Сделай Сам Свою Работу на 5

Другие формы текущего контроля





УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине Психология

наименование дисциплины (модуля)

для направления подготовки (специальности)

код и наименование направления подготовки (специальности)

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

Виды занятий Распределение по семестрам в часах Всего часов
семестр ---- семестр ---- семестр
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия, в т.ч.:        
лекционные (ЛК)        
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)        
лабораторные (ЛР)        
Самостоятельная работа студентов (СРС)        
Форма промежуточного контроля в семестре* экзамен     экзамен
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)        

Краткое содержание курса

Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).

Раздел I. Введение в общую психологию.

Тема 1. Предмет и задачи психологии как науки.
Психология как наука. Значение слова "психология". Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Структура психологических знаний (обыденная и научная психология). Специфика психических явлений. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.
Предмет и задачи современной психологии. Поведение и деятельность как предмет психологии. Полипредметность психологии.
Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Многомерность структуры современной психологии. Место психологии среди других наук.
Тема 2. Методология и методы психологии.
2.1. Методология психологии.Проблемы методологии и методов психологии. Основные методологические принципы психологии: принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма. Основные подходы в отечественной психологии (номотетический, идеографический, деятельностный, комплексный, системный). Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Характеристика системного подхода. Психика человека как предмет системного исследования.
2.2. Методы психологии. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву). Организационные методы. Эмпирические методы. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Эксперимент Констатирующий и развивающий эксперимент. Беседа. Опрос. Тест, как диагностический метод. Методы обработки данных. Статистические методы обработки материала. Качественный анализ данных. Понятие нормы в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике.
Интерпретационные методы.
Тема 3. Сознание как высшая стадия развития психики.
Психика как свойство материи. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Основные подходы к пониманию психики.
Мозг и психика. Понятие о нервной системе и ее составляющих. Основные функциональные блоки мозга. Энергетический блок. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Понятие о функциональной ассиметрии головного мозга. Понятие о рефлекторной дуге. Безусловные и условные рефлексы. Высшая нервная деятельность.
Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных.
Функции и свойства сознания. Структура сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания. Перспективы развития сознания человека. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Раздел II. Познавательные процессы.
Тема 4. Ощущенияеи восприятие.
4.1. Представление об ощущениях. Виды ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Понятие о психофизических законах. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.
4.2.Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства восприятия: целостность, структурность, предметность, осмысленность, константность. Избирательность восприятия. Проблема адекватности восприятия. Апперцепция. Установка и восприятие. Виды восприятий.
Тема 5. Внимание.
Определение внимания. Роль внимания в осуществлении различных видов деятельности. Свойства внимания: избирательность устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Виды внимания. Этапы формирования произвольного внимания в онтогенезе.
Тема 6. Память.
Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Виды памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Развитие памяти в онтогенезе, параллелограмм развития памяти. Приемы произвольного запоминания.
Тема 7. Мышление и речь.
7.1. Речь и ее функции. Значение речи в жизни человека. Речь как средство общения и обобщения. Речь, язык, языковое сознание. Значение и смысл.Виды речи. Проблема врожденности и приобретенности человеческой речевой способности.Мышление и речь.
7.2. Мышление.
Понятие о мышлении. Функции мышления. ^ Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий. Индукция и дедукция как виды умозаключений. Логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция, конкретизация, сравнение, сериация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое и интуитивное. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности.








