Понятие о сочинении-описании
Система подготовки учащихся к написанию сочинений-описаний
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподавания по профилю «Русский язык»
Выполнила: студентка 3 курса
1 группы очной формы обучения (квалификация: бакалавриат по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература»)
гуманитарного факультета
Гончарова Марина Константиновна
__________ «__» _______2015г. подпись
Научный руководитель:
доцент кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы,
кандидат филологических наук Черванёва Виктория Алексеевна
__________ «__» _______2015г. подпись
|
ВОРОНЕЖ 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
I. Теоретические основы исследования……………………………….………..5
1.1 Понятие о сочинении-описании……………………………………..……...5
1.2 Порядок работы над сочинением ………………………………………..…8
II. Методы и приемы работы при подготовке к написанию сочинений- описаний на уроках русского языка……………………………………….….11
2.1 Сбор материала…………………………………………………………..…11
2.2 Подготовка к написанию сочинения-описания. Работа в классе………..12
2.3 Языковой анализ…………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………..….19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Введение
Сочинение - это самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи.
Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности [11,стр.29].
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа [11,стр.32].
Тема моего исследования касается подготовки учащихся к написанию сочинения-описания. Работа над таким видом написания сочинения одна из самых увлекательных и требует определенных знаний, умений и навыков.
Изучение данной темы весьма актуально - обучение написанию сочинений в школе очень важно, так как они входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе подготовки к написанию сочинений-описаний.
Предмет исследования: методика изучения написания сочинений- описаний как средство обучения воспитания ребенка.
Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинений –описаний.
Задачи исследования:
- Проанализировать лингвометодическую литературу по написанию сочинений.
- Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений.
- Проанализировать методику работы с детьми при подготовке к написанию сочинений.
Методы исследования: анализ лингвометодической литературы по данной теме, наблюдение, сравнение.
Глава I. Теоретические основы исследования.
Понятие о сочинении-описании
Сочинение-описание - один из стандартных типов письменных работ. В его основу положено описание, как вид речи. Писать сочинение-описание довольно просто.
Любое сочинение этого типа должно отвечать на вопрос «Какой/ая?». Ответ на этот вопрос должен быть изложен в стиле, который отвечает особенностям описательного типа речи.
Чаще всего это сочинение представляет собой небольшой текст художественного стиля, при этом оно посвящается описанию предмета, пейзажа, реального человека, животного, местности.
В хорошем сочинении этого типа описываются не только внешние признаки или характеристики людей, природы и животных, но и их характер, настроения, изменения, то есть внутренние состояния. Довольно часто в сочинении-описании люди и предметы изображаются в движении, в процессе, то есть автор описывает различные действия, которые ими совершаются. К примеру, сочинение-описание, посвященное повару, скорее всего, будет изобиловать подробностями приготовления блюд, описанием человека за работой, его навыкам и умением. Описание парка или другой местности проще всего построить на рассказе о погоде и ее влиянии на растения, которые в этом парке растут. Чем достоверней и подробней описание этих действий, событий и состояний, тем интересней и ярче сочинение. Описания могут быть художественными, техническими, научными деловыми. В научных и технических сочинениях обычно перечисляются технические характеристики каких-либо аппаратов, приборов, отдельных деталей, в них можно найти подробную и конкретную информацию по их эксплуатации. В подобных текстах практически всегда используется специальная терминология. Художественные сочинения-описания в обязательном порядке подразумевают, использование изобразительно-выразительных средств. Сочинения-описания художественного типа чаще всего пишутся примерно по одному стандартному плану. Сначала необходимо рассказать о предмете или человеке, которому посвящен текст, дать общую информацию, объяснить, почему описывается именно этот человек или предмет. Затем нужно описать частные признаки предмета: если речь идет о человеке, описать черты, лицо, фигуру, позы, манеру держаться, если речь в сочинении идет о пейзаже, нужно описать отдельные его составляющие. В заключении нужно дать личное отношение к описанному в сочинении предмету, в этой части можно сделать акцент на эмоциях, описать свои чувства.
Технические сочинения-описания обычно более конкретные, в них отсутствует эмоциональная оценка предмета, зато сделан акцент на его точных и подробных характеристиках [15].
Таким образом, описать - значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: прилагательных и причастий, существительных и наречий. Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем не быть глаголов или их очень мало. В этом - отличие описаний от текстов-повествований
Описание - это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор. Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.
Пример текста- описания.
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) [5]
В этом отрывке больше прилагательных :
Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной,гигантские, растопыренные, золотые – прилагательные.
Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина измениться, взойдет солнце, и будет уже другое небо.
Работа по обучению сочинениям ведётся с младших классов. Важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, которые являются для нас образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе разноуровневых упражнений по развитию речи [10,стр.60].
В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:
• умение осознавать тему, определить ее границы;
• умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
• умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;
• умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
• умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
• умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;
• умение проверять и совершенствовать написанное.
Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются по:
• опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);
• типу текста (описание, повествование, рассуждение);
• жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );
• стилю (художественный, публицистический, научный);
• степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии) [9].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|