Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная практика решения ключевых задач региональной





Инвестиционной политики

В решении этой задачи, также, как и предыдущей, используем два подхода. С помощью первого – проведем систематизацию инструментария реализации региональной инвестиционной политики, предложенного исследователями. Посредством второго – осуществим анализ содержания программных документов органов власти субъектов РФ, в которых определены основные моменты названной политики, имеющие отношение к процессу ее реализации.

Б.А. Чуб, акцентируем внимание на роли созданных в большинстве субъектов РФ департаментах (министерств) и инвестиционных агентств, основной функцией которых является работа с российскими и иностранными инвесторами. Они ведут работу по рекламированию и созданию имиджа своих территорий для инвесторов, формируют портфель приоритетных инвестиционных проектов, осуществляют административные функции по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности [10].

М. Самогородская, осуществляя анализ правовой базы инвестиционной деятельности, фокусирует внимание на массовости практики применения того, или иного инструмента.



Так, по ее оценке, в Центральном Федеральном округе (ЦФО) предоставление бюджетных кредитов регламентировано в законо­дательстве регионов, входящих в ЦФО, только в трех областях - Владимирской, Воронежской и Московской; предоставление государственных област­ных заказов на конкурсной основе предполагается осуществлять в Калужской области; установление льготного поряд­ка природопользования характерно для Воронежской, Костромской, Курской и Орлов­ской областей; переда­ча государственного имущества в доверительное управление предусмотрена в инвестиционном законодательстве Костромской и Ярославской об­ластей; создание и развитие областной информаци­онно-аналитической базы данных о субъектах и объектах инвестиционной деятельности, проведение ярмарок, выставок товаров и инвестиционных про­ектов предусмотрено только в законах Курской, Орловской и Тульской областей [11].

Б.А. Китаев предлагает классифицировать инструменты инвестиционной политики на финансово-бюджетные и организационно-экономические.



Первые подразделяются им на программно-целевые, обеспечивающие реализацию различного рода целевых программ и непрограммные, в том числе, подготовки и переподготовки кадров.

Вторые – представлены совокупностью инструментов, включающей прогнозирование, планирование, программирование; лицензирование, квотирование; административный режим и др. [12].

Д.А.Кустов в составе инструментов государственной поддержки процессов развития инвестиционной деятельности в регионе выделяет, в том числе: частичное погашение из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам; налоговые льготы; инвестиционный налоговый кредит; частичную компенсацию расходов на выплату лизинговых платежей; предоставление государственных гарантий; фонд муниципального развития; гарантии в виде объектов залогового фонда; страхование инвестиционной деятельности; фонд развития региона [13].

А.И. Соболев и В.Е. Кирьянчук, фокусируя внимание на необходимости приоритетного использования инвестиций для инновационного обновления экономики региона, в качестве форм и инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью называют: правовое обеспечение; государственно-частное партнерство; институты развития; целевые программы; субсидии, государственные гарантии, налоговые преференции; процедуры предоставления государственной поддержки инвесторам; регламенты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации инвестиционных проектов; реестр инвестиционных площадок и перспективных зон промышленного развития; PR-кампанию инвестиционных возможностей региона, создание информационных банков данных [14].



Наиболее развернутая версия инструментария региональной инвестиционной политики предложена И.В. Борзаковым. По его мнению, состав инструментов, посредством которых органы государственной власти субъекта РФ оказывают управляющее воздействие на процессы развития инвестиционной деятельности, включает следующие:

- нормативные акты, регламентирующие порядок создания и функционирования названных форм, договоры между государством и другими субъектами (на трастовое управление активами государства в интегрированных структурах, передачу государственного имущества в аренду участникам кластера и др.);

- договоры о стратегическом партнерстве органов государственной власти и управления субъекта РФ, органов местного самоуправления крупных муниципальных образований с бизнес-структурами в области инвестиционной деятельности;

- регламенты взаимодействия, с одной стороны, органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, - бизнеса (реципиента инвестиций, инвесторов) при разработке и реализации инвестиционных проектов; административные регламенты деятельности функциональных органов исполнительных органов власти субъекта РФ, реализующих функции регулирования инвестиционной деятельности;

- целевые программы федерального, регионального, местного уровней, обеспечивающие привлечение и реализацию инвестиций (бюджетных, частных) под достижение конкретных результатов деятельности в отдельных секторах, отраслях, видах деятельности;

- бюджет развития субъекта РФ, изначально ориентированный на финансирование проектов, имеющих повышенную социально-экономическую значимость (инновационных, экспортоориентированных, импортозамещающих и др.);