Тема 8. Воображение.
Функции воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное - их особенности. Понятие об агглютинации, гиперболизации, заострении, схематизации и типизации как формах синтеза представлений в воображении. Воображение и творчество. Мечта. Фантазия. Закон "эмоциональной реальности воображения". Уход в мир фантазий как форма "бегства от действительности".
Раздел III. Эмоции. Воля
Тема 9.Эмоции и чувства.
Понятие об эмоциях. Основные функции эмоций. Классификация и виды эмоций. Психологические теории эмоций. Характеристики психических состояний. Стресс, фрустрация, страдания, аффекты. Состояния эмоциональной напряженности. Зависимость эмоционального состояния от силы воздействия. Влияние эмоциональных состояний на деятельность. Эмоциональные состояния и здоровье человека. Управление эмоциональными состояниями.
Эмоции и чувства. Высшие чувства. Сопереживание и сочувствие как основа нравственных чувств.
Тема 10. Воля.
Произвольное и непроизвольное поведение. Полевое поведение. Импульсивность. Саморегуляция. Воля и ее основные признаки. Структура волевого действия. Механизм осуществления волевого акта. Лень. Волевые особенности личности. Развитие воли у человека.
Раздел IV. Психология индивидуальных различий.
Тема 11. Темперамент.
Понятие о темпераменте. Тип ВНД и темперамент. Концепция темперамента В.М.Русалова. Типы темпераментов. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Темперамент и продуктивность деятельности. Маскировка темперамента.
Тема 12. Способности.
Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Виды способностей.Понятие одаренности. Талант и гений. Понятие интеллекта. Проблемы диагностики и развития способностей. Проблема отсутствия способностей. Возможности компенсаторного развития.
Тема 13. Характер.
Различные подходы к определению характера. Характер и темперамент. Черты характера и характер как целое. Структура характера. Место характера в общей структуре личности. Типологии характеров. Акцентуации характера. Типы акцентуированных характеров.
Раздел V. Психология личности.
Тема 14. Общее понятие о личности.
Проблема личности в психологии. Макроструктурное психологическое описание человека. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Связь индивидных, субъектных и личностных характеристик человека. Наличие и сосуществование множества определений этого понятия - следствие многогранности и сложности феномена личности. Основные теории личности: психоаналитическая, гуманистическая, социально-когнитивная, теория черт. Представления о структуре личности. Описание личности. Представление о личности как "созвездии черт". Типологический подход к описанию личности. Некоторые классические типологии. Оценка типологического подхода.
Самосознание личности: представление о себе, личностная рефлексия, эмоционально-ценностное отношение к себе, самооценка и уровень притязаний.
Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности.
Роль, статус, позиция личности. Социальные роли личности. Социальные ценности, нормы и статус личности. Влияние социальных норм на личность.
Раздел VI. Психология деятельности.
Тема 15. Деятельность.
Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Структура деятельности. Понятия: действия, операции и средства осуществления деятельности.
Виды и свойства потребностей. Потребности и мотивы, их классификации. Мотивация деятельности. Смысловые образования личности. Реально действующие и "только знаемые" мотивы. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Мотивация достижения. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Направленность личности.
Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Игра как вид деятельности. Общение как деятельность.
Тема 16. Общение.
Понятие общения. Общение и личность. Общение и деятельность. Общение и отношения. Общение и познание. Значение и функции общения. Структура общения.

Форма текущего контроля

Реферат

Рекомендации по определению варианта, темы для написания реферата, методические рекомендации по написанию реферата.

Реферат по курсу «Психология» представляет собой самостоятельную работу студента, в которой излагается сущность какого-либо вопроса учебной программы на основе анализа учебной и научной литературы. При написании реферата должно быть исследовано не менее трех литературных источников (кроме учебников).
Тему для реферата студент выбирает по желанию. Содержание реферата должно строго соответствовать заявленной теме. Можно воспользоваться предложенной ниже тематикой и литературой или написать реферат на другую тему. Важно, чтобы выбранная тема отвечала программе.
Начинайте работу над рефератом с изучения материала учебников, по теме, близкой к выбранной Вами для реферирования; это позволит значительно облегчить понимание специальной литературы. Разрешается пользоваться материалами, взятыми из Интернета, но только в качестве иллюстрации или примера к тексту, составленному Вами самостоятельно на основе книг и учебников. Готовые рефераты из Интернета выдавать за своё собственное творчество категорически запрещается.
Работа над рефератом начинается с формулировки названия и подборки литературы. Возможно, что после завершения текста реферата Вы решите изменить окончательное название Вашего труда. К такому решению студенты приходят из-за того, что по ходу работы над рефератом особенно увлеклись какой-либо отдельной проблемой или достаточно узким вопросом из ранее выбранной темы, или из-за того, что не смогли найти какой-либо важный литературный источник. Можно изменить название реферата. Важно, чтобы заглавие реферата было релевантным по отношению к его содержанию. Релевантность - смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.
Содержание реферата включает как минимум четыре части: введение, основная часть, выводы или заключение и список использованной литературы. Полная структура научного любого научного сообщения включает следующие разделы:
1) Введение – рассматриваются актуальность темы, конкретные задачи и практическое значение работы.
2) Основная часть. Здесь излагаются: а) материал исследования; б) методика исследования; в) полученные результаты; г) обсуждение результатов; д) перспективы дальнейшей работы. Поскольку Вы пишете реферат, в основной части дается, в основном, обзор литературы с Вашими комментариями относительно взаимного дополнения или противоречивости точек зрения различных авторов. Здесь же отмечают наличие нерешенных научных проблем, перечисляют наиболее актуальные вопросы, приводят парадоксальные факты и т.д. Слово “referre” - латинское, означает “докладывать”, “сообщать”. Ваша задача - сжато передать основные концепции авторов книг. Если Вы не согласны с автором (авторами), проаргументируйте свою позицию. Считаете Вы позицию автора современной или она устарела? Итак, основная часть реферата представляет собой обобщенное изложение реферируемого текста по существу вопроса с Вашими комментариями.
3) Выводы. Выводы или заключение - самая ответственная часть работы. В выводах необходимо обобщить материал Вашего исследования, лаконично подать сущность взглядов авторов на рассматриваемый вопрос. Ориентировочно анализ трех-пяти литературных источников предполагает формулировку 4 - 10 выводов. Выводы должны быть краткими. Вы можете повторить в выводах то, что уже излагали в основной части реферата, но должны это сделать сжато, четко, обоснованно. Содержание выводов должно логически следовать из материала, представленного в Вашей работе. Заключение представляет собой выводы с аргументацией.

