Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 2 Предметно-развив среда - как средство формирования игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста





ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………………………………….5
1.1 Особенности формирования игровой деятельности.............................................................9
1.2 Средства и способы формирования игровой деятельности………………………………………………13
ГЛАВА 2 Предметно-развив среда - как средство формирования игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………….17
2.1 Понятие ПРС, принципы организации ……………………………………………………………………………….19
2.2 Роль ПРС в воспитании детей раннего дошкольного возраста…………………………………………..23
Специфика организации и оформления ПРС для детей раннего дошкольного возраста………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30


 

ВВЕДЕНИЕ
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.



Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Актуальность данной темы продиктована тем, что в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

 

В игровой деятельности (в развивающей ее части) происходят прежде всего поиск предметов - заместителей изображаемых предметов и символическое изображение предметных (орудийных и соотносящихся) действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т.п. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка до школы.



Объект исследования – Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста( ее особенности формирования, закономерности

 

Предмет исследования –Предметно-развивающая среда. ее роль в формировании игровой деятельности.

 

Цель исследования – изучение для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу.

 

3.Определить сущность предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

 

2.Охарактеризовать особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

 

4.Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно - развивающей среды групп раннего развития ДОО

 

Методы исследования: анализ и синтез педагогической литературы.

 

 


ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста

Слова " игра ", " играть " в русском языке чрезвычайно многозначны. В последствии на всех европейских языках словом "игра"стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие.

Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх взрослого человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.



 

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры.

 

В XVII веке Я.А.Каменский относил игру (наряду с беседами, шутками, музыкой и т.п.) к развлечениям, способствующим отдыху и восстанавливающим силы внешних и внутренних чувств человека. Игра была включена им в число средств, которые позволяли молодому поколению ярко представлять "серьёзные стороны жизни и этим уже развивали бы у юношества некоторые склонности к этим сторонам жизни". [13,299].

Игра имеет важную роль не только в деле воспитания маленьких детей, но и в дальнейшем их обучении и развитии. Не нужно ограничивать возможность детей свободно играть по своему выбору в "безвредные" игры, обеспечивающие "известное развитие тела, представления в уме, упражнения, нужные для будущей работы памяти". В педагогической литературе XIX века понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорил он, имеет сильнейшее влияние на игру, "она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою" .К.Д.Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. К.Д. Ушинский особо подчеркивал такое важное качество, как самостоятельность детской игры: игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка. Он считал, что в ней удовлетворяются физические и духовные потребности, развивается ум, сердце и воля.

Конец XIX – начало XX вв. период активного обогащения психолого-педагогической науки не только идеями целесообразности использования игры в работе с детьми, но и опытом их практического воплощения.

 

Вторая половина XX в. в России явилась периодом дальнейшего повышения интереса психолого- педагогической науки к детской игре. В эти годы происходит осмысление проблем формирования игры ребенка дошкольного возраста на новом витке их постановки и решения. Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания; форма организации обучения и воспитания; метод, а также прием обучения и воспитания детей.

 

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

 

В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Впервые элементы игры появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

 

В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она считала игру потребностью растущего организма и объясняла это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. "Игра для дошкольников – способ познания окружающего" [3,98].

 

Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

 

Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Это целостный мотивированный акт поведения.

Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

 

Ведущая деятельность – это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала – это эмоциональное общение, потом – предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

 

Младший дошкольный возраст- стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 2 г. до 4 лет. Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

 

 

1.1 Особенности формирования игровой деятельности

Задачи гармоничного воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства.

Исследователями отмечаются следующие этапы развития игры как деятельности:

1 этап – Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес.)

По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

 

2 этап – Отобразительная игра (от 7-8 мес.до 1,6-2 лет)

Это этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. К году самостоятельная деятельность с предметами и игрушками начинает протекать преимущественно в этой форме. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.

 

3 этап –Сюжетно – отобразительная игра (2-3 года).

