывается по привлечению несовершеннолетних к общественной деятельности и отвлечение от уличного образа жизни, правовое воспитание. Только просвещение, уяснение границ между нельзя и можно, позволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий

Существует нерешенным ряд противоречий между потребностью в социальной работе с несовершеннолетними - правонарушителями и несовершенством содержания профилактического направления социальной работы с данной проблемой.

Высокая научная и общественная значимость проблемы правонарушений среди несовершеннолетних находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса.

Сущность, состояние и динамика правонарушений, социально-психологические характеристики несовершеннолетнего правонарушителя выявлены и изучены Беличевой С.А., Курбатовым В.И., Антоняном Ю.М., Волженкиным Б. В., Гонеевым А. Д., Тигунцевой Г. Н., Выгодским, А. С., Столяренко И. Н.



Проблемами преодоления и предупреждением несовершеннолетней преступности занимались такие ученые как Мустаева Ф.А., Мельникова Э.И., Гуров В. Н., Зайнышева И.Г.

Анализ ряда теоретических источников, по проблеме правонарушений среди несовершеннолетних, многочисленные примеры, которыми переполнена повседневная жизнь, актуальность, обусловили выбор данной темы курсовой работы.

Объект – несовершеннолетние правонарушители.

Предмет – содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Цель: изучение несовершеннолетних правонарушителей как объекта социальной работы

Задачи:

1) изучить сущность, состояние и динамику правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

2) раскрыть социально - психологическую характеристику несовершеннолетнего правонарушителя;

3) рассмотреть основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности;

4) описать опыт Центров социальной помощи семье и детям, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних

Использовались теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы.

Работа носит реферативный характер и состоит из введения, двух глав и заключения, литературы.


Глава I. Правонарушения среди несовершеннолетних как социальная проблема

I.I. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними

В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования несовершеннолетних на происходящие изменения являются правонарушения.

Правонарушение рассматривается как «общественно-опасное деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение - это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»[6,с.32].

Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность»[14,с.248].

Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.

Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.

Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения. В январе 2014 года подростки совершили на 23% больше преступлений, чем в прошлом году. На «круглом столе» в МВД по Коми обсуждали проблему преступности среди несовершеннолетних. Представители профильных ведомств и министерств сошлись во мнении, что решать вопрос нужно комплексно – через школу, однако начинать надо с семьи, институт которой за последние годы потерял свою значимость и силу. Эта категория преступлений напрямую связана с досуговой занятостью нарушителей – практически все они не занимаются ни в каких кружках и секциях. За 2013 год на учет было поставлено 1957 подростков и 557 родителей или законных представителей, не уделяющих должного внимания своим несовершеннолетним детям. Позитивный момент в статистике по тяжким и особо тяжким преступлениям – их за прошлый год подростки совершили меньше, повторная преступность, наоборот, растет. Мониторинг секций и центров дополнительного образования показал, что системы по отслеживанию досуга детей из групп риска в республике на сегодняшний день не существует. Начальник отделения по делам несовершеннолетних МВД по Коми сообщила, что в этом году впервые в группу несовершеннолетних преступников попали дети из благополучных семей. За январь подростки совершили 70 преступлений, в прошлом году – 57. Половина из них - кражи, но впервые шесть преступлений касались незаконного приобретения, сбыта, хранения или изготовления наркотиков. Треть преступлений происходила на улице, столько же - вечером и ночью. Значительный рост преступлений произошел в Ухте и Сыктывдине[21].

Вместе с возрастанием числа общественно опасных деяний идет процесс омоложения и феминизации социального состава девиантов. Наблюдается высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной ответственности. Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности, приобретают всё большую актуальность. Чаще всего несовершеннолетние совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00-21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям[4,с.37].

Крайне важным является также и то, что отклонения в поведении приобретают у девочек большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом несовершеннолетние женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании - сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные препараты, вызывающие состояния близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.

Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность подростков имеет высокую общественную опасность не только из - за своей распространённости, но и из - за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, неподдающихся каким - либо мерам профилактического воздействия.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая её организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии не писаными законами. Несоблюдение данных законов ведёт к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретённого преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой “на улицах” в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика в психологическом отношении роль “тусовок” (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества.

Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.