Сделай Сам Свою Работу на 5

Форма организации общин харизматического движения





 

Одной из особенностей харизматического движения является то, что оно не выстроено в виде единой структуры с общим центром и одним вероучением. Между церквями нередко существуют разногласия, возникают споры по поводу вероучительных принципов, культовой практики. Но эти споры, по мнению некоторых лидеров харизматических церквей, благоприятно сказываются на жизни церкви, заставляют ее развиваться, свидетельствуют о том, что церковь есть живой организм, а не омертвевшая структура.

Кроме того, церкви, несмотря на разногласия, поддерживают довольно активное общение: оказывают друг другу материальную помощь, обмениваются проповедниками, приглашают к себе наделенных «особыми дарами Духа» целителей, талантливых проповедников, создают общие учебные заведения для подготовки пасторов.

Однако при этом в каждой отдельной церкви, безусловно, существует вертикальный принцип организации. Сегодня руководители церквей уделяют пристальное внимание именно выстраиванию внутрицерковной структуры и управления. Этот принцип реализуется осознанно на основе убеждения, что пастор должен «пасти» (быть ответственным перед Богом) каждого члена своей церкви.



Несомненно, роль пастора в харизматических церквях велика. Лидеры последних вполне принимают наименование «харизматические» на свой счет: т. е. пастор должен обладать харизмой – особым складом ума и характера, должен быть «призван Богом» к пасторскому служению. Несмотря на многочисленные различия, религиоведы выделяют ряд общих принципов, характерных для харизматических церквей. Выраженной и культивируемой чертой стал ривайвелизм как стремление к постоянному обновлению и протест против формализма в религиозной жизни.

В самой основе существования харизматических церквей лежит принцип модернизации – постоянных изменений.

Предположить, что принцип модернизации является своеобразной социальной проекцией ривайвелизма было бы не совсем верно, т. к. в данном случае речь идет не о религиозном обновлении, а о приспособлении к меняющемуся социальному, культурному контексту в целях обеспечения жизнеспособности церкви.

Поэтому, как заметил пастор одной из церквей в личной беседе, религиоведам никогда не успеть за харизматическими церквями. Застой, считают лидеры, в любой сфере жизни и деятельности церкви не допустим, т. к. церковь есть живой организм. Любая стагнация, по их мнению, есть начало кризиса. Задача пастора предвидеть эту ситуации еще до того, как она произойдет, и принять необходимые меры по изменению структуры церкви, форм работы. Состояние церкви напрямую зависит от численности последователей, как с точки зрения возможного уменьшения, так и увеличения числа членов. Естественный жизненный процесс для общины – это рост церкви. По признанию лидеров, имеет место постоянная установка на рост церкви. Если этого не происходит, очевидно, что пастор неправильно организует жизнь церкви. Пасторское служение в харизматических церквях уже давно носит организованный характер. Это проявляется, в т. ч., в обязательном для пастора овладении организационными и психологическими принципами формирования и управления общиной.



По количеству членов церковь структурируется следующим образом: 1-я ступень – от 0 до 30; 2-я – от 30 до 50; 3-я – от 50 дот 100–120; 4-я – больше 120. Таким образом, как только численность последователей достигает 30 человек, возникает необходимость менять структуру и формы работы; в противном случае начнется стагнация, которая есть и начало кризиса общины. Например, по достижении церковью численности в 30 человек необходимо создавать группы домашнего изучения Библии по 10–15 человек, которые проходят 1–2 раза в неделю под руководством более опытного наставника. Идеология домашней группы заключается в следующем основном положении: это своего рода семья, призванная восполнить близкое общение, которого так не хватает современному человеку, помочь друг другу в различных вопросах, проблемах, нуждах – как это делается в обычной семье. Разница только в том, что в основе «домашней группы» лежат не родственные, а духовные связи, цель которых духовное назидание и взаимообогащение. На домашней группе разбирают темы воскресной проповеди, молятся о нуждах друг друга, общаются. Приветствуется чаепитие, которое способствует сближению участников домашней группы. На домашней группе служитель должен обратить внимание на способности каждого члена, которые можно было бы использовать в интересах церкви.



Примечательно, что домашняя группа не делится, но расширяется посредством того, что другие члены команды открывают свои группы и приглашают в них новых людей.

Вновь мы обнаруживаем, что в увеличении численности членов церкви заложено правило геометрической прогрессии, причем бесконечно возрастающей. И таким образом, один наставник домашней группы дает начало целой сети домашних групп.

Такого рода структурирование также позволяет реализовать важнейший принцип организации церкви: каждый член церкви должен находиться под постоянной своеобразной опекой опытного наставника: пастора или его помощников. Как сформулировал это один из пасторов: хороший пастор может пасти не более 10–15 человек, даже Христос не взял на себя ответственность более чем за 12 человек (параллель с 12-ю апостолами – ближайшими учениками Христа).

