Сделай Сам Свою Работу на 5

Портрет души кисти Гойи. (реж. Милош Форман, 2006 год)





 

Фильм «Призраки Гойи» заметно отличается от других рассматриваемых мною фильмов. Это фильм об исторической эпохе, о человеке в смутные времена перемен, о неоднозначности революционных свершений. Милош Форман снял мелодраму на фоне большой Истории; художника же сделал "репортером", от острого глаза которого не ускользнуло ни одно значимое событие.
Испания времен инквизиции. Одолеваемая страстями, мятежная, суровая страна. То было время, когда каждый человек, обронивший случайное, неугодное церкви слово, мог уже никогда не увидеть белого света, будучи заточенный в темнице, признавшийся под пытками в том, чего никогда не совершал. Время, когда одна власть сменяла другую также стремительно, как день сменяет ночь.
Еще вчера церковь решала, кому жить, а кому - умереть, а сегодня ворвались французы с их вечным непокорным свободным духом, провозгласили нового короля и приговорили к казни священнослужителей. А завтра пришли англичане и вернули мрачных инквизиторов к власти.
В это время жил и творил великий живописец Гойя. Удивительно и символично показана в фильме его жизнь. Он как будто со стороны наблюдает за тем, что творится в его стране. При любой власти он пишет картины, запечатлевая образы настоящего на своих холстах и гравюрах. Не приукрашивая, не скрывая ни любви, ни наготы, ни грязи, ни боли.
Судьба художника в фильме отражается главной, но спокойной линией. Он не влияет на ход вещей - он лишь замечает все, чувствует, дышит этим. Гойя - своеобразный дух Испании времен инквизиции. Везде продаются его гравюры, он сам является придворным живописцем и несмотря на неприкрытую откровенность своих картин, он пользуется уважением, любовью и доверием короля, его приближенных и что самое главное - церкви.
Фильм не биографичен. Акцент смещён в сторону выдуманных, а не реальных персонажей. В реальной жизни у Гойи была возлюбленная, с которой у него был длительный роман – таинственная и загадочная герцогиня Альба. Место герцогини Альбы заняла некто Инесс Бильбатуа, муза художника. Для фильма режиссёр «отобрал» таких персонажей, через которые можно было показать ход исторических событий. Люди рассмотрены в фильме как молекулы истории, как ее составные части, движущая сила и одновременно зеркало. Гойя в фильме находится в позиции скорбящего наблюдателя, он может лишь наблюдать, горестно качая головой, и фиксировать с максимальной точностью все происходящее. Как если бы он был лишь историком, отказавшимся от объективности.
Гойя изображает всех людей, которые ему позируют, довольно правдоподобно, иногда даже преувеличивая, карикатурируя их внешность. Поэтому королеве не нравится её портрет – она не слыла красавицей. Брат Лоренцо говорит, что не узнал бы себя на улице, если б пришлось встретить этого человека (себя то есть) – у него далеко не милые черты лица. Наоборот, скорее демоническая внешность. Потому что демоническая сущность. Инесс Бильбатуа напротив изображает с преувеличенно ангельской внешностью – у неё за спиной нет ничего греховного. (Когда Инесс допрашивают в святой палате, священнослужители сидят в тёмных ризах и в темноте, в то время как на Инесс падает луч света из окна). В самом начале фильма, когда в палате инквизиции рассматривают гравюры Гойи и поражаются, что такими их видит мир, можно без труда заметить, что они очень похожи на тех, кто изображён на этих гравюрах. Достаточно одного взгляда на инквизиторов, и с их демонически-мрачными физиономиями и нелепыми обвинениями. Получается, что Гойя изображает сущность тех людей, которых рисует.
Начинается война, и зрителю показываются несколько гравюр Гойи, изображающих ужасы войны. Через несколько минут так же, при помощи монтажа (по 1-2 секунды) показывают кадры из реальной жизни, которые можно достаточно точно сопоставить с картинами Гойи.
