Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Экспериментальное изучение речевой активности школьников с нарушением соматического здоровья





2.1. Методы экспериментального изучения развития речевой активности младших школьников с нарушением соматического здоровья.

В исследовании использованы три вида эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

В эксперименте участвовали дети в количестве 20 человек, учащиеся первых-третьих классов с нарушением соматического здоровья, обучающиеся в МОУ Бакрчинской средней общеобразовательной школе и контрольной группы в школе санаторного типа города Тетюши.

На начальном этапе эксперимента были проанализированы амбулаторные карты испытуемых, педагогическая документация и характеристики педагогов, психолога из учебного учреждения.

 

Психологические особенности больных различными хроническими соматическими заболеваниями

 

Нозологическая группа (заболевание) Психологические особенности
Диабет Повышенная тревожность, агрессивное поведение, конфликтность, стремление к уединению, замкнутость, общие трудности адаптации к социальной ситуации.
Гипертоническая болезнь Отличаются замкнутостью, ограниченными возможностями эмоционального самовыражения, напряженно-требовательским отношением к жизни, выраженной потребностью в самоутверждении.
Язвенная болезнь Преобладание эгоцентрической направленности, неудовлетворенной потребности в любви и признании, негативных установок к окружающим, повышенной тревожности.
Бронхиальная астма Выраженная тревожность, невротичность, сензитнвность, инфантильность.
Муковисцидоз Заниженная самооценка, преобладает повышенный уровень тревожности. Имеют высо кую потребность в общении, которая часто не удовлетворяется.
Лимфостаз Завышенная самооценка, преобладает средний уровень агрессии и тревожности, достаточно общительны, но имеют поверхностный круг общения.
Нефро логические заболевания Обладают адекватной самооценкой, повышен­ным уровнем тревожности, более замкнуты и малообщительны.
Корригированный порок сердца, в раннем детстве Выражены: инфантильность, неуверенность в себе, зависимость, эмоциональная незрелость и неадекватная самооценка.
Бронхиальная астма в гастро-дуоденальная патология Структура образа «Я» характеризуется дисгармоничностью, внутренней диссоциацией между составляющими образа «Я». Измене­ния регуляторной функции образа «Я» состоят в нарушении процессов целеполагания, занижении идеалов личности и искусственном ограничении потенциальных возможностей и резервов личностного развития.
Заболева­ния опорно-двигательного аппарата Выраженная эмоциональная неустойчивость, фрустрированность, тревожность, повышен­ная фиксация на своем физическом облике и выраженный комплекс неполноценности.

 





Экспериментальное исследование проводилось с ноября 2010 года по март 2011 г.В ходе экспериментального исследования применялись следующие методики:

- цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. Разработан А.О.Прохоровым и Г.Н.Генинг. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина;

- методика определения у учащихся мотивов к речевому общению, разработанная М.Г.Гинзбургом;

- методика - рисуночный тест на определение эмоционального отношения учащихся к обучению (к школе, к учебному предмету, к речевой деятельности) разработанная Н.П.Щербо под редакцией А.М.Матюшкина;

- изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам. Методика изучения творческого мышления Дж.Гилфорда;

- сочинение, методика Н.В.Нечаевой с целью выявления у учащихся уровня речевых умений.

При планировании опытно-экспериментальной части исследования нами были определены следующие задачи:



- оценка исходного уровня у соматически ослабленных младших школьников речевой активности, к виду деятельности; развития познавательного интереса к учению;

- выявление нарушений и динамики развития у соматически ослабленных младших школьников речевой активности;

Цель констатирующего эксперимента:выявить исходный уровень знаний, речевых умений, творческого мышления и эмоционального отношения к обучению задействованных в исследовании младших школьников.

Представленные данные показывают, что у большинства соматически ослабленных детей, обучающихся в начальной школе, проявилось разное отношение к виду деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, творческий виды деятельности).

При обработке результатов исследования мы учитывали в работах учащихся особенности изображения: цвет, размеры и контуры рисунка, штриховку и т.д.

В рисунках и цвете дети выражали то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации.

 

Рис. 1. Динамика эмоционального состояния соматически ослабленных младших школьников

 

Третья экспериментальная ситуация – определение мотивов обучения и стремлении к речевому общению у школьников.

Как известно, для школьников с соматическими заболеваниями наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), широкие социальные мотивы, основанные на понимание общественной необходимости учения (социальный), “позиционный” мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, “внешние” по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу, мотив получения высокой отметки.

В основу методики положен принцип “персонификации” мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Обследуемые проявили мотивированную готовность к школьному обучению (рис. 2) и стремлению к речевому общению со сверстниками и взрослыми.