4) Список литературы. В список использованной литературы вносятся только те источники, которые Вы анализировали и на которые Вы ссылались в своей работе.
5) Приложение. Здесь помещают большие по объему или иллюстрирующие какую-либо частную проблему рисунки, таблицы, карты, расчеты, изложение которых по ходу работы затрудняло бы целостное восприятие работы. В реферате обязательно должно быть оглавление или (на Ваш выбор) план работы. Во введении формулируются основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в работе. Желательно указать во введении, почему данная проблема представляет интерес.
Объем работы зависит от выбранной темы.

 

Темы рефератов

1. Отрасли психологии.

2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

3. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

4. История становления психологической науки.

5. Структура современной психологии.

6. Методы психологического исследования.

7. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

8. Сознание и речь.

9. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.

10. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

11. Виды и развитие человеческой деятельности.

12. Связь восприятия с движениями.

13. Восприятие и научение.

14. Восприятие и умозаключение (мышление).

15. Психологические теории внимания.

16. Ассоциативная теория памяти.

17. Психоаналитическая теория памяти.

18. Факторы, влияющие на развитие памяти.

19. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

20. Теории памяти в психологии.

21. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

22. Воображение и творчество.

23. Сновидения, галлюцинации и грезы.

24. Развитие воображения.

25. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

26. Концепция развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

27. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

28. Классификация и содержание новейших теорий личности.

29. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

30. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.

31. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

32. Исследование типов темпераментов и их психологическая характеристика.

33. Характер и темперамент.

34. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

35. Типология социальных характеров по Э. Фромму.

36. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

37. Основные направления развития воли.

38. Становление волевых качеств личности.

39. Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.

40. Проявление эмоций в творчестве.

41. Любовь как нравственное чувство.

42. Функции и виды эмоций у человека.

43. Значение ощущений и восприятия в жизни человека.

44. Виды и свойства внимания.

45. Виды мышления.

46. Развитие речи у детей.

47. Воображение и творчество.

48. Одаренные дети.

49. История учений о темпераменте.

50. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

51. Формирование и развитие характера.

52. Направленность личности.

53. Коммуникативная сторона общения.

54. Перцептивная сторона общения.

55. Интерактивная сторона общения.

56. Педагогическое общение.

57. Конфликты и способы их разрешения.

58. Коллектив как высший уровень развития малой группы.

59. Лидерство и руководство в малой группе.

60. Виды малых групп.

 

Другие формы текущего контроля

Тестирование

1. Выберите правильный ответ.


Какому методу характерны следующие признаки: активная позиция самого исследователя, создание специальных условий, возможность вызвать интересующий процесс:

а) наблюдение;
б) беседа;
в) эксперимент.

2. Вставьте пропущенное слово:


Высший уровень психического отражения человеческом действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий называется …

3. Вставьте пропущенные слова и закончите предложение


Активность – это способность живых существ производить образы ... и … под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

4. Определите, какие из положений характеризуют:
а) Психическое отражение,
б) Зеркальное отражение?

1. активно действует на среду;

2. отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

3. дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

4. является фотографией окружающей действительности;

5. сигнализирует о жизненно важном для организма

 

5.
Определите, к какой группе относятся следующие методы:
а) Организационные.
б) Эмпирические.
в) Методы обработки данных.

 

1. тест-задание;

2. эксперимент;

3. наблюдение;

4. сравнительный;

5. лонгитюдный;

6. статистический анализ;

7. моделирование;

8. качественный анализ.

6. Какой механизм реакции наблюдается в следующем примере:
У ребенка уже в первые два часа после рождения можно наблюдать характерные сосательные движения, если прикоснуться соской к его губам.

 

7. Выберите правильный ответ.
Человеческий индивид в системе межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием
а) личность;
б) индивид;
в) человек;
г) индивидуальность;
д) субъект.

8.
Вставьте пропущенное слово:


Человек, как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится …

 

 


1. Определите понятия по следующим определениям:
а) человек как представитель рода. Телесное бытие человека.
б) человек как носитель предметно-практической деятельности

 

2.
Назовите механизмы психологической защиты по следующим определениям:
а) замена недоступного объекта доступным;
б) придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны или неизвестны

 

3.
Вставьте ключевые слова.
Психологическая защита – это особая … система, которую использует личность для устранения …, …, которые угрожают…, и сохранения его на желаемом уровне.

4.
Установите последовательность преодоления противоречия, ведущего к развитию личности:
а) активность личности;
б) процесс обучения;
в) потребность;
г) деятельность;
д) мотивы.

5.
Выберите правильный ответ.
Структура сознательной деятельности в себя включает:
а) получение и переработку информации;
б) постановку задачи и создание ее образа;

в) проговаривание задачи в громкой речи;
г) выбор нужного способа решения задачи;
д) сличение результатов решения и коррекции ошибок.


6.
Вставьте пропущенные слова или закончите предложения.
Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей - это …

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.