Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономический рост: сущность ,показатели и факторы.





Экономический рост - это такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный доход, реальный валовой внутренний продукт. По сути, он является одной из форм более широкого процесса экономического развития, включающего не только умножение результатов производства, но и становление новых прогрес­сивных пропорций. Они формируют предпосылки последующего про­гресса, которые в данный момент еще не способны привести к умноже­нию реального национального дохода, но тем не менее обеспечивают его в будущем.

Циклический характер рыночной экономики означает, что народное хозяйство может находиться в состоянии как экономического роста, так и спада. Сам спад вряд ли правомерно рассматривать только как период стагнации, в котором экономическому развитию нет места. Во время спада уходят с рынка неэффективные производители, оставляя в нем ниши, которые потом заполнят те, кто способен выдержать требования рынка. Восстанавливается равновесие между совокупным спросом и предложением, на фундаменте которого страна вступает затем в период оживления экономики. Таким образом, даже спад представляет собой специфическую форму развития, создающую основу для будущего эко­номического роста. Именно по этой причине австрийский экономист, прославившийся своими исследованиями в области экономической ди­намики, И. Шумпетер назвал спад или кризис созидательным разруше­нием.



Во всех странах экономическому росту уделяется большое внима­ние, так как только на его основе появляется возможность увеличить благосостояние своих граждан и решать новые социально-экономи­ческие проблемы, возникающие в ходе воспроизводственного процесса.

Для экономического роста необходимо, чтобы был задействован его потенциал, который представляет собой совокупность факторов произ­водства. В экономической науке еще со времен Ж.Б. Сэя выделяют три фактора: труд, землю и капитал. Сегодня обращают внимание еще на два фактора, определяющих темпы экономического роста: предприни­мательскую способность и научно-технический прогресс (НТП).

На предпринимательские способности как на фактор экономическо­го роста указывал И. Шумпетер, отмечая, что они становятся источни­ком нестандартных решений, которые обеспечивают своевременную пере структуризацию производства, корректировку его масштабов, исхо­дя из меняющихся требований рынка. Тем самым предприниматель вы­ступает как новатор и ускоряет экономическое развитие.



НТП увеличивает возможности производства по созданию новых то­варов, способствует улучшению качества уже освоенной продукции, позволяет решить многие производственные проблемы. Страна, более широко применяющая научно-технические новшества, обычно обладает и большими возможностями экономического роста.

Западные теории экономического роста усиленно ищут ответ на во­прос, какова доля каждого фактора в увеличении выпуска продукции, в росте получаемых доходов. Решение этой проблемы важно для поиска оптимального сочетания факторов производства, обеспечивающего уве­личение темпов экономического роста. В качестве инструмента такого анализа используется производственная функция.

Простейшая производственная функция исследует воздействие двух факторов производства на прирост выпуска продукции: труда и капита­ла. Она была определена в 20-х годах XX в. американским ученым П. Дугласом, который на основе статистических данных производства пшеницы в США пришел к выводу, что 1% прироста затрат труда рас­ширяет выпуск в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Результаты этого эмпирического исследования подсказывали предпринимателю, что совершенствования в области использования такого фактора, как труд, предпочтительнее, чем привлечение дополнительного капитала. В связи с этим в странах развитой рыночной экономики стали широко приме­нять разработки, повышающие эффективность мотиваций трудовой дея­тельности, появляются теории человеческих отношений, социального партнерства, целью которых становится обеспечение более высокой отдачи от использования человеческого фактора.



Однако в 50-х годах американский ученый Р. Солоу обращает вни­мание на то, что ведущим фактором экономического роста стано­вится НТП. Р. Солоу на основе развития американской экономики за 1909-1949 гг. определил, что более 80% роста производительности тру­да достигается за счет научно-технического прогресса. Последователь Р. Солоу Э. Денисон, используя данные за период 1929-1982гг., сделал разбивку по отдельным компонентам НТП, определяя составляющие экономического роста. Э. Денисон указал на важность процесса накоп­ления знаний, обеспечивающего почти У вклада технического про­гресса. Оставшаяся у этого вклада связана с более эффективным раз­мещением ресурсов и, кроме того, с экономией факторов производства на единицу продукции. Такая экономия объяснялась увеличением мас­штабов производства, возможность которого давал НТП.