Нам почти не показано, за исключением нескольких кадров, как художник пишет свои картины. Особенность его творческого метода, по версии автора фильма, в том, что художник разговаривает со своими моделями во время работы. Он задаёт им вопросы и смотрит, как человек отвечает на них. Инесс например искренне рассмеялась, когда Гойя пошутил, что колдунья, которую он знает молода, красива, и пахнет жасмином. И он пишет сейчас её портрет. Брат Лоренцо во время того как позировал Гойе задал ему вопрос: «Насколько близки художники со своими натурщицами?» Брат Лоренцо задаёт этот вопрос, прикрывшись саном, но тем самым выдаёт себя, свои мысли то есть: «Ведь когда проводишь час за часом с прелестной юной девой, может взыграть вожделение». Это тоже отмечается художником, и показано нам как долгие вдумчивые взгляды внутрь человека. Некрасивая, почти уродливая и уже не молодая королева на вопрос Гойи, какой бы она хотела остаться в истории отвечает: «Такой как есть – юной и прекрасной!» Чем приводит в недоумение художника. И опять нам показывают крупным планом лицо Гойи, которое меняется сначала на удивление и озадаченность, а потом, чтобы снять напряжение, которого королева кстати не замечает, он рассмеялся вместе с ней над этим её очевидным для неё ответом. В итоге картины получаются его анализом и «приговором» личности портретируемого.
Инесс, дочь хорошего знакомого художника, - невинное дитя. Нежная, добрая, беззащитная и прекрасная, эта девушка однажды совершает мелкую оплошность, которая решает ее судьбу. Девушку вызывают в Святую палату, откуда она домой уже не возвращается. Нельзя сказать, что Гойя не прикладывает никаких усилий, чтобы повлиять как-то на судьбы близких ему людей. По просьбе ТомазаБильбатуа, отца Инесс, он сводит его с отцом Лоренцо. Хотя и отказывается сначала. Но в итоге это всё равно не даёт желаемых результатов. Инесс, оставшись одна, несчастная и измученная, на протяжении многих лет существует ни жива ни мертва. Но Гойя не забывает ее... для художника Инесс - его картина, его творение. Лицо девушки приходит к нему во сне и не дает покоя. Когда художник рассказывает о своих снах, в которых являлась ему Инесс, в кадре мы видим изображения ангелов на картинах и на стенах соборов, прообразами которых якобы стала она для него. И спустя годы Гойе приходится лишь наблюдать за трагической судьбой Инесс, за перипетиями жизни Лоренцо, менявшего свой курс в соответствии с политической конъюнктурой, за судьбой своей страны, которая пережила вторжение Наполеона, костры инквизиции, войну и прочие ужасы. Но потерянного уже не вернуть: полубезумная старуха Инесс никогда не станет прежней красавицей.
Гойя запечатлевает своих современников на картинах. Время меняется, картины остаются. А их персонажи становятся призраками, печальными видениями перед глазами оглохшего художника. Трагическая связь между тенями, которые когда-то были людьми, и фигурой Гойи отчетливее всего чувствуется в последнем эпизоде фильма. Маленькая похоронная процессия, состоящая из повозки с телом казненного и пляшущих вокруг детей, идет по пустой средневековой улочке. Завершает шествие одинокая фигура художника. Роль художника: идти за телегой истории, когда все уже свершилось и можно лишь создать свой, параллельный (или перпендикулярный, или еще какой угодно) мир. Он волен, и призван, и просто-напросто должен создать другую жизнь – не оторванную от повседневной, но вырастающую из нее и ее оправдывающую, приводящую ее к единству и, может быть, единственности смысла. История – это кровавый хаос, где королям отрубают головы, а женщин поднимают на дыбу. И чтобы оправдать хтоническую бессмысленность истории перед недоумевающим взором брошенного в нее человека, как раз и нужен художник, чьи картины настигнут нас неотвратимой галереей, когда мы досмотрим фильм до конца – вместе с его последним кадром, с этой телегой, в кометном хвосте которой влачится ничего не значащий в окружающем ужасе творец, чуть поодаль, чтобы не мешать долгожданному свиданию. Здесь как нельзя лучше общим планом показана позиция наблюдателя. Возможно, это самый выразительный кадр фильма, напоминающий полотна самого Гойи, беспощадного художника, который ни разу в жизни не приукрасил суровую действительность. Однако из-под рук ничего не значащего в окружающем ужасе творца только и может выйти история – направленное, значимое движение человечества.







