Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о сочинении-описании





Система подготовки учащихся к написанию сочинений-описаний

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Методика преподавания по профилю «Русский язык»

 

Выполнила: студентка 3 курса 1 группы очной формы обучения (квалификация: бакалавриат по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература») гуманитарного факультета Гончарова Марина Константиновна __________ «__» _______2015г. подпись   Научный руководитель: доцент кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы, кандидат филологических наук Черванёва Виктория Алексеевна __________ «__» _______2015г. подпись  

 

 

ВОРОНЕЖ 2015


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

I. Теоретические основы исследования……………………………….………..5

1.1 Понятие о сочинении-описании……………………………………..……...5

1.2 Порядок работы над сочинением ………………………………………..…8

 

II. Методы и приемы работы при подготовке к написанию сочинений- описаний на уроках русского языка……………………………………….….11

2.1 Сбор материала…………………………………………………………..…11



2.2 Подготовка к написанию сочинения-описания. Работа в классе………..12

2.3 Языковой анализ…………………………………………………………....14

Заключение…………………………………………………………………..….19

Список использованной литературы…………………………………………..21


Введение

Сочинение - это самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи.

Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности [11,стр.29].

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.



К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа [11,стр.32].

Тема моего исследования касается подготовки учащихся к написанию сочинения-описания. Работа над таким видом написания сочинения одна из самых увлекательных и требует определенных знаний, умений и навыков.

Изучение данной темы весьма актуально - обучение написанию сочинений в школе очень важно, так как они входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе подготовки к написанию сочинений-описаний.

Предмет исследования: методика изучения написания сочинений- описаний как средство обучения воспитания ребенка.

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинений –описаний.

Задачи исследования:

- Проанализировать лингвометодическую литературу по написанию сочинений.

- Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений.

- Проанализировать методику работы с детьми при подготовке к написанию сочинений.

Методы исследования: анализ лингвометодической литературы по данной теме, наблюдение, сравнение.

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования.



Понятие о сочинении-описании

Сочинение-описание - один из стандартных типов письменных работ. В его основу положено описание, как вид речи. Писать сочинение-описание довольно просто.

Любое сочинение этого типа должно отвечать на вопрос «Какой/ая?». Ответ на этот вопрос должен быть изложен в стиле, который отвечает особенностям описательного типа речи.

Чаще всего это сочинение представляет собой небольшой текст художественного стиля, при этом оно посвящается описанию предмета, пейзажа, реального человека, животного, местности.

В хорошем сочинении этого типа описываются не только внешние признаки или характеристики людей, природы и животных, но и их характер, настроения, изменения, то есть внутренние состояния. Довольно часто в сочинении-описании люди и предметы изображаются в движении, в процессе, то есть автор описывает различные действия, которые ими совершаются. К примеру, сочинение-описание, посвященное повару, скорее всего, будет изобиловать подробностями приготовления блюд, описанием человека за работой, его навыкам и умением. Описание парка или другой местности проще всего построить на рассказе о погоде и ее влиянии на растения, которые в этом парке растут. Чем достоверней и подробней описание этих действий, событий и состояний, тем интересней и ярче сочинение.
Описания могут быть художественными, техническими, научными деловыми. В научных и технических сочинениях обычно перечисляются технические характеристики каких-либо аппаратов, приборов, отдельных деталей, в них можно найти подробную и конкретную информацию по их эксплуатации. В подобных текстах практически всегда используется специальная терминология. Художественные сочинения-описания в обязательном порядке подразумевают, использование изобразительно-выразительных средств.
Сочинения-описания художественного типа чаще всего пишутся примерно по одному стандартному плану. Сначала необходимо рассказать о предмете или человеке, которому посвящен текст, дать общую информацию, объяснить, почему описывается именно этот человек или предмет. Затем нужно описать частные признаки предмета: если речь идет о человеке, описать черты, лицо, фигуру, позы, манеру держаться, если речь в сочинении идет о пейзаже, нужно описать отдельные его составляющие. В заключении нужно дать личное отношение к описанному в сочинении предмету, в этой части можно сделать акцент на эмоциях, описать свои чувства.

Технические сочинения-описания обычно более конкретные, в них отсутствует эмоциональная оценка предмета, зато сделан акцент на его точных и подробных характеристиках [15].

Таким образом, описать - значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: прилагательных и причастий, существительных и наречий. Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем не быть глаголов или их очень мало. В этом - отличие описаний от текстов-повествований

Описание - это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор. Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Пример текста- описания.

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) [5]

В этом отрывке больше прилагательных :

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной,гигантские, растопыренные, золотые – прилагательные.

Освещенные, еще не взошедшего – причастия.

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина измениться, взойдет солнце, и будет уже другое небо.

Работа по обучению сочинениям ведётся с младших классов. Важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, которые являются для нас образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе разноуровневых упражнений по развитию речи [10,стр.60].

В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

• умение осознавать тему, определить ее границы;

• умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;

• умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;

• умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

• умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

• умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;

• умение проверять и совершенствовать написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются по:

• опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);

• типу текста (описание, повествование, рассуждение);

• жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );

• стилю (художественный, публицистический, научный);

• степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии) [9].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.