Результаты этих исследований расставили новые акценты в опреде­лении наиболее эффективного фактора производства. Обществу предла­галось обращать внимание не только на необходимость пополнения ма­териально-вещественной основы производства. Понятие роста и про­гресса все в большей мере увязывалось с накоплением знаний, повыше­нием квалификации работников, без чего НТП становится невозмож­ным.

В последнюю четверть века такое восприятие постоянно укрепля­лось. Причиной тому явилось состояние конкуренции в условиях плотного рынка, которая диктовала необходимость постоянного повышения качества продукции, обновления производства и ассортимента. В таких жестких условиях в работнике все больше ценилась его способность к нестандартным решениям, к поиску нового, адаптивность к постоянно меняющимся условиям производства. Такой работник, отвечающий ука­занным требованиям, способен внести вклад в обеспечение устойчивых позиций выпускаемой продукции на рынке и тем самым в рост доходов от ее реализации. В современных индустриальных странах квалифика­ция рабочей силы становится ключевым фактором в конкурентной борьбе, и наиболее эффективными считаются вложения в человека (его образование, развитие и т.д.) или, по западной терминологии, вложения в человеческий капитал. Именно такие вложения способны задейство­вать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП.

Возрастание роли НТП в осуществлении экономического роста при­вело к увеличению требований к размерам авансированного капитала, что бизнесом расценивалось как возрастание предпринимательских рис­ков, так как возрастала та часть капитала, которая имела большой срок окупаемости. В то же время экономический рост на базе НТП обещал столь высокие доходы, что крупный капитал пошел на такой риск. В результате экономический рост значительно повысил уровень благосос­тояния населения развитых индустриальных стран. Поэтому, характери­зуя сегодня развитие рыночного хозяйства, принято указывать на его переход к новому качеству экономического роста.

Это означает, что экономический рост:

· осуществляется главным образом за счет внедрения НТП, примене­ния компьютерных и ресурсосберегающих технологий;

· в большей мере, чем раньше, направлен на повышение качества вы­пускаемых товаров и услуг, на что толкает конкуренция;

· имеет ограничители, устанавливаемые правительством в целях со­хранения здоровой экологической среды для жизнедеятельности челове­ка. Выход экономического роста за эти пределы считается социально опасным.

Переход к новому качеству экономического роста был обусловлен таким уровнем развития производительных сил, который обеспечил на­полнение рынков товарами, т.е. привел к такому состоянию, при кото­ром предложение способно полностью покрыть и даже перекрыть пла­тежеспособный спрос. Дальнейшее расширение производства делается нецелесообразным, и предприниматели на таком рынке только улучша­ют качественные характеристики производства, обновляют ассортимент. Таким образом, насыщенность рынка обусловиланеобходимость пере­хода от экстенсивного типа экономического роста к интенсивному.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ре­сурсов.

Интенсивный тип экономического роста увеличивает выпуск про­дукции, приходящейся на единицу используемых ресурсов, за счет улучшения качественных характеристик производства. Это проявляется:

· в использовании достижений НТП в производственном процессе;

· в повышении квалификации занятых работников;

· в повышении качества выпускаемой продукции, обновлении ассор­тимента.

Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста обычно сосуществуют, поэтому при определении типа экономического роста следует говорить о таком типе, который преобладает в настоящее вре­мя.

В России на необходимость перехода к преимущественно интенсив­ному типу экономического роста официально стали указывать в начале 70-х годов. Однако в условиях командно-административной экономики эта задача оказалась невыполнимой. Между тем возможности экстен­сивного пути исчерпывались. Причиной тому стала нехватка дополни­тельных ресурсов - сначала дополнительной рабочей силы, затем и ос­военных природных ресурсов. Пришлось включить в хозяйственный оборот полезные ископаемые, находящиеся в отдаленных и труднодос­тупных районах. Это привело к удорожанию ресурсов и падению доход­ности производства. Механизм торможения развития производительных сил обусловил необходимость использования рыночных механизмов раз­вития общества. Таким образом, потребность перехода к интенсивному типу экономического роста обернулась сменой модели развития нацио­нального хозяйства.

