Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Жанровые формы путешествия в пермской периодической печати





1. Общая тематическая характеристика жанра путешествия в пермской периодике

В этой главе мы попытаемся обозначить и проанализировать те жанровые формы путешествия, которые сложились в пермской периодической печати. Для исследования мы привлекаем такие региональные издания, как газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Звезда», журналы «Выбирай», «Я покупаю», «Шпиль», «Экшн», «Сити», «Компаньон». Каждое из этих изданий, исходя из собственной политики, тематики публикаций и целевой аудитории, выбирает тот или иной способ подачи материала. Путешествие как одна из ключевых тем прослеживается именно в журнальной пермской периодике. Газеты в свою очередь реже публикуют путевые материалы, больше обращаясь к политике и социальным вопросам. Нами было просмотрено 150 публикаций журнальной и газетной периодики за 2007, начало 2008 гг. Около 60% текстов опубликовано в рекламных изданиях, таких как «Сити», «Выбирай», «Я покупаю». Пермские рекламные журналы в основном обращаются к обзору туристических фирм, расценок, развлечений и условий, которые ждут туриста в путешествии за границей. Описывая ту или иную страну, авторы составляют рейтинг гостиниц, ресторанов, пляжей, достопримечательностей, советуют, в каких магазинах приобретать покупки и как скрасить досуг в чужой стране.



В то же время в информационно-рекламных изданиях появляются тексты очеркового характера. Так, например, в постоянной рубрике журнала «Сити» Веры Гиренко в своих очерках, используя жанровую форму прогулки по городу, делает акцент на исторический аспект в описании тех или иных памятников архитектуры, совершает глубокий экскурс в историю Перми. Материалы Гиренко, пожалуй, первыми в пермской рекламной периодике приобрели краеведческую окраску.

А теперь попробуем сопоставить популярные туристические маршруты 2007, начала 2008 гг. с описанием туристических направлений в пермских журналистских публикациях. На официальном сайте федерального агентства по туризму Российской Федерации опубликован анализ въездного и выездного туризма по итогам 2007 года, здесь представлены самые популярные маршруты за рубеж.[24] В нём отмечается, что совокупный выездной поток россиян сцелью отдыхавырос на 21% и растёт с каждым годом. Большинство материалов пермских изданий посвящено именно заграничному отдыху, реже встречаются тексты о путешествии по России и Перми. В путевых текстах рекламной периодики авторы описывают наиболее популярные маршруты, те направления, которые предлагают большинство пермских турагентств – это поездки в Турцию, Египет, Тайланд, страны Европы. Именно эти направления отмечаются на сайте как одни из самых популярных для россиян.



Исходя из географической и смысловой направленности изученных текстов, можно выделить две основные тематические группы путешествия: внешнее (экзотическое культурно-ознакомительное, рекреационное, общее) и внутреннее (городское, природно-ландшафтное). Текстов о путешествии внутреннем всего около 40%, и опубликованы они в основном в газетной периодике. Помимо Перми и края журналисты газетной периодики, хотя и гораздо реже, повествуют о путешествии по другим российским городам. Однако практически не отражена в пермских газетах тематика внешнего путешествия. Опираясь на данные статистики, подведённые «Ростуризмом», можно сделать вывод, что экзотические страны привлекают российского туриста гораздо меньше, нежели опробованные и уже хорошо известные маршруты. Очень мало туристов, выбирающих для путешествия, например, Колумбию или Ливию. И неудивительно, что основные курортные места становятся темой для путевых публикаций рекламных изданий. Однако путешествие в экзотические страны также находит отражение в пермской печати.



