Сделай Сам Свою Работу на 5

Отражение доходов и расходов в финансовой отчетности предприятия.





Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период отражается в финансовом отчете предприятия о доходах и расходах, который обеспечивает оценку результатов деятельности предприятия за определенный отчетный период с помощью достаточно подробного подразделения данных о доходах и расходах и составляется на основании данных, отраженных на счетах разделов 6 «Доходы» и 7 «Расходы» рабочего плана счетов.

Цель составления этой формы финансовой отчетности - получение информации о том, имеет ли предприятие доход или оно убыточно. Важная особенность данной формы в том, что в ней сравнивается сумма всех доходов предприятия с суммой всех расходов, понесенных им для поддержания своей деятельности.

Как говорилось выше, все счета доходов и расходов в конце отчетного периода закрываются и отражаются в отчете о доходах и расходах . Данный отчет составляется на предприятии один раз в год. Основными его показателями являются:

1. Доход от реализации продукции, работ и услуг. Доход отражается за минусом НДС, и других налогов, за исключением стоимость возвращенных товаров, скидок с цены и продаж;



2. Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг включает фактические затраты предприятия, непосредственно связанные с производством продукции и оказанием услуг;

3. Валовый доход - финансовый результат от реализации продукции и оказанных услуг;

4. Расходы периода - расходы, не включаемые в производственную себестоимость продукции, общие и административные расходы, расходы по реализации, расходы по процентам;

5. Доход (убыток) от основной деятельности, определяется как разница между валовым доходом и расходами периода;

6. Доход (убыток) от не основной деятельности- то есть доход, не связанный с основной деятельностью предприятия (реализация основных средств);

7. Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

8. Расходы по подоходному налогу, определенные за отчетный период;

9. Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения;

10. Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций;

11. Чистый доход (убыток), полученный предприятием за отчетный период.



Отчет о доходах и расходах сводится к раскрытию формирования финансового результата за тот или иной период (чистого дохода и убытка). При этом доходы и расходы могут быть представлены в этом отчете путем разграничения видов деятельности. Такая информация оказывает определенную помощь для принятия решений. Источники статей отчетности имеют важное значение при оценке способности генерировать денежные средства в будущем.

По первой статье отражается доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, дивидендов, гонораров и ренты (в зависимости от основной деятельности). Доход от основной деятельности отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п., налогов и обязательных платежей, стоимости возращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю.

По статье "Себестоимость реализованной продукции (работ и услуг)" показываются фактические затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ и услуг), которые группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам:

1. материальные затраты

2. затраты на оплату труда

3. отчисления на социальное страхование

4. износ основных средств, прочие затраты.

По статье «Расходы периода» показываются фактические административные расходы, расходы на финансирование и расходы по реализации продукции (работ, услуг).

Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ и услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ и услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ и услуг) в результате основной деятельности.



Доход (убыток) от основной деятельности - это сальдированный финансовый результат и определяется он как разность между валовым доходом и расходами периода.

По статье "Доход (убыток) от неосновной деятельности" показывается сальдированный финансовый результат (доход, убыток) от неосновной деятельности. Сюда входят результаты от реализации вне оборотных средств, изначально не предназначенных для продажи, переоценки ценных бумаг, обращающихся на бирже и др.

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения представляет собой сальдированный финансовый результат, определяемый путем алгебраического сложения сумм по статьям "Доход (убыток) от основной деятельности" и "Доход (убыток) от не основной деятельности".

По статье "Подоходный налог" показывается расход, понесенный юридическим лицом в ходе получения дохода. Подоходный налог начисляется в тот же период, в котором возникли соответствующие доходы.

Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения вычисляют путем вычитания из дохода (убытка) от обычной деятельности до налогообложения величины подоходного налога.

Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций есть не что иное, как сальдированный результат от чрезвычайных ситуаций за минусом подоходного налога. Чрезвычайные ситуации - это события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица (субъекта). Предполагается, что такие события и операции будут повторяться часто или регулярно.

Чистый доход представляет собой сальдированный результат (нераспределенный доход, непокрытый убыток), полученный юридическим лицом за отчетный период. По данным отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности субъекта, этот показатель определяется путем алгебраического сложения дохода (убытка) от обычной деятельности после налогообложения с величиной дохода убытка от чрезвычайных ситуаций.

Совершенствование учета доходов и расходов.
Для успешного ведения бухгалтерского учета, проведения исследований по планированию и прогнозированию финансового результата, учета доходов и расходов все больше становится необходимым применение персональных компьютеров, с использованием новейших бухгалтерских программ и информационных технологий.
Программы для бухгалтерского учета на компьютер подразделяются на 3 класса:

1. прикладные;

2. инструментальные;

3. комбинированные.

