Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «игровая технология». Функции игровых технологий.





Введение

Важный период становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.

Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.



Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Творческое развитие идей этих педагогов получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.

Все педагоги убеждены, что главная цель коллектива – воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.

В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие.

Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.



Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

Для формирования детского коллектива используются разнообразные средства и методы. Одним из эффективных средств является игра. К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников.



Опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу, в школьную жизнь.

Игры и упражнения формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями представляют собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса и называемую игровой технологией.

Всё, выше перечисленное, даёт возможность утверждать, что тема данного исследования достаточно актуальна.

Цель исследования: изучить влияние игровых педагогических технологий на формирование коллектива младших школьников

Объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников

Предмет исследования: игровые педагогические технологии как средство формирования коллектива младших школьников

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы использования игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

2) Подобрать материал и провести работу с детьми по использованию игровых технологий

3) Проанализировать работу и обосновать возможности практического применения игровых технологий в формировании коллектива младших школьников

Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, педагогический эксперимент.

Структура работы состоит из введения, 2 теоретических и одной практической глав, заключения, списка литературы и приложений.

Практическая значимость определяется тем, что, собранный и систематизированный материал может быть использован в работе других учреждений и специалистов, а также в дальнейшей работе автора как педагога дополнительного образования.

 

Глава 1. Теоретические основы использования игровых педагогических технологий

Понятие «игровая технология». Функции игровых технологий.

Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.

Преимуществами игровых технологий являются активизация и интенсификация образовательного процесса, воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в различных ситуациях, моделирующих реальные условия различного вида деятельности, гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения, моделирование практически любого вида деятельности. К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов» - так писал К.Д. Ушинский.

Игра-это такая деятельность в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В игре формируется характер как особенность отношения личности к выполняемой деятельности, к социуму. Являясь активной и осмысленной для ребенка деятельностью, игра становится для него и средством формирования нравственных качеств. В педагогической игре моделируются социальные институты, оформляющие отношения в различных сферах жизни общества (экономической, общественно политической, правовой).

Личность воспитывается в любой момент жизни. Однако наиболее продуктивно воспитание осуществляется в свободное от обучения время, во внеурочной деятельности, в таких ее видах, как игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность, художественное творчество, социальная ( социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность , спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность. К основным направлениям внеурочной деятельности, в соответствии с ФГОС относятся: спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, художественно-эстетическая, военно-патриотическая, общественно - полезная деятельность, проектная деятельность.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и вся учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

1) Социокультурная. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников , так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

2) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

3) Коммуникативная. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

4) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью ; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека : во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений(интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

5) Игро-терапевтическая или коррекционная функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

6) Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости . Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.

(http://www.i-gnom.ru/stati/konspekty-zanyatiy-i-metodicheskie-razrabotki/igrovaya-tehnologiya.html стр 21,26)

Игровая форма занятий реализуется во вне урочной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся к различным видам деятельности

Игра формирует нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, развивает интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу личности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.