Экзотика – это одна из основных тем путевых публикаций журналов «Компаньон» и «Шпиль». Как раз в этих изданиях практически нет описаний популярных маршрутов, журналисты чаще повествуют о малоизвестных для пермского читателя уголках Земли – Рёкане, Сайгон, Шведагон, Индия, Лансароте. Цель журналистов – не прорекламировать уже известные маршруты, а попытаться открыть читателю новое пространство, при чём не только с помощью обычного текста.В «Шпиле» существует постоянная рубрика «Клуб фотопутешественников». Основной текст публикации - это фотографии Сергея Аверьянова, сделанные им во время экспедиции по Тибету, Непалу, Монголии, Эфиопии, Мексике. Привычное повествование о путешествии заменяется яркой фотографией. Виденье автором через объектив фотоаппарата интересных мест становится основным приёмом в подаче материала. В «Компаньоне» существует аналогичная рубрика фоторепортёра Ильдара Маматова. Благодаря такому подходу изданий читатель ярче представляет незнакомое пространство, фотография помогает визуализировать, например, пейзажи экзотических стран.

Природно-ландшафтное путешествие, нацеленное на описание особого природного колорита края, можно встретить на страницах журналов «Компаньон» и «Шпиль». К рекреационному путешествию обращаются в основном рекламные издания, такие как «Я покупаю» и «Выбирай». Культурно-ознакомительное путешествие находит своё отражение в публикациях практически всех перечисленных нами журналов.

Газетная периодика больше обращена к путешествию внутреннему, городскому. Темой путевых материалов «Аргументов и фактов», «Звезды», «Комсомольской правды» чаще становятся поездки по России, активный туризм в Пермском крае, прогулки по улицам города. Причём газетный рассказ о путешествии далеко не всегда носит положительную окраску. Показателен в этом отношении материал Анастасии Ковыляевой «Пермь отталкивает и не отпускает», опубликованный в «Аргументах и фактах» №24. Автор рассказывает о негативных сторонах жизни в Перми: горы мусора, отсутствие культурного развития, агрессия к иностранным гостям. Текст разбит на три главки – «Столичностью здесь не пахнет», «Заросли мусором по уши», «Испанец боялся нападения». В каждой из них Ковыляева раскрывает отрицательное влияние родного города на его жителей, а в конце обозначает общую проблему – переезд пермяков в другие города России и других стран: «Немудрено, что все эти картинки из пермской жизни у многих людей трансформируются в стойкое желание вырваться отсюда».[25] Вообще, газетный текст, построенный в форме путешествия, чаще обращается к определённой проблеме города или области, как в материале Ковыляевой. Газетный материал, в отличие от журнального, особенно рекламного, больше связан со злободневьем. Журналы в свою очередь делают ставку на занимательность.

2. Путевой очерк в пермской публицистике

На сегодняшний день очерк является наиболее распространенным жанром в подаче путевых текстов пермской журнальной периодики. А.А.Тертычный даёт следующее определение путевого очерка: «Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же — к документально-журналистским». А.А.Тертычный подчёркивает сюжетную авантюрность путевого очерка. Написанию путевого очерка предшествуют встречи автора с разными людьми, его наблюдения за определёнными жизненными явлениями, происшествия, с которыми сталкивается журналист во время своего путешествия. А.А.Тертычный замечает: «Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия».[26] Известный исследователь этого жанра Н.И.Глушков говорит о том, что очерк «характеризует (очерчивает) какие-либо явления жизни в целом (человеческий тип, общественные нравы, проблему)».[27] Таким образом, очерк должен сочетать в себе исследовательскую работу, документальность и художественное слово.

Каким же предстаёт очерк в пермской периодической печати? На сегодняшний день очерковая публицистика по-разному отражается на страницах газет и журналов. Журналисты, работая над путевым очерком, сохраняя его традиционное художественное и аналитическое начала, используют новые формы подачи текста. Обратимся к путевому очерку, повествующему о путешествии по местам Пермского края.