Прикладные программы собственно и обеспечивают проведение бухгалтерского учета на конкретных предприятиях.
Как видно из таблицы рынок бухгалтерских программ довольно разнообразен. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы — журнал хозяйственных операций — промежуточные документы — баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы вариант и самый сложный для бухгалтера — когда составление журнала бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала хозяйственных операций предполагают использование вспомогательных и справочных данных, вплоть до автоматического написания отдельных блоков. Таким образом, реализуется способности пользователей разной квалификации и опыта.

Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется как:

1. универсальная программа с механизмом настройки на конкретные особенности предприятия (1С:, Инфо Бухгалтер, Турбо Бухгалтер);

2. программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек.

Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, но требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при настройке на конкретном предприятии. По оценкам специалистов, стоимость настройки соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%.
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости.
Современное программное обеспечение в области бухгалтерского учета, с точки зрения практического бухгалтера, имеет следующие недостатки:

1. сложность изложения инструкций для пользователей;

2. ограниченный выбор программ бухгалтерского учета для самых простых пользователей, в том числе, для предпринимателей, ведущих учет самостоятельно;

3. отсутствие программы бухгалтерского учета для наиболее подготовленных профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей;

4. недостаточность охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей хозяйствования;

5. малая совместимость программ с международными стандартами бухгалтерского учета.

Сложность в написании программных инструкций постепенно преодолевается, но многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям.
Практическая работа бухгалтера обычно включает большое количество мелких рутинных операций и действий, которые следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае у бухгалтера появится время для крупных исследований и анализа. Регулярные переделки уже сделанного и/или накапливание простых нерешенных вопросов создают проблемы даже для опытных специалистов. Поэтому практические советы и опыт профессионалов для бухгалтера имеют большое значение. Простые и понятные инструкции стали бы огромным подспорьем. Сложные и подчас заумные определения, специфические термины способны оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Один из таких простых вопросов, который часто не может понять и решить начинающий пользователь, — это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы описываются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос постоянно поднимается.
Второй недостаток - малый выбор программ для неподготовленных пользователей. Он обусловлен сложностью разработки алгоритма.
Третий недостаток - отсутствие программ для профессионалов исследователей и аналитиков. Он связан со сложностью разработки алгоритма, который должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый результат - налоговое поле предприятия - договорные отношения - первичные документы, не является однозначной и потому потребует выбора из определенного числа вариантов.
Четвертый недостаток – малый программный охват специализированных предприятий. Этот недостаток постепенно преодолевается. Усилия разработчиков направлены, чаще всего, на торговые и строительные организации, в то время как существуют другие отрасли (промышленность, наука и технологии, сельское хозяйство и др.).
Пятый недостаток — малая совместимость бухгалтерских программ с международными стандартами. Для его устранения необходимо реформирование бухгалтерского учета с учетом достижений российского учета и специфики экономических условий, традиций, опыта хозяйствования.
Среди прикладных программных продуктов в настоящее время большое место занимают специализированные программы для решения частных задач бухгалтерского учета. Это программы: расчетов заработной платы, учета материальных ценностей, ведения книг продаж и покупок, учета НДС, составления первичных бухгалтерских документов, оформления отчетности, анализа правильности ее составления и др. Прикладные программы строятся в основном по блочному принципу и охватывают самые разнообразные участки работы бухгалтерии.
Инструментальные программы, предназначенные для бухгалтеров высокой квалификации, владеющих техникой программирования, позволяют создать собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии.
Комбинированные программы, включают в себя признаки всех трех рассмотренных типов бухгалтерских программ. Большинство имеющихся прикладных программ в той или иной степени являются комбинированными. Поэтому представленное их деление достаточно условно.
Настоятельную потребность сегодня испытывают бухгалтеры в комбинированной программе, сочетающей бухгалтерский учет с анализом результатов хозяйственной деятельности. В силу сложившихся традиций такая задача ранее не ставилась перед бухгалтерской службой предприятия. Бухгалтерский учет был прерогативой бухгалтерии, а финансово-экономический анализ возлагался на отдел экономики. На крупных государственных предприятиях такой подход был естественным и оправданным. На малых и средних коммерческих предприятиях совокупность указанных проблем в рыночных отношениях приходится решать бухгалтерии. Чаще всего это осуществляется использованием двух различных по стилю, принципам и подходам компьютерных программ. Это обстоятельство усложняет процесс планирования прогнозирования финансового результата и налоговых платежей.
Гораздо удобнее решать проблему анализа результатов хозяйственной деятельности сопоставлением денежных потоков предприятия по отдельным периодам. В работе предприятия можно выделить замкнутые экономические блоки, имеющие входом выручку и другие поступления, а выходом— чистую прибыль. Между входом и выходом располагает спектр хозяйственных операций, отражающий его расходную деятельность. Все расходы условно можно отнести к одной из двух групп:

1. суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги);

2. операционные расходы (или просто расходы).