 

Глава 4.

Душа живописи – свет:

«Девушка с жемчужной сережкой» (реж. Питер Уэббер, 2003 год)

 

1665 год. Голландия. В дом к художнику приходит новая служанка. Впервые попадая в мастерскую, девушка поражается его полотнам. Как говорит тёща художника: «Вы не первая, кто забывает о манерах перед лицом этих картин». Судьба частенько очень несправедливо раскидывает колоду людских жизней. Эта тонко чувствующая искусство девочка происходит из бедной семьи, поэтому ее участь, вне зависимости от таланта, – это бачки с грязным бельем, покупка мяса и мытье окон. Но Вермер замечает эту душу, стремящуюся к свету. Он замечает, что она многое видит так же как и он, и приближает её к себе.
Грит приходит в дом заказчика Питера ванн Рейвана. Во время их разговора хозяин дома, низкий и похотливый человек, показан нам не фоне портрета своей жены, нарисованной Вермеером. Это не самая удачная его картина. Грит же показана нам крупным планом на фоне одного из величайших его полотен – «Вид Дельфта». Таким образом подчёркивается её природная одарённость. Так же делается акцент на различии между Грит и женой Вермеера. Когда Грит заходит в комнату жены с вопросом, можно ли помыть окна, она показана нам на фоне света. Бесцветная же жена его на фоне ярких цветовых пятен – скатерти, картин на заднем плане, яркой одежды. И ничего ещё не подозревающая жена отвечает Грит, что та может не спрашивать, что можно делать, а что нельзя. Но когда Грит говорит, что это может изменить свет, даёт указание вымыть их. Это звучит как месть мужу за излишнюю любовь к искусству. Грит же делает это только из лучших побуждений, она чувствует в этом положительный эффект.
Средневековые мостовые, грязные каналы, тяжелое небо, мрачные комнаты, блеклые свечи. И среди этого беспросветного антуража – яркая студия художника. В ней и видит художник служанку в первый раз, когда она моет окна. Он просит её встать в позу. Он как будто заинтересовался ей, но не так сильно, и оставил её спустя несколько секунд.
Фильм потрясающе эротичен. В нём можно даже проследить развитие отношений между Вермеером и Грит, которые можно истолковать не иначе как отношения между мужчиной и женщиной:

-Вермеер видит Грит у окна, когда она моет его, просит её встать в позу - первый раз увидел. Вроде бы заинтересовала, но особого внимания не обратил.

-Взгляд на картину через камеру-обскуру - это первое свидание.

-Когда Ян спрашивает о цвете облаков, и Грит отвечает, что они белые - он чуть не разочаровался в ней, но потом Грит говорит, что ошиблась, и начинает называть цвета: жёлтый, серый, голубой. И ситуация исправилась. Так бывает в начале развития отношений.

- Перетирают краски – возникает первый, внезапный физический контакт – как первый поцелуй.

-Увидел с распущенными волосами - как в первый раз увидел обнажённую женщину. Хотя понятно, что на самом деле для него это не впервые, но за весь фильм он в первый раз, если не единственный, смущается.

-Прокалывание мочки уха - он как бы лишает её девственности, показывая тем самым, что она значит для него в этот момент. Она отдается ему всем своим существом.