Журналы «Компаньон» и «Шпиль» - те пермские издания, в которых чаще всего встречается классический путевой очерк. Сьюзен Иванова – постоянный автор путевых материалов журнала «Шпиль». Чаще всего в своих очерках она обращается к описанию интересных мест Пермского края, и места эти глубоко символичны для автора. О каждом из них Иванова говорит как о настоящем уральском чуде. Обратимся к очерку «Центр цивилизации». В самом начале текста Иванова сразу обозначает цель – открыть московским гостям, которых, кстати, называет «тёмными», «далёкими от истинной цивилизации», «дальше своего пупа ничего не видящими», истинный Урал, настоящий «центр цивилизации». Автор подробно описывает маршрут, дорогу, останавливает внимание на разных городах и посёлках, которые встречаются на пути, но постоянно напоминает читателю «нам дальше, у нас есть цель».[28] А читатель в свою очередь гадает, чем же закончится путешествие, каков конечный пункт, как выглядит воплощение Урала. Именно благодаря этому на протяжении всего текста автор удерживает читательский интерес и внимание. И вот она цель, «центр цивилизации» – горы Колпаки в Горнозаводском районе. Для Ивановой Колпаки не просто природный памятник, а воплощение особой уральской энергетики, точка, откуда можно с восторгом созерцать безграничные уральские просторы: «О, этот вид наши гости не забудут никогда в жизни... Кажется, что видно полмира. Далеко внизу – роскошное зелёное море леса, которое прорезают ровные, как по линейке приложенные лесовозные дороги. На горизонте синими волнами – всё выше, всё круче – поднимается главный уральский хребет. Если бы дело было где-нибудь в американском национальном парке, здесь бы обязательно установили дисплей с названиями всех видимых вершин. Но поскольку мы в глухой тайге, ориентироваться будем по компасу и карте». В публикации «Ритуал» автор с таким же восторгом и гордостью рассказывает о Хохловке.[29] Тексты Сьюзен Ивановой в чём-то схожи с историческими очерками Алексея Иванова. В них – непросто описание природы и глубокий анализ уральского прошлого, в них – гордость за сам край, трепетное отношение к своей малой Родине, отождествление себя с ней. Урал предстаёт как сгусток особой культуры. И, как нам кажется, помимо некоторой просветительской функции, публикации эти преследуют ещё одну важную цель – формирование уважения к тому месту, где мы живём. Постановка цели, попытка проникнуть в глубь явления через мотив путешествия характерные для жанра путевого очерка, очень ярко прослеживаются в публикациях этих авторов.

Используя жанр путевого очерка, автор может, например, попытаться раскрыть характер своего героя. Именно такую цель преследует журналист газеты «Звезда» Юрий Софонов в публикации «Из прошлого человека будущего»[30]. Отправляясь в путешествие по местам детства поэта Василия Каменского, автор как бы погружается в особую атмосферу, которая помогает ему проникнуться творчеством поэта, узнать жизненный путь Каменского и как итог – воссоздать в очерке образ своего героя. В тексте есть черты портретного очерка, но реализуются они именно благодаря мотиву путешествия. В описании самого движения журналиста постоянно присутствует образ героя публикации. Каждая подчёркнутая автором деталь, так или иначе, связана с жизнью поэта. Софонов, описывая своё путешествие, реализует в очерке ещё одну цель – раскрывая образ своего героя, автор воплощает образ места, образ Урала. Интересно воплощение в очерковой форме рекомендации. Жанр рекомендации, не притязающий на глубокий анализ и художественность языка, выступает в очерковом тексте как форма подачи. Таков путевой очерк Ивановой «Лучшие пляжи окрестностей».[31] Сохраняя основные очерковые элементы, автор составляет свой личный рейтинг пляжей Пермского края. Рекомендация здесь является своего рода тематической основой.

Очерковое путешествие, описывающее перемещение по Перми и краю, направлено на раскрытие незнакомого в знакомом. Автор стремится показать читателю новые грани увиденного, будь то описание жизненного пути поэта, история развития родных мест или своеобразие особой уральской культуры.

