Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок работы над сочинением





 

В своей книге Обернихина Г.А. предлагает следующий порядок работы над сочинением [7]. Данный алгоритм послужит опорой как для подготовки к уроку, так и для написания сочинения.

1.В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится.

2.Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.



3.Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.



6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:

Мой пес замечательный!

Есть у меня…...

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку...…

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили...

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.


Глава II. Методы и приемы работы при подготовке к написанию сочинений- описаний на уроках русского языка

Сбор материала

Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор не решенных проблем. Возможно, в школе все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени.

Часто уроки развития речи становятся скучными и однообразными и не достигают нужной цели – подготовить ребят к сочинению-описанию.Они сложны, возможно, потому, что касаются такого явления, как речь человека, а также потому, что взаимосвязаны с другими науками – искусством, историей и т.д. Как правило, своего отношения ученики выразить не могут, или ограничиваются однотипными предложениями.

Для того чтобы учащиеся смогли лучше подготовиться к написанию сочинения-описания учителю стоить дать тему заранее. Таким образом, дети смогут продумать свое сочинение, собрать материал.

В учебнике русского языка за 6 класс авторы пишут: «На этапе подготовки вы должны собрать как можно больше материала по выбранной теме. Необязательно, что вы будете использовать весь собранный материал, но лучше пусть он останется, чем его не хватит. Вы можете заранее выделить ключевых слова вашего текста, подумать, можно ли посмотреть на предмет вашего сочинения с разных сторон, глазами разных людей.
Этап собирания материалов к сочинению – ключевой в подготовке» [2].



Работа по сбору материала может быть как коллективной, так и самостоятельной [12]. К примеру, учитель дает задание всему классу собрать информацию по теме «Как работает библиотека в нашей школе». После того как учащиеся сделали языковой анализ в классе им нужно из собранного материала составить устное сочинение. В итоге задается другая тема близкая по характеру предыдущей, таким образом, осуществляется переход от коллективной работы к самостоятельной.

Подготовка к написанию сочинения-описания. Работа в классе

Важная часть подготовки к написанию сочинения-описания это беседа в классе. На этом этапе следует выделять следующие моменты: обсуждение темы сочинения, языковой анализ, предупреждение пунктуационных и орфографических ошибок.

Т.С.Задунова в своей статье [6] обращается к книгам В.В. Бабайцевой «Русская речь» [1] , где есть много зачинов к рассказам. Они оказывают большую помощь в работе. Вот несколько примеров заданий к упражнениям из этой книги. Ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами:

Задание 1. В одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Прекрасный обычай!
Задание учителя. Продолжите текст, расскажите о традиции в своей семье, в своей школе, начав словами: «Вот и у нас...».

Задание 2. Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если окружающая среда не позволяет?
Задание учителя. Выскажите свое мнение по данному вопросу. (Накануне из словаря С.И. Ожегова ученики должны были выписать определения понятий «интеллигентность», «честь», «совесть», «нравственность»)

М.А.Павлова [8] в своей работе предлагает следующий метод:в начале одного из сентябрьских уроков пятиклассники принесли с собой каштаны. Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о парту. Недолго – около минуты. Потом получили задание: собрать материалы для описания. Для этого нужно было ответить на вопросы: каков каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки, форма, размер, особенности), каков плод каштана на ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть, ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем обменивались наблюдениями. Перед этим на доске записали слова каштан, плод, орех и

Что я вижу?

Что чувствую?

Что могу услышать?

Вот что получилось в результате: на вид: коричневый, каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с таинственным рисунком, похожий на карельскую березу, блестящий, как лакированный, неравномерно окрашенный, с разводами темно-коричневой краски, круглый, как шарик от пинг-понга, небольшой, большой, неровный, похожий на маленькое яблочко, с ямкой. На ощупь: гладкий, тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый, живой. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в листьях при падении, щелчок о землю.