Семейство живописца не бедствует, но и утопающим в роскоши его не назовешь. Периоды богатства после успешной продажи картин сменяются безденежьем. Однако, вдохновение не может приходить по мановению волшебной палочки. Поиски новой темы для художника подобны поиску философского камня для алхимика. Они иногда также мучительны и бесплодны. Так было всегда, но не на этот раз. Даже мать жены говорит , что обычно у него между картинами проходит несколько месяцев, а в этот раз он сразу начинает писать следующую. Значит что-то случилось.
Вермеер почти вскакивает из-за стола, когда Питер ванн Рейван похотливо хватает Грит за фартук и предлагает ему написать их совместный портрет. Вермеер не соглашается на это, он отстаивает своё право на Грит, на то, чтоб писать её одну. Это похоже на ревность. По свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена не была бесплодна, у них было шестеро детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом. И при том, что в личной, плотской жизни у Вермеера было вроде бы всё нормально, живописец слишком влюблён в искусство и не разменивается на семейный быт. Он болезненно мучительно влюблен в искусство, не замечая, как его невнимание, холодность и апатия губят лучшие годы молодой жены Катарины.
Грит ощущает «запертость композиции» на картине, и просто отодвигает стул с места, где он стоит на картине. И Вермеер закрашивает его. Они чувствуют и понимают друг друга без слов. Художник вошел в духовный контакт со своей девственной помощницей. Они поняли друг друга и отдались каждый своему чувству. Он - божественной силе творчества, она - смешанному желанию искусства и пока неизвестному ей естеству. Режиссёр показывает нам духовную сторону любви, её самую волнующую, самую восхитительную, самую болезненную сторону – ее пограничное состояние. Эта любовь гораздо выше и сложнее, чем физическая, и происходит на уровне творчества.
При всех неловких отношениях с Яном Вермеером, Грит совершенно спокойно гуляет с сыном мясника, знакомит его со своими родителями, спит с ним. С сыном мясника происходит физическое сближение, а с Вермеером духовное, которое оказывается гораздо более трудным.
Вермееру не нужна плоть девушки. Он забирает ее душу. Воплощая на портрете девушку с жемчужной сережкой, он словно переносит естество Грит на холст, заставляя ее становиться жертвой дара художника при каждом мазке кисти. Взглянув на картину, Грет скажет: «Вы заглянули мне в душу». Тонкость ее душевной конструкции позволяет шестнадцатилетней девушке стать воплощением идеала художника, идеала непознанного, чувственного, недостижимого. Но, как это бывает, удовлетворив своё желание (в данном случае, написав шедевр) художник отступается от неё. Напряжение в доме нарастает и никто не знает, когда разразится взрыв. Кто-то должен погибнуть. Или художник. Или его жена. Или портрет, словно нарисованный рукой анти Дориана Грея.
В конце фильма Ян Вермеер просто костьми ложится за картину, на которой изображена Грит, но ни словом не заступается за неё саму, когда ту выгоняют с работы. Крупным планом показано лицо его жены, смотрящей вслед Грит, а за спиной у неё, на заднем плане, остаётся её портрет. Вообще всё это производит впечатление вынимания души, и с уходом Грит, в их доме всё равно остаётся её душа. Но жена его тем не менее так не считает, потому что не понимает этого.
Первый кадр фильма – юная девушка режет лук. Ассоциации: лук – слезы – горе. Последний кадр фильма – молодая красивая женщина получает в подарок жемчужные сережки. Согласно древним легендам, жемчужины происходят из росы, слез богини любви. Опять слезы. Между первым и последним кадрами – слезы двух сердец или история создания картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Наверняка, серьги помогут ей обрести материальное благополучие, но душа будет опустошена навсегда...
Последний кадр фильма – это картина «Девушка с жемчужной серёжкой». Сначала камера показывает нам крупным планом серьгу, в которой играет блик, потом отдаляется, мы видим блик на губах, и далее блик в глазах. Всё это мы по очереди могли наблюдать в фильме, как Ян просил Грит облизать губы, как показывал отражение света серёжки на шее.
«Девушка с жемчужной серёжкой» - потрясающе красивый фильм. Красота в каждом кадре. Я бы сказала, что каждый кадр в нём как картина.

