Сделай Сам Свою Работу на 5

Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения.





Содержание

  Содержание………………………………………………. стр. 1
  Введение ………………………………………………… стр. 2-3
  1. Характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям………………………………... стр. 4-8
  2. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения ………………………………………….. стр. 9-12
  2.1. Причины ошибок при изучении физических упражнений ……………………………………………… стр. 12-14
  2.2. Меры предупреждения ошибок …………………… стр. 14-15
  3. Пути исправления ошибок ………………………….. стр. 16-19
  Заключение ……………………………………………… стр. 20-21
  Список литературы …………………………………….. стр. 22-24

ВВЕДЕНИЕ

Обучение – целенаправленный и организованный процесс формирования и развития у личности (индивида) знаний и качеств, необходимых ему для выполнения определённых функций. Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение основано на взаимодействии педагога и ученика (обучающего и обучаемого). В процессе обучения их функции строго разграничены, но между собой тесно взаимосвязаны. Функция педагога – передача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, физического развития и воспитания занимающихся. Функция учеников – восприятие, осмысление, переработка передаваемой педагогом информации (знаний), накопление двигательного опыта, воспитание необходимых личностных качеств. Специфика обучения в физической культуре состоит в том, что основным предметом этого процесса являются разнообразные двигательные действия, состоящие из ряда движений, объединённых логикой решения двигательной задачи. При их освоении приобретаются соответствующие знания, формируются необходимые двигательные умения и навыки, развиваются определённые физические качества. Способность человека приобретать знания и овладевать двигательными умениями и навыками называют обучаемостью. Каждый человек обладает разной степенью обучаемости: один быстрее осваивает двигательное действие, другие – медленнее. На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться техническими ошибками. К ошибкам относят как невыполнение или искажение упражнения, так и малоэффективное его выполнение, требующие улучшения. Исходя из вышеизложенного сформировалась тема курсовой работы«Характеристика двигательных ошибок в процессе обучения двигательным действиям».





Способы предупреждения и устранения ошибок». Целью работыявляется теоретическое изучение двигательных ошибок, их классификация, причины возникновения. Задачи исследования:

· Характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям.

· Классификация двигательных ошибок, причины возникновения.

· Способы предупреждения и устранения ошибок.

Методы исследования:анализ научно-исследовательской литературы, обобщение.

 

 

1. Характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям.

В процессе обучения двигательному действию можно выделить три этапа: этап начального разучивания, этап углубленного разучивания и этап совершенствования двигательного действия. Этапы – условное деление педагогического процесса, которое отражает и педагогические, и психофизиологические закономерности. Структуру нельзя рассматривать как нечто неизменное. Наличие всех трех этапов в процессе обучения характерно для тех случаев, когда разучивается относительно сложное двигательное действие, которое обучающиеся не могут выполнить с первых попыток. При обучении сравнительно простому по технике действию (например, удар по мячу в футболе), первый этап обучения почти отсутствует. Этапы обучения соответствую определенным стадиям формирования двигательного навыка.



1. Этап начального разучивания.

Образование двигательного умения техники действия (овладение основой техники).

2. Этап углубленного разучивания.

Совершенствование умения и перехода техники хода к двигательному навыку.

3. Этап совершенствования.

Закрепление навыка действия.

Этап начального разучивания

Задачи:

1. Создать представление у учащихся об изучаемом упражнении.

2. Научить учащихся выполнять изучаемое упражнение в общих чертах.

3. Обеспечить знания основы техники действия и особенностей ее исполнения.

4. Обучить выполнению тех частей техники, которыми занимающиеся не владеют.

5. Устранить лишние движения.

6. Устранить грубые ошибки.

Средства:

1. Основное изучаемое упражнение.

2. Подводящие и имитационные упражнения.

Методические приемы:

1. Использование ограничителей и ориентиров.

2. Оказание дополнительной помощи.

3. Преднамеренное сопротивление.

4. Создание облегченных условий.

5. Использование ТСО.

Этап углубленного разучивания техники действия

Задачи:

1. Уточнить детали техники изучаемого упражнения.

2. Доведение техники до желаемой четкости.

3. Достижение слитности фаз и частей техники.

Средства:

1. Преимущественно основное изучаемое упражнение.

2. Реже используются подводящие и имитационные упражнения.

Методы:

1. Метод целостного упражнения.

2. Метод расчлененного упражнения.

3. Соревновательный метод.

4. Методы словесного воздействия (разбор) и анализ выполненного, указания.

5. Методы наглядного воздействия (схемы, чертежи).

6. Технические средства обучения.

Методические приемы:

1. Выполнение упражнения на оценку.

Этап совершенствования действия

Задачи:

1. Закрепить технику изучаемого упражнения.

2. Обучение различным вариантам техники.

3. Научить применять изученное действие в различных условиях и ситуациях.