Затем ребята получили задание написать небольшой текст. Задача: сделать так, чтобы человек, у которого сейчас нет в руках каштана, смог его представить. Полезно также обсудить варианты первого предложения. Например: У меня на парте лежит каштан или Сегодня по дороге в школу я нашел плод каштана. Еще 3–4 минуты работы – и можно приступать к чтению и обсуждению текстов. В завершение можно попросить учеников закрыть глаза и увидеть свой каштан на «внутреннем экране».

Существует множество вариантов обсуждения сочинения, зависит это от личного выбора учителя, от его фантазии и изобретательности. Чем продуктивнее для учащихся будет эта беседа, тем успешнее будет написание работы.

Языковой анализ

После завершения беседы по теме сочинения, следует уделить внимание языковому анализу, где более подробно можно оценить материал, собранный учащимися. Баранов М.Т. выделяет следующие моменты [3,стр.48]. Накопив материал, ученик выбирает тот, который понадобится для сочинения и дополняет словарную работу. Учитель диктует слова, которые могут быть полезными при написании сочинения. Тем самым, обогащая словарный запас учеников.

Следующий этап, это подбор средств художественной выразительности: эпитетов, метафор и т.п. Эти слова и словосочетания послужат опорой для учащихся.

Затем, работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок сводится к повторению уже изученных орфографических и пунктуационных правил. Учитель выписывает на доску слова с неизученными орфограммами.

Одним из приёмов языковой подготовки к сочинению-описанию является анализ текстов-образцов. Образец наглядно показывает, что и как может быть написано на данную тему. Ученики, подражая образцу, смогут избежать недостатков в построении работы и обогатить свою речь.

Использование образца всегда требует познавательной активности учащихся, их самостоятельности [6].

Анализ текстов учебника позволяет остановить внимание учащихся на ярких, образных средствах языка, помогает детям почувствовать их красоту и выразительность; обогащает речь изобразительно-выразительными средствами, необходимыми для описания.

Например, упражнение 269 [4].

Я вышел на поляну, и что-то отвлекло мое внимание, что-то удивило меня, прежде чем я мог понять, что же именно. Ну конечно! Взгляд остановился на кустах ольхи, растущей посреди поляны. Не удивиться было нельзя: среди всего синего ольшаник был глубокого шоколадного цвета. Он так и бросался в глаза, и удивительно, что я не замечал раньше, какой шоколадный бывает ольшаник в лесу (В. А. Солоухин)

1. О чем говорится в тексте?

2. Что говорится о предмете, удивившем автора?

3. Как он назван в начале текста? Почему? («Что-то отвлекло…».)

4. Как это связано с восприятием автора? (Автор сначала не понял, что его удивило.)

5. Чем необычным выделялся ольшаник?

6. Какими глаголами подтверждается необычность цвета? (удивило, отвлекло внимание, не удивиться нельзя, бросался в глаза).

7. В каких словах выражено отношение автора к предмету описания?

8. Как последнее предложение связано с первым? (отвлекло внимание, бросался в глаза)

9. Какие части вы могли бы выделить в тексте? (Указание на предмет, описание его.)

Анализ текста по этим вопросам может привести учащихся к осознанию структуры текста-описания. В первой части предмет указывается, отличается его необычность, удивительность; затем эта необычность раскрывается; предмет называется, дается его оценка. Вопросы направляют внимание учащихся на языковые средства, которые помогают раскрыть основную мысль описания (подбор глаголов, выражающих восприятие предмета описания). На основе анализа этого текста делается вывод о возможной структуре текста типа описания предмета: в первой части предмет называется, затем перечисляются его признаки, при этом в художественном описании обычно не все, а только поразившие, удивившие автора. Заканчиваться текст может оценкой предмета.

Использование в работе лингвистического анализа текстов – образцов позволяет [6]:

· помочь учащимся осознать специфику сочинений – описаний

· выявить возможные структуры таких описаний

· положительно повлиять на языковые вкусы учащихся
тем самым приблизиться к решению задач воспитательного характера.

Поработав над композицией сочинения-описания, произведя полный языковой анализ учащиеся приступают к написанию работы на черновике [3].

Ташлыков С.А. в своей книге дает несколько полезных советов для написания черновой работы [13].

