Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. Мотивационно-потребностная сфера





Схема

Составления психологической характеристики личности ученика

I. Общие сведения об ученике.

- Ф.И.О., возраст, школа, класс (специализация школы, класса), общее физическое развитие, состояние здоровья (в том числе наличие хронических заболеваний, особенности функционирования нервной системы (быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; быстро переходит от радости к грусти, без видимой причины; адекватная схема настроений; стабилен в проявлении настроения; преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение), рост, вес, внешний вид (рост, лицо, походка и т.д.)

- Семейные условия. Состав семьи, её социальное и финансовое положение. Сведения об эмиграции, о пребывании ребенка с семьей в местах боевых действий и т.п., если эти сведения доступны. Возраст членов семьи, профессии родителей, наличие братьев и сестер, особенности взаимоотношений между членами семьи, отношение родителей к ребенку, к его учебным и трудовым обязанностям в семье.

- Культурно-бытовые условия в семье. Культурный уровень семьи. Уровень выполнения требований школы. Тип семьи по воспитательному потенциалу: воспитательно-неустойчивая (гиперопека); воспитательно-слабая с утратой контакта с ребенком и контроля над ним; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной, наркотической деморализацией); правонарушительная; преступная; психически отягощенная, безнадзорность, жестокое обращение с ребенком.



Методы:контент-анализ, беседа.

 

II. Учебная деятельность

- Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).

- Мотивация учебной деятельности (внутренняя, внешняя; положительная, отрицательная).

- Психологические причины неуспеваемости (несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов, неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей).

- Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе; предметы, к которым проявляется наибольший интерес; отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей).



- Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

III. Развитие познавательных процессов:

- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению, переключаемость, объем); проявления внимания (всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работе не делает; достаточно внимательно слушает объяснения учителя; отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности; не всегда внимательно слушает объяснения учителя, периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке; слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их; как правило, медленно и с трудом сосредотачивается на уроке, мало чего усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке);

- особенности восприятия (осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления);

- особенности памяти (степень развития долговременной, кратковременной, оперативной памяти, память на образы и числа, механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); проявления памяти (при заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала; но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко; при заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом; материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле материала; при заучивании долго разбирается в материале; многократно повторяя его логическую структуру; при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно; для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки);



- особенности мышления (уровень развития логического мышления, умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения, независимость мышления, признаки геймеровского мышления); проявления мышления (быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает учебные задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения; достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные решения; удовлетворительно понимает материалы после объяснения учителя; решает задачи в среднем, собственных оригинальных решений не предлагает; в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач; понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны»);

- особенности воображения (соотношение творческого и воссоздающего воображения).

- особенности речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Методы: контент-анализ, наблюдение, тесты на исследование познавательных процессов, беседа, анализ продуктов деятельности.

 

IV. Дисциплинированность и поведение в школе

1. Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив). Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время. Навыки культуры поведения.

2. Соблюдение школьного режима (соблюдается, причины нарушений; нарушает намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

3. Выполнение требований учителей.

4. Степень дисциплинированности в различных условиях. Наиболее типичные нарушения дисциплины и их причины. Мотивы дисциплинированности.

Методы: наблюдение, описание и анализ кейса.

 

V. Направленность личности учащегося

1. Интересы, увлечения, хобби (перечислить все, чем интересуется ученик: компьютерными играми, техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием, политикой и т.д.); характер интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Внешкольные занятия (систематические): занятия общественно-полезным трудом (каким), занятия художественной самодеятельностью, занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких), занятия спортом (каким), занятия организационной работой (какой).

Направленность интересов: на учебную деятельность, на трудовую деятельность, на художественно-эстетическую деятельность, на достижения в спорте, туризме, на отношения между людьми.

Особенности поведения в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники и др.). Наличие или отсутствие склонности к анорексии, наркотикам, экстремизму, национализму, риска попадания в интернет-зависимость.

2. Мечты, идеалы, ценности, ценностные ориентации, планы на будущее (отмечаются в характеристиках учащихся, начиная с 6-го класса).

Методы: тесты, наблюдение, беседа.

 

VI. Мотивационно-потребностная сфера

Потребности: в физическом совершенствовании, духовном совершенствовании, в трудовой деятельности, в дружбе, в эмоциональной близости со сверстниками, в уважении и поддержки со стороны взрослых, со стороны сверстников, в развлечениях, в комфорте, в лидерстве, в оказании помощи окружающим, в достижении высоких результатов в деятельности, в автономии, в престиже, сексуальные потребности.

 

VII. Система отношений

1. Отношение к школе (дорожит ли пребыванием в ней, что особенно ценит).

2. Отношение к общественным поручениям и качество их выполнения. Степень активности в общественной жизни класса (активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем; принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени; не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет; редко принимает участие в общественных делах; отказывается участвовать в общественных делах).

3. Отношение к труду (уважает ли труд, наличие трудовых навыков, какие виды труда предпочитает). Низкая (высокая) трудовая (общественная) активность, неспособность к систематической, целенаправленной, напряженной деятельности, низкая (высокая, ситуативная) работоспособность, низкое (высокое) чувство ответственности, неспособность (способность) довести начатое дело до конца. Трудолюбие (любую работу всегда выполняет охотно; ищет работу сам и старается делать её хорошо; как правило, охотно берётся за работу, старается выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки; редко охотно берётся за работу; чаще всего старается отклониться от любой работы; всегда отклоняется от любой работы).

Психологические причины: дефекты воспитания, несформированность трудовых навыков, неразвитость волевых качеств, отсутствие интереса к труду.

4. Отношение к детским или молодежным организациям.

Методы: тесты, наблюдение, беседа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.