- проектное финансирование;

- каскадное финансирование (предполагает запуск бюджетных средств только после достижение определенного объема частных инвестиций);

- налоговые льготы инвесторам;

- инвестиционные налоговые кредиты;

- субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков;

- государственные и местные субсидии под рост числа рабочих мест;

- государственные и местные гарантии инвесторам по кредитам частных банков;

- гранты органов власти регионального уровня на реализацию проектов в области научных исследований, опытно-конструкторских разработок, профессиональной подготовки кадров;

- бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, инвестиционного фонда субъекта РФ;

- аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к собственности субъекта РФ;

- концессии;

- организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках, проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации потенциальным инвесторам;

- интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ;

- каталоги инвестиционных проектов, доступные потенциальным инвесторам;

- рейтинги инвестиционной привлекательности региона среди других регионов страны, устанавливаемые ведущими экспертными структурами национального и международного уровней;

- статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности региона.

Как видно, инструментарий реализации региональной инвестиционной политики, по мнению исследователей, отличается высоким уровнем разнообразия. Тем не менее, полагаем, что он может быть дополнен, если обратиться к Стратегиям субъектов РФ, определивших векторы развития инвестиционной деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды.

На наш взгляд, в характеристике процесса реализации инвестиционной политики необходимо обратить внимание на ряд моментов:

- основные направления инвестиционной политики, в рамках которых осуществляется реализация ее ключевых задач;

- индикаторы эффектов инвестиционной политики, по которым можно осуществить оценку полученных в ходе ее реализации результатов;

- новые инструменты управления развитием инвестиционной деятельности.

Систематизация полученной информации представлена нами в таблицах 2-4. Ее источники указаны в разделе 1 (с.8).

 

 

Таблица 2 – Стратегические направления инвестиционной политики регионов

Субъекты РФ Стратегические направления развития регионов
Белгородская область Развитие человеческого капитала; создание инновационной инфраструктуры; масштабное инвестирование в инновационные проекты; формирование и развитие кластеров; формирование и развитие инновационных центров; расширение сферы использования информационных, нано- , био-технологий
Воронежская область Развитие человеческого капитала; формирование и развитие точек роста (индустриальных и технологических парков, кластеров); реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих существенный рост производительности труда; производство высококонкурентной продукции; энергосбережение и энергоэффективность
Республика Коми Формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата; консолидация инвестиционных ресурсов, необходимых для развития секторов экономики, создающих инфраструктурную и интеллектуальную основу для инновационного развития региона; совершенствование системы распределения и контроля целевого использования бюджетных средств, направляемых на инвестирование
Сахалинская область Модернизация производства и его структурная перестройка; повышение конкурентоспособности промышленности; ускоренное инвестиционное развитие важнейших секторов экономики; становление инновационных отраслей и производств
Ставропольский край Формирование имиджа региона, как привлекательного для размещения инвестиций; создание прогрессивного благоприятного налогового режима для стратегических инвесторов, обеспечивающих приток прямых инвестиций; привлечение инвестиций в приоритетные территории, отрасли, виды и направления развития хозяйственной деятельности

 

 

Таблица 3 - Показатели эффектов инвестиционной политики регионов

Субъекты РФ Показатели эффектов инвестиционной политики
Белгородская область Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения (в сопоставимых ценах); инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования; удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций; внутренние затраты на исследования и разработки (объем, % к ВРП)
Воронежская область Валовой региональный продукт; рост ВРП; рост производительности труда; снижение энергоемкости ВРП; прирост основных фондов; расходы на НИОКР (частные и государствен­ные расходы); рост доли инновационной продукции; рост числа промышленных предприятий, осу­ществляющих технологические инновации
Республика Коми Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; рост объема инвестиций по отношению к валовому региональному продукту; объем иностранных инвестиций; рост объема и удельного веса накопленных прямых иностранных инвестиций объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Сахалинская область Общий объем инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в расчете на душу населения; объем иностранных инвестиций; объем иностранных в расчете на душу населения
Ставропольский край Индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство; объем прямых иностранных инвестиций; доля прямых иностранных инвестиций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал

 

 

Таблица 4 – Формы и инструменты управления развитием инвестиционной деятельности в регионах