В рубрике «Экзотика» «Компаньона» постоянно публикуются материалы о туристических маршрутах. Рассмотрим некоторые из них. В очерке «Золото Шведагона» Алексей Дмитриев повествует о своём путешествии в один из городов Бирмы. Автор очень точно передаёт образ самого места как символа веры буддистов. Рассказывая, допустим, об одной из главных достопримечательностей Шведагона колоколе Маха Ганха, автор непросто детально описывает его внешний вид, его интересует история самого предмета, традиции, связанные со священным буддийским колоколом. Задача автора – проникнуть в суть явления, прочувствовать и понять, насколько это возможно, чужой менталитет. Именно поэтому тема обычаев является одной из ключевых в очерке: «Бирманцы отмечают День Рождения не раз в год, а раз в неделю. Вообще, все важные решения, такие, как выбор делового партнёра, друга, жены, принимаются с учётом дня недели, когда человек родился. В зависимости от него есть благополучные дни и не очень. Голову, например, в день своего рождения не моют, понедельничные не женятся на пятничных, а супружеский союз среды и субботы никогда не будет испытывать нужды, даже если оба супруга будут совсем безмозглые. Зная, какие дни недели и планеты соответствуют каким направлениям света, бирманец, придя в Шведагон, отправляется на свой угол для совершения обычных молитв. Там он омоет изваяние Будды столькими чашечками воды, сколько ему лет, плюс ещё две на долгую жизнь». Повествует об этих необычных традициях автор с уважением, пытаясь раскрыть как можно полнее и с разных сторон культуру загадочного края. А в конце очерка решает: «Эх, остаться бы тут навсегда»![32]

Совершенно иная эмоциональная окраска и подача в очерке «Лансароте: марсианские хроники».[33] Этот текст посвящён путешествию автора на один из самых загадочных островов Атлантического океана. Язык в публикации не отличается той образностью, присущей ранее рассмотренным текстам «Компаньона». Стиль повествования более свободный, максимально приближенный к разговорному. Алексей Трефилов использует такие выражения, как «фатальная расслабуха», а путеводитель называет «дрянным» и «дотошным». И в этом – проявление авторского отношения, его собственной личности. Журналист подробно описывает детали происходящего: поведение туристов в самолёте, погодные условия, проведение экскурсий, музыку, которую слушал в пути... Это не значит, что автор не акцентирует своё внимание на описании самого острова. Просто делает он это через призму собственных ощущений, не вдаваясь в подробности истории места, иногда иронизируя, иногда серьёзно пишет исключительно о том, что видел и чувствовал сам с момента прибытия на остров до самого конца своего путешествия. Именно поэтому образ автора в тексте очень яркий, и именно через него складывается образ места – острова Лансароте. Публикации Трефилова присущ репортажный стиль повествования, постоянные авторские оценки увиденного, комментарии.

В очерковом путешествии автор раскрывает собственную личность, с помощью слова создаёт свой неповторимый образ. Рисуя пейзажи экзотических стран, погружаясь в особую атмосферу незнакомого места, автор как бы «срастается» с ним. Таким образом, через географическое путешествие происходит путешествие к самому себе, как писал Карамзин «по ландшафту моих воображений». Это свойственно всем литературным путешествиям. Как и в древнерусских хождениях, произведениях Стерна, Пушкина, Карамзина, Радищева, пермские авторы в своих очерках заостряют внимание на собственных эмоциях и переживаниях. Происходит процесс самоидентификации, самоанализа, срастание образа места и образа автора.

 

