Причины ошибок при изучении физических упражнений
Недочеты в преподавании:
• Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся. Например, подражание технике чемпионов и рекордсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.
• Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъему завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.
• Преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнения, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.
• Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий. Как следствие, обучаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные, и руководствуются ими.
• Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Например, обучаемые способны выполнить физическое упражнение лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, то есть в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.
Причинами двигательных ошибок могут также быть:
• Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.
• Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость.
• Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
• Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например, передвижение двух-шажным попеременным ходом на слишком длинных или коротких лыжах, по снежной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его исполнения.
• Отрицательный перенос навыков.
Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать.
Меры предупреждения ошибок
• Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.
• Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
• Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
• Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.
• Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.
Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.
Пути исправления ошибок
Основной путь исправления ошибки - указание на неё обучаемому, показ неправильного и правильного исполнения, затем - повторные попытки овладеть правильным способом. Есть и другой путь: применение так называемых корригирующих упражнений. Один из видов таких упражнений - контрастные упражнения. Например, лыжник-новичок идёт попеременным ходом на прямых ногах. Затем, в качестве контрастного корригирующего упражнения, ему предлагается движение на чрезмерно согнутых ногах. Такое утрированное контрдействие очень эффективно.
Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающегося и т.п.). Вместе с тем во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:
· число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
· повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
· интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки - как физическую, так и психическую;
· продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и вредно;
· перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.
Основные правила исправления ошибок:
1. Ошибка должна быть понята занимающемся. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.
3. Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать возможностям занимающегося в данный момент.
4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.
Путь исправления ошибок в выполнении физических упражнений состоит в том, чтобы сначала определить неточности движений, затем установить их причину и, наконец, найти средства и методы их устранения с учётом предмета обучения и особенностей занимающегося.
Для выявления ошибок учащихся преподаватель должен проводить регистрацию характеристик движений. Сложность выявления причин ошибок в движениях состоит в том, что одну и ту же погрешность могут вызвать различные причины. Каждая из обнаруженных причин ошибок в движениях диктует выбор соответствующего средства её устранения. Если причиной допущенной неточности является непонимание сущности изучаемого движения, неверное представление о нём, то средствами исправления могут быть повторное объяснение, показ движений, наблюдение за лучшими исполнителями и др. Если причина недостатков в утомлении занимающегося, то средства её устранения - увеличение времени отдыха, возбуждение интереса к предмету занятия, изменение характера выполняемых упражнений и т.д.
Методические рекомендации для исправления ошибок в выполнении физических упражнений, кроме указанных выше, сводятся к изложенным ниже положениям.
· Прежде всего, исправлять те ошибки, которые могут привести к травмам, а также те, которые в наибольшей мере сказываются на эффективности движений, т.е. главные (основные) ошибки.
· Повышать интерес к предмету обучения, проводимым занятиям всеми педагогически оправданными средствами.
· Делать замечания персонально. Общие замечания преподавателя, фиксирующего ошибки всех занимающихся, менее эффективны.
· Избегать беспрерывных замечаний, которые подчёркивают только одни недостатки и тем самым подавляют веру занимающегося в свои возможности. Даже при допущении грубых ошибок следует вначале подчеркнуть положительные стороны в выполнении упражнения и лишь после этого разъяснить, в чем состояла ошибка и как её исправить.
· В случае систематического повторения ошибок из-за трудностей, возникающих в улавливании необходимых кинестезических ощущений, следует применять метод контрастных заданий. Он состоит в том, что обучающемуся предлагается занять положение или выполнить движение с ошибкой, противоположной допускаемой. Например, ученик, невзирая на многократное напоминание, продолжает передвигаться на совершенно прямых ногах. В этом случае преподаватель может предложить согнуть их гораздо больше, чем это требуется.
· При обучении сложно-координированным движениям на допущенные ошибки следует указывать после выполнения всего упражнения. В циклических видах спорта ошибки, допускаемые учеником, нужно исправлять и в процессе самого движения. Элементарные ошибки можно исправлять таким образом и в ациклических упражнениях.
· Повторять движения до первых признаков утомления, снижения внимания. После 5-6-минутного перерыва, во время которого выполняется несколько ранее хорошо выученных или простых по координации движений, следует возвратиться к основному предмету обучения. На протяжении занятия это можно делать несколько раз.
Исправление заученных ошибок, переделка освоенной техники упражнений требуют больших затрат времени и упорства по сравнению с «правильным» (без ошибок) обучением. Поэтому детей необходимо с самого начала обучать наиболее рациональной технике упражнений. Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена и проанализирована тема «Характеристика двигательных ошибок в процессе обучения двигательным действиям».
Цель работы теоретическое изучение двигательных ошибок, их классификация, причины возникновения раскрыта. Задачи исследования достигнуты и рассмотрены в полном объёме.
Вывод:
Основные причины ошибок, возникающих при обучении двигательным действиям являются:
· неправильная последовательность обучения двигательному действию;
· неверное или нечёткое исполнение техники двигательного действия;
· неверное представление преподавателем техники изучаемого упражнения;
· неадекватное восприятие обучаемыми информации о технике упражнения или его наглядное восприятие ими;
· неуверенность занимающихся в своих силах или боязнь;
· недисциплинированность занимающихся, их невнимательность на уроках;
· неблагоприятные условия внешней среды.
Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения.
В процессе проведения занятий при выполнении занимающимися физических упражнений необходимо своевременно предупреждать возникновение ошибок.
Основной путь исправления ошибки - указание на неё обучаемому, показ неправильного и правильного исполнения, затем - повторные попытки овладеть правильным способом, а также применение так называемых корригирующих упражнений.
Список литературы:
1. Анищенко, В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов. Учеб. пособие/В.С. Анищенко. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
2. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 1999.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. - 528 с.
4. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. - М.: ФиС, 1986 г. - 352 с.
6. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для институᴛᴏʙ физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1979.
7. Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе/В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: ВЛАДОС, 2002.
8. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения. Учеб. пособие/Ю.Ф. Курамшин. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998.
9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие / В.П.Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - 224 с.
10. Лях В.И. Развивая координационные способности / В.И.Лях // ФК в школе.- 1988. - №12. - С.26-28.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с., ил.
12. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с., ил.
13. Статьи из интернета по теме физическая культура.
14. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак-тов физич. культ пед. ин-тов /Под ред. Б.А.Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
15. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
17. Учебник для педагогических институтов «теория и методики физического воспитания» Б.А. Ашмарин. М. 1990
18. Учебник для институтов физической культуры «Теория и методика физической культуры» Л.П. Матвеев. М. «Физкультура и спорт» 1991
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|