Рис. 2. Результаты исследования уровня речевого взаимодействия

 

Для детей данных групп наиболее характерными оказались следующие мотивы речевого взаимодействия: социальный, высокой отметки, игровой (80%).

Таким образом, внутренняя мотивация к речевому взаимодействию, познавательный интерес у младших школьников еще не достаточно сформированы, у соматически ослабленных школьников преобладает интерес к самому факту пребывания в школе, интерес к первым результатам труда. Наблюдается отсутствие устойчивого интереса к процессу и содержанию учения.

Мотивированную готовность к речевому взаимодействию проявили и группы норма. Они наиболее активно вступали в беседы, отвечали на вопросы распространенными предложениями.

Четвертая экспериментальная ситуация-выявление уровня развития гибкости мышления у младших школьников (творческого мышления).

Для выявления уровня развития гибкости мышления учащимся предлагалось написать как можно больше предложений из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Время выполнения – 5 минут. Оценка результатов задания отражена на рис. 3..

 

Рис. 3. Результаты развития гибкости мышления младших школьников (количество предложений).

 

Учащиеся показали средний и низкий уровни развития гибкости мышления. В работах детей с низким уровнем (экспериментальная и контрольная группы) допущены следующие ошибки: нарушен смысл предложений; слова в предложении не согласуются по родам, числам, падежам; написаны отдельные слова или словосочетания; предложения не составлены. Два и более предложений (высокий уровень) не составил никто из учащихся.

Пятая экспериментальная ситуация – выполнение учащимися творческой работы в письменной форме. Цель исследования: выявить уровень развития речевой активности. Учащиеся писали сочинение-миниатюру на тему “Что такое хорошо, что такое плохо?” Использовалась методика Н.В.Нечаевой.

Сочинения оценивались по 5-балльной системе. Критерии качества оценки творческой работы:

0 баллов - не выполнено задание;

1 балл - набор слов, написано одно целое предложение.

2 балла - написано 2-3 предложения, не связанных по смыслу;

3 балла - написано 2 и больше предложений, связанных по смыслу, есть речевые ошибки;

4 балла - написан краткий рассказ, тема раскрыта.

5 баллов - написан развернутый рассказ, тема раскрыта, предложения построены правильно, используются образные выражения (эпитеты, сравнения), ярко выражена индивидуальность: наличие новых мыслей, не высказанных ранее, эмоциональный отклик. При анализе сочинений учитывались следующие параметры письменной речи: количество слов, количество предложений, использование образных выражений, таких как эпитеты, сравнения, метафоры, раскрытие темы, эмоциональный отклик.

На данном этапе исследования выделены три уровня развития речевых умений: высокий уровень – 3,5–5 баллов, интеллектуально-познавательные, эмоционально-образные, образно-речевые умения сформированы; средний уровень – 2,5–3,5 баллов, интеллектуально-познавательные, эмоционально-образные, образно-речевые умения сформированы частично; низкий уровень – 0–2,5 баллов, интеллектуально-познавательные, эмоционально-образные, образно-речевые умения не сформированы (требования к умениям определены в программе: приложение 1).

Результаты среза по выявлению уровня развития речевой активности учащихся экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 4.

Рис. 4. Уровень развития творческой и речевой активности учащихся

на исходном этапе исследования.

Сочинения-миниатюры помогают развитию связной речи, они учат связно высказывать свои мысли, и в этом смысле этот тип упражнений - более высокая ступень в развитии творческой познавательной деятельности учащихся, самостоятельности, чем выполнение других упражнений, например, таких, как списывание.

Анализ детских сочинений показал, что работы можно было распределить на три группы: сочинения, в которых одна картина-микротема, сочинения, в которых 2-3 микротемы, сочинения, в которых 3 и более микротем, с некоторыми выводами авторов работ.

В работах школьников с ослабленным здоровьем, следует отметить существенные недочеты: неумение определять тему и основную мысль, правильно составлять предложения, не умеют выражать свое отношение к описываемому.

Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем испытуемым
ЭГ – 89%, КГ – 90%.Учащиеся, которые не любят рисовать, не успевают оформить иллюстрацию за определенный отрезок времени: ЭГ – 10%, КГ – 22%.

Многие испытуемые часто пользовались своими рисунками при написании сочинений: ЭГ – 86%, КГ – 76%.

Рисунки помогли учащимся точнее и детальнее описать предметы, события. 78%-90% учащихся желают, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.

Итоги констатирующего эксперимента указали на необходимость целенаправленного развития творческого мышления, воображения, речи школьников с ослабленным здоровьем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.