2.1.Прогулка по городу

Прогулка по городу – эта та очерковая жанровая форма, которая стала очень популярна в периодических изданиях, причём как в общих, так и рекламных. Этой форме свойственна репортажность, описание движения в реальном времени, пространственная и временная ограниченность, диалогичность. Задача городской прогулки – «оживление привычного окружающего ландшафта, наделение его новыми позитивными смыслами, а в целом формирование культурно насыщенной и комфортной пространственной среды города».[34] В книге «В поисках Юрятина» авторы так описывают смысловое содержание городской прогулки: «Состояние прогулки приближает нас к нефункциональной реальности города. Поэтому стоит иногда, отодвинув в сторону заботы, побродить по улицам. Без цели куда-нибудь зайти, с кем-нибудь встретиться или что-то увидеть. Просто побродить там, где хочется. Душа прогулки – в себе сосредоточенная и открытая всем впечатлениям бесцельность движения. Неозабоченная, пустая и потому внимательная открытость жизни. Тогда до безразличия знакомые здания, улицы, виды, перспективы вдруг проступают, как из тумана, в своём всегда странном молчаливом существовании и неожиданных соответствиях. Прогулка промывает взгляд и раскрепощает воображение. Блуждая по улицам, мы встречаемся с городом в его собственной жизни. И открываем его».[35] Выделяют прогулку локальную и тематическую. Чаще всего авторы локальной прогулки ставят задачу – проследить прошлое и настоящее, а может быть и спрогнозировать будущее конкретной улицы. Примером такой прогулки может служить рубрика Веры Гиренко в журнале «Сити» и рубрика Василия Бубнова в газете «Звезда». Интересно, что в совершенно разных по общей направленности изданиях воссоздаётся прогулка, акцентирующая внимание на истории города. Улица предстаёт здесь как городская составляющая, своего рода лицо города, одно из его проявлений. И через описание движения по одной или нескольким улицам автор рисует картину всего города. Происходит анализ от частного к общему, через образ улиц раскрывается образ города. Длительное путешествие по улицам Перми В.Бубнов разделил на несколько публикаций, так вышли в печать 13 авторских прогулок по городу. Прогуливаясь по городу, автор вспоминает о своём детстве. Сильным авторским присутствием, эссеистской формой повествования рубрика Бубнова напоминает жанр авторской колонки. Описывая движение по городу, журналист останавливает взгляд на определённом месте, доме, и немедленно в его памяти появляются и воссоздаются в очерке образы прошлого: «В детстве я жил неподалёку от этого места, и всевозможные мальчишеские заботы нередко приводили меня с товарищами к одноэтажному домику, скрытому за высоким деревянным забором. Какая-то тайна окружала этот дом, разглядеть который – и то не полностью – можно было только зимой с высокого сугроба: взору открывалась часть двора. В нём никогда никого не было, а вокруг никогда ничего не происходило. Ну и решили, что здесь по ночам готовят наших шпионов. Став взрослее, считали, что в этом останавливаются высокие знатные гости. А потом дом снесли. И теперь на его месте выросла гостиница «New Star»[36]. Глубоко личное отношение проявилось и в прогулке В.Бубнова. Он делится с читателем воспоминаниями о детстве, своими юношескими впечатлениями. Часто в общем повествовании встречаются элементы интервью, репортажа, рекомендации, но этот стилистический синтез гармоничен, он всегда логически обоснован. Эти авторские вкрапления не разрушают структуру текста. Благодаря своей жанровой новизне и личностному отношению рубрика Бубнова была одной из самых интересных в газете.

В газетах «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» также встречается форма городской прогулки, и сама подача материала отличается от публикаций Гиренко и Бубнова. В одном из текстов «Аргументов и фактов» «Мама мия! Куда я попал?» Анна Полякова пытается представить образ города глазами итальянца, недавно прибывшего в Пермь. Читая материал, невольно начинаешь сравнивать чужую страну с нашей, чужой город с Пермью, а чужой менталитет с русским, хотя прямого сопоставления в публикации нет. Через авторское восприятие воссоздаётся восприятие зарубежного гостя.

Тематическая прогулка по городу представлена в журналах «Шпиль» и «Выбирай». В «Шпиле» существует рубрика Анфисы Галкиной «Маршрут гурмана», в журнале «Выбирай» - проект Егора Ожоркина «Место встречи». Эти авторы, используя жанровую форму прогулки по городу, посещают кафе, рестораны, бары. Цель Обжоркина и Галкиной – опробовать местные блюда и представить в очерке объективную оценку яствам. Егор Обжоркин, например, отправляется в поход по кафе с какой-нибудь необычной целью – отыскать в городских заведениях жареный сыр, блюда из баклажана или лучший в Перми квас. В кулинарном путешествии всегда сохраняется обязательный для путевого очерка момент перемещения. Читатель всегда сможет проследить и визуализировать путь, проделанный журналистами. В одном из текстов Обжоркин замечает: «Путешествовать любят все. Мы тоже. Однако вояжи вокруг земного шарика – штука малореальная. Силой мысли мы завтракаем в хутунах Пекина, до обеда гуляем по Акапулько, а после ужина едем на лазерное шоу в Гизу.… А кстати, почему знакомство с национальными кухнями нельзя считать путешествием? Ведь языком, которым в этих путешествиях используется, все владеют виртуозно».[37]

В жанровой форме прогулки по городу чаще, чем в других очерковых формах, присутствует элемент общения с читателем, диалогичность. Авторы постоянно обращаются к читателю, как бы ведут его за собой.