Это предшествующий сюжетно –ролевой игре этап становления игры у ребенка. Характерная черта такой самостоятельной игры- стремление многократно повторять те или иные игровые действия. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом.

 

4 этап – Сюжетно-ролевая игра (после 3-4 лет).

 

Специфика такой деятельности заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует его индивидуальное поведение, а с другой – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

 

При общении детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт передается стихийно.

 

Передача игрового опыта может быть организованно двумя формами:

 

1) специальные обучающие игры;

2) игра воспитателями с детьми, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.

 

Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний. Своевременное изменение игровой среды, побуждает ребёнка к самостоятельной игре.

 

Постепенно игра становится всё более творческой, а основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах её развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Например,

 

- на этапе формирования ознакомительной предметно – игровой деятельности главный компонент руководства игрой – подбор игрушек с определёнными свойствами и общение взрослого с ребёнком;

 

- на этапе отобразительной игры на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

 

- на этапе формирования сюжетно – отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребёнком по ходу игры.

 

Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

 

Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу, родителям нужно стать её непосредственным участником. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями.

 

Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у телеэкрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие. На самом деле игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.

 

В структуре игры можно выделить несколько элементов [3,56].

 

1. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в "семью", "больницу", "столовую", "магазин", "школу", "дочки- матери", "волк и семеро козлят" и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети "заимствуют" и сказочные, книжные темы.

 

2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) сюжетами; военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д.

 

3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: врач делает укол больному, продавец взвешивает покупателю колбасу, учитель учит учеников писать и т.д.

 

4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это – многократное повторение какого-либо действия с предметом; для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правила в игре.

 

5. Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку предметов. Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.


Рассмотрение этапов развития детской игры с неизбежностью приводит к рассмотрению проблемы классификации детских игр.

 

По мнению С.Л.Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса.

 

- Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (напр., сюжетно-отобразительные; сюжетно-ролевые; театрализованные )

 

- Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (напр., дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; музыкальные) и досуговые игры (напр., интеллектуальные; забавы; развлечения; празднично-карнавальные; компьютерные).

 

- Традиционные или народные игры. Это обрядовые (напр., семейные, сезонные),тренинговые (напр., интеллектуальные; сенсомоторные; адаптивные) и досуговые (напр., игрища; тихие; забавляющие; развлекающие).

 

Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

 

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Формируется сознательное подчинение им.

 

Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. "Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии", – писал Д.Б. Эльконин [25, 157].

 

В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет – палочка будет вместо ложки. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым.

Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее – сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает.

 

Самым маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который попал в их поле зрения, привлек внимание. Игра малышей недлительна, сюжеты очень неустойчивы, однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Например, мама и дочка убирают дом или моют посуду.

 

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

 

Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий.

 

Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно.

 

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка.

 

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой[15,206].


 


ГЛАВА 2 Предметно-развив среда - как средство формирования игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста


ИД у детей РДВ
.
В игре ребенок может стать участником окружающего мира и деятельности населяющих его людей. В игре работает воображение, память, мышление, речь, построение отношений с партнерами (пусть даже они и игрушки). Малыш переживает события, лежащие в основе игры, это в свою очередь формирует его отношение к окружающему миру, к людям. Игра-наиболее доступный способ познания мира вещей с их св-вами, качествами, а также, мира людей с их отношениями. Это можно увидеть, наблюдая за ребенком. Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть со взрослым, если почувствуют, что ему неинтересно. Первые этапы-ознакомительная и отобразительная игра.
На ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер.
Отобразительный этап-малыш обнаруживает свойства предметов, связанные с их физическими св-ми: можно бросить, подвигать, вложить маленький предмет в большой.
Далее,отображаются социальные назначения предметов: коляску можно покатать. Все это характерно для детей от 5-6 мес до 1 года и 6 мес.
Второй и третий год жизни.
Дети переходят к отражению смысловых связей предметов, то есть к обыгрыванию доступных сюжетов из жизни(катать куклу, зайчика в коляске, готовить обед, укладывать игрушки в постель, кормить куклу..). Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго-началу третьегогода жизни ребенок берет на себя определенную роль, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки переплетаются с вымышленными, но в их основе лежит детский опыт. Это свидетельствует о зарождении сюжетно-отобразительной игры. Ребенок переходит из мира вещей в мир людей.
Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из 1 действия (кормление куклы),а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отображающих целое событие(кормление, одевание куклы). Чтобы ребенок набирался опыта для таких игр, необходимо привлекать его к участию в повседневных делах. Если сюжетно-отобразительная игра еще не появилась, нужно навести ребенка, ставить задачу-вопрос: «Не проголодалась ли твоя кукла?». Теперь, ребенок заявляет о своей роли. Он не только связывает название роли с рядом действий, но и использует игрушку как партнера. При этом ребенок действует и за этот персонаж. Предметы-заменители в свою очередь развивают фантазию, творчество ребенка, нестандартные подходы решения проблем. В игре дети узнают и обыгрывают роли в зависимости от пола: девочки-готовят ,баюкают кукол….,мальчики-перевозят грузы, становятся шоферами..
Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.

 

 

2.1 Понятие ПРС, принципы организации

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Суть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям общаться «глаза в глаза», помочь преодолеть барьер в общении между взрослым и ребенком.


2. Принцип активности
, самостоятельности, творчества

Среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Пример:

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.


3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. При этом важен учет половозрастной характеристики детей группы. Если в группе больше мальчиков, то целесообразнее отвести большее пространство группы для работы с напольным конструктором, машинами. Если больше девочек, чаще разворачивается игра в «семью», «больницу», «магазин».

 

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.


5. Принцип эмоциогенности среды. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.

Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения принесенных из дома игрушек, «реликвий»).

 

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей.

Интерьер группы должен меняться. Например, при знакомстве дошкольников с народным творчеством (гжель, хохлома, дымка и др.) педагогу целесообразно ввести в предметно - развивающую среду предметы, игрушки по данной теме. Именно тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством, закрепить основные признаки росписи. Украшением группы может стать подвесная среда, которая создается с учетом возраста детей, периода прохождения определенных тем реализуемой программы. Так, например, в младшей группе с целью освоения сенсорных эталонов, можно подвесить птичек (бабочек, снежинки, листочки), различных по цвету, размеру.

 

7. Принцип открытости - закрытости

Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:

• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующие единству человека и природы. Важно использовать в группах цветы, используя растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях.
• Второй аспект принципа - это открытость культуре. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить в дизайн интерьера.

• Открытость своего «Я». Среда формируется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность.

Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение, дать собственную оценку выполненной деятельности поможет педагогу «Уголок настроения». В среде развития обязательно должны быть зеркала, чтобы ребенок мог не только разглядеть себя, но и своего друга, сравнить и определить, чем он похож, а чем отличается от своего сверстника. Особое внимание педагог должен уделить и периодичности выставления работ детей на «стене творчества», что позволит ребенку познакомиться с работами других детей, выделить лучшее произведение.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.

 

 


2.2 Роль ПРС в воспитании детей раннего дошкольного возраста

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.


Организующая функция
имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция -развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функцияЭто расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка.

 


Специфика организации и оформления ПРС для детей раннего дошкольного возраста.

 

Организация ПРС должна опираться, в частности на возраст детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками..

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, нужно опираться на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Стараться обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта.
Центр природы:

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Центр физической культуры:

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
Оборудование и материалы, которые могут быть в уголке: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Центр изобразительного искусства:

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом,трафареты для пластилинографии,водные и обычные раскраски,клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.

Музыкально – театральный центр:

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный,театр теней, фланелеграф,небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски,шапочки, для постановки сказок, самодельные костюмы.

Книжный центр:

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.