Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль языка в развитии общества





Развиваясь вместе с развитием общества, язык в известной степени сам может способствовать общественному развитию. Для общества важно наличие единого языка, наличие своего литературного языка, доступного и понятного широким массам, закрепление его в письменной форме и т. п.

Усложнение общественных отношений, развитие государства создает необходимость появления официального, закрепленного в письменной форме литературного языка. В донациональный период в роли таких литературных языков выступали чужие языки: латинский в странах Европы, арабский на Ближнем Востоке. Латинский язык в Западной Европе был языком церкви, официального делопроизводства, языком науки, в отдельных случаях использовался в художественной литературе, но он не был и не мог быть языком повседневного общения, поэтому он не мог оказать существенного влияния на диалекты, не мог способствовать сплочению общества. С развитием капитализма и становлением наций происходит устранение чужих языков, используемых в роли литературных. "Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом,- писал В. И. Ленин,- была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе"*. Как видим, В. И. Ленин специально отмечает необходимость сплочения территорий с населением, говорящим на одном языке, т. е. роль общего для коллектива языка, и важность закрепления этого общего языка в литературе.



*(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258.)

Многочисленные факты в прошлом и настоящем свидетельствуют о важности наличия общего языка для развития народа.

Так, языковая разобщенность, сохранившаяся до сих пор во многих развивающихся странах, создает особые трудности для населения этих стран. Примером могут быть молодые африканские государства. В Танзании, стране с населением в 12 млн. человек (по данным переписи 1967 г.), насчитывается 98 языков; в Кении при 11 млн. населения отмечено 36 сравнительно крупных (говорит более 10 тыс. человек) и много малочисленных языков; в Камеруне - 170, а в Заире - 210 языков. Такая языковая пестрота затрудняет не только рост культурных, но и экономических связей.



Вместе с языковой разобщенностью для многих молодых государств Африки характерно отсутствие литературных языков на своей народной основе. Языковая пестрота и преобладание бесписьменных языков вынуждают использовать в качестве общего литературного языка (в официальной переписке, в печати и т. п.) один из европейских языков (обычно английский или французский), т. е. язык бывших колонизаторов *.

*(См. об этом: Языковая ситуация в странах Африки. М., 1975, с. 32, 47 - 70.)

Положительная роль языка в развитии общественной жизни хорошо иллюстрируется примером индонезийского языка, который сложился на основе малайского, давно используемого для межплеменного общения. Индонезийским его называют с 1928 г., когда он стал широко использоваться в национально-освободительной борьбе, способствуя сплочению разных племен и народностей.

Ярким примером связи языка и общества является пример развития языков народов Советского Союза, многонационального государства, население которого говорит на 130 языках, принадлежащих к разным языковым семьям и группам.

Язык определённым образом отражает территориальную дифференциацию народа, говорящего на нём, выступая в виде множества говоров, и социальную дифференциацию общества на классы, слои и группы, существующие между ними различия в использовании в целом единого языка, выступая в виде множества вариантов, разновидностей, социальных диалектов (социолектов). В языке в виде множества форм общего и специализированного характера, таких, как литературный язык, просторечие, койне, функциональные стили, подъязыки науки, жаргоны и арго, отражается многообразие сфер и сред его применения.



Язык и общество (природа и характер связей). Социальная, территориальная и прочая дифференциация языка в соответсвии с разделением общества на классы, слои, группы. Формы сознательного воздействия общеста на язык (языковая политика).


Существуют разные взгляды на природу и характер языка:

язык полностью зависит от общества,

язык независим от социальных факторов.

 

Отечественные лингвисты придерживаются золотой середины. Дифференциация это территориториалноое, социальное, и прочее деление языка.

 

В результате дифференциации язык может делиться , вызывая появление родственных языков и диалектов.

 

В классовом обществе язык может быть сильно дифференцирован. (лик-возвыш., лицо-норма, рожа-вульгаризм).

 

В разных ситуациях общения используются разные языковые средства. Языковая социализация - языковое вхождение в общество.

 

Различают спонтанное влияние на язык и сознательное воздействие на язык (языковую политику). Это может быть как создание алфавитов и писменности, так и прогнозированние языкового развития и планирование языкового строительства, опираясь на социологическую теорию (Пример: Татарстан, Европа).

Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества. Внешние факторы и внутренние противоречия как источник развития языка.

 

Теории происхождения языка. Формирование конкретных языков.
Происхождение языка нельзя рассматривать в отрыве от происхождения общества, самого человека и развития его сознания, так как происхождение языка - это составная часть этих проблем. Никто никогда не наблюдал, как появляется язык, поэтому все теории его возникновения умозрительны. Сложность: о первоначальной человеческой речи мы можем судить лишь на основании ряда коственных источников. Человеческий язык уникален - обладает двойным членением, а высказывания делятся на дискретные части, которые могут комбинироваться. У животных нет двойного членения. Кроме того, произносить человеческие звуки им не позволяет гортань.