Субъекты РФ Формы и инструменты управления развитием инвестиционной деятельности
Белгородская область Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между правительством области и инвестором; государственные гарантии и залог государственного имущества для обеспечения привлекаемых инвестором кредитных ресурсов; участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов создаваемых предприятий; субсидирование процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам; строительство инфраструктурных объектов
Воронежская область Налоговые льготы для инвесторов, реализующих особо значи­мые инвестиционные проекты; лизинг авиацион­ной техники; софинансирование за счет областного бюд­жета строительства объектов социальной и инже­нерной инфраструктуры; субсидирование процентной ставки по креди­там на приобретение продукции воронежских предприятий их заказчикам, расположенным в других регионах; размещение на предприятиях кластеров госу­дарственных заказов; приобретение за счет средств областного бюд­жета продукции входящих в кластер предприятий с целью оказания с ее помощью поддержки пред­приятиям смежных отраслей; государственное соинвестирование в проекты частного бизнеса, отвечающие интересам ре­гиона; инвестиционный маркетинг территории
Республика Коми Договоры (контракты) между государственными и частными партнерами: о сотрудничестве, об управлении компанией, о реализации, лизинговый договор, договор об уступке (концессии); образовательные программы по профессиональной подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства; региональные кластеры; программы и стратегии развития кластеров
Сахалинская область Налоговые льготы, не носящие индивидуального характера; инвестиционная карта региона, содержащая типологию районов по уровню инвестиционной привлекательности; инвестиционные паспорта отраслей, городов, районов; лизинг; государственный и муниципальный заказы на продукцию предприятий; венчурное финансирование; банк данных о потенциальных инвесторах, консалтинговых фирмах, оказывающих посреднические услуги в этой сфере
Ставропольский край Налоговые льготы для стратегических инвесторов, обеспечивающих приток прямых инвестиций; понижающий коэффициент по арендной плате за земельные участки на период проектирования и строительства объектов; субсидирование процентной ставки; государственные гарантии по кредитам на пополнение оборотных средств стратегических инвесторов в начальный период реализации проекта; информационные базы данных по инвесторам и инвестиционным проектам; инвестиционный портал; инвестиционные проекты органов исполнительной власти региона по развитию действующих предприятий; прямой инвестиционный маркетинг; мониторинг инвестиционных проектов

 

 

Анализ информации, представленной в таблицах, позволяет сделать ряд выводов.

1. В составе основных направлений региональной инвестиционной политики выделяются процессы развития и использования главного ресурса – человеческого капитала, формирования и функционирования перспективных форм пространственной организации бизнеса, создания новых точек экономического роста.

2. Состав показателей эффектов региональной инвестиционной политики позволяет оценить, как параметры «входа» управляемого процесса - инвестиционной деятельности (объем частных инвестиций, прямых иностранных инвестиций, доля организаций, осуществляющих технологические инновации и др.), так и «выхода» - важные результаты, достигнутые посредством реализации инвестиционных проектов (создание новых рабочих мест, рост производительности труда и валового регионального продукта, повышение доли инновационной продукции и др.).

 

 

3. Заметен ввод в практику управления развитием инвестиционной деятельности новых инструментов, в числе которых: размещение государственного заказана на предприятиях-участниках кластеров; субсидирование процентной ставки по креди­там на приобретение продукции предприятий их заказчикам, расположенным в других регионах; инвестиционная карта региона, содержащая типологию его муниципальных образований по уровню инвестиционной привлекательности; венчурное финансирование с участием бюджетных средств; инвестиционный маркетинг.

Другое дело, что названные инструменты апробированы в практике только отдельных субъектов РФ. В этой связи, очевиден вывод о необходимости распространения опыта регионов-лидеров в пространственной экономике России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение поставленных в курсовой работе задач позволили получить следующие основные результаты.

1. В составе ключевых задач региональной инвестиционной политики выделяются две группы задач. Первая – включает задачи, ориентированные на обеспечение роста масштабов инвестиционной деятельности. Вторая группа – задачи, обеспечивающие повышение эффективности инвестиционной деятельности, проявляющееся в результатах социально-экономической системы региона.

Перечень ключевых задач первой группы включает:

- повышение инвестиционной привлекательности региона;

- стимулирование роста объема частных инвестиций для реализации проектов, играющих значимую роль в социально-экономическом развитии региона;

- улучшение структуры частных инвестиций;

- снижение трансакционных издержек, связанных с процессами мобилизации частных инвестиций.

Перечень задач второй группы включает:

- расширение сферы действия института государственно-частного партнерства;

- улучшение объектной базы инвестиций, достигаемое их концентрацией на проектах, обеспечивающих инновационное развитие экономики; создание и развитие перспективных форм пространственной организации бизнеса; развитие основного ресурса экономики региона - человеческого капитала.