Переход на интенсивный тип экономического роста меняет роль темпов экономического роста как показателя, отражающего динамизм хозяйственных процессов. Темпы роста могут даже несколько снизить­ся. Но это не означает, что экономика начала развиваться менее эффек­тивно. При экстенсивном росте экономика в основном сохраняла про­порции, свою структурную характеристику и развивалась вширь. В ус­ловиях интенсивного типа роста экономика приобретает динамизм не только за счет расширения производства, но и за счет прогрессивных структурных перестроек. Решение такой двойственной задачи приводит к тому, что наращивать темпы становится гораздо труднее. Кроме того, в условиях насыщенного рынка наращивание темпов не всегда целесо­образно. Развитие в этом случае осуществляется за счет совершенство­вания структуры. Это становится неизбежным в связи с тем, что произ­водство морально устаревает за более короткий срок, и новые ресурсы направляются в него уже с новым уровнем эффективности и качества, в новом сочетании.

Таким образом, темпы экономического роста - важный, но не един­ственный показатель, характеризующий динамизм народного хозяйства.

Другим не менее важным показателем динамизма народного хозяйства являются структурные перестройки. Экономическая политика государ­ства должна это иметь в виду при стимулировании экономического рос­та. Чрезмерное поощрение наращивания темпов роста в ущерб ком­плексному решению экономических проблем способно усилить диспро­порции в национальном хозяйстве и затормозить тем самым экономиче­ское развитие. Такая политика имела место в СССР, начиная с периода индустриализации, когда экономика развивалась с предельно возмож­ными темпами роста. Темпы экономического роста превратились в единственный и обобщающий показатель эффективности. Позже, когда с усилением роли НТП структурные перестройки стали рассматриваться как способ развития народного хозяйства, такой односторонний подход был преодолен. Однако платой за понимание сути динамических про­цессов стало накопление диспропорций.

Любой вид экономического роста, будь то увеличение масштабов производства или улучшение его качественных характеристик, требует дополнительных инвестиций. Возможность инвестиционного процесса и его реализации становится главным двигателем и регулятором эко­номического роста.

Осуществление инвестиционного процесса требует от общества соз­дания ряда объективных предпосылок. К ним относятся:

· достаточный уровень сбережений. Если рыночная экономика не в состоянии обеспечить работникам доход, позволяющий осуществлять сбережения, она не способна задействовать инвестиционный процесс, поскольку он не располагает для этого финансовыми ресурсами;

· развитой финансовой рынок, способный обеспечить приток сбере­жений к инвесторам. Там, где рынок не справляется с этой задачей, деньги оседают у населения и не участвуют в инвестиционном процессе. В значительной степени такая ситуация характерна сегодня для России;

· высокая доходность инвестиций, способная значительно перекрыть возможные потери, связанные с большими коммерческими рисками. Чем выше такие риски, тем более высокие требования ставит бизнес к эффективности инвестиций.

Безусловно, что рациональное размещение инвестиций и повышение эффективности их освоения ускоряет экономический рост. При допу­щении, что сбережения попадают к инвесторам, можно вслед за кейнси-анской теорией утверждать: экономический рост находится в прямой зависимости от нормы накопления (сбережений) и эффективности инвестиций.

Эффективность инвестиций имеет важную особенность, которая учитывается в рекомендациях правительства различных стран, содер­жащихся в планах-прогнозах. Инвестиции должны строиться на основе выбора оптимального сочетания факторов производства, применимого для данной страны. Между тем сами факторы обладают различной про­изводительностью, которая дифференцирована по странам. Так, рабочая сила в Германии характеризуется своей высокой квалификацией. По­этому в Германии выбор направления экономического роста основыва­ется на возможно большем использовании этого фактора, поскольку именно он способен обеспечить стране наибольший прирост реального национального дохода. В Кувейте наибольшей производительностью, т.е. возможностью обеспечить указанный прирост, обладают природные ресурсы. И именно они приобретают доминирующее значение при ре­шении вопроса об эффективности инвестиций и экономического роста.

Таким образом, эффективность инвестиций, базирующаяся на опти­мальном сочетании факторов производства, лежит в основе не только динамизма экономического развития, но и определения его направления, специализации производства.

Важность экономического роста в решении хозяйственных и соци­альных проблем требует его государственного регулирования, в процес­се которого решаются следующие задачи:

· содействие наиболее полному использованию имеющихся ресурсов;

· предотвращение в экономическом росте отклонений от общего эко­номического равновесия и внесение в динамизм хозяйственных процес­сов более устойчивых тенденций;

· применение оздоровительных хозяйственных программ в условиях экономической нестабильности;

· применение ограничений экологического и социального характера в том случае, если экономический рост наносит вред общественным ин­тересам.