2.2.Путевые заметки

В контексте данной работы путевые заметки мы рассматриваем в качестве очерковой жанровой формы. Путевые заметки в отличие от классического путевого очерка в большей степени построены на первом авторском впечатлении, нет задачи построения развернутого образа пространства. Это набросок с натуры. В отличие от жанра заметки, путевые заметки глубоко субъективны, в них – описание происходящего сквозь призму авторского виденья, присутствует анализ увиденного, но не такой глубокого, как, например, в путевом очерке. В заметках автор может акцентировать внимание на случайно услышанном разговоре, занимательном факте, поделиться интересными наблюдениями. Путевые заметки включают в себя элементы описания местности, авторские рассуждения об увиденном, чёткое изложение маршрута следования, портретные зарисовки. К.Мошков в книге «Радиовещание для начинающих» характеризует путевые заметки как жанр информационный: «Путевые заметки – информационный жанр, в котором публицистическое, авторское начало может быть весьма заметным. Это своего рода отчет, но отчет об определенном событии, а именно о путешествии».[38]

Однако большинство исследователей не отделяют путевые заметки от путевого очерка, и относят эту жанровую форму к художественно-публицистической жанровой группе, как, например Н.Маслова[39]. Однако в отличие от жанра очерка, в заметках важны именно сиюминутные авторские впечатления. Если очерк в чистом виде не требует оперативности, у автора есть возможность и относительная временная свобода для более детального сбора информации, проведения глубокого анализа явлений и формирования личного отношения к ним, то путевые заметки претендует на скорость в изложении. Автор путевых заметок описывает путешествие по «свежим следам». В заметках превалирует первичная авторская эмоция, первичное осмысление ситуации. Можно сказать, что путевые заметки «лёгкая» очерковая форма.

Рассмотрим несколько региональных материалов, написанных в форме путевых заметок. Чаще всего такие путешествия публикуются в газетах. В тексте «Косолапый обвёл вокруг лапы», опубликованном в «Аргументах и фактах», Вячеслав Бураков рассказывает о походе в лес, на охоту. Репортажность в заметках достигается автором с помощью описания событий в настоящем времени: «Недолгие сборы… Белый «УАЗик» вырывается из города на трассу.… Мелькают сёла, деревеньки… Толик торжественно вручает мне карабин «Тигр»… Где-то в глубине леса слышатся тяжёлые шаги, трещат ветви…».[40] Автор последовательно, динамично воссоздаёт ситуацию, используя короткие ёмкие фразы. Такая манера изложения роднит путевые заметки автора с информационным жанром. По сути дела, Бураков описывает события по формуле Квинтилиана, расширяя при этом границы обычной информационной заметки, превращая её в очерковую форму. Аналогичный репортажный стиль изложения использует журналист газеты «Звезда» Наталия Семёнова в публикации «Белорусский мотив»: «Автобус мягко катит по утренним улицам Могилева… Сидящая впереди коллега тихо досадует… Тему неожиданно продолжает Анатолий Глаз…».[41] Над крупным заголовком публикации автором обозначается жанровая основа текста – «специальный репортаж», «путевые заметки». Повествование о непосредственном перемещении в публикации Семёновой порой перетекает в рассказ об историческом прошлом архитектурных зданий, памятников культуры, но всегда возвращается к описанию пути, движения автора по городам и деревням Белоруссии.