Средства:

1. Только основное изучаемое упражнение.

Методы:

1. Повторный метод.

2. Метод круговой тренировки.

3. Игровой метод.

4. Соревновательный метод.

Методические приемы:

Выполнение двигательных действий в различных условиях и ситуациях:

· При изменяющихся условиях внешней обстановки;

· Выполнение действия с предельными физическими усилиями (в условиях состязаний);

· Выполнение действий при дополнительных физических отягощениях.

Причины ошибок:

1. Неправильное понимание учеником задачи обучения.

2. Недостаточная общефизическая подготовка.

3. Неуверенность в своих силах.

4. Утомление занимающихся.

5. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря, оборудования педагогическим требованиям.

Правила и пути устранения ошибок

1. Ошибка должна быть понята учеником.

2. Ошибки не следует исправлять все сразу.

3. Использование подводящих упражнений.

4. При устранении ошибок в темпе или ритме использовать разметки, звуко - и светораздражители.

5. При устранении ошибок в траектории и амплитуде движений использовать ограничители и ориентиры.

В процессе обучения двигательному действию необходимо соблюдать определённую последовательность или этапность, что позволяет успешно формировать двигательные умения и навыки и развивать соответствующие физические качества.

Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения.

На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться техническими ошибками. Ошибка - это выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия. К ошибкам также следует относить неправильные движения и равным образом те движения, которые по мере овладения двигательным действием становятся малоэффективными (Ашмарин).

Таким образом, процесс обучения можно определить как процесс борьбы с ошибками обучаемых в осваиваемых двигательных действиях. Поэтому представление о возможных ошибках, причинах их появления и возможностях их устранения является необходимой предпосылкой эффективности обучающей деятельности. Некоторые ошибки обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи - с несоблюдением определенных условий и т.п. Выявление типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное значение в организационно-содержательном обеспечении процесса физического воспитания, так как определяет приоритеты целей деятельности обучения, приоритеты выбора средств и форм организации.

Есть несколько классификаций типов ошибок. Наибольшее распространение в практике физического воспитания получила классификация, согласно которой выделяют ошибки локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких элементах двигательного действия), неавтоматизированные (незакреплённые) и автоматизированные (закреплённые), существенные (грубые) и незначительные (мелкие), типичные и нетипичные, общие (характерные для большинства) и индивидуальные.

К ошибкам относят как невыполнение или искажение упражнения, так и малоэффективное его выполнение, требующие улучшения. В зависимости от значения, характера и распространённости ошибок их условно можно подразделить на три группы.

Первая группа – грубые, значительные и незначительные ошибки; Грубые ошибки - ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. Например: низкий старт - быстрое поднимание головы. Их необходимо как можно скорее устранять, так как они больше всего мешают обучению.

Значительные ошибки – невыполнение общей детали техники двигательного действия.

Незначительные ошибки – неточное выполнение детали, ведущее к искажению техники упражнения.

Вторая группа – стабильные и нестабильные;

Нестабильные ошибки – ошибки, исчезающие сразу после принятия мер по их устранению.

Стабильные ошибки – трудно или почти не устраняемые ошибки. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются исправлению. Иногда приходится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в дальнейшем, когда несколько угаснут образовавшиеся нервные условные связи, попытаться по-новому подойти к решению не удающейся двигательной задачи.

Третья группа – типичные и нетипичные.

Типичные ошибки – распространённые или массовые ошибки. Появление таких ошибок можно заранее предугадать. Например, в беге детей на короткую дистанцию типичны следующие ошибки: при старте - высокое поднимание таза, при беге на дистанции - чрезмерный наклон туловища вперед и др.

Наиболее типичными являются следующие группы ошибок:

· внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;

· закрепощенность движений, несоразмерность мышечных усилий, ненужное привлечение дополнительных групп мышц;

· отклонения в направлении и амплитуде движений;

· искаженность общего ритма двигательного действия;

· выполнение движения на недостаточно высокой скорости.

Основными причинами этих ошибок являются:

· неправильное или недостаточно полное представление о структуре и двигательном составе осваиваемого двигательного действия;

· неправильное или недостаточно полное понимание двигательной задачи;

· недостаточность двигательного опыта занимающегося;

· недостаточная физическая подготовленность занимающегося;

· неуверенность, боязнь, чувство утомления и т.п.;

· неправильная организация процесса освоения двигательного действия.

Нетипичные ошибки – ошибки, возникающие эпизодически или имеющие индивидуальный характер, как правило, по объективным причинам.

Очевидно, что одна и та же ошибка, при выполнении физического упражнения, может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значи­тельной, стабильной и типичной (например, движение по дуге при прыжках в высо­ту с разбега способом "перешагивание"). Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом - вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении, кроме того, необходимо определить сте­пень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действен­ные пути ее предупреждения или исправления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.