Стимулирование экономического роста обычно происходит по мно­гим направлениям. Государство может воздействовать на совокупный спрос, содействовать росту предложения, вкладывать средства в разви­тие фундаментальных научных исследований и вносить свой вклад в развитие образования, применять антициклическое регулирование и, но мере необходимости, оздоровительные программы.

Воздействуя на совокупный спрос, государство расширяет емкость рынка путем увеличения своих расходов. Подобная рецептура характер­на для кейнсианских программ, которые исходят из того, что отсутствие экономического роста является следствием падения платежеспособного спроса. Использование продуманной социальной политики, направлен­ной на обеспечение роста доходов всех слоев населения, сглаживает социальные конфликты и придает экономическому росту более устой­чивый характер. Кроме того, политика доходов регулирует процесс об­разования сбережений, что способствует формированию инвестиций.

Государство может стимулировать увеличение инвестиций, регули­руя налоговые ставки и применяя налоговые льготы, используя режим ускоренной амортизации. Сегодня оно пытается взять на себя часть ин­вестиционных рисков, давая гарантии частным инвесторам, внедряющим особо дорогостоящие проекты, наиболее отвечающие интересам обще­ства.

Вкладывая средства в научные исследования и образование, государ­ство содействует формированию дорогостоящих предпосылок экономи­ческого роста, которые сегодня в наибольшей степени определяют его темпы и направления. Стимулирование же совокупного спроса и пред­ложения, стабилизация экономики при состоянии ее неустойчивости нацелены на формирование благоприятных макроэкономических усло­вий для реализации экономического роста, т.е. на создание благоприят­ного инвестиционного климата.

Простой товарный обмен – это бартер (Т-Т). Он возник тысячи лет назад, постепенно утратив свою роль, но совсем не исчез. В чем неудобство бартера для экономического прогресса? В какие периоды он возрождается? Почему

Тысячи лет назад, когда возник бартер – это был единственный способ установления экономических отношений. Корову меняли на пять овец, а овцу на пять кур все были счастливы и довольны. Но со временем появилось еще одно экономическое понятие, такое как деньги. Сперва они выражали свою стоимость (серебряные и золотые монеты), но со временем истратили это качество (бумажные). Деньги смело вошли в товарный процесс и заняли там соответствующее место (Т-Д-Т). Во времена великих экономических потрясений (1992-1995гг.) производителям пришлось вернуться к бартеру. Самая главная проблема того времени – неплатежи. Не платили ни, потому что не хотели, а потому что денег не было. Производители самостоятельно искали других производителей, которые расплачивались за продукцию первых своей продукцией. А это очень не выгодно, когда ты за свои лампы получил гвозди, а потом этими гвоздями пытаешься расплатиться со своими поставщиками сырья. Плюс надо не забывать про своих работников, которым необходимо каждый месяц выплачивать заработную плату.

Единственный и большой минус бартера, это то, что в ходе экономического процесса В обороте не участвуют денежные средства, следовательно, не восполняются фонды (накопления, амортизационный, социального развития и т.д.). А отсюда отсутствие возможности расширения производства и внедрение новых технологий, из чего в дальнейшем вытекает кризис и спад производства...Т.е. накопление капитала в целом не происходит

 

 

Кривая спроса

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.

Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.

Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

Кривая рыночного спроса является результатом суммирования кривых спроса каждого отдельного покупателя. Спрос изображается в виде наклоняющейся вниз кривой и отражает закон спроса – с уменьшением стоимости товаров или услуг объем их приобретения будет увеличиваться и наоборот, с увеличением стоимости объем приобретенной продукции будет снижаться.

 

 

К основным факторам, определяющим характеристики кривой, относятся:

  • Размер общественных доходов, распределение доходов между группами населения;
  • Объемы рынка, количество покупателей;
  • Текущая стоимость товаров и услуг;
  • Наличие товаров-заменителей, их стоимость и предложение;
  • Наличие дополняющих товаров, их стоимость и предложение;
  • Привычки и вкусы покупателей, сезонность, природно-климатическая обстановка;
  • Ожидания покупателей;

Основным фактором, не влияющим на кривую спроса, является качество товара. Такая ситуация формируется из-за того, что со сменой качественных характеристик изменяется и сам товар. Например, две разные модели «Форд» — это два отдельных блага.

