Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)





Содержание

Введение

Вопрос 1 Система управления в период перестройки (1985-1991

Вопрос 2 Преобразования в экономике

Вопрос 3 Итоги перестройки

Заключение

 

Введение

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что органы внутренних дел занимают важнейшее место в системе органов государства. Система органов внутренних дел и форма ее организации позволяет судить о государстве, его общественном и политическом строе. Органы внутренних дел в советский период прошли важнейшие вехи своего развития, сыграв в истории страны и положительную, и отрицательную роль. Но в целом система органов внутренних дел не является обособленной, а зеркально отражает в себе само государство, реализуя его главную задачу — охрану закона и правопорядка.

Историческая память объединяет российское общество. В прошлом заключен огромный опыт, позволяющий решать насущные государственные и общественные проблемы.

Современное развитие правоохранительных органов, проведение полицейской реформы является неотъемлемой частью исторического процесса модернизации российского государства, права и общества. Изучение историко-правового закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его полицейской системы.



История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования российского государства. Творческое использование накопленного правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современный период.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, изучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.



История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

- изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности таких ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

- изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

- анализ исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Внимание слушателей и курсантов сосредоточивается на изучении конкретных правовых источников, актов и кодексов, определявших организационную структуру, состав и функциональную деятельность органов внутренних дел. При этом анализируются вопросы эффективности наиболее значимых правовых норм, особенности их реализации в практике деятельности органов внутренних дел России.

 

Вопрос 1 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)

Развитие органов внутренних дел во второй половине 80-х гг. обусловливалось как изменениями социально- экономической, политической обстановки в стране, так и новыми тенденциями в состоянии преступности.



В начале 1980-х гг. борьба с хозяйственными преступлениями, спекуляцией практически начинает занимать главное место в деятельности милиции. С 1983 г. милиция, выполняя правительственный заказ, сосредоточила свои усилия на борьбе с торговой мафией, так называемой беловоротничковой преступностью. Аппараты БХСС перестроили свою работу по линейно-отраслевому принципу, их личный состав был укреплен кадрами. К сожалению, переоборудован ие - техническое и теоретическое - органов борьбы с преступностью отставало от практической ᴨᴏᴛребности. Накануне 80-х г. произошло сращивание хозяйственной преступности с профессиональной (в Кисловодске был заключен союз "воров в законе" и "цеховиков"). На основании выше сказанного приходим к выводу, что отечественная мафия сделала еще один шаг в сторону своего будущего величия. По оценкам западных специалисᴛᴏʙ, доля черного рынка в экономике Советского Союза на рубеже 80-х гг. составляла от 4 до 8 млрд. долларов. Но в то время как организованная преступность в стᴘẚʜᴇ крепла, за простое упоминание о ней можно было лишиться должности.

Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал, что искривления в кадровой политике в органах внутренних дел в начале 1980-х гг. нанесли значительный вред и только способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов", сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ᴘẚʜᴇе мер.

Можно сказать, что следствием непрофессиональной деятельности в органах МВД и непродуманная либерализация экономики привела:

к не урегулированным рыночным отношениям, что повлекло за собой стихийное, далеко не всегда законное накопление капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями;

к практической утрате возможности государственного регулирования и, как следствие, падению жизненного уровня значительной части населения и резкой дифференциацией общества;

Одной из насущных задач стало повышение уровня аналитической работы органов внутренних дел, совершенствование управления ими. Это требовало восстановления штабов. Воссоздание штабов началось в 1986 г., когда инспекторские управления, отделы, отделения, группы союзного, республиканского МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ были преобразованы в организационно-инспекторские. В их состав возвращены дежурные части, подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта.

 

Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка, на наш взгляд, была задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

Традиционно начало всем изменениям положила ротация партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК [5, С. 306].

Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции - службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью: предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско .

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета .

В 1990 г. за счет перераспределения штатной численности ГУУР и ГУБХСС было создано Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, сформировано еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненных непосредственно МВД СССР. Общее число сотрудников, занимавшихся этой деятельностью, возросло почти до 1000 человек.