 

Религиозная концепция происхождения языка - язык это дар богов и появился он такой, какой есть. Но уже мыслители античного мира пришли к выводу, что язык создан людьми (Фусей - естественный характер языка, Тесей - условный характер языка).

 

Звукоподрожательная теория - язык возник в результате подражания звукам природы (Лейбниц, Гердер, Гумбольд. "leben"=жить - приятно на слух). В слове звучание символично, имеет значение по природе вещей. Эта теория не состоятельна, так как звукоподражательные слова в разных языках различны.

 

Междометная (или рефлексная или "гав-гав") теория - происхождение языка обьясняется теми переживаниями, котор испытывает человек. Эмоциональные выкрики (междомения) и жестикуляция переросли в символический язык (Штейнталь, Дарвин, Кудрявский). Все домарксистсие теории подходили к вопросу упрощённо и общим для них является признание наличия языка жестов наряду со звуковым.

 

XVIII в. - Теория социального договора: язык - сознательное изобретение людей. 2-а периода: Природный (выражение чувств и страсти, человек - часть природы) и Цивилизационный (социальная договорённость о языке с появлением гос-ва) (Диодор Сицилийский, Адам Смит, ЖЖ Руссо, Ж. де Белле)

 

Теория трудовых выкриков немецкого философа Л.Науре (XIX в) - "трудовая" версия междометной теории. Это важный шаг к правильному осмысл проблемы так как язык возник в результате совместной трудовой деятельности (Бюхер).

 

Марксистская теория - Ф.Энгельс "Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны, 1876". Положения: Возникновение человека, общества и языка - длительный процесс эволюции / сознание, членораздельная речь и общественность - существ признаки чела. Признание длительности процесса возникновения языка и многофакторности этого развития. "Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг." Язык как средство общения, выражения и передачи мысли возникает только в обществе с производсмтв деят. Высокоразвитый нервно-мышечный апарат - основа мыслит и речевой деятельности.

 

Гипотеза Яковлева и Микольского - человечество прошло путь ребёнка, учащегося говорить. Первобытный человек уже говорил словами-предложениями. Дальнейшее развит языка: дифференциация и интеграция.

 

Путь национального языка: 1) Дифферциация племенных диалектов 2) Общий язык племенного союза (языковое разнообразие, но единые корни) 3) Образование языков народностей 4) Формирование языка наций.

Проблема «язык и общество» очень сложна и многоаспектная. Её рассматривали такие учёные как Виноградов, винокур, Щерба, Демериев, Вондалетов и многие другие.

3 аспекта:

1. Функциональная сторона языка.
В качестве особенного компонента язык входит в систему социальных явлений => его функции могут быть только общественным (социальными).

Функция языкаэто практическое проявление его сущности, реализация его назначения, специфические действия языка.

Единство мнений по поводу количества функций языка не достигнуто. Большинство языковедов стоят на точке зрения полфункциональности языка. Одни рассматривают от 2 до 5 функций. Другие их количество не ограничивают. Есть многофункционалисты (Блумфильд, Жилкин, Пазухин). Но в языке одна функция –коммуникативная (обмен +передача информации) – признаётся всеми.

Полифункционалисты выделяют:

  • - экспрессивную;
  • - конструктивную (ментальная) функция формирования мысли;
  • - гносеологическая (познавательная)
  • - прагматическая(воздействие на поведение и психол-кое состояние человека);
  • - кумулятивная (накопительная);

Именно функции придают языку движение, развитие. В конкретных речевых актах функции языка выступают во взаимосвязи, дополняя друг друга, например диалог.

2. Язык как этнический признак.
Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется в первую очередь как языковая группа => названия языка и народа совпадают. Этнический хар-р языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесён с национальным самосознанием. У каждого народа существует свои ассоциации образного мышления, составляющего национальную специфику, а оно базируется на родном языке.

Взаимоотношения языка и этноса обусловили возникновение э т н о л и н г в и с т и к и .

3. Проблемы социолингвистики.
Б. де Куртенэ, Соссюр и другие языковеды различали в языке внешние и внутренние стороны. В настоящее время под внутренними в языке понимается то, что касается его структуры, а под внешним понимается явления лексации за пределами языка, но оказывающее на него своеобразное воздействие.

Изучение внешней стороны , т.е связей языка с экстралингвистическими явлениями привело к созданию в 30-х годах науки- социолингвистики.
Оно отражено в трудах Поливанова, Димериева, Степанова, Аврорина и других. Социолингвистика занимает на грани между языком, социологией, историей, этнографией и социальной психологией. Объект социолингвистики – языковая ситуация, она включает в себя социально-исторические условия, формы этнической общности , численность народа, государственное устройство. Она изучает влияние социальных факторов на эволюцию и структуру языка и исследуют взаимодействие и ? .

Основной метод исследования – корреляция взаимоотношений. Методика анкетирования. Использование данных статистики , переписи населения. Один из вопросов, который решает социолингвистика- что считать социальны в языке? (его связь с обществом в процессе его использования или , что более правильно, его общественную природу).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.