 

 

Заключение

В данной работе я рассмотрела подход современных режиссёров к созданию на экране образа известных личностей. В ходе работы выяснилось, что к кинематографическим образам нельзя подходить биографично. Это всегда получается взгляд автора на этот счёт, в большей или меньшей степени. Мы не знаем, так или не так Шекспир писал «Ромео и Джульетту», биографических фактов о нём сохранилось до ничтожного мало. Но вполне вероятно, что писатель не с потолка выдумывает сюжеты своих пьес, и даже выражения слышит в окружающей его жизни.
Фильм «Амадей» скорее легенда. О Моцарте как раз известно, что он много и упорно работал, у него было много черновиков. Моцарт действительно очень отличался от композиторов-современников, но происходило это за счёт того, что он очень хорошо знал творчество Иоганна Себастьяна Баха. Его современники «законсервировались» сами в себе и забыли полифонические традиции своего предшественника. Так же Амадей взял у Баха его особенность выписывать нотами все мелизмы и украшения. Если Гайдн писал морденты или форшлаги, не входящие в ритм такта, то Моцарт выписывал их все мелкими длительностями, потому что для него это была мелодия, где все ноты важны и их нужно выиграть. Но также конечно он и нарушал правила гармонии, в отличие от Сальери, который только им и следовал. Ещё Моцарт много путешествовал и вплетал в свою музыку народные мотивы. Миф, что Амадей писал всё на чистовую – ложь и создан его женой уже после смерти композитора. Констанция тщательно позаботилась об уничтожении черновиков мужа. Также известно, что «Реквием» был дописан учениками Моцарта уже после его смерти. Но режиссёр создаёт некий миф о сказочно гениальной обезьянке, немыслимо одарённой свыше.
Если фильм Милоша Формана «Амадей» о жизни Моцарта, то «Призраки Гойи» того же режиссёра фильм не о художнике, а об эпохе. Гойя взят туда в качестве зеркала, при помощи которого мы можем взглянуть на это время. Здесь отхождение от реальной биографии столь существенно, что на первый план выходят явно вымышленные персонажи.
Вермеер…
В изображении творческих личностей на экране есть общие закономерности. А именно: в повседневной жизни герой показан общим планом, в окружении предметов быта и других людей. Моменты, когда творец что-то видит или слышит показываются крупным планом, в том числе и лицо героя. Процесс творчества укрупнён. Но есть и различия. Само написание пьесы у Шекспира отличается от написания музыки у Моцарта. У Шекспира это показано более крупным планом, сиюминутно и мгновенно.
В фильмах про художников нам показан как правило их взгляд на то, что потом выйдет из-под их кисти. Но в фильме про Гойю это более тонко, мы даже порой не замечаем, как художник влезает в душу того, чей портрет он пишет.
Вывод из моих исследований таков: фильмы об известных личностях нельзя смотреть как сугубо биографичные. Кинематографический подход делает из них самих произведение искусства

 

 

Фильмография

«Влюблённый Шекспир», режиссёр Джон Мэдден, оператор Ричард Гритрекс, 1998 год.

«Амадей», режиссёр МилошФорман, оператор Мирослав Ондржичек, 1984 год.

«Призраки Гойи», режиссёр МилошФорман, оператор Хавьер Агирресаробе, 2006 год.

«Девушка с жемчужной серёжкой», режиссёр Питер Уэббер, оператор Эдуардо Серра, 2003 год.


 

Список литературы

 

1. Герасимов Сергей Собрание сочинений. В 3-х т. т. Т. 2. Кино.

2. Гинзбург С. С. Очерки теории кино. М.: «Искусство», 1974

3. Книга для ученика и учителя «У. Шекспир», М.: «Олимп», 2002.

4. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран, вып.II, М.:«Музыка», 1979 г

5. Педагогика. М.: «Искусство», 1983 г.