В 1984 г. министру внутренних дел СССР Федорчуку В.В. был представлен доклад "О результатах анализа разоблаченных преступных групп и выявленных форм организованной преступности в Узбекской ССР". ГУУР МВД СССР в числе прочего предлагало создать в составе МВД Узбекистана специализированное подразделение — отдел по борьбе с организованными преступными группами — численностью 25 штатных единиц. В июне 1985 г. вышло указание МВД СССР "Об усилении борьбы с организованными преступными группами", а в сентябре 1985 г. коллегия МВД СССР, рассмотрев вопрос "О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности", приняла решение о создании (до 15 декабря 1985 г.) в МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов подразделений по борьбе с опасными проявлениями групповой преступности, а в составе 5-го отдела ГУУР МВД СССР — специализированного отделения. Во исполнение указанных решений в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ стали образовывать специализированные подразделения по борьбе с организованной и групповой преступностью, общая численность которых к 1988 г. составила около 1200 штатных единиц.

В целях противодействия нарастающим проявлениям организованной преступности в структуре Министерства внутренних дел СССР 15 ноября 1988 г. было создано управление по

борьбе с организованной преступностью — Шестое управление МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР 25 января 1989 г. в системе МВД СССР создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью, 14 марта утверждены его структура и штаты. В марте 1990 г. в МВД РСФСР, МВД автономных республик и ГУВД были созданы шестые специализированные управления, а в УВД Краснодарского, Хабаровского крайисполкомов, ГУВД Ленинградского, Московского облисполкомов, УВД Воронежского, Иркутского, Новосибирского, Нижегородского, Саратовского, Свердловского облисполкомов образованы оперативно-розыскные бюро (ОРБ).

Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники- распределители для несовершеннолетних. При реорганизации в 1989 г. в органах внутренних дел службы профилактики принято решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного розыска.

Состояние кадров органов внутренних дел вызывало серьезную озабоченность. В целях укрепления политико- морального состояния личного состава в системе МВД СССР вновь были созданы политорганы. Для руководства ими в составе Министерства в июне 1983 г. было образовано Управление политико-воспитательной работы. В мае 1988 г. Политбюро ЦК КПСС утвердило новое положение "О политических органах в системе МВД СССР".

В ноябре 1987 г. были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ). Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. вместо спецназа были образованы отряды

Все возрастающий объем нормотворческой деятельности потребовал организационного обеспечения данной функции. В 60-70-е гг. в системе МВД СССР имелись юрисконсульты, старшие юрисконсульты, юридические подразделения. В 1986 г. организация правовой работы в подразделениях центрального аппарата министерства и органах внутренних дел возложена на Управление делами МВД СССР.

В 1989 г. был создан Отдел правового обеспечения деятельности органов внутренних дел МВД СССР, Положение о котором было объявлено Приказом МВД СССР от 10 июля 1989 г. Отдел являлся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел СССР, на который возлагалась организация и непосредственное участие в работе по совершенствованию правовых основ деятельности органов внутренних дел. Структуру и штат отдела утверждал министр. Аналогично решался вопрос о назначении (освобождении) на должность начальника отдела.

14 августа 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О решительном усилении борьбы с преступностью", которым предусматривалось создание в СССР, союзных и автономных республиках, краях, областях, республиканских, краевых, областных центрах Временных комитетов по борьбе с преступностью в составе руководителей органов прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, судов и юстиции, а также народных депутатов, избранных или работающих на соответствующей территории. Положение о Временно комитете было принято в октябре 1989 г.

6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ "Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР". 27 октября Верховный Совет РСФСР принял Закон об утверждении данного Указа. Постановлениями Совета Министров СССР и РСФСР "О мероприятиях, связанных с образованием Министерства внутренних дел РСФСР" от 25 и 28 декабря 1989 г. соответственно были внесены изменения в структуру центрального аппарата МВД СССР, МВД союзных республик, была утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР.