Допустим, все факторы, определяющие спрос, кроме стоимости являются неизменными. Это позволит продемонстрировать каким образом изменение стоимости товаров повлияет на объем спроса.

 

На представленном графике стоимость отображена на осиординат, а спрос – на оси абсцисс. Изображенная линия спроса (D) обладает отрицательным направлением. То есть когда стоимость начинает снижаться объём спроса возрастает и наоборот. При этом в зависимости от обстоятельств кривая спроса может изображаться не только в форме кривой, но и в виде прямой линии.

Передвигаясь вдоль кривой спроса можно наблюдать изменение объема при возможных уровнях стоимости товаров. Обратная взаимосвязь спроса и стоимости товаров обусловлена тремя причинами:

  • Уменьшение стоимости позволяет увеличить количество потребителей;
  • Уменьшение стоимости увеличивает покупательную способность населения;
  • Уменьшение цен обеспечивает выгоду приобретения подешевевших товаров.

Изменение потребительского спроса выражается в сдвигах кривой спроса. На объем спроса воздействует два основных вида факторов:

  • Ценовые. Они главным образом изменяют объем спроса, обеспечивая смещение величины спроса в другие точки кривой.
  • Неценовые. Изменяют сам спрос (то есть его функцию), что проявляется в смещениях кривой правее если спрос увеличился или левее (при уменьшении спроса).

Кривая спроса позволяет графически отобразить состояние спроса на экономическое благо при всех возможных уровнях цены. Их используют для оценки действий потребителей, а также для определения оптимальной стоимости и величины производства (рыночного равновесия) за счет взаимосвязи с кривой предложения.

Смещение по кривой спроса позволяет вычислить объем спроса потребителей при каждом возможном ценовом уровне. Изменение факторов, определяющих состояние спроса, обуславливает сдвиги кривой. Если она передвигается вправо – спрос на продукцию возрастает, а если влево – снижается.

 

 

Закон спроса.

Закон спроса гласит: между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Коренное свойство закона спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему восстанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем высокой. Детерминанты спроса Цена служит самой важной детерминантной количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса:

1) потребительские вкусы;

2) число покупателей;

3) доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары

5) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Рассмотрим влияние на спрос каждой неценовой детерминанты: 1. Потребительские вкусы. Технологические изменения в виде появления нового продукта, или реклама, или изменения моды способны привести к изменению спроса на определенные товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа потребителей вызывает повышение спроса, а уменьшение числа потребителей — сокращение спроса.

3. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок, виски. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4. Цены на сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например бананов и наручных часов, изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на цену другого товара.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; и наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Изменение спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса. В противоположность этому изменение величины спроса передвижение с одной точки на другую точку на кривой спроса, т, е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.

 

 

Заключение

Спрос воспринимается как желание покупателя иметь доступ к потреблению конкретного экономического блага, как готовность потратить на эти цели определенную сумму денег. Зависимость объема спроса от соответствующих факторов выражает функция спроса. В качестве ведущего фактора изменения спроса признается цена. В условиях формирующегося конкурентного рынка чем ниже цена на экономическое благо, тем выше спрос на него.

Степень зависимости объема спроса от конкретного фактора отражает коэффициент эластичности, в зависимости от величины которого спрос бывает эластичным, неэластичным, совершенно эластичным, совершенно неэластичным и единичной эластичности. При этом можно рассчитать дуговую и точечную эластичность.

Разные товары имеют неодинаковую эластичность, что зависит от многих факторов, основными из которых являются цена и доход.

Изучение эластичности спроса имеет особое практическое значение при разработке предприятием рыночной стратегии, а также при определении социально-экономической политики государства.

Основными направлениями и областями, в которых происходит практическое использование категории эластичности, являются:

1. Анализ реакции потребителя на изменение цен.

2. Подготовка производства к изменению спроса.

3. Определение ценовой политики фирм.

4. Принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы.

5. Разработка структуры налогообложения.

6. Проведение различных операций на внешнем рынке (экспортно-импортные операции), на валютном рынке.

7. Выработка мероприятий государственного регулирования экономики.

 

Список использованной литературы:

1. Экономическая теория. Николаева И.П. 1998гю

2. Экономическая теория. Видяпин В.И. , Журавлева Г.П. 1997 г

3. Вводный курс по экономической теории. , Журавлева Г.П 1997 г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.