6. Рубина Д. «Синдром Петрушки» (о Моцарте) М., 2009

7. Рубина Д. «Школа света», М.: «Эксмо», 2011

8. Шорохов Е. В. «Основы композиции» М.: «Просвещение», 1979 .

9. Эйнштейн А. «Моцарт», М.: «Музыка», 1977

https://ru.wikipedia.org/wiki/Влюблённый_Шекспир - Влюблённый Шекспир, википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Амадей - Амадей, википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Призраки_Гойи - Призраки Гойи, википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Девушка_с_жемчужной_серёжкой_(фильм) – Девушка с жемчужной серёжкой, википедия

http://snimifilm.com/post/hollywood-camera-works-gollivudskii-kurs-operatorskogo-masterstva - Hollywood camera works

http://www.kievrus.com.ua/v-retsenzii/28729-retsenzii-na-film-vljublennyj-shekspir-shakespeare-in-love.html - Рецензии на фильм Влюбленный Шекспир ShakespeareinLove

http://www.kinopoisk.ru/film/7662/ - КиноПоиск, Влюблённый Шекспир

http://www.ekranka.ru/film/2961/ - ВлюбленныйШекспир / Shakespeare in Love (1998)

http://www.ya-yalta.com/recenziya-na-film-vlublenniy-shekspir/ - Рецензия на фильм «Влюбленный Шекспир»

http://www.ekranka.ru/?id=f81 - Амадей / Amadeus (1984)

http://www.kinopoisk.ru/film/397/ - КиноПоиск, Амадей

http://www.kinopoisk.ru/review/832590/ - КиноПоиск, Амадей

http://www.kinopoisk.ru/film/104910/ - КиноПоиск, Призраки Гойи

http://www.kinoafisha.spb.ru/reviews/1610323/ - Рецензия на фильм «Призраки Гойи»

http://www.filmz.ru/pub/7/10769_1.htm - Рецензия на фильм «Призраки Гойи», «Портрет эпохи»

http://my-hit.ru/film/163/review - "Призраки Гойи" (2006) Goya'sGhosts - рецензия

http://recensent.ru/pavel/83/ - Рецензия на фильм «Призраки Гойи»

http://www.mirovoekino.ru/review.php?id=2421 - Призраки Гойи (Goya'sGhosts)

http://diariosdedasha.blogspot.ru/2012/11/personality.html - Personality:ГойяФрансиско

http://www.afisha.ru/movie/173209/review/149739/ - Афиша, Фильм, Девушкасжемчужнойсережкой, Girl with a Pearl Earring, рецензия

http://www.afisha.ru/movie/173209/review/224609/ - Афиша, Фильм, Девушкасжемчужнойсережкой, Girl with a Pearl Earring, рецензия

http://www.afisha.ru/movie/173209/review/408016/ - Афиша, Фильм, Девушкасжемчужнойсережкой, Girl with a Pearl Earring, рецензия

http://smallbay.ru/artbarocco/vermeer_04.html - Арт Планета SmallBay Художественный музей

http://www.kino.ru/review.php?id=2118 – Кино. Ру, «Девушка с жемчужной серёжкой»

http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/devushka-s-zhemchuzhnoj-seryozhkoj.html - Капля света, болг о философии красоты

http://ru.wikipedia.org/wiki/Девушка_с_жемчужной_серёжкой_(картина) - Девушка с жемчужной серёжкой (картина), википедия

http://dedovkgu.narod.ru/rtz/rtz05.htm - Виды монтажа

http://ru.wikipedia.org/wiki/План_(кинематограф) – План (кинематограф), википедия

http://snimifilm.com/almanakh/semki/rakursy-kamery-raspolozhenie-i-postanovka-akterov - Ракурсы камеры, расположение и постановка актеров

http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Испании - История Испании, википедия

http://cl.rushkolnik.ru/docs/8261/index-11075.html?page=17 – 16. Испания на рубеже 18-19 веков

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.