Она включала: руководство (министр В. П. Трушин и 7 заместителей, коллегия — 17 чел.), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, 6-е управление, главное управление по охране общественного порядка, Главное следственное управление, Главное управление государственной автомобильной инспекции, Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, Управление пожарной охраны, Управление профилактической службы, Управление внутренних дел на транспорте, Экспертно-криминалистическое управление, Оперативно-техническое управление, Управление

капитального строительства, Хозяйственное управление, Медицинское управление, Управление материально- технического снабжения, Отдел по взаимодействию со СМИ, Отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, Управление кадров.

Структура МВД СССР в целом была аналогичной с МВД РСФСР, но несколько отличалась. В его составе имелись, например, Главное управление внутренних войск, 5-е Главное управление (служба по исполнению наказаний, на связанных с лишением свободы), Управление политико-воспитательной работы, Управление вневедомственной охраны, отдел спецперевозок и некоторые другие

7 апреля 1990 г. Совет Министров СССР принял постановление "О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол)". В сентябре 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблеи Международной организации уголовной полиции (Интерпол) в Оттаве (Канада) СССР был принят в члены организации. 12 октября 1990 г. последовал приказ МВД СССР "О создании Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола". С января 1991 г. НЦБ приступило к работе.

К середине 80-х гг. обозначились некоторые тревожные тенденции в развитии преступности. Так, в 1984 г. по сравнению с 1974 г. на 44% увеличилось число лиц, совершивших повторные преступления. На 95% возросло число преступлений, совершенных особо опасными рецидивистами. На 36% — преступления, совершаемые в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы и снятия с учета спецкомендатур и почти на 45% во время нахождения под административным

297 надзором. Поэтому 21 февраля 1985 г. был издан приказ МВД СССР "О состоянии и мерах усиления борьбы с рецидивной преступностью".

В 1985 г. отмечен рост преступности. Причем ранее судимыми было совершено каждое четвертое преступление, а каждое восьмое — группой. Преступность несовершеннолетних возросла на 5,8%.

Серьезные недоработки имелись и в борьбе с хищениями социалистической собственности. Хотя ежегодно число выявленных злоупотреблений в хозяйственной сфере возрастало, тем не менее, хищений предотвращалось не более 5%, а ущерб от хищений возмещался примерно на 50%. Поэтому штатная численность службы БХСС была увеличена на 2800 единиц (2240 выделено вновь, а 560 — за счет перераспределения имеющейся штатной численности и сокращения аппарата управления МВД-УВД).

16 мая 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об усилении борьбы с пьянством", а 17 мая 1985 г. последовало постановление Совета Министров СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения". Органы внутренних дел, и прежде всего милиции, провели большую работу по их воплощению в жизнь. Поскольку пьянство и алкоголизм являются питательной средой преступности, деятельность по их искоренению принесла ощутимые плоды. Как отмечалось на коллегии МВД СССР, обсуждавшей итоги работы в 1986 г. впервые за 10 лет снизилась общая преступность на 4,6% (в РСФСР — на 5,5%), и на 15,6% количество тяжких преступлений (убийств, краж, изнасилований и т.д.). Преступность на почве пьянства уменьшилась на 26%. За спекуляцию спиртными напитками и самогоноварение в 1986 г. было привлечено к ответственности 260 тыс. человек, в 2 раза больше, чем в 1985 г.

В 1987 г. оперативная обстановка еще более стабилизировалась. Общее количество преступлений сократилось на 9,5%, а тяжких — на 14,6%. На треть уменьшилось количество преступлений как умышленных, так и неосторожных, повлекших гибель людей. Существен-

но снизилось число краж государственного имущества (10.2%) и групповая преступность (19,1%). В Российской Федерации как и в предыдущем году показатели были лучше общегосударственных: сокращение преступности в целом составило 11,4%, а число тяжких преступлений понизилось на 17,7%. Меры воздействия за нарушение антиалкогольного законодательства приняты более чем к 10 млн. человек, 397 тыс. привлечены к ответственности за изготовление самогона (в 2,5 раза больше, чем в 1986 г.). На почве пьянства совершено 377 тыс. преступлений.