При переходе отметки в 30 человек группа плохо контролируется-управляется одним человеком, приходит в хаотическое состояние. Когда церковь достигает 50 человек, так же происходит увеличение числа помощников пастора, расширение форм деятельности, которые тем самым должны охватить всех членов церкви – все должны участвовать в жизни общины. Последнее можно назвать серьезным достижением харизматических церквей, в основе которых, действительно, лежат живые общины. Это и их преимущество в сравнении с традиционными религиями: так, например, в Православной церкви сейчас одно из самых слабых мест – отсутствие общинной жизни.

Кроме того, пастором должны учитываться внешние факторы, влияющие на численность общины. Среди таковых и социально-экономические условия в регионе. Причем как отрицательные, так и положительные факторы могут быть использованы для укрепления церкви, поскольку любая религия по-прежнему выполняет компенсаторную функцию, утешая в трудностях, обеспечивая смыслообразующей жизненной перспективой в кризисные, переходные периоды; и «освящая» жизненные успехи в случае благополучной социально-экономической ситуации. Также пастор должен принять во внимание местные особенности, усвоение которых облегчает ассимиляцию церкви в регионе, а значит, способствует и увеличению численности общины.

Как к важнейшему фактору роста относятся в харизматических церквях к социальной работе. Социальные, благотворительные мероприятия оказываются способом, и довольно эффективным, евангелизационной деятельности. Так, к примеру, работа по реабилитации людей, находящихся в наркотической, алкогольной зависимости взята на вооружение практически всеми харизматическими церквями. Многие новые церкви в регионах начинали свое существование именно с основания реабилитационного центра. Государство сегодня демонстрирует нежелание заниматься социализацией, оказанием полноценной комплексной помощи этим людям, выпавшим из социального контекста. Потому, безусловно, такого рода социальная деятельность, проводимая харизматическими церквями, ориентированная на десоциализированные слои общества и направленная на решение острых социальных проблем, имеет позитивный характер. Это приносит свои результаты и для роста общины, поскольку часть из прошедших через реабилитационные центры харизматических церквей (которые чаще всего регистрируются как независимые общественные организации) приходят и в церковь.

Цель – обратить ко Христу как можно больше людей, а не заниматься прозелитизмом и перетягивать к себе из других христианских церквей. Потому пополнение общины шло за счет некоренного населения, относительно недавно проживающего в регионе, и в прошлом имевшего опыт пребывания в церквях такого типа (на примере Тамбовской области). Так, студенты из Африки с удовольствием включились в деятельность группы «прославления», используя навыки пения, игры на музыкальных инструментах. Община также приняла их радушно, и, спустя год их пребывания в церкви, 1 раз в месяц уже проводится «прославление» на родном для них языке. Последнее еще раз подтверждает отмечаемую некоторыми религиоведами черту идеологии харизматов – антропоцентризм – пристальное внимание к каждому верующему. Очень многое делается для того, чтобы человеку было комфортно в церкви, чтобы удержать его, дав ему понять, что он ценен сам по себе для церкви, со всеми его этнокультурными и личностными особенностями.

Второй путь пополнения общины, кстати, весьма существенный по численности – представители коренного населения, пребывающие в состоянии социальной дезадаптации или преодолевшие в прошлом такое состояние: освободившиеся из мест заключения, страдающие различными видами зависимостей. Как мы уже отметили, деятельность по реабилитации десоциализированных людей – одна из характерных для харизматических церквей форм евангелизационной деятельности. Таким образом, члены общины из малообеспеченных, инертных в социальном отношении людей, усваивая принципы харизматической идеологии, становятся социально активными, стремятся получить образование, добиться успеха в жизни. Члены обшины нередко приводят в церковь своих супругов, родственников, друзей. Происходит это и по причине активной миссионерской позиции членов харизматических общин, и потому, что для последователей характерна неразделенность церковной и внецерковной жизни.

Также отличительная особенность харизматических общин – преобладание молодых людей и людей среднего возраста. Безусловно, молодежь привлекают в харизматических церквях вполне определенные мировоззренческие положения и формы культовой практики. Так, выраженные установки на «живой» личный религиозный опыт, на реализацию личностного потенциала и использование индивидуальных способностей каждого в деятельности церкви, установка на достижение успеха в жизни, протест против формализма в церкви – все это соответствует жизненным запросам, характерным для молодых людей. Привлекательны для молодежи некоторые черты харизматических собраний: такие как использование простых текстов, поп-музыки, возможность непосредственно выражать свои эмоции, петь, пританцовывать, что приветствуется и поощряется. Привлекает молодежь и повышенное внимание к чудесам, что обещает возможность быстрого достижения результата.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.