2. Оценка практики решения ключевых задач региональной инвестиционной политики свидетельствует о том, что:

- в составе основных направлений региональной инвестиционной политики выделяются процессы развития и использования главного ресурса – человеческого капитала, формирования и функционирования перспективных форм пространственной организации бизнеса, создания новых точек экономического роста;

- состав показателей эффектов региональной инвестиционной политики отличается высоким уровнем разнообразия и позволяет оценивать параметры «входа» и «выхода» инвестиционной деятельности;

- заметен ввод в практику управления развитием инвестиционной деятельности новых инструментов (государственного заказа на продукцию предприятий-участников кластеров; инвестиционной карты региона; инвестиционного маркетинга.

Поскольку выявленные позитивные моменты современной практики реализации региональной инвестиционной политики присущи только отдельным субъектам РФ, сделан вывод о необходимости распространения их опыта.

 

Список использованных источников

 

 

Борзаков И.В. Государственное управление развитием инвестиционной деятельности в регионе / И.В. Борзаков. – Воронеж: ВГПУ. - 2011. – 155 с.

Китаев Б.А. Инвестиционная активность и экономический рост: механизм государственного регулирования: автореф. дис. … канд. экон. наук / Б.А. Китаев. - Воронеж, 2006. – 22 с.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Режим доступа: www. macro@economy.gov.ru

Кочегарова Л.Г. Управление региональными инвестиционными процессами / Л.Г. Кочегарова // Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Челябинск, 2015. – 23 с.

Круглякова В.М. Региональная инвестиционная политика: теоретико-методологические основы, методическое и инструментальное обеспечение / В.М. Круглякова // Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – Воронеж, 2013. – 40 с.

Кустов Д.А. Формирование и реализация стратегии привлечения инвестиций (на примере Воронежской области): автореф. дис. …. канд. экон. наук. – Воронеж, 2009. – 24 с.

Самогородская М. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа / М. Самогородская // Инвестиции в России. – 2003. – № 8. – С.3-12.

Соболев А.И. Инновационная модель социально-экономического развития и направления развития инвестиционной деятельности / А.И. Соболев, В.Е. Кирьянчук // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления. Вып. 7. – Воронеж, 2007. – С. 15 – 20.

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http:// www.belregion.ru/strat_ser

Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). – Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc

Стратегия социально-экономического развития Сахалинскjй области на период до 2025 года. – Режим доступа: http:// www.admsakhalin.ru

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года / rkomi.ru/services/strategia/

Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol

Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 186 с.


[1] Кочегарова Л.Г. Управление региональными инвестиционными процессами / Л.Г. Кочегарова // Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Челябинск, 2015. – С. 7-8.

 

[2] Борзаков И.В. Государственное управление развитием инвестиционной деятельности в регионе / И.В. Борзаков. – Воронеж: ВГПУ. - 2011. – С. 12.

 

[3] Круглякова В.М. Региональная инвестиционная политика: теоретико-методологические основы, методическое и инструментальное обеспечение / В.М. Круглякова // Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – Воронеж, 2013. – С. 13.

[4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Режим доступа: www. macro@economy.gov.ru

[5] Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. - Режим доступа: http:// www.belregion.ru/strat_ser

[6] . Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (актуализированный вариант). – Режим доступа: http://econom.govvrn.ru/images/stories/docs_190711/Project_Strategii.doc

[7] Стратегия социально-экономического развития Сахалинскjй области на период до 2025 года. – Режим доступа: http:// www.admsakhalin.ru

[8] Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года / rkomi.ru/services/strategia/

[9] Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. - Режим доступа: http://stavinvest.ru?page-strategia-sotsialno-economicheskogo-razvitia-stavropol

 

[10] Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб. – М.: БУКВИЦА, 1999. – С.45.

[11] Самогородская М. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа / М. Самогородская // Инвестиции в России. – 2003. – № 8. – С.3-4.

[12] Китаев Б.А. Инвестиционная активность и экономический рост: механизм государственного регулирования: автореф. дис. … канд. экон. наук / Б.А. Китаев. - Воронеж, 2006. – С. 13.

[13] Кустов Д.А. Формирование и реализация стратегии привлечения инвестиций (на примере Воронежской области): автореф. дис. …. канд. экон. наук. – Воронеж, 2009. – С. 15.

[14] Соболев А.И. Инновационная модель социально-экономического развития и направления развития инвестиционной деятельности / А.И. Соболев, В.Е. Кирьянчук // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления. Вып. 7. – Воронеж, 2007. – С. 15 – 20.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.