Рассказывая о путешествии по Венеции и Барселоне, журналист «Компаньона» Валерий Мазанов делает акцент на рекреативной функции этой очерковой формы: «Пробежка «галопом по Европам» - привычный жанр как собственно в туризме, так и в «путевых заметках»... Отчёт о путешествии не имеет никакого смысла в плане расширения эрудиции. Так, скрасить полчаса вашего свободного времени. Но есть у этого рассказа одно достоинство: в нём читателям журнала «Компаньон-magazine» будет поведано о некоторых любопытных деталях, которые вы не найдёте ни в одном путеводителе. Так что почитайте – вреда не будет, а будет одна только польза. В самом деле, зачем идти на грабли, по которым уже ступала нога других любопытствующих бездельников?»[42]

Среди журнальных изданий заметки размещают чаще всего рекламно-информационные издания. В журнале «Я покупаю» авторами путевых заметок выступают Ирина Сокол и Родион Бобров. В них ставится акцент на практическое значение отчета о путешествии, но в отличие от материалов рекомендательного характера они несут образную нагрузку. Примером журнальных путевых заметок может послужить материал А.Матвеевой «Игровое поле».[43] Автор рассказывает о крупнейших казино Европы. В общий обзор европейских игровых заведений А.Матвеева постоянно добавляет очерковые комментарии, украшает текст историко-архитектурным описанием места.

Примечательно, что пермские авторы путевых заметок сами подчёркивают лёгкость этой жанровой формы, её непритязательность и относительную свободу композиционного построения. Путевые заметки могут выглядеть как своеобразный репортаж или как скрытая реклама заграничного отдыха.

 

2.3. Путевой дневник

Материалы, написанные в форме путевого дневника, отличаются сильным проявлением авторского начала, об этом говорит само название этой очерковой формы. Дневник – это всегда описание личных переживаний, наблюдений, эмоций. М.Шагинян в преддверии написания путевых очерков вела дневниковые записи, в которых отмечала все самые важные встречи, описывала интересные места своего пребывания. Шагинян писала: «Дневники – моя кладовая узнанного и найденного, но еще не облеченного в плот искусства. Я ничего не храню в памяти. Мне хочется, чтобы моя память всегда была чистой доской – «табула раса». Я все складываю в дневник, и память моя всегда рвется навстречу свежему впечатлению, голодная, как в молодости».[44] И действительно, дневник для журналиста имеет огромное значение. Весь багаж личного опыта путешествий может уместиться в дневниковых путевых записях. А после чаще всего эти записи обретают иную жанровую форму и публикуются в форме очерка или путевых заметок. Как выглядит путевой дневник журналиста в печати? Н.Маслова так характеризует этот жанр: «Путевой дневник – одна из разновидностей художественно-публицистического «путешествия», в котором свойственно выражать личность самого автора, его виденье мира…Писатель ведёт записи сменяющихся из дня в день событий. Однако в отличие от обычных дневников он не ставит перед этими записями точные даты, зато каждый эпизод путешествия сопровождается названиями места действия, а в начале текста даётся и точное время события».[45] В качестве примера типичного путевого дневника Маслова приводит «Белые сны» В.Пескова, в котором автор описывает своё путешествие в Антарктиду.

В региональной печати в путевой дневник встречается не так часто, как основные разновидности. Остановимся на анализе публикации «Чусовской дневник» Светланы Федотовой. Автор, соблюдая хронологию событий, описывает каждый день своего водного путешествия по реке Чусовой: «27 июля. Утром проснулась от свирепого взгляда. Обернулась – это клещ кусает мою палатку… 28 июля. Как обычно, встали в 8 часов утра… 29 июля. Было пасмурно. Ребята с тоской смотрели на небо: с такой погодой съёмки невозможны».[46] Материал нацелен на субъективное отражение событий. Автор просто делится впечатлениями, предполагая, что возможно её опыт будет читателям полезен.

3. Информационно-рекомендательные путешествия

В региональной рекламной периодике («Выбирай», «Я покупаю», «Экшн») очень часто встречаются путевые тексты информационно-рекомендательного характера. По жанровой форме, учитывая способ подачи текста, такие публикации можно разделить на рекомендацию, рейтинг, обзор. Целью этих материалов является, прежде всего, информирование читателя. Традиционно к информационным жанрам относят заметку, репортаж, интервью, отчёт. В выделенных нами жанровых формах сохраняется основная направленность информационных жанров. Рекомендация, рейтинг, обзор не претендуют на детальный анализ, им присуща оперативность, современность и своевременность. Такие тексты направлены на максимально объективное отражение действительности. Тертычный определяет рекомендацию и рейтинг как жанры аналитические, однако подчёркивает, что данный тип может быть и информационным жанром. Исследуя состояние региональных рекламных публикаций, мы пришли к выводу, что выявленные жанровые формы в большей степени являются информационными.