· Пишите текст черновика, если это возможно, на од-

ной стороне листа, что позволит Вам делать вставки,

используя обратную сторону.

· Оставляйте на каждой странице большие поля. Если

нужно переделать фразу, внести дополнения, сделать замечания, Вы сможете сделать это на полях

Вашей работы.

· Оставляйте просвет между строками, это позволит

Вам в процессе работы вставлять в текст сочинения

отдельные слова, словосочетания или целые предложения.

· Используйте сокращения, схемы, условные знаки,

графические построения. Экономьте время! Не

стремитесь, чтобы черновик представлял полный

текст сочинения. Он может быть написан в виде тезисов, которые будут развернуты в беловом варианте.

Введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей работы. Во время работы над основной частью не следует отклоняться от темы.

Сочинение следует проверить не менее трёх раз [13]:

· Проверьте сочинение с точки зрения орфографии, не обращая внимания на знаки препинания. Подчеркнём еще раз: тщательная орфографическая правка должна быть сделана в черновике. Исправлений в беловом варианте должно быть как можно меньше.

· Проверьте сочинение с точки зрения пунктуационной правильности, не обращая внимания на орфограммы. Объясните себе постановку каждого знака препинания. Если возникают сомнения, измените синтаксическую конструкцию.

Учащийся должен распределить время так, чтобы успеть не только переписать текст сочинения, но и внимательно его проверить в конечном варианте.

При проверке и оценке сочинения учитель должен учитывать полноту раскрытия темы, яркость замысла, самостоятельность мышления, логичность, умение использовать выразительные средства языка, пунктуационные и орфографические ошибки [10,стр.56].


Заключение

Сочинение является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что систематическая подготовка к написанию сочинений – описаний позволяет учащимся развивать речевые умения и навыки. Школьники учатся собирать и сортировать материал, развивают мышление и обогащают словарный запас.

Итак, в работе над сочинением необходимо соблюдать следующие принципы.

1. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого ее осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. Четко сформулированная тема дает ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.

2. Условием успешного обучения написанию сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ .

3. Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного.

Совершенствование написанного должно включать в себя:

1) редактирование с помощью учителя (на уроке или на индивидуальной консультации);

2) анализ сочинений одноклассников [14].

 


Список использованной литературы

1. Бабайцева В.В. Русская речь / В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа, 2014. -105с.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях / М.Т.Баранов. – М.:Просвещение,2015. –Часть 2- 175с .

3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т.Баранов.- 2001. -323с.

4. Власенков А.И. , Л.М.Рыбченкова. Русский язык 10-11 класс (базовый) / А.И.Власенков. – М.: Просвещение, 2009. - 287 с.

5. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С / О.В.Загоровская.- М.: Просвещение, 2009. - 192 с.

6. Задунова Т.С.. Искусство писать сочинения // Сайт «Я иду на урок русского языка и литературы» URL: [http://rus.1september.ru/article.php?ID=200201903]. - Журнал «Русский язык» № 19/ 2002.

7.Обернихина Г.А. Учимся писать сочинение / Г.А.Обернихина. - М.:Аркти, 1999. – 50с.

8. Павлова М. Учимся писать сочинение-описание в 5 классе / Сайт «Я иду на урок русского языка и литературы» URL: [http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702405]. - Журнал «Русский язык» №24/2007.

9. Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.

10. Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994. – 205c.

11. Скоркина Н.М. Сочинение на медаль 9-11 класс. Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 1999. – 65с.

12. Сочинение-описание // Сайт учителя русского языка [http://www.sinykova.ru/].URL:http://www.sinykova.ru/faqs/sochinenie-opisanie.

13. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. / C.А.Ташлыков. - Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.

14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение / Т.В.Торкунова.и– М.: АЙРИС, 1997. – 84с.

15. Что такое сочинение-описание? // Сайт «Как просто» [http://www.kakprosto.ru/]. URL: http://www.kakprosto.ru/kak-879425-chto-takoe-sochinenie-opisanie

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.