По экономическому смыслу первая группа расходов не связана с производственным процессом, а вторая определяется именно хозяйственной деятельностью.
Поступающая на предприятие выручка подразделяется на три денежных потока:

1. суммарные налоговые платежи;

2. операционные расходы;

3. чистая прибыль.

Эти денежные потоки удобно рассматривать в относительном виде, а именно, в процентах к выручке. По относительным денежным потокам можно сопоставлять финансовые результаты деятельности предприятия за разные периоды. Используя комбинированные программы можно проследить динамику показателей работы предприятия, провести анализ финансовой деятельности и осуществить налоговое планирование.
Аналогичная потребность появилась при стыковке материалов бухгалтерского и управленческого учетов, и разработке специализированных бухгалтерских программ для решения проблем внутреннего аудита предприятий.
Особое место в проблеме программного обеспечения бухгалтерского учета предприятия в настоящее время занимает необходимость тщательного анализа хозяйственных ситуаций с правовой точки зрения. Принятие финансово-экономических решений руководством предприятия и его учредителями сегодня невозможно без доскональной проработки возможных правовых последствий. Поэтому бухгалтер обязан хорошо знать законодательство в различных сферах производственно - коммерческой деятельности и постоянно отслеживать происходящие изменения. В этом ему помогут имеющиеся правовые информационные базы данных. По статистическим данным, 40% бухгалтеров в той или иной мере используют такие базы данных.
В настоящее время разработана специализированная правовая информационная база данных, включающая в себя законодательные акты, различные разъяснительные и консультационные материалы чисто бухгалтерского характера, например, документы Минфина РК, Госналогслужбы, НацБанка. Для удобства проведения анализа и принятия решений в бухгалтерском программном обеспечении осуществляется стыковка бухгалтерских программ с информационной базой. Бухгалтер, не выходя из бухгалтерской программы, может войти в правовую базу, получить консультацию и продолжить работу.
Важное место в программном обеспечении занимают антивирусные программы.
Компьютерный вирус - это рукотворная законспирированная миниатюрная программа, которая самостоятельно внедряется в другие программы и выполняет вредные незапланированные пользователем действия на компьютере, которые могут исказить и полностью разрушить хранимую бухгалтерскую информацию и программное обеспечение.
Бухгалтеру необходимо при работе соблюдать следующие меры предосторожности:

1. стараться работать только с лицензионным программным обеспечением;

2. составлять и сохранять резервные копии документов и программ;

3. проверять чужие дискеты и диски в момент их введения в свой компьютер;

4. начинать и заканчивать работу компьютера процедурой антивирусного тестирования.

Заключение

В процессе своей деятельности предприятия несут расходы с целью получения доходов. Доходы, полученные от деятельности хозяйствующих субъектов, подлежат налогообложению.

Неправильное отражение доходов и расходов от совершаемых хозяйственных операций приводит к нарушению налогового законодательства. Поэтому бухгалтеру необходимо правильно отражать по методу начисления доходы и расходы, возникающие в результате финансово – хозяйственной деятельности субъекта.

Доход – это денежные средства или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с вкладами собственников.

Состав бухгалтерской отчетности как наиболее достоверного и предсказуемого источника информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету . Действующий порядок налогообложения прибыли предполагает, помимо регистрации и систематизации хозяйственных операций по методологии бухгалтерского учета, выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых обязательств организации, прежде всего по налогу на прибыль. Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

Первичные учетные документы на предприятии составляются в момент совершения хозяйственной операции. Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.

После всего сказанного , следует заключить, что бухгалтерский учет формирует информацию о финансовой деятельности субъекта, необходимую для управления предприятием на основе учетной информации о доходах и расходах. На основании правильного отражения сведений на счетах бухгалтерского учета вырабатываются мероприятия по предупреждению негативных явлений, по повышению рентабельности предприятия, усилению контроля за состоянием актива, капитала и обязательств. Следовательно, в условиях рыночной экономики важное значение приобретает своевременный и правильный учет доходов и расходов предприятия.

Список использованной литературы:

1. Гетьман В.Г. Финансовый учет.

2. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет

3. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета.

4. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет.

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.