Л.Р. Дускаева в книге «Диалогическая природа газетных речевых жанров» выделяет оценочные жанры, целью которых является достижение с читателем единой позиции по тому или иному вопросу. Оценочные жанры «способствуют ориентации в мире событий и людей. Призванные ответить на вопрос, в каком обществе мы живём, эти группы жанров позволяют создать идеологическую ценностно-познавательную конструкцию (картину мира)». [47] Для оценочных текстов, по мнению Л.Дускаевой, характерна тщательная диагностика явления. Автор замечает: «Эти жанры призваны передать журналистскую выработку оценки в диалоге с иными мнениями,… оценивание в журналистике происходит в условиях множественности мнений по обсуждаемым вопросам».[48] Наличие авторской оценки в выделенной нами информационно-рекомендательной группе роднит её с группой оценочных жанров, однако, учитывая то, что информационно-рекомендательное путешествие связано с рекламной деятельностью издания, довольно сложно говорить об объективности авторской оценки и глубоком анализе явления. Первичным элементом в таких материалах становится информация, а уже после авторская оценка.

Путешествие в публикациях, написанных в форме рейтинга, рекомендации и обзора, носит довольно условный характер. Здесь пропадает описание авторского движения, журналист из одного пространства мгновенно перемещается в другое. Основой в таком путешествии становится не момент пути, а некое свойство, объединяющее разные географические точки. Приведём примеры подобных публикаций. В материале «Возможность острова»[49], опубликованном в журнале «Я покупаю» Анна Долмачёва рассказывает о всевозможных плюсах туристического отдыха на островных курортах. В этом обзорном тексте автор описывает преимущества разных островов. На острове Хайнань, по мнению Долмачёвой, превосходные оздоровительные центры, Борнео славится своими пещерами, а Ямайка отличается великолепными пляжами и кухней. Публикация носит исключительно положительную окраску. В материале отсутствует авторское отображение негативных сторон пребывания туристов на курортах. Это говорит о некоторой однобокости подачи текста, связанной с выполнением явного рекламного заказа. Подобного характера публикация «Праздник, который всегда с тобой» («Пермский Экшн»).[50] Автор рассказывает читателям о возможностях празднования Нового года в разных странах Европы.

Большую роль в подаче информационно-рекомендательного путешествия играет композиционное построение текста. Публикации всегда делятся на главки, в каждой из которых автор даёт описание разным странам.

Обзорный тип повествования сегодня популярен не только в текстах рекламных журналов. К этой жанровой форме порой прибегают пермские журналисты общественно-политических газет. Таков материал Марии Беловой «Год открытых дверей», опубликованный в газете «Звезда». Автор обзорно рассказывает о реализации программы «Пермский край – территория культуры» в разных населённых пунктах Прикамья.

3.1.Рекомендация

Тертычный так определяет своеобразие рекомендации: «Публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории. Если рассуждать о типе информации, являющейся содержанием рекомендаций, советов, то это будет предписательная (программная) информация. «Мини-совет» мы отнесли к информационным жанрам. Но совет, рекомендация, может быть и аналитическим жанром».[51] Однако для того, чтобы рассматривать рекомендацию как аналитический жанр Тертычный предлагает следующие условия: «Такое качество этот тип публикации обретает в результате «развертывания» как самих предписаний (увеличения их объема), содержащихся в публикации, так и их обоснования, аргументации, установления причинно-следственных связей, оценочных и прогностических суждений».[52] В рекомендательных текстах, опубликованных в пермской рекламной периодике, практически отсутствует момент прогноза, детального сравнения одного явления с другим, нет глубокой диагностики, характерной для оценочных жанров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.