В 1988 г. начался рост преступности (было зарегистрировано 1 млн. 867 тыс. преступлений), скачок которой пришелся на 1989 г. Только в 1988 г. осталось нераскрытыми 463 тысячи преступлений, в том числе 1558 убийств.

В целом по стране суммарный остаток уголовных дел по нераскрытым преступлениям исчислялся уже двумя миллионами. Все эти отрицательные результаты непосредственно связывалось "с большими потерями в профилактике пьянства" и ухудшением кадрового состава милиции.

Достаточно сказать, что на 1 марта 1985 г. некомплект в милиции составлял 62,6 тыс. человек, в том числе — 1,5 тыс. в уголовном розыске, 1,2 тыс. в БХСС, 1,3 тыс. участковых. Ситуация осложнялась также тем, что с 1986 г. ЦК КПСС прекратил "мобилизации" на работу в милицию, которые широко практиковались в предыдущие годы и хотя бы на какое-то время обеспечивали укомплектование рядов милиции до установленной положенности.

Серьезные недостатки имелись в системе профессиональной подготовки. Так, ежегодно с дневных отделений отчислялось до 10, а с вечерних и заочных — до 20 процентов слушателей. "К тому же многие выпускники учебных заведений МВД твердо не владеют правовыми нормами, навыками предупреждения и раскрытия преступлений". Особенно слабой была признана профессиональная подготовка рядовых.

Ежегодно на должности рядовых принимали 70-80 тыс. человек, около 12-15 тыс. на должности оперативного состава милиции, начальствующего состава ИТУ, пожарной охраны. В системе МВД имелось 229 учебных центров и пунктов (108 по линии милиции и ИТУ, 121 — пожарной охраны). Но в 1987 г. каждый 4-й вновь принятый остался необученным. Более трети

Из года в год увеличивалось число различного рода нарушений со стороны сотрудников милиции. В 1988 г. были привлечены к ответственности за нарушения законности 9,9 тыс.сотрудников (рост на 12,2% по сравнению с 1987 г.), привлечены к уголовной ответственности 1475 чел., наказаны за укрытие и фальсификацию почти 2 тыс. человек. За три года к уголовной ответственности за предательство и совместные с преступниками действия привлечено более 600 работников.

Ухудшение состояния кадров неминуемо повлекло и снижение эффективности деятельности милиции. В 1989 г. резко снизились результаты одной из самых многочисленных милицейских служб — патрульно-постовой.

Именно неудовлетворительное состояние кадров милиции не позволило реализовать потенциал проводившихся в эти годы организационных перестроений. Например, выделение в 1989 г. службы профилактики в самостоятельную, в ряды которой было передано 120 тыс.сотрудников.

Укреплялась служба участковых инспекторов. Только в 1986 г. штаты были увеличены на 13,3%. В декабре 1986 г. в Главном управлении охраны общественного порядка (ГУООП) МВД СССР было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействия с общественностью.

В целях улучшения деятельности учреждений, исполняющих наказания, 29 апреля 1988 г. МВД СССР издал приказ "О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания", которым управления (отделы) ИТУ МВД, ГУВД, УВД

14 июля 1988 г. было утверждено Положение о Главном (Объединенном) управлении по исправительным делам (ГУИД) МВД СССР. Его задачи определялись следующим образом: организационно-методическое руководство деятельностью ИТУ, лечебно-трудовых, лечебно- воспитательных профилакториев, следственных изоляторов, инспекций исправительных работ, спецкомендатур.

Одновременно шла разработка нового уголовно- исполнительного законодательства. В августе 1988 г. была подготовлена "Доктринальная модель Основ уголовно- исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик".

В июле 1990 г. коллегия МВД СССР одобрила концепцию реформы уголовно-исполнительной системы,

предполагавшей разграничение компетенции союзных (федеральных) и республиканских органов управления исполнительной системой, децентрализацию руководства исполнением наказаний, разделение функций ведомственного и территориального управления.

Разработанный тогда же проект Основ уголовно- исполнительного законодательства отражал процессы гуманизации и демократизации, протекавшие в общественной жизни, закреплял необходимость приведения

